Урок по литературному чтению " Нравственные уроки в сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Наталья Кремнёва

Чудесная сказка А.С.Пушкина о добре и зле, любви и корысти, наказании и прощении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_o_tsare_saltane.doc130 КБ
Office presentation icon skazka_o_tsare_saltane_prezentatsiya.ppt2.3 МБ

Предварительный просмотр:

                Открытый урок по литературному чтению

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» 

(нравственные уроки в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

в 4 классе

учителя Кремнёвой Натальи Анатольевны

                                      Плёсково

                                         

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

(нравственные уроки в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».)

Цель урока:

  1. осмысление представлений русского народа о роли и ответственности родителей и детей за благополучие и процветание рода;
  2. осмысление проблемы вины и прощения;
  3. нравственный закон любви как основа счастья и благополучия в жизни человека.

Подготовительная работа:

Чтение сказок и стихотворений А.С.Пушкина.

Знакомство с отдельными моментами жизни поэта.

Конкурс рисунков.

Проектная работа «Это чудо - сказки Пушкина».

Конкурс «Лучший чтец».

Оборудование:

Портрет А.С.Пушкина.

Проектная работа детей «Это чудо - сказки Пушкина».

Выставка детских рисунков.

Аудиозапись увертюры из оперы Н.А. Римского-Корсакова  «Сказка о царе Салтане».

Презентационный материал.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность детей и учителя

Презентация

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели  урока

-«Жили-были старик со старухой…»

Любишь ты сказки?

Так слушай, молчи,

Добрая сказка, теплая,

Только что из печи.

А что может быть правдивее хлеба?

Отрежешь ломоть – и сразу тепло.

В сказках, как в жизни,

Земля и небо, солнце и тучи,

Добро и зло.

Добрую сказку помню с детства.

Хочу, чтобы сказку послушал и ты,

Чтобы подкралась к самому сердцу

И заронила зерно доброты.    

                   (Овсей Дриз)

Сегодня на уроке мы продолжаем работать над «Сказкой о царе Салтане А.С.Пушкина», поговорим об нравственных уроках этой сказки, о добре и зле, о любви и корысти, о наказании и прощении.

Слайд №1 (Портрет Пушкина)

Слайд №2 (название сказки).

2. Повторение пройденного материала.

Пушкин оставил нам изумительные сказки, чтобы мы учились доброте, мудрости.

-Ребята, а вы любите сказки? За что?

-Значит, цель сказки не просто развлечь, а дать какой-то нравственный урок. Почему Пушкин говорит нам, что  «сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

-Так что же такое сказка? (Фантастический поучительный рассказ)

-Детям всегда рассказывали сказки. Какой главный нравственный урок дает нам любая сказка?

-Свои первые сказки поэт услышал от  нянюшки, Арины Родионовны.

 

Слайд №3 (определение сказки как жанра)

Слайд №4 (няня и Пушкин)

3. Изучение нового материала.

-Итак, давайте попытаемся понять, что нам хотел сказать Пушкин, написав эту сказку? Чему он нас хотел научить?

-Свою первую сказку Пушкин пишет в 1831 году, вскоре после женитьбы. В основе сюжета  лежит история семьи.

-Как вы считаете, почему Пушкин взялся за  сказку, услышанную в детстве, именно сейчас, когда он стал  мужем и главой семьи?

-Так кто же счастлив в нашей сказке? Давайте вернемся к системе образов.

-На дом вам было дано задание – подумать, о чем могли мечтать  главные герои сказки, в чем заключается их счастье? Давайте спросим у героев сказки.

-Мы с вами говорили, что в сказке Пушкина, как и в других сказках, все герои делятся на две группы: положительные и отрицательные.

-Итак, отрицательные герои. Слово предоставляется Ткачихе и Поварихе.

Повариха : - Мне хочется, чтобы сыто, тепло жилось, чтобы дом был -  полна чаша.

Ткачиха: А мне хочется, чтобы нарядов было много, больше даже, чем у заморских принцесс.

