Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"
методическая разработка по чтению (4 класс)
Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_uroka.docx | 39.65 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 502 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4 классе на примере изучения произведения Виктора Владимировича Голявкина «Никакой я горчицы не ел».
Миляшова Лилия Наильевна, учитель начальных классов МБОУ «Среднедевятовская СОШ» Лаишевского муниципального района РТ
Цели урока:
создать необходимые условия для:
1. раскрытия смысла художественного произведения;
2. формирования читательской грамотности у учащихся с помощью приёмов «Мозайка», «Чтение с остановками», «Работа с вопросником», «Иллюстратор»;
3. формирования художественно - эстетического восприятия учащихся, речевых и мыслительных навыков;
4. развития умения анализировать поступки окружающих.
Задачи:
1. обучающие: раскрыть главную мысль рассказа, учить делать выводы на основании анализа поступков героя;
2. развивающие: активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; развивать навыки выразительного, беглого, правильного чтения, чтения по ролям, посредством работы с текстом, обогащать словарный запас детей;
3. воспитательные :формировать положительные качества личности;
воспитывать любовь к чтению.
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Регулятивные УУД:
учащиеся смогут определить и сформулировать цели на уроке.
научаться проговаривать последовательность действий;
работать по коллективно составленному плану;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
смогут оформлять свои мысли в устной, иллюстративной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и следовать им, строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в группах.
Познавательные УУД.
смогут ориентироваться в своей системе знаний;
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
осуществлять анализ и синтез;
формулировать проблемную ситуацию с помощью учителя.
Предметные:
научатся использовать простейшие виды анализа текста;
устанавливать причинно-следственные связи;
определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, технология сотрудничества, проблемного обучения.
Метопредметные связи: Русский язык, Математика.
Профориентация.
Наглядно-демонстрационный материал: портрет писателя В.В. Голявкина, учебник «Литературное чтение 4 класс» (автор Климанова Л.Ф.), проектор, мультимедийная презентация, колонка JPL, карточки для работы в парах, листы А4 для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Чтобы был урок наш ярким,
Поделись своим добром.
Вы ладошки протяните
И друг другу улыбнитесь.
Сразу ярким станет день,
Ведь учиться нам не лень!
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Давайте с вами вспомним, какое произведение мы изучали на прошлом уроке? («Что любит Мишка»)
- Кто автор этого произведения? (В.Ю. Драгунский).
- Назовите главных героев рассказа? (Борис Сергеевич, Дениска, Мишка)
- Музыку какого композитора любит Борис Сергеевич?
- Что любит Дениска? Найдите и прочитайте этот отрывок.
- Что любит его друг Мишка? Найдите и прочитайте этот отрывок.
- Что ждал от учителя Мишка после своего рассказа? (Похвалы)
- Попробуйте определить главную мысль произведения, разгадав анаграмму:
«Ен кат онжав юукак уде ым мибюл, одзарог еенжав огок ым мибюл, яакак у сан атчем». (Не так важно какую еду мы любим, гораздо важнее кого мы любим, какая у нас мечта).
III. Самоопределение к деятельности.
Учитель включает видеозапись, на которой звучит стихотворение Ю. Тувима «Всё для всех».
-Ребята, скажите, о чём это стихотворение? (о том, что нельзя лениться)
-Ребята, как вы думаете, каков ваш труд? (нужно хорошо учиться, чтобы многое
уметь и знать)
-Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы будем говорить о профессиях, о труде, о том, какой ваш главный труд).
-Чтобы справиться со всеми заданиями успешно, проведём речевую разминку.
IV. Речевая разминка с помощью приёма «Мозайка» (см. приложение 1) (работа в парах)
- Перед вами лежат конверты. В них – карточки, на которых представлены части одного целого текста. Совместно с соседом по парте, вы должны будете сложить части текста в правильной последовательности. Вспомните как нужно работать в паре?
