урок литературного чтения "Девушка-чайка" легенда
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
урок чтения по технологии развития критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok__lit_cht_Devushka_chayka.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
2 класс (школа 2100)
учитель Ларина Наталия Николаевна
МОУ «СОШ № 8»
тема урока: «Девушка—чайка» (крымская легенда)
Цель: познакомить учащихся с новым жанром легендой; работать над формированием правильного типа читательской деятельности; развивать критическое мышление учащихся, речь; продолжить работу по обогащению словаря учащихся; воспитывать интерес к чтению; продолжить работу в группах; формировать умение проводить рефлексию.
Оборудование: листы для каждого ученика, конверты со словами, альбомные листы для каждой группы, опорные слова.
Ход урока:
Оргмомент.
Постановка темы урока. Стадия вызова.
Упражнение «Ассоциации»:
- Прочитайте слово, записанное на доске: ЧАЙКА.
- Запишите на листах возникшие ассоциации. (индивидуальная работа детей)
- Расскажите друг другу, что вы записали. (работа в группах)
- Из записанных слов составьте кластер.
- учитель раздает альбомные листы каждой группе для работы над кластером:
чайка
- Какие слова вы записали? Выберите самые красивые и зачитайте их. (учитель записывает слова на доске и в итоге получается кластер)
Работа с опорными словами:
- А хотите узнать легенду о чайке?
- Что такое легенда?
- Попробуйте предположить о чем пойдет речь в легенде по опорным словам:
Девушка
Старик
Остров
Тайна
Море
Казаки
(индивидуальная работа детей и опрос)
Работа с текстом легенды. Стадия осмысления.
Знакомство с легендой (чтение с остановками)
а) читает учитель 1 часть, звучит музыка (шум моря):
На море на Черном есть остров суровый, немой нелюдимый – красные скалы на буйном зеленом раздолье. Не видно на острове беленьких хаток, кудрявые листья его не покрыли. Одна только тропка зеленая вьется: весенний ручей промыл красную глину, оброс зеленой травою. А дальше – все мертво и глухо.
Но нет, не все: вон там на утесе над морем, где вечно бушует седой прибой, на самой вершине горит по ночам огонек. А днем над утесом чайки печальные вьются, кричат над бушующим морем.
Это что за утес? Почему там огонь? И за что чайки любят утес тот суровый?
- Попробуйте ответить на вопросы этой части.
б) чтение 2 части, (подготовленные дети):
Давно говорят, на остров тот дикий приплыл человек неизвестно откуда. Вынес на берег ребенка и вещи и стал себе жить—поживать.
Как жил, чем питался – сначала об этом никто не ведал. Со временем люди узнали, какое доброе сердце у этого человека. Он каждую ночь огромный разжигал костер, чтоб его видно было далеко, чтоб корабли, которые плыли по волнам зеленым, могли безопасно пройти мимо камней суровых да отмелей скрытых, коварных! А если корабль разбивался о скалы, тогда человек в своем старом челне отважно бросался на помощь несчастным.
И благодарные люди отдать ему готовы были сокровища, деньги и все, что везли на своих кораблях. Но не брал ничего чужеземец, лишь только еды немного, да дров, да смолы для костра.
И вскоре все узнали о старике этом странном и дочери его любимой, которую, словно русалку, волны морские качали, ласкали и жалели.
Выросла дочь старика, и стала на диво красива: бела словно пена морская, глаза голубые, словно море сияли, а зубы, как жемчуг, сверкали из-под алых губ.
- Как вы думаете, мы угадали смысл легенды?
- Что может произойти дальше?
в) чтение «Буксиром» (учитель читает вслух, а дети за ним):
Однажды после купания девушка сладко уснула на теплом песочке (море в то время молчало-дремало). И слышит сквозь сон она шепот. То рядом за камнем втроем собрались: птица-бабич, свинка морская, да рыбка—чешуйка золотая.
Вот рыбка и молвит:
-- Достану со дна я ей жемчуг, кораллы и яркие самоцветы за то, что спасла меня. Лежала, несчастная, я на берегу—сердитые волны забросили очень далеко. Жгло меня солнце, сушило, а хищная чайка в небе кружилась, и с ней моя смерть приближалась. А добрая девушка эта взяла меня, ласково мне улыбнулась и в море легко опустила. Я вновь ожила…
-- А я хорошо научу ее плавать, нырять, танцевать веселые танцы, чудесные сказки я ей расскажу, -- молвила свинка морская, -- за то, что она меня кормит, делится честно едою со мной. Погибла бы я без неё…
-- А я, -- отозвалась задумчиво птица—бабич, -- а я ей поведаю новость, которой никто здесь не знает. Была я за морем, слыхала: прибудут сюда корабли. На тех кораблях дивные люди с чубами (их зовут казаками). Они никого не боятся, и даже древнему морю подарки не дарят, как другие купцы—мореплаватели, лишь вёслами бьют его, не уважают. И море разгневалось на казаков, и злая судьба их всех потопить присудила, сокровища камням отдать, да нам, морским слугам. Большой этой тайны никто не знает. А ей, милосердной, должна рассказать я за то, что меня она тоже спасла. Какой—то злодей перебил мои крылья стрелою, и я умирала на волнах зеленых. А милая девушка эта меня изловила, кровь зашептала, целебных трав приложила, кормила, поила, за мною смотрела, пока не срослись мои крылья. За это раскрою ей тайну большую…
-- Молчи! – зашумели, проснувшись, сердитые волны. – Молчи, не твое это дело! Не смеет никто знать о воле великого моря, не смеет никто противиться грозному!