-Ребята, к чему привело такое представление о счастье? (Царицу решили погубить, царя не пускали на остров к Гвидону, придумывая каждый раз все новое и новое чудо.)

-Пушкин в конце сказки наказывает героинь?(В конце сказки им было очень стыдно). (Поэт их не наказывает, а прощает, он хочет показать, что они не плохие, у них просто неправильное представление о счастье)

-В чем заключается их неправильное  представление? (Счастье искали не в своей душе, а в материальных благах и когда они увидели, что у царевны их больше, то в их сердце закралось чувство зависти.)

-И к чему же привело их это чувство? Они стали счастливыми. (Другим стало плохо, а им хорошо)

-Но жили они как все это время? (В постоянном страхе и в конце испытали чувство стыда).

-Вам знакомо чувство зависти? Как вы с ним боретесь?

-Давайте сделаем вывод: Такое представление о счастье, зависть к благополучию других, могут  сделать несчастными не только людей, которым вы завидуете, но и вас самих.

-О том же говорит нам Господь в 10 заповеди? Как вы ее понимаете? Радуйся тому, что у тебя есть, спокойно относись ко всем своим неудачам, а за все хорошее, что у тебя есть, не забывай благодарить Бога. Бог в свое время тебе тоже пошлет. Это и будет дар Божий. Только не завидуй, зависть всегда за собой тянет много грехов и неприятностей.

Не жалей ничего, что у ближнего твоего.

-Итак, Ткачиха и Повариха, может ли человек найти счастье в материальных благах жизни?

Физминутка

-Теперь давайте вспомним, где же искали счастье и в чем оно заключается у тех, кому так завидовали Ткачиха с Поварихой?

-Как вы, Царица и Гвидон,  себе представляете счастье?

Царица: Я б для батюшки царя родила богатыря. И хочу я воспитать настоящего богатыря – воспитать доброго, сильного, смелого, любящего   защитника семьи и своей Родины.

-Вспомните, кто такой богатырь?

( Идеал русского мужчины).

-Как вы считаете, ей удалось осуществить свою мечту? Почему? (из бочки вышел и тем самым спас свою мать, убивая коршуна, вступает в борьбу со злом и спасает  Царевну, жертвуя своим ужином)

-Как Гвидон  и Царица были вознаграждены? (Целый город увидели с утра).

-Царица достигла своего счастья?

-Город-это материальное благополучие? Они к нему стремились?

Вывод: Получается, что они  не стремились к материальному благополучию, а получили в награду за свою доброту.

-А теперь предоставим слово Гвидону.

Гвидон: А для меня было бы счастье, если бы отец и мать встретились, никогда не расставались и весь свой век прожили в согласии и любви.

-Что дается ему в награду за заботу  и любовь к своим родителям? (Любовь Царевны Лебеди).

-За что она его полюбила? Пушкин дает нам его портрет? (она полюбила его за внутреннюю красоту, за то, что он добрый, смелый, не побоялся встать за силу добра).

- Часто бывает в жизни, ребята, что семьи рушатся по навету чужих людей? 

-Какое чувство остается в душе обычно? А Гвидон был обижен на отца?

-Чтобы вернуть отца, какое чувство нужно было побороть  Гвидону в своей душе? (Обиды) Ему трудно это было сделать?

-Что помогло ему это сделать? (Мать не будет счастлива, если он будет держать обиду в душе, и отец не будет счастлив, испытывая тоску по любимой жене и ребенку).

 -Почему первым, кого встретил князь Гвидон, были коршун и Царевна Лебедь? (Желание увидеть отца не возникнет, если в душе останется обида)

-Так кто же такой коршун?

-Какое чувство воплощено в образе Лебедя? (Любви).

-Что же помогло Гвидону вернуть отца и воссоединить семью? (Любовь).

-Когда в вашей жизни возникают размолвки с родными людьми, обида может помочь?

-А во время ссоры, испытываете вы чувство счастья? Вам обидно? Легко ли расстаться со своей обидой?

