Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Миляшова Лилия Наильевна

Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_uroka.docx39.65 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt502 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4 классе на примере изучения произведения Виктора Владимировича Голявкина «Никакой я горчицы не ел».

Миляшова Лилия Наильевна, учитель начальных классов МБОУ «Среднедевятовская СОШ» Лаишевского муниципального района РТ

Цели урока:

создать необходимые условия для:

1. раскрытия смысла художественного произведения;

2. формирования читательской грамотности у учащихся с помощью приёмов «Мозайка», «Чтение с остановками», «Работа с вопросником», «Иллюстратор»;

3. формирования художественно - эстетического восприятия учащихся, речевых и мыслительных навыков;

4. развития умения анализировать поступки окружающих.

Задачи:

1. обучающие: раскрыть главную мысль рассказа, учить делать выводы на основании анализа поступков героя;

2. развивающие: активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; развивать навыки         выразительного, беглого, правильного чтения, чтения по ролям, посредством работы с текстом, обогащать словарный запас детей;

3. воспитательные :формировать положительные качества личности;
 воспитывать любовь к чтению.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД:

учащиеся смогут определить и сформулировать цели на уроке.

научаться проговаривать последовательность действий;

работать по коллективно составленному плану;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

смогут оформлять свои мысли в устной, иллюстративной форме;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и следовать им, строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в группах.

Познавательные УУД.

смогут ориентироваться в своей системе знаний;

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

осуществлять анализ и синтез;

формулировать проблемную ситуацию с помощью учителя.

Предметные:

научатся использовать простейшие виды анализа текста;

устанавливать причинно-следственные связи;

определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, технология сотрудничества, проблемного обучения.

Метопредметные связи: Русский язык, Математика.

 Профориентация.

Наглядно-демонстрационный материал: портрет писателя В.В. Голявкина, учебник «Литературное чтение 4 класс» (автор Климанова Л.Ф.), проектор, мультимедийная презентация, колонка JPL, карточки для работы в парах, листы А4 для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Чтобы был урок наш ярким,

Поделись своим добром.

Вы ладошки протяните

И друг другу улыбнитесь.

Сразу ярким станет день,

Ведь учиться нам не лень!

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Давайте с вами вспомним, какое произведение мы изучали на прошлом уроке? («Что любит Мишка»)

- Кто автор этого произведения? (В.Ю. Драгунский).

- Назовите главных героев рассказа? (Борис Сергеевич, Дениска, Мишка)

- Музыку какого композитора любит Борис Сергеевич?

- Что любит Дениска? Найдите и прочитайте этот отрывок.

- Что любит его друг Мишка? Найдите и прочитайте этот отрывок.

- Что ждал от учителя Мишка после своего рассказа? (Похвалы)

- Попробуйте определить главную мысль произведения, разгадав анаграмму:

 «Ен кат онжав юукак уде ым мибюл, одзарог еенжав огок ым мибюл, яакак у сан атчем». (Не так важно какую еду мы любим, гораздо важнее кого мы любим, какая у нас мечта).

III. Самоопределение к деятельности.

Учитель включает видеозапись, на которой звучит стихотворение Ю. Тувима «Всё для всех».

-Ребята, скажите, о чём это стихотворение? (о том, что нельзя лениться)

-Ребята, как вы думаете, каков ваш труд? (нужно хорошо учиться, чтобы многое

уметь и знать)

-Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях, о труде, о том, какой ваш главный труд). 

-Чтобы справиться со всеми заданиями успешно, проведём речевую разминку.

IV. Речевая разминка с помощью приёма «Мозайка» (см. приложение 1) (работа в парах)

- Перед вами лежат конверты. В них – карточки, на которых представлены части одного целого текста. Совместно с соседом по парте, вы должны будете сложить части текста в правильной последовательности. Вспомните как нужно работать в паре?

