Литературное чтение (2 класс). Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот».
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. УМК "Система Занкова Л. В." Цель: формировать представление о нравственных качествах человека, значении доброжелательных отношений на примере сказки Л. Муур «Крошка Енот".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_problemy_v_skazke_l._muur_kroshka_enot.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: литературное чтение.
МБОУ СОШ №121 г. о. Самара
Класс: 2 Б.
Программа: Л. В. Занкова.
Дата проведения: 26 февраля 2014 года.
Учитель: Котлярова Наталья Александровна.
Тема: Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формировать представление о нравственных качествах человека, значении доброжелательных отношений на примере сказки Л. Муур «Крошка Енот».
Задачи:
1.Образовательные:
-развивать умение осваивать художественную идею произведения;
-развивать умение раскрывать основную мысль текста;
-распознать, к какому виду относится сказка «Крошка Енот»;
-развивать навыки выразительного чтения.
2. Развивающие:
-развивать познавательную активность учащихся;
-развивать умения работы с текстом: наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы в соответствии с познавательной целью;
-развивать речь, творческие способности детей;
-расширять кругозор, словарный запас;
-развивать мышление, воображение, внимание.
3. Воспитательные:
-воспитывать активность, усидчивость, любознательность в процессе учения;
-воспитывать в детях чувства товарищества, доброжелательности и взаимопомощи.
Информационно-техническое сопровождение урока: компьютерная презентация, компьютер, интерактивная доска, проектор, конспект урока.
Оборудование: Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 класса; раздаточный материал, толковые словари.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Универсальные учебные действия. |
I Орг. момент. | Проверка готовности. Учитель читает стихотворение, настраивает учащихся на работу. -Прозвенел звонок, Начался урок. Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. | Слушают учителя. | Личностные УУД: формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи. |
II Актуализация знаний. | Загадывает загадку о дружбе. -Мы в беде друг другу помогаем, Вместе делаем уроки и гуляем. Когда нет тебя, то я скучаю И в любимые игрушки не играю. Нам общение друг с другом очень нужно, Потому что это … (дружба). -Найдите в толковом словаре понятие дружба. Учитель организует работу в парах по составлению пословиц и поговорок о дружбе. -О дружбе народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним. Для этого найдите соответствие строк левого и правого столбиков. Объясните в чём смысл этих пословиц? (Раздаточный материал в приложении 1.) | Учащиеся отгадывают загадку. Читают определение понятия – дружба. (Дружба – это взаимная привязанность двух или более людей. Тесная связь их, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении.) Учащиеся составляют пословицы и дают им объяснения. 1. «Нет друга – ищи, а нашёл – береги.» Друга необходимо искать, а ежели нашел надо дружбой дорожить. 2. «Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.» Лучше иметь сто друзей, чем 100 рублей. Деньги сегодня есть, завтра их нет. А друзья остаются на всю жизнь. 3. «Старый друг лучше новых двух.» Старый друг верный проверенный человек он лучше, чем новый не проверенный друг. 4.«Не мил и свет, когда друга нет». Очень плохо не иметь друга. Не с кем поделиться радостью и горестью. Когда нет друга и свет не мил. | Познавательные УУД: формировать умение выделять существенную информацию, пользоваться словарями, выдвигать предположения, формулировать выводы наблюдений, доказывать, аргументировать свою точку зрения. Коммуникативные УУД: формировать умение строить понятные для собеседника высказывания, адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; формировать интерес к общению при работе в парах. Регулятивные УУД: формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
III Постановка темы и цели урока. | -Кто догадался, какой теме будет посвящено сегодняшнее произведение? -Сегодня мы попробуем решить проблему: «С чего начинается дружба?» С такой проблемой столкнулся и вот этот герой из сказки английской писательницы Лилиан Муур. Кто это? /1 слайд/ –Еноты – очень смешные и легко приспосабливающиеся животные. Они предпочитают селиться в дуплистых деревьях поблизости от пресных водоемов. Едят они практически все и прекрасно знают, что возле человека всегда найдется какая-нибудь пища. Но особое лакомство для енотов – осока. /2 слайд/ -Кто может назвать тему урока? | Учащиеся выдвигают гипотезу. Учащиеся читают научно популярный текст о еноте. | Познавательные УУД: формировать умение выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению. Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
IV Работа по новой теме. Физкультминутка. | 1.Учитель демонстрирует книгу Л. Муур «Крошка Енот и Тот кто живёт в пруду» /3 слайд/ -Лилиан Муур американская писательница. Родилась в 1909 году. Автор весёлых сказочных книг для малышей. -В нашем учебнике сказка дана в сокращении. Полную версию сказки можно найти в книге. -Откройте учебник на стр.72. 2. Знакомство со сказкой. -Познакомимся со сказкой. 3.