-Давайте подумаем, если бы Гвидон остался с обидой, он был бы счастлив?

-Вывод. Какой мы сделаем вывод? Чтобы быть счастливым, нужно прощать своих обидчиков. Обида не дает раскрыться любви, а это единственное чувство, которое может соединить людей.

-Однажды у Господа тоже спросили: «Сколько раз нужно прощать своим обидчикам? Довольно ли будет простить ему до семи раз?»». Кто помнит эту притчу?

На что Он ответил:

«Не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз».

-Остался еще один герой – царь Салтан – глава семьи. Он отрицательный или положительный герой?

-В чем вина Салтана?

-Как к нему автор относится, а в итоге он царя награждает?

 - О чем он будет мечтать? В чем счастье видит царь Салтан?

Салтан: А я мечтаю увидеть свою любимую жену и своего ребенка.

Диалог учителя и Салтана.

-Хочешь, мечтаешь, так почему же не едешь, когда князь Гвидон зовет тебя в гости?

-Но я же не знал, что там мои жена и сын.

-Как вы думаете, почему Гвидон выпрашивает у Царевны то белку, то витязей, а потом царевну? Он хочет, чтобы это у него было, чтобы  он мог похвастаться? (Хочет привлечь царя).

-Действительно, он только необычным мог привлечь царя Салтана.

-что же заставило царя Салтана отправиться в путь, ведь он не знал, что там его сын?

Диалог.

-Я же не знал, что там.

-Но тебе же рассказали, что там

                 Град на острове стоит,

                 Со златоглавыми церквами,

                С теремами и садами;

                А сидит в нем князь Гвидон;

               Он прислал тебе поклон.

-У меня свой город богатый.

-Но там же

Белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает

-Ну и что, у меня свое золото в сундуках лежит.

-Там же

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря...

-Да у меня свое войско имеется.

-И только тогда, когда ему говорят про чудо - Царевну Лебедь, царь Салтан отправляется в путь.  Чудо в сказке всегда появляется тогда, когда герой не может сам что-то сделать.

-Давайте посмотрим, как Пушкин описывает Лебедь.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава… (стр. 136-137)

-Пушкин прописывает нам,  какое у нее лицо, глаза? (Описывает как что-то материальное?)

-Она описывается как свет какой-то, как чудо.

-А мы только что говорили, что царевна-любовь у Пушкина. Нельзя было материальными благами увлечь царя, но на зов любви его сердце сразу откликнулось, 

Что я? Царь или дитя? –

Говорит он не шутя. –

Нынче ж еду!» Тут он топнул,

Вышел вон и дверью топнул.

-Совершенно верно, царь Салтан почувствовал, что родное там, что это – Божий промысел.

-Вспомните, как встречает князь Гвидон отца. (Гвидон-богатыри-белка-княгиня-царица). Княгиня и именно она ведет свекровь.

-Почему не Гвидон, а царевна Лебедь? Воплощение любви. Этим Пушкин хотел показать, что царица всегда любила царя, все ему простила, в ее сердце не осталось обиды.

-Чем заканчивается сказка? (Царь Салтан простил, не наказал обидчиков.)

-А автор как к нему относится? (награждает, прощает)

-Но обычно в сказках, зло наказывается ? Почему здесь Пушкин эту традицию нарушает, и царь прощает Ткачиху, Повариху и сватью бабу Бабариху? В его сердце была любовь, а там, где истинная любовь, там нет места чувству мести.  Любовь в этот момент не дает мстить. Все же счастливы. Кроме того, Ткачиха с Поварихой, сватьей бабой Бабарихой наказаны чувством стыда.

-Как об этом говорится в сказке?

-Почему они пошли на грех? Они же плохие были не всегда.

- Салтан увидел их раскаяние и понял, что их не нужно уже наказывать. Зло в обычных сказка – зло, оно с самого начала зло, а в сказках Пушкина – обычные люди, чувство зависти заглушило эту любовь, и поэтому они совершили зло. А когда они раскаялись, то чувство покаяния уничтожило эту зависть, они вновь стали добрыми людьми.