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. Дети собирают текст в правильной последовательности, проверяют по образцу:

«Если люди болеют, их лечат врачи. А если болеют животные, кто приходит им на помощь? Ветеринарный врач. Он может вылечить кошечку или собачку, птичек или кроликов и многих других животных. Животные живут рядом с человеком, и обязанность людей – помогать им!»

- Прочитайте еще раз внимательно текст. Какова главная мысль этого текста? (забота о животных)

- Ребята, чтобы понять какая «болезнь» была у главного героя, с которым мы познакомимся сегодня, и можно ли эту «болезнь» вылечить, мы узнаем, прочитав произведение Виктора Владимировича Голявкина «Никакой горчицы я не ел».

V. Первичное усвоение новых знаний.

Целеполагание.

Какие главные цели мы поставим на уроке?

1) познакомиться с творчеством и биографией В. В. Голявкина;

2) познакомиться с рассказом «Никакой я горчицы не ел».

Автор рассказа Виктор Владимировича Голявкин. Перед вами его портрет.

Учитель знакомит с биографией писателя:

        Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в Баку. Отец мальчика - Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка. Однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор очень любил читать книги об изобразительном искусстве.

         Позже Виктор поступил в художественное училище. Будущий художник начинает интересоваться жизнью и искусством Востока. После солнечных городов Азии Виктор переезжает в Ленинград, где поступает в Академию художеств.

         Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костёр". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем".

         В 1976 году писатель внезапно заболевает, и у него перестает работать правая рука. Но, не смотря на все трудности, Виктор Валентинович продолжает трудиться дальше. Рассказы помогает записывать жена, а картины он пишет левой рукой.

        Виктор Голявкин умер 27 июля 2001 года.

- Ребята, Виктор Голявкин писал про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Мальчики из его рассказов всегда озорные, что у читателя дух захватывает.

- Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы? (Примерные ответы детей: Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу. Человеку, у которого выражение лица «горькое», грустное, т. п.. Герой, скорее всего, мальчик.)

- В чём мы должны разобраться, читая рассказ? (Выявить причины грустного настроения героя).

- А какие есть предположения по этому поводу? (Кто-то обидел. Не хотел учиться).

- Итак, необходимо выяснить, почему мальчику грустно.

- Для начала проведем словарную работу тех слов, которые вам встретятся в тексте.

Словарная работа.

Горчица - травянистое растение с желтыми цветками, семена которого используются в медицине, в пищевой промышленности. Из семян этого растения, получается очень острая приправа к пище.

Патент - документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.

Проспект – большая широкая и прямая улица.

VI. Физкультминутка «Сколько звуков в слове»

На доске на листе А4 написано слово «Литература»

        Приседайте столько раз, сколько гласных букв в слове «литература» (5)

Подпрыгните столько раз, сколько согласных букв в этом слове.  (5)

Наклонитесь столько раз, сколько мягких звуков в этом слове. (2)

Потянитесь столько раз, сколько твёрдых звуков в этом слове. (3)

VII. Первичное чтение текста с использованием приема «Чтение с остановками» (см. приложение 1)

- Мы приступаем к чтению рассказа. Читать будем блоками. (Первый ученик читает до слов «…Ходи себе и ходи».)

Примерные вопросы, которые можно задать после прочтения данной части рассказа:

- Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.

- Как можно озаглавить эту часть? (Прогульщик)

- Как вы думаете, что могло произойти дальше?

- Продолжим чтение до слов «вздохнул и дальше пошел»…

- Как можем озаглавить эту часть? (Шофер)

-Какие чувства испытывал герой после встречи с шофером? (Вздохнул и дальше пошел, т.е. бессилие)

- Какое отношение у шофера к мальчику? (Он его прогнал (не умеешь, не надо).

- Чему научила эта встреча мальчика? (Делать то, что умеешь).

- Прочитайте следующую часть рассказа до слов «значит, я опоздал немножко».

- Озаглавьте часть.

- Какие чувства испытывал мальчик?