Учитель организует работу над содержанием сказки. -Понравилась сказка? Кто главный герой сказки? -Как вы думаете, к какому виду можно отнести эту сказку? - Какое важное событие произошло в жизни нашего героя? -Вспомните, что является украшением вашего стола в день рождения? -А у Крошки Енота? -Прочитайте, что такое осока? /4 слайд/ -Куда отправился наш герой за сладким угощением? -Какая страшная тайна по мнению обезьянки поджидала его у пруда? /5 слайд/ -Правильный ли совет дала ему обезьянка? К чему привёл этот совет? /6 слайд/ -Кто же дал крошке Еноту правильный совет? /7 слайд/ -Что посоветовала мама? Найдите и прочитайте. /8 слайд/ -Помог ли этот совет? Докажите словами текста. -Прочитайте текст самостоятельно и ответьте на вопрос: «О чем эта сказка?». Подсказка находится в тексте, читайте внимательно. –Настоящему сказочному герою на пути к цели обязательно должны встретиться трудности и препятствия. Встретил ли их Крошка Енот? –Можно ли назвать Крошку Енота храбрецом? /9 cлайд /. –В каждом живом существе живет много персонажей. Всегда ли мы нравимся сами себе? – Эти разные люди живут в нас. Нужно всегда помнить о том, каков тот человек, кто сидит у каждого из нас в душе. | Сказку читают учащиеся. Учащиеся анализируют содержание текста. Отвечают на вопросы. (Главный герой этой сказки – Крошка Енот.) (Сказка о животных – высмеивает плохие черты характера, поступки, вызывает сострадание к слабому и обиженному.) (День рождения.) (Торт со свечами.) (Сладкая осока.) (Осока – травянистое болотное растение с узкими и длинными режущими листьями, корневище у неё сладкое.) (К пруду.) (Там живёт кто – то злой и страшный.) (Тот, Кто в пруду тоже стал махать палкой и скорчил сердитую рожу). (Мама.) (А ты вернись назад и попробуй ему улыбнуться!) (Тот, Кто сидел в пруду, тоже улыбнулся в ответ.) («Находит друзей тот, кто сам встречает их улыбкой».) (Встретил, только эти препятствия придуманы Обезьянкой. Животных пугало собственное отражение в воде.) (Крошку Енота можно назвать храбрецом, так как он смог побороть свой страх. Он преодолевает препятствие и возвращается домой поумневшим и повзрослевшим.) (Иногда мы сердимся, жадничаем, обижаем других, иногда бываем внимательны, заботливы, ласковы.) | Познавательные УУД: формировать умение выразительно читать текст, понимать фактическое содержание текста, подбирать слова-определения для характеристики героев, понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения. Коммуникативные УУД: формировать умение адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника, уважать мнение собеседника. Регулятивные УУД: формировать умение оценивать результаты работы, организовывать самопроверку, менять позиции слушателя, читателя в зависимости от учебной задачи. |
V Рефлексия. | Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. –Кто помог нам прочитать английскую сказку? –Чему учит произведение Лилиан Муур? -А вы сами какими должны стать, чтобы с вами дружили? У вас на столах лежат листочки с чертами характера? Выберите те которыми должен обладать настоящий друг.(На листочках написаны положительные и отрицательные черты характера. Раздаточный материал в приложении 2.) Вывод: -Какими качествами, чертами характера надо обладать, чтобы с кем-нибудь подружиться, стать ему настоящим другом? /10 cлайд ./ -А сейчас я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультипликационного фильма. -С чего начинается дружба? | (Переводчик О. Образцова.) (Надо быть внимательным к окружающим, приветливым. И тогда к тебе также будут относиться). Настоящий друг -добрый -порядочный -щедрый -умный -должен уметь дружить -честный - не держит камень за пазухой -умеет помогать - в беде не бросит - имеет сострадание -заботится о младших -помогает старшим (Дружба начинается с улыбки!) | Познавательные УУД: формировать умение обобщать и классифицировать учебный материал, формулировать несложные выводы. Коммуникативные УУД: формировать умение адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника, уважать мнение собеседника. Регулятивные УУД: формировать умение оценивать конечные результаты работы на уроке, контролировать правильность и полноту ответа. |
VI Домашнее задание. | Учитель даёт домашнее задание. -Выберите себе задание по своему желанию. 1.Перечитать сказку; 2.Прочитать сказку по ролям; 3.Сделать иллюстрацию к сказке; 4.Найти полную версию сказки и прочитать. | Учащиеся записывают домашнее задание. |
Приложение 1.
Не имей 100 рублей, когда друга нет.
Старый друг а нашёл – береги.
Не мил и свет, лучше новых двух.
Нет друга – ищи, а имей сто друзей.
Не имей 100 рублей, когда друга нет.
Старый друг а нашёл – береги.
Не мил и свет, лучше новых двух.
Нет друга – ищи, а имей сто друзей.
Приложение 2.
Настоящий друг Настоящий друг
-вредный -вредный
-добрый -добрый
-трусливый -трусливый
-порядочный -порядочный
-щедрый -щедрый
-умный -умный
-должен уметь дружить -должен уметь дружить
-жадный -жадный
-честный -честный
-капризный -капризный
-не держит камень за пазухой -не держит камень за пазухой
-умеет помогать -умеет помогать
-в беде не бросит -в беде не бросит
-хитрый -хитрый
-имеет сострадание -имеет сострадание
-заботится о младших -заботится о младших
-помогает старшим -помогает старшим
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения . 4 класс . В гостях у сказки.
За что мы так любим сказки? Почему их читают люди разного возраста ? На какие вопросы могут дать ответы сказки?...
Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"
Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...
Сценарий праздника для 1 класса "Прощание с "Букварем" по сказке Л.Муур "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду".
Сценарий праздника для 1 класса "Прощание с "Букварем" по сказке Л.Муур "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду".Презентация к празднику....
Литературное чтение. 2 класс. Школа2100 Тема раздела: «Сказка мудростью богата». Тема урока: Где правда, там и счастье (корейская сказка «Честный мальчик»).
Литературное чтение. 2 класс. Школа2100Тема раздела: «Сказка мудростью богата»....
Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот».
Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот»....
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс "Нравственный смысл сказки Г.Х. Андерсена. "Гадкий утёнок"
Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Нравственный смысл сказки Г.Х. Андерсена. "Гадкий утёнок"Учимся определять, что хорошо, что плохо, обсуждать поступки герое...