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. Дети собирают текст в правильной последовательности, проверяют по образцу:
«Если люди болеют, их лечат врачи. А если болеют животные, кто приходит им на помощь? Ветеринарный врач. Он может вылечить кошечку или собачку, птичек или кроликов и многих других животных. Животные живут рядом с человеком, и обязанность людей – помогать им!»
- Прочитайте еще раз внимательно текст. Какова главная мысль этого текста? (забота о животных)
- Ребята, чтобы понять какая «болезнь» была у главного героя, с которым мы познакомимся сегодня, и можно ли эту «болезнь» вылечить, мы узнаем, прочитав произведение Виктора Владимировича Голявкина «Никакой горчицы я не ел».
V. Первичное усвоение новых знаний.
Целеполагание.
Какие главные цели мы поставим на уроке?
1) познакомиться с творчеством и биографией В. В. Голявкина;
2) познакомиться с рассказом «Никакой я горчицы не ел».
Автор рассказа Виктор Владимировича Голявкин. Перед вами его портрет.
Учитель знакомит с биографией писателя:
Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в Баку. Отец мальчика - Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка. Однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор очень любил читать книги об изобразительном искусстве.
Позже Виктор поступил в художественное училище. Будущий художник начинает интересоваться жизнью и искусством Востока. После солнечных городов Азии Виктор переезжает в Ленинград, где поступает в Академию художеств.
Первая литературная публикация Виктора Голявкина состоялась в мае 1958 года - в журнале "Костёр". В 1959 году вышла первая книга рассказов "Тетрадки под дождем".
В 1976 году писатель внезапно заболевает, и у него перестает работать правая рука. Но, не смотря на все трудности, Виктор Валентинович продолжает трудиться дальше. Рассказы помогает записывать жена, а картины он пишет левой рукой.
Виктор Голявкин умер 27 июля 2001 года.
- Ребята, Виктор Голявкин писал про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Мальчики из его рассказов всегда озорные, что у читателя дух захватывает.
- Исходя из вышесказанного, давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел?» Какому человеку? Ваши гипотезы? (Примерные ответы детей: Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу. Человеку, у которого выражение лица «горькое», грустное, т. п.. Герой, скорее всего, мальчик.)
- В чём мы должны разобраться, читая рассказ? (Выявить причины грустного настроения героя).
- А какие есть предположения по этому поводу? (Кто-то обидел. Не хотел учиться).
- Итак, необходимо выяснить, почему мальчику грустно.
- Для начала проведем словарную работу тех слов, которые вам встретятся в тексте.
Словарная работа.
Горчица - травянистое растение с желтыми цветками, семена которого используются в медицине, в пищевой промышленности. Из семян этого растения, получается очень острая приправа к пище.
Патент - документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.
Проспект – большая широкая и прямая улица.
VI. Физкультминутка «Сколько звуков в слове»
На доске на листе А4 написано слово «Литература»
Приседайте столько раз, сколько гласных букв в слове «литература» (5)
Подпрыгните столько раз, сколько согласных букв в этом слове. (5)
Наклонитесь столько раз, сколько мягких звуков в этом слове. (2)
Потянитесь столько раз, сколько твёрдых звуков в этом слове. (3)
VII. Первичное чтение текста с использованием приема «Чтение с остановками» (см. приложение 1)
- Мы приступаем к чтению рассказа. Читать будем блоками. (Первый ученик читает до слов «…Ходи себе и ходи».)
Примерные вопросы, которые можно задать после прочтения данной части рассказа:
- Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте.
- Как можно озаглавить эту часть? (Прогульщик)
- Как вы думаете, что могло произойти дальше?
- Продолжим чтение до слов «вздохнул и дальше пошел»…
- Как можем озаглавить эту часть? (Шофер)
-Какие чувства испытывал герой после встречи с шофером? (Вздохнул и дальше пошел, т.е. бессилие)
- Какое отношение у шофера к мальчику? (Он его прогнал (не умеешь, не надо).