- Как относятся изобретатели к мальчику?

- Чему могла научить эта встреча?

- Читаем 4-ю часть до  слов «Ребят никого не видно».

- Озаглавьте. (Дворник)

- Какие чувства испытывал мальчик? (Обида, скука)

- Как отнесся дворник к герою? (Со злостью на безделье мальчика).

- Чему учит эта встреча? (Не мешать другим работать)

- Сколько встреч еще будет у мальчика?

-Давайте прочитаем эти части по ролям. (Учитель распределяет роли между учениками)

VIII. Рефлексия с помощью приёма «Работа с вопросником»

(см. приложение2)

- А сейчас я предлагаю поработать в группах. (Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает лист формата А4 с таблицей (см. приложение 2). На слайд выводятся ответы на первый вопрос «Какие чувства испытывал герой?». Каждая группа самостоятельно подбирает и записывает верные ответы в соответствующие графы. Следующий вопрос и ответы к нему выводятся так же на слайд.

- Проверим по образцу, правильно ли вы заполнили таблицу. (см. приложение 3). (Таблица с правильными ответами выводится на слайд)

IX. Итоги урока.

- С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Какова главная мысль данного произведения? Чему учит нас этот рассказ?

- В чём причина грустного настроения мальчика?

- Ответьте на вопрос: подходит ли к рассказу пословица:

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»?

X. Домашнее задание с помощью приёма «Иллюстратор».

Нарисовать иллюстрацию к любой из части произведения.

Подготовиться к выразительному чтению по ролям.

Приложение 1

Материал для учителя

На современном этапе развития общества формирование читательской грамотности младших школьников стоит на первом месте при обучении литературному чтению в начальной школе. От уровня сформированности читательской грамотности младшего школьника зависит его уровень успеваемости в старших классах. Читательская грамотность сегодня является одним из главных параметров готовности жить в современном обществе.

Существует множество различных приёмов для развития читательской грамотности у детей младшего школьного возраста. Некоторые из них представлены в данной разработке:

Прием «Мозайка» (реконструкция текста) - сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Прием «Чтение с остановками» - непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:

1.Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

2.При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3.После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

Приём «Работа с вопросником» — один из методов работы в парах. Применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. Оформление допускается в виде таблицы.

 

      Приложение 2

№ 1

Название части.

Какие чувства испытывал герой?

Отношение к мальчику тех людей, с которыми  встретился?

Вывод: Чему встреча должна научить  мальчика?

1

Шофер

2

Изобретатели

В

3

Дворник

Не

4

Строители

5

Кондуктор

6

Экскаваторщик

Не

        Приложение 3

Название части.

Какие чувства испытывал герой?

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился?

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика?

1

Шофер

Вздохнул и дальше пошел.

Прогнал (Не умеешь, не надо).

Делай то, что умеешь.

2

Изобретатели

Удивление, обида, возмущение.

Смеются над ним, Иронизируют.

В мире много неопознанного. Познай!

3

Дворник

Нечем заняться, скучно, обида.

Злится, прогнал. Метла для работы.

Не мешай другим работать.

4

Строители

Удивление, интерес (головой верчу во все стороны)

Прогнали, накричали.

Знай правила безопасного поведения.

5

Кондуктор

Усталость, испуг, стыд, страх.

Определила, что он прогульщик, разоблачила.

Тайное становится явным.

6

Экскаваторщик

Удивление, желание работать на экскаваторе.

Не захотел разговаривать.

