Литературное чтение. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СКАЗКЕ (на примере произведения Л. Муур «Крошка Енот»)
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Урок проводился во втором классе, УМК " Система Занкова Л.В.".Цели урока: раскрыть нравственное содержание сказки;развивать умение осмысливать художественную идею произведения,умение раскрыть основную мысль текста;формирование навыка выразительного чтения, воспитание уверенности в том, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Uroki.zip | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
25.02.11.Литературное чтение.
НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СКАЗКЕ
(на примере произведения Л. Муур «Крошка Енот»)
Цели:- раскрыть нравственное содержание сказки;
-развивать умение осмысливать художественную идею произведения,
-умение раскрыть основную мысль текста;
-формирование навыка выразительного чтения,
-воспитание уверенности в том, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация урока, учебник «Литературное чтение» 2 класс, В. Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова.
Ход урока
I.Организационный момент.
-Ребята!
– Я улыбнусь Вам.
Вы улыбнитесь друг другу.
И подумайте: как хорошо,
Что мы сегодня здесь все вместе.
Мы спокойны и добры,
Приветливы и ласковы,
Мы все здоровы.
– Что вы сегодня хотели бы пожелать друг другу?
– А чтобы вы пожелали мне?
Глубоко вздохните и выдохните.
Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения.
Вдохните в себя красоту дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей.
– Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II. Объявление темы и постановка целей урока.
– Сегодня мы встретимся с героем произведения американской писательницы Лилиан Муур «Крошка Енот».Цель нашего урока: раскрыть нравственное содержание сказки, основную мысль текста, будем отрабатывать умение выразительно читать, подумаем о том, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.
II. Артикуляционная гимнастика.
Как вы думаете для чего мы проводим артикуляционную гимнастику?
1)Представьте ,что у вас на уровне груди находится надутый воздушный шарик.
Вы давите на него руками ,что происходит, как он спускает ?Ш-ш-ш-ш…
2)Поем гласные звуки а- о- у- и- е- ю- я—ш.
III.Речевая разминка. Слайд 2.
Для чего нужна речевая разминка?
Дождь прошел,
Трава блестит.
В небе радуга блестит
В небе радуга стоит.
а) Прочитать как ведущий прогноза погоды.
б) Как человек, который сидит в помещение и с грустью смотрит в окно.
в) Как человек, который проснулся и увидел, что вместо дождливых дней-чудесная картина.
IV.Проверка домашнего материала.
Чтение и пересказ сказки Л.Н.Толстого «Липунюшка».
Введение в тему.
– Послушайте стихотворение.
Маленький храбрый Крошка Енот
Осоки на ужин нарвать идёт.
Но не пускает его, на беду,
Тот, кто сидит в пруду.
Татьяна Керстен.
V. Изучение нового материала.
А кто сидит в пруду мы сейчас узнаем прочитав сказку.
1. П е рв и ч н о е чтение сказки «цепочкой» .
– Как по-другому можно озаглавить сказку? (Ответы учащихся.)
– Какое событие произошло в жизни Крошки Енота? (День рождения.)
– Какие угощения вы предлагаете гостям? А что приготовил Крошка Енот для друзей? (Сладкую осоку.)СЛАЙД 3.
Осока – это травянистое растение с режущими листьями, но корень у него очень сладкий.( ОСОКА – это трава, которая растет по берегам пресных водоемов, болот. У нее гладкий стебель; листья длинные, узкие. Цветки мелкие и невзрачные. Цветет весной и летом.)
– Где растет осока? (На пруду, около водоема.) – Кто такой Енот?
– Вы назвали правильное описание этого зверька.
– Еноты – очень смешные и легко приспосабливающиеся животные. Они предпочитают селиться в дуплистых деревьях поблизости от пресных водоемов. Едят они практически все и прекрасно знают, что возле человека всегда найдется какая-нибудь пища. Но особое лакомство для енотов – осока.
(Сообщения о енотах) Слайд 4-5. Жужжащее чтение. Прочитайте для класса. Какой это текст? Тоже сказка?(Научно-популярный)
Почему сказка называется «Крошка Енот» ? (потому что герой сказки еще маленький, поэтому его ласково называют крошкой)
– Какой способ общения с «тем, кто сидит в пруду» сказала Обезьянка? (Надо взять палку и погрозить ему.)Слайд 6-7.
– А какой способ общения подсказала мама? (Попробуй ему улыбнуться.) Слайд 8-9.
2. П о в т о р н о е ч т е н и е (самостоятельное, жужжащее чтение).
- Вроде бы все понятно и просто в этой сказке. Но на самом не так.
– Прочитайте текст самостоятельно и ответьте на вопрос: «О чем эта сказка?». Подсказка находится в тексте, читайте внимательно. («Находит друзей тот, кто сам встречает их улыбкой».)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
3. П р о д о л ж е н и е б е с е д ы п о с о д е р ж а н и ю.
– Настоящему сказочному герою на пути к цели обязательно должны встретиться трудности и препятствия. Встретил ли их Крошка Енот? (Встретил, только эти препятствия придуманы Обезьянкой. Животных пугало собственное отражение в воде.)
– Можно ли назвать Крошку Енота храбрецом? (Крошку Енота можно назвать храбрецом, так как он смог побороть свой страх. Он преодолевает препятствие и возвращается домой поумневшим и повзрослевшим.)Слайд 10.
– В каждом живом существе живет много персонажей. Всегда ли мы нравимся сами себе? (Иногда мы сердимся, жадничаем, обижаем других, иногда бываем внимательны, заботливы, ласковы.)
– Эти разные люди живут в нас. Нужно всегда помнить о том, каков тот человек, кто сидит у каждого из нас в душе.
VI. Рефлексия.
– Кто помог нам прочитать английскую сказку? (Переводчик О. Образцова.)
– Чему учит произведение Лилиан Муур?(Надо быть внимательным к окружающим,приветливым.И тогда к тебе также будут относиться).
А вы сами какими должны стать, чтобы с вами дружили? У вас на столах лежат листочки с чертами характера ? Выберите те которыми должен обладать настоящий друг.(На листочках разного цвета написаны положительные и отрицательные черты характера)
(Звучит песня «Улыбка»).
Вывод:
-Какими качествами, чертами характера надо обладать,чтобы с кем- нибудь подружиться,стать ему настоящим другом? Слайд 11.
Настоящий друг
-добрый
-порядочный
-щедрый
-умный
-должен уметь дружить
-честный
- не держит камень за пазухой
-умеет помогать
- в беде не бросит
- имеет сострадание
-заботится о младших
-помогает старшим
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение (2 класс). Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот».
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. УМК "Система Занкова Л. В." Цель: формировать представление о нравственных качествах человека, значении доброжелательных отношений на...
Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот».
Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот»....
Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».
Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...
Технологическая карта ПНШ для проведения урока литературного чтения в 3 классе Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»
Технологическая карта урокаЛилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»Цели урока: учить выдел...
Урок литературного чтения в 4 классе. Лилиан Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
На уроке литературного чтения с помощью системы вопросов учитель сможет побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст, работать над развитием умения пересказывать основные моменты текс...
Урок по литературному чтению " Нравственные уроки в сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане"
Чудесная сказка А.С.Пушкина о добре и зле, любви и корысти, наказании и прощении....
Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"
Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"...