- Чему научила эта встреча мальчика? (Делать то, что умеешь).
- Прочитайте следующую часть рассказа до слов «значит, я опоздал немножко».
- Озаглавьте часть.
- Какие чувства испытывал мальчик?
- Как относятся изобретатели к мальчику?
- Чему могла научить эта встреча?
- Читаем 4-ю часть до слов «Ребят никого не видно».
- Озаглавьте. (Дворник)
- Какие чувства испытывал мальчик? (Обида, скука)
- Как отнесся дворник к герою? (Со злостью на безделье мальчика).
- Чему учит эта встреча? (Не мешать другим работать)
- Сколько встреч еще будет у мальчика?
-Давайте прочитаем эти части по ролям. (Учитель распределяет роли между учениками)
VIII. Рефлексия с помощью приёма «Работа с вопросником»
(см. приложение2)
- А сейчас я предлагаю поработать в группах. (Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает лист формата А4 с таблицей (см. приложение 2). На слайд выводятся ответы на первый вопрос «Какие чувства испытывал герой?». Каждая группа самостоятельно подбирает и записывает верные ответы в соответствующие графы. Следующий вопрос и ответы к нему выводятся так же на слайд.
- Проверим по образцу, правильно ли вы заполнили таблицу. (см. приложение 3). (Таблица с правильными ответами выводится на слайд)
IX. Итоги урока.
- С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Какова главная мысль данного произведения? Чему учит нас этот рассказ?
- В чём причина грустного настроения мальчика?
- Ответьте на вопрос: подходит ли к рассказу пословица:
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»?
X. Домашнее задание с помощью приёма «Иллюстратор».
Нарисовать иллюстрацию к любой из части произведения.
Подготовиться к выразительному чтению по ролям.
Приложение 1
Материал для учителя
На современном этапе развития общества формирование читательской грамотности младших школьников стоит на первом месте при обучении литературному чтению в начальной школе. От уровня сформированности читательской грамотности младшего школьника зависит его уровень успеваемости в старших классах. Читательская грамотность сегодня является одним из главных параметров готовности жить в современном обществе.
Существует множество различных приёмов для развития читательской грамотности у детей младшего школьного возраста. Некоторые из них представлены в данной разработке:
Прием «Мозайка» (реконструкция текста) - сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
Прием «Чтение с остановками» - непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.
Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:
1.Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
2.При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
3.После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»
Приём «Работа с вопросником» — один из методов работы в парах. Применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. Оформление допускается в виде таблицы.
Приложение 2
№ 1 | Название части. | Какие чувства испытывал герой? | Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? | Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? |
1 | Шофер | |||
2 | Изобретатели | В | ||
3 | Дворник | Не | ||
4 | Строители | |||
5 | Кондуктор | |||
6 | Экскаваторщик | Не |
Приложение 3
№ | Название части. | Какие чувства испытывал герой? | Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? | Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? |
1 | Шофер | Вздохнул и дальше пошел. | Прогнал (Не умеешь, не надо). | Делай то, что умеешь. |
2 | Изобретатели | Удивление, обида, возмущение. | Смеются над ним, Иронизируют. | В мире много неопознанного. Познай! |
3 | Дворник | Нечем заняться, скучно, обида. | Злится, прогнал. Метла для работы. | Не мешай другим работать. |
4 | Строители | Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) | Прогнали, накричали. | Знай правила безопасного поведения. |
5 | Кондуктор | Усталость, испуг, стыд, страх. | Определила, что он прогульщик, разоблачила. | Тайное становится явным. |
6 | Экскаваторщик | Удивление, желание работать на экскаваторе. | Не захотел разговаривать. | Учиться надо, чтобы стать профессионалом |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: создать необходимые условия для: 1. раскрытия смысла художественного произведения; 2 . формирования читательской грамотности у учащихся с помощью приёмов «Мозайка», «Чтение с остановками» , «Работа с вопросником» , «Иллюстратор» ; 3. формирования художественно - эстетического восприятия учащихся, речевых и мыслительных навыков; 4. развития умения анализировать поступки окружающих; Задачи: 1. обучающие: раскрыть главную мысль рассказа, учить делать выводы на основании анализа поступков героя; 2. развивающие: активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; развивать навыки выразительного, беглого, правильного чтения, чтения по ролям, посредством работы с текстом, обогащать словарный запас детей; 3. воспитательные : формировать положительные качества личности; воспитывать любовь к чтению.
