Литературное чтение. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СКАЗКЕ (на примере произведения Л. Муур «Крошка Енот»)
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Зинченко Зинаида Васильевна

Урок проводился во втором классе, УМК " Система Занкова Л.В.".Цели урока: раскрыть нравственное содержание сказки;развивать умение осмысливать художественную идею произведения,умение раскрыть основную мысль текста;формирование навыка  выразительного чтения, воспитание уверенности в том, что дружба  является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Uroki.zip1.22 МБ

Предварительный просмотр:

   25.02.11.Литературное чтение.
НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СКАЗКЕ
(на примере произведения Л. Муур «Крошка Енот»)

Цели:- раскрыть нравственное содержание сказки;

-развивать умение осмысливать художественную идею произведения,

-умение раскрыть основную мысль текста;

-формирование навыка  выразительного чтения,

-воспитание уверенности в том, что дружба  является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация урока, учебник «Литературное чтение» 2 класс, В. Ю. Свиридова,  Н.А. Чуракова.

Ход урока

I.Организационный  момент. 

   -Ребята!

– Я улыбнусь Вам.

Вы улыбнитесь друг другу.

И подумайте: как хорошо,

Что мы сегодня здесь все вместе.

Мы спокойны и добры,

Приветливы и ласковы,

Мы все здоровы.

– Что вы сегодня хотели бы пожелать друг другу?

– А чтобы вы пожелали мне?

Глубоко вздохните и выдохните.

Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения.

Вдохните в себя красоту дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей.

– Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

II. Объявление темы и постановка целей урока.

– Сегодня мы встретимся с героем произведения  американской писательницы Лилиан  Муур «Крошка Енот».Цель нашего урока: раскрыть нравственное содержание сказки, основную мысль текста, будем отрабатывать умение выразительно читать, подумаем о том, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.

II. Артикуляционная гимнастика.

Как вы думаете  для чего мы  проводим артикуляционную гимнастику?

1)Представьте ,что у вас на уровне груди находится надутый воздушный шарик.

Вы давите на него руками ,что происходит, как он спускает ?Ш-ш-ш-ш…

2)Поем гласные звуки а- о- у- и- е-  ю- я—ш.

III.Речевая  разминка. Слайд 2.

Для чего нужна речевая разминка?

Дождь прошел,

Трава блестит.

В небе радуга блестит

В небе радуга стоит.

а) Прочитать как ведущий прогноза погоды.

б) Как человек, который сидит в помещение и с грустью смотрит в окно.

в) Как человек, который проснулся и увидел, что вместо дождливых дней-чудесная картина.

IV.Проверка домашнего материала.

Чтение и пересказ  сказки Л.Н.Толстого «Липунюшка».

Введение  в тему.

– Послушайте стихотворение.

Маленький храбрый Крошка Енот

Осоки на ужин нарвать идёт.

Но не пускает его, на беду,

Тот, кто сидит в пруду.

                Татьяна Керстен.

V. Изучение нового материала.

А кто сидит в пруду мы сейчас узнаем прочитав сказку.

1. П е рв и ч н о е   чтение  сказки «цепочкой» .

– Как по-другому можно озаглавить сказку? (Ответы учащихся.)

– Какое событие произошло в жизни Крошки Енота? (День рождения.)

– Какие угощения вы предлагаете гостям? А что приготовил Крошка Енот для друзей? (Сладкую осоку.)СЛАЙД 3.

Осока – это травянистое растение с режущими листьями, но корень у него очень сладкий.( ОСОКА – это трава, которая растет по берегам пресных водоемов, болот. У нее гладкий стебель; листья длинные, узкие. Цветки мелкие и невзрачные. Цветет весной и летом.)

– Где растет осока? (На пруду, около водоема.) – Кто такой Енот?

– Вы назвали правильное описание этого зверька.

– Еноты – очень смешные и легко приспосабливающиеся животные. Они предпочитают селиться в дуплистых деревьях поблизости от пресных водоемов. Едят они практически все и прекрасно знают, что возле человека всегда найдется какая-нибудь пища. Но особое лакомство для енотов – осока.

(Сообщения о енотах) Слайд 4-5. Жужжащее чтение. Прочитайте для класса. Какой это текст? Тоже сказка?(Научно-популярный)

Почему сказка называется «Крошка Енот» ? (потому что герой сказки еще маленький, поэтому его ласково называют крошкой)

– Какой способ общения с «тем, кто сидит в пруду» сказала Обезьянка? (Надо взять палку и погрозить ему.)Слайд 6-7.

– А  какой  способ  общения  подсказала  мама?  (Попробуй  ему  улыбнуться.) Слайд 8-9.

2. П о в т о р н о е   ч т е н и е  (самостоятельное, жужжащее чтение).

- Вроде бы все понятно и просто в этой сказке. Но на самом не так.

– Прочитайте текст самостоятельно и ответьте на вопрос: «О чем эта сказка?». Подсказка находится в тексте, читайте внимательно. («Находит друзей тот, кто сам встречает их улыбкой».)

 Ф и з к у л ь т м и н у т к а

3. П р о д о л ж е н и е   б е с е д ы   п о   с о д е р ж а н и ю.

– Настоящему сказочному герою на пути к цели обязательно должны встретиться трудности и препятствия. Встретил ли их Крошка Енот? (Встретил, только эти препятствия придуманы Обезьянкой. Животных пугало собственное отражение в воде.)

– Можно ли назвать Крошку Енота храбрецом? (Крошку Енота можно назвать храбрецом, так как он смог побороть свой страх. Он преодолевает препятствие и возвращается домой поумневшим и повзрослевшим.)Слайд 10.

– В каждом живом существе живет много персонажей. Всегда ли мы нравимся сами себе? (Иногда мы сердимся, жадничаем, обижаем других, иногда бываем внимательны, заботливы, ласковы.)

– Эти разные люди живут в нас. Нужно всегда помнить о том, каков тот человек, кто сидит у каждого из нас в душе.

VI. Рефлексия.

– Кто помог нам прочитать английскую сказку? (Переводчик О. Образцова.)

– Чему учит произведение Лилиан Муур?(Надо быть внимательным к окружающим,приветливым.И тогда к тебе также будут относиться).

А вы сами какими должны стать, чтобы с вами дружили? У вас на столах лежат листочки  с чертами  характера ? Выберите те которыми должен обладать настоящий друг.(На листочках разного цвета написаны положительные и отрицательные черты характера)

(Звучит песня «Улыбка»).

Вывод:

-Какими качествами, чертами характера надо обладать,чтобы с кем- нибудь подружиться,стать ему настоящим другом?    Слайд 11.

Настоящий друг          

-добрый

-порядочный

-щедрый

-умный

-должен уметь дружить

-честный

- не держит камень за пазухой

-умеет помогать

- в беде не бросит

- имеет сострадание

-заботится о младших

-помогает старшим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение (2 класс). Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот».

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. УМК "Система Занкова Л. В." Цель: формировать представление о нравственных качествах человека, значении доброжелательных отношений на...

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот».

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот»....

Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».

Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...

Технологическая карта ПНШ для проведения урока литературного чтения в 3 классе Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

Технологическая карта урокаЛилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»Цели урока: учить выдел...

Урок литературного чтения в 4 классе. Лилиан Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

На уроке литературного чтения с помощью системы вопросов учитель сможет побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст, работать над развитием умения пересказывать основные моменты текс...

Урок по литературному чтению " Нравственные уроки в сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане"

Чудесная сказка А.С.Пушкина о добре и зле, любви и корысти, наказании и прощении....

Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"

Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"...