Литературное чтение (2 класс). Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот».
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Котлярова Наталья Александровна

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. УМК "Система Занкова Л. В." Цель: формировать представление о нравственных качествах человека, значении доброжелательных отношений на примере сказки Л. Муур «Крошка Енот".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennye_problemy_v_skazke_l._muur_kroshka_enot.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: литературное чтение.

МБОУ СОШ №121 г. о. Самара

Класс: 2 Б.

Программа: Л. В. Занкова.

Дата проведения: 26 февраля 2014 года.

Учитель: Котлярова Наталья Александровна.

Тема: Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формировать представление о нравственных качествах человека, значении доброжелательных отношений на примере сказки Л. Муур «Крошка Енот».

Задачи:

1.Образовательные:

-развивать умение осваивать художественную идею произведения;

-развивать умение раскрывать основную мысль текста;

-распознать, к какому виду относится сказка «Крошка Енот»;

-развивать навыки выразительного чтения.

2. Развивающие:

-развивать познавательную активность учащихся;

-развивать умения работы с текстом: наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы в соответствии с познавательной целью;

-развивать речь, творческие способности детей;

-расширять кругозор, словарный запас;

-развивать мышление, воображение, внимание.

3. Воспитательные:

-воспитывать активность, усидчивость, любознательность в процессе учения;

-воспитывать в детях чувства товарищества, доброжелательности и взаимопомощи.

Информационно-техническое сопровождение урока: компьютерная презентация, компьютер, интерактивная доска, проектор, конспект урока.

Оборудование: Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 2 класса; раздаточный материал, толковые словари.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Универсальные учебные действия.

I Орг. момент.

Проверка готовности. Учитель читает стихотворение, настраивает учащихся на работу.

-Прозвенел звонок,

Начался урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Слушают учителя.

Личностные УУД: формировать чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

II Актуализация знаний.

Загадывает загадку о дружбе.

-Мы в беде друг другу помогаем,

Вместе делаем уроки и гуляем.

Когда нет тебя, то я скучаю

И в любимые игрушки не играю.

Нам общение друг с другом очень нужно,

Потому что это … (дружба).

-Найдите в толковом словаре понятие дружба.

Учитель организует работу в парах по составлению пословиц и поговорок о дружбе.

-О дружбе народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним. Для этого найдите соответствие строк левого и правого столбиков. Объясните в чём смысл этих пословиц?

(Раздаточный материал в приложении 1.)

Учащиеся отгадывают загадку.

Читают определение понятия – дружба.

(Дружба – это взаимная привязанность двух или более людей. Тесная связь их, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении.)

Учащиеся составляют пословицы и дают им объяснения.

1. «Нет друга – ищи, а нашёл – береги.» Друга необходимо искать, а ежели нашел надо дружбой дорожить.

2. «Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.» Лучше иметь сто друзей, чем 100 рублей. Деньги сегодня есть, завтра их нет. А друзья остаются на всю жизнь.

3. «Старый друг лучше новых двух.» Старый друг верный проверенный человек он лучше, чем новый не проверенный друг.

4.«Не мил и свет, когда друга нет». Очень плохо не иметь друга. Не с кем поделиться радостью и горестью. Когда нет друга и свет не мил.

Познавательные УУД: формировать умение выделять существенную информацию, пользоваться словарями, выдвигать предположения, формулировать выводы наблюдений, доказывать, аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные УУД: формировать умение строить понятные для собеседника высказывания, адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; формировать интерес к общению при работе в парах.

Регулятивные УУД: формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

III Постановка темы и цели урока.

-Кто догадался, какой теме будет посвящено сегодняшнее произведение?

-Сегодня мы попробуем решить проблему: «С чего начинается дружба?»

С такой проблемой столкнулся и вот этот герой из сказки английской писательницы Лилиан Муур. Кто это?

/1 слайд/

–Еноты – очень смешные и легко приспосабливающиеся животные. Они предпочитают селиться в дуплистых деревьях поблизости от пресных водоемов. Едят они практически все и прекрасно знают, что возле человека всегда найдется какая-нибудь пища. Но особое лакомство для енотов – осока.

/2 слайд/

-Кто может назвать тему урока?

Учащиеся выдвигают гипотезу.

Учащиеся читают научно популярный текст о еноте.

Познавательные УУД: формировать умение выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению.

Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.

IV Работа по новой теме.

Физкультминутка.

1.Учитель демонстрирует книгу Л. Муур «Крошка Енот и Тот кто живёт в пруду» /3 слайд/

-Лилиан Муур американская писательница. Родилась в 1909 году. Автор весёлых сказочных книг для малышей.

-В нашем учебнике сказка дана в сокращении. Полную версию сказки можно найти в книге.

-Откройте учебник на стр.72.

2. Знакомство со сказкой.

-Познакомимся со сказкой.

3.Учитель организует работу над содержанием сказки.

-Понравилась сказка? Кто главный герой сказки?

-Как вы думаете, к какому виду можно отнести эту сказку?

- Какое важное событие произошло в жизни нашего героя?

-Вспомните, что является украшением вашего стола в день рождения?

-А у Крошки Енота?

-Прочитайте, что такое осока?

 /4 слайд/

-Куда отправился наш герой за сладким угощением?

-Какая страшная тайна по мнению обезьянки поджидала его у пруда?

/5 слайд/

-Правильный ли совет дала ему обезьянка? К чему привёл этот совет?

/6 слайд/

-Кто же дал крошке Еноту правильный совет? /7 слайд/

-Что посоветовала мама? Найдите и прочитайте. /8 слайд/

-Помог ли этот совет? Докажите словами текста.