Учиться надо, чтобы стать профессионалом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

VI республиканская научно - практическая конференция «Все мы родом из детства», посвященная памяти Ю.И. Коваля «Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4 классе на примере изучения произведения Виктора Владимировича Голявкина «Никакой я горчицы не ел» Выполнила: Миляшова Лилия Наильевна, учитель начальных классов МБОУ «Среднедевятовской»СОШ Лаишевского муниципального района РТ

Слайд 2

Цели урока: создать необходимые условия для: 1. раскрытия смысла художественного произведения; 2 . формирования читательской грамотности у учащихся с помощью приёмов «Мозайка», «Чтение с остановками» , «Работа с вопросником» , «Иллюстратор» ; 3. формирования художественно - эстетического восприятия учащихся, речевых и мыслительных навыков; 4. развития умения анализировать поступки окружающих; Задачи: 1. обучающие: раскрыть главную мысль рассказа, учить делать выводы на основании анализа поступков героя; 2. развивающие: активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; развивать навыки выразительного, беглого, правильного чтения, чтения по ролям, посредством работы с текстом, обогащать словарный запас детей; 3. воспитательные : формировать положительные качества личности; воспитывать любовь к чтению.

Слайд 3

Разгадайте анаграмму: Ен кат онжав юукак уде ым мибюл, одзарог еенжав огок ым мибюл, яакак у сан атчем.

Слайд 5

. Проверим: «Если люди болеют, их лечат врачи. А если болеют животные, кто приходит им на помощь? Ветеринарный врач. Он может вылечить кошечку или собачку, птичек или кроликов и многих других животных. Животные живут рядом с человеком, и обязанность людей – помогать им!»

Слайд 6

Виктор Владимирович Голявкин (31.08.1929 – 27.07. 2001)

Слайд 7

Словарная работа . Горчица - травянистое растение с желтыми цветками, семена которого используются в медицине, в пищевой промышленности. Из семян этого растения, получается очень острая приправа к пище. Патент - документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. Проспект – большая широкая и прямая улица.

Слайд 8

«Работа с вопросником» . № Название части . Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? Шофер Изобретатели Дворник Строители Кондуктор Экскаваторщик

Слайд 9

Какие чувства испытывал герой? Вздохнул и дальше пошел. Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Удивление, обида, возмущение. Усталость, испуг, стыд, страх. Нечем заняться, скучно, обида. Удивление, желание работать на экскаваторе.

Слайд 10

Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Прогнал (Не умеешь, не надо). Не захотел разговаривать. Злится, прогнал. Метла для работы. Смеются над ним, Иронизируют. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Прогнали, накричали.

Слайд 11

Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? Делай то, что умеешь. Знай правила безопасного поведения. Учиться надо, чтобы стать профессионалом В мире много непознанного. Познай! Не мешай другим работать. Тайное становится явным.

Слайд 12

Проверим: № Название части. Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? 1 2 Шофер Вздохнул и дальше пошел. Прогнал (Не умеешь, не надо). Делай то, что умеешь. 3 Изобретатели Удивление, обида, возмущение. Смеются над ним, Иронизируют. В мире много непознанного. Познай! 4 Дворник Нечем заняться, скучно, обида. Злится, прогнал. Метла для работы. Не мешай другим работать. 5 Строители Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Прогнали, накричали. Знай правила безопасного поведения. 6 Кондуктор Усталость, испуг, стыд, страх. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Тайное становится явным. 7 Экскаваторщик Удивление, желание работать на экскаваторе. Не захотел разговаривать. Учиться надо, чтобы стать профессионалом

Слайд 13

Итоги урока. С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Какова главная мысль данного произведения? Чему учит нас этот рассказ ? В чём причина грустного настроения мальчика?

Слайд 14

Домашнее задание Нарисовать иллюстрацию к произведению. Подготовиться к выразительному чтению по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...

"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"

Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе...

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.

В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

Работа над читательской грамотностью на уроках литературного чтения в 3 классе

Упражнения для развития читательско грамотности  по каждой теме на уроках литературного чтения в 3 классе,3 и 4 четверть....

Мастер класс «Формирование читательской грамотности на уроке литературного чтения в начальной школе»

В данной статье рассматривается актуальная тема развития читательской грамотности среди учащихся разных возрастов. Автор акцентирует внимание на том, что умение не только читать, но и осознавать смысл...