Разгадайте анаграмму: Ен кат онжав юукак уде ым мибюл, одзарог еенжав огок ым мибюл, яакак у сан атчем.
. Проверим: «Если люди болеют, их лечат врачи. А если болеют животные, кто приходит им на помощь? Ветеринарный врач. Он может вылечить кошечку или собачку, птичек или кроликов и многих других животных. Животные живут рядом с человеком, и обязанность людей – помогать им!»
Виктор Владимирович Голявкин (31.08.1929 – 27.07. 2001)
Словарная работа . Горчица - травянистое растение с желтыми цветками, семена которого используются в медицине, в пищевой промышленности. Из семян этого растения, получается очень острая приправа к пище. Патент - документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. Проспект – большая широкая и прямая улица.
«Работа с вопросником» . № Название части . Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? Шофер Изобретатели Дворник Строители Кондуктор Экскаваторщик
Какие чувства испытывал герой? Вздохнул и дальше пошел. Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Удивление, обида, возмущение. Усталость, испуг, стыд, страх. Нечем заняться, скучно, обида. Удивление, желание работать на экскаваторе.
Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Прогнал (Не умеешь, не надо). Не захотел разговаривать. Злится, прогнал. Метла для работы. Смеются над ним, Иронизируют. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Прогнали, накричали.
Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? Делай то, что умеешь. Знай правила безопасного поведения. Учиться надо, чтобы стать профессионалом В мире много непознанного. Познай! Не мешай другим работать. Тайное становится явным.
Проверим: № Название части. Какие чувства испытывал герой? Отношение к мальчику тех людей, с которыми встретился? Вывод: Чему встреча должна научить мальчика? 1 2 Шофер Вздохнул и дальше пошел. Прогнал (Не умеешь, не надо). Делай то, что умеешь. 3 Изобретатели Удивление, обида, возмущение. Смеются над ним, Иронизируют. В мире много непознанного. Познай! 4 Дворник Нечем заняться, скучно, обида. Злится, прогнал. Метла для работы. Не мешай другим работать. 5 Строители Удивление, интерес (головой верчу во все стороны) Прогнали, накричали. Знай правила безопасного поведения. 6 Кондуктор Усталость, испуг, стыд, страх. Определила, что он прогульщик, разоблачила. Тайное становится явным. 7 Экскаваторщик Удивление, желание работать на экскаваторе. Не захотел разговаривать. Учиться надо, чтобы стать профессионалом
Итоги урока. С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Какова главная мысль данного произведения? Чему учит нас этот рассказ ? В чём причина грустного настроения мальчика?
Домашнее задание Нарисовать иллюстрацию к произведению. Подготовиться к выразительному чтению по ролям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"
В данных методических рекомендациях представлен опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...
"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"
Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....
Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе
Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе...
Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.
В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....
Работа над читательской грамотностью на уроках литературного чтения в 3 классе
Упражнения для развития читательско грамотности по каждой теме на уроках литературного чтения в 3 классе,3 и 4 четверть....
Мастер класс «Формирование читательской грамотности на уроке литературного чтения в начальной школе»
В данной статье рассматривается актуальная тема развития читательской грамотности среди учащихся разных возрастов. Автор акцентирует внимание на том, что умение не только читать, но и осознавать смысл...