-Прочитайте текст самостоятельно и ответьте на вопрос: «О чем эта сказка?». Подсказка находится в тексте, читайте внимательно. 

–Настоящему сказочному герою на пути к цели обязательно должны встретиться трудности и препятствия. Встретил ли их Крошка Енот? 

–Можно ли назвать Крошку Енота храбрецом? /9 cлайд /.

–В каждом живом существе живет много персонажей. Всегда ли мы нравимся сами себе?

– Эти разные люди живут в нас. Нужно всегда помнить о том, каков тот человек, кто сидит у каждого из нас в душе.

Сказку читают учащиеся.

Учащиеся анализируют содержание текста. Отвечают на вопросы.

(Главный герой этой сказки – Крошка Енот.)

(Сказка о животных – высмеивает плохие черты характера, поступки, вызывает сострадание к слабому и обиженному.)

(День рождения.)

(Торт со свечами.)

(Сладкая  осока.)

(Осока – травянистое болотное растение с узкими и длинными режущими листьями, корневище у неё сладкое.)

(К пруду.)

(Там живёт кто – то злой и страшный.)

(Тот, Кто в пруду тоже стал махать палкой и скорчил сердитую рожу).

(Мама.)

(А ты вернись назад и попробуй ему улыбнуться!)

(Тот, Кто сидел в пруду, тоже улыбнулся в ответ.)

(«Находит друзей тот, кто сам встречает их улыбкой».)

(Встретил, только эти препятствия придуманы Обезьянкой. Животных пугало собственное отражение в воде.)

(Крошку Енота можно назвать храбрецом, так как он смог побороть свой страх. Он преодолевает препятствие и возвращается домой поумневшим и повзрослевшим.)

(Иногда мы сердимся, жадничаем, обижаем других, иногда бываем внимательны, заботливы, ласковы.)

Познавательные УУД: формировать умение выразительно читать текст, понимать фактическое содержание текста, подбирать слова-определения для характеристики героев, понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения.

Коммуникативные УУД: формировать умение адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника, уважать мнение собеседника.

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать результаты работы, организовывать самопроверку, менять позиции слушателя, читателя в зависимости от учебной задачи.

V Рефлексия.

Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

–Кто помог нам прочитать английскую сказку?

–Чему учит произведение Лилиан Муур?

-А вы сами какими должны стать, чтобы с вами дружили? У вас на столах лежат листочки с чертами характера? Выберите те которыми должен обладать настоящий друг.(На листочках написаны положительные и отрицательные черты характера. Раздаточный материал в приложении 2.)

Вывод:

-Какими качествами, чертами характера надо обладать, чтобы с кем-нибудь подружиться, стать ему настоящим другом? /10 cлайд ./

-А сейчас я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультипликационного фильма.

-С чего начинается дружба?

(Переводчик О. Образцова.)

(Надо быть внимательным к окружающим, приветливым. И тогда к тебе также будут относиться).

Настоящий друг          

-добрый

-порядочный

-щедрый

-умный

-должен уметь дружить

-честный

- не держит камень за пазухой

-умеет помогать

- в беде не бросит

- имеет сострадание

-заботится о младших

-помогает старшим

(Дружба начинается с улыбки!)

Познавательные УУД: формировать умение обобщать и классифицировать учебный материал, формулировать несложные выводы.

Коммуникативные УУД: формировать умение адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника, уважать мнение собеседника.

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать конечные результаты работы на уроке, контролировать правильность и полноту ответа.

VI Домашнее задание.

Учитель даёт домашнее задание.

-Выберите себе задание по своему  желанию.

1.Перечитать  сказку;

2.Прочитать  сказку  по  ролям;

3.Сделать  иллюстрацию  к  сказке;

4.Найти  полную  версию  сказки  и  прочитать.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Приложение 1.

Не имей 100 рублей,                                                           когда друга нет.

Старый друг                                                                      а нашёл – береги.

Не мил и свет,                                                                 лучше новых двух.

Нет друга – ищи,                                                              а имей сто друзей.

Не имей 100 рублей,                                                           когда друга нет.

Старый друг                                                                      а нашёл – береги.

Не мил и свет,                                                                 лучше новых двух.

Нет друга – ищи,                                                              а имей сто друзей.

Приложение 2.

Настоящий друг                                                 Настоящий друг

-вредный                                                              -вредный

-добрый                                                                -добрый

-трусливый                                                          -трусливый

-порядочный                                                       -порядочный

-щедрый                                                               -щедрый

-умный                                                                  -умный

-должен уметь дружить                                     -должен уметь дружить

-жадный                                                                -жадный

-честный                                                               -честный

-капризный                                                          -капризный

-не держит камень за пазухой                          -не держит камень за пазухой

-умеет помогать                                                  -умеет помогать

-в беде не бросит                                                 -в беде не бросит

-хитрый                                                                -хитрый

-имеет сострадание                                            -имеет сострадание

-заботится о младших                                       -заботится о младших

-помогает старшим                                            -помогает старшим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения . 4 класс . В гостях у сказки.

За что мы так любим сказки? Почему их читают люди разного возраста ? На какие вопросы могут дать ответы сказки?...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Сценарий праздника для 1 класса "Прощание с "Букварем" по сказке Л.Муур "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду".

Сценарий праздника для 1 класса "Прощание с "Букварем" по сказке Л.Муур "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду".Презентация к празднику....

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот».

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Нравственные проблемы в сказке Л. Муур «Крошка Енот»....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс "Нравственный смысл сказки Г.Х. Андерсена. "Гадкий утёнок"

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Нравственный смысл сказки Г.Х. Андерсена. "Гадкий утёнок"Учимся определять, что хорошо, что плохо, обсуждать поступки герое...