Набросились волны на камни, сердито кричат между ними. Испуганно свинка и рыбка нырнули на дно, а птица в небо взлетела.
Но поздно проснулись волны: услышала девушка тайну, на ноги быстро вскочила и громко позвала:
-- Вернись, птица-бабич, вернись! Расскажи о тайне подробней! Не нужно ни жемчуга мне, ни кораллов, ни танцев веселых, ни сказок чудесных. А лучше скажи мне, откуда высматривать казаков, как от беды их спасти?
А волны бушуют, а волны ревут:
-- Молчи! Не расспрашивай глупый ребенок. Смирись! Не перечь лучше морю: море ведь сильно накажет.
А девушка думает «Ладно, бушуйте, зеленые волны, чернейте от злости, беситесь. Я вам не отдам на съедение людей тех отважных. Я выручу казаков тех. Отцу не скажу я ни слова. Ведь старенький он, и бороться ему не под силу, а большое ненастье, я вижу будет».
- Что узнали нового?
- Почему птица решила поведать тайну девушке?
- Почему море мешало раскрыть тайну?
- Закончите легенду по—своему. (работа в группах)
д) чтение учителем концовки легенды:
И день догорел, солнце в море спустилось, наступила тишина. Дочь попрощалась с отцом, в пещере легла. А только отец стал костер разжигать, она поднялась, прыгнула в лодку, приготовила все – ждет бури!
Море спокойно пока. Но вдали слышен гул: то туча идет, глазами сверкает, крыльями черными машет на яркие звезды. И гаснут звезды от страха. Вот ветер налетел, засвистел, стараясь костер потушить. Но дед догадался, подбросил смолы, и костер запылал сильнее. И ветер отпрянул назад, и вновь тишина наступила…
И снова, но ближе, загрохотала грозная туча. И целая стая ветров закружилась, завыла, толкая в бока сонные волны. Волны толпою метнулись к скалам. А скалы швырнули в них камни. Жадно они поглотили гостинцы и бросились снова на скалы.
Туча находит, гром громыхает, и молнии хищно сверкают. А буря корабли несчастные гонит, мачты ломает, рвет паруса, в волнах соленых купает.
Но борются с морем казаки, не поддаются! Вот подогнало их к берегу море, вот раскачало и бросило прямо на скалы. И скалы завыли увидев такую добычу. Глазом моргнуть казаки не успели – вдребезги разбило корабли.
Девушка, страха не зная, в море лодку направляет, утопающих хватает, быстро на берег выносит. Уж здесь собралось их не мало, но больше еще погибает. А девушка знай спасает и слышать не хочет, что говорит ей грозно море:
-- Эй, отступись, не тягайся со мною! Добыча моя, не отдам по—пустому! Эй отступись, неразумная! Страшная доля тебя покарает.
Но напрасно! Девушка слушать не хочет. Поднялись страшные волны, старую лодку подхватили, как скорлупку, бросили с гневом на скалы—разбили.
Девушка плачет: плачет она не от боли, плачет она не со страху, -- она из-за лодки рыдает. Жалко ей стало, что нечем спасать несчастных.
«Нет попытаюсь еще раз!» Мигом одежду с себя сорвала и бросилась в бурное море. Не смилостивилось море: жадно ее поглотило. Но смилостивилась судьба: девушка не погибла. Серою чайкой она вспорхнула и полетела над морем, громко плача.
А старик не знал, что дочь совершила. Да те казаки, которых спасла она, все рассказали. Старик как стоял у костра, так и бросился с горя в огонь..
Погибли и дочь и старик.
Но нет не погибли! Каждую ночь огонек на утесе мерцает, а над утесом серые чайки летают, плачут—кричат, лишь только услышат хищную бурю: оповещают моряков, да нам повествуют о древней легенде, о славной девушке—чайке.
- Какие чувства вызвала легенда?
- Правильно ли поступила девушка?
Стадия рефлексии.
Характеристика девушки. Работа с конвертами.
- У каждой группы конверт .Вы должны выбрать слова с помощью которых можно описать девушку и ее поступок.
Добрая, милосердная, ласковая, обижает, трусливая, смелая, злая, заботливая, настойчивая, погибает, спасает, помогает, заботливая, боится, красивая
(работа в группах)
- Прочитайте свои слова.
Составление синквейна.
- Используя выбранные слова, составьте синквейн «Девушка».
Итог урока.
- Захотелось ли вам познакомиться с другими легендами?
- На что похожа легенда?
- Дома подумайте, чем легенда отличается от сказки.
Домашнее задание.
- Дома на выбор сделайте задания: рисунок, пословицы; сочинение о вашем отношении к поступку девушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....