-Где они искали счастье? (Во внешних, материальных благах, а нужно было в душе)

-Где же скрывается истинное счастье?  (в душе человека)

-А в чем оно заключается? ( В любви)

-Поняли бы это  ткачиха с поварихой, если бы царь их наказал? (Никогда).

-Мы можем с вами только надеяться, что они больше такими не будут.

-Вывод: если бы Салтан не помиловал, они почувствовали бы, что такое любовь и что любовь - основа счастья?

Слайд №5 (10 заповедь)

Слайд №6 (вид моря)

Слайд №7 (образ богатыря)

Слайд № 8 (слова Господа).

Слайд №9 (град)

Слайд №10(белочка)

Слайд № 11 (богатыри)

Слайд №12 (царевна)

4. Обобщение изученного, подведение итога урока.

-Итак, какие нравственные уроки извлекли мы с вами  из этой сказки?

1. Где истинное счастье человека? (в сердце, в душе)

2. В чем оно заключается? (в любви)

- Я хочу прочитать вам слова Апостола Павла:

«Любовь долго терпит, любовь милосердствует, любовь не завидует, не гордится, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, все переносит. Любовь никогда не перестает».

-Знаете, ребята, глядя на ваши рисунки, я думаю, как бы Александр Сергеевич порадовался, глядя на них. Мне кажется, вы постарались вложить в свои работы ваши любовь и доброту.

-Сегодня мы с вами попытались разобраться, что такое добро и зло, наказание и прощение, а самое главное -что такое любовь.

Давайте подведем некоторые итоги::

  • любовь – это главная сила в мире, она может победить все;
  • эгоизм и зависть – это испепеляющие чувства, которые могут просто убить человека;

Мы знаем с вами, что Бог-это любовь. И почаще вспоминай слова Спасителя  Иисуса Христа:  

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего своего, как самого себя».

Слайд №13 (в чем истинное счастье)

Слайд №14

Слайд № 15 (Заповедь)

5. Домашнее задание. 

-Дома я прошу подумать над таким  вопросом: «Что такое любовь? Что она значит для вас» и написать небольшое сочинение-рассуждение  в тетрадях по литературе.

-Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке и закончить наш урок следующими строками:

Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!

Читайте Пушкина всегда, - вот вам подсказка,

И пронесете сквозь года вы радость сказки!

Слайд № 16

(стихи)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 2

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

Слайд 3

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Слайд 5

«Не желай ничего, что у ближнего твоего».

Слайд 8

« Не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз».

Слайд 13

1. Где истинное счастье человека? 2. В чём оно заключается?

Слайд 14

Любовь – это главная сила в мире, она может победить всё. Эгоизм и зависть – это испепеляющие чувства, которые могут погубить человека.

Слайд 15

« Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего своего, как самого себя».

Слайд 16

Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки! И будет жизнь тогда полна тепла и ласки! Читайте Пушкина всегда, - вот вам подсказка, И пронесёте сквозь года вы радость сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Тип урока: Урок развития знаний и уменийФорма урока: Заседание литературного клубаЦели урока:Обучение анализу произведения;●формирование умения характеризовать героев;●развитие речи, логического мышле...

Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" УМК "Перспектива"

Цель: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А.С.Пушкина «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца...

Технологическая карта урока по литературному чтению .А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Урок литературного чтения в 3 классе, УМК "Школа России". На уроке представлены разнообразные формы работы (групповая, парная, фронтальная), которые способствуют умению работать с произведен...

Конспект урока по литературному чтению "А.С. Пушкин "Сказка о Царе Салтане..."" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане…..»Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изу...

Урок по литературному чтению: «А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре…». Сравнение с народной сказкой.

Сравнить сказку А.С.Пушкина с русской народной сказкой «Во лбу солнце, на затылке  месяц, по бокам звезды»;Проанализировать  сказку А.С.Пушкина, показать детям, что «пушкин...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...