Методическая разработка и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Разножанровые произведения"
презентация к уроку чтения (2 класс) на тему
Тема: Разножанровые произведения.
Задачи: развивать речь учащихся;воспитывать любовь и доброе отношение к животным; познакомить с новыми произведениями фольклора; учить сочинять загадки с героями – животными.
Творческий урок развития речи.На уроке учащиеся повторяют малые жанры фольклора(считалка,загадка),знакомятся с произведениями К. Ушинский «Кот Васька» и Е. Благининой «Голоса леса».К стихотворению Благининой демонстрируется картина "Голоса леса"В.Волосова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе по программе
«Начальная школа ХХI век»
Тема урока: Разножанровые произведения. К. Ушинский «Кот Васька», Е. Благинина «Голоса леса», произведения фольклора (считалки, загадки)
Урок с презентацией разработала и провела
Костромина О.В.
учитель начальных классов ГОУСОШ №121
г. Санкт – Петербург 2011г.
Тема: Разножанровые произведения.
К. Ушинский «Кот Васька», Е. Благинина «Голоса леса», произведения фольклора (считалки, загадки)
Цель: формировать читательские умения
Задачи:
развивать речь учащихся;
воспитывать любовь и доброе отношение к животным;
познакомить с произведениями фольклора;
учить сочинять загадки с героями – животными.
Ход урока:
- Орг.момент.
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? Белка
Волк
По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож, Звать меня конечно – Еж
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это -
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это?.. Мышь
- Сообщение темы и целей урока.
-Как вы думаете, какую тему мы продолжаем изучать? (О братьях наших меньших)
- Как догадались?
- Конечно, мы продолжаем изучение этой темы, и сегодня мы познакомимся с произведениями К. Ушинского «Кот Васька», Е. Благининой «Голоса леса», с произведениями фольклора. Будем учиться сочинять загадки.
- Работа по теме урока.
1.Самостоятельная работа с произведением К.Ушинского.
- Откройте страницу 6 учебника. Прочитайте произведение. (Ознакомительное чтение)
- Кто автор этого произведения? Как оно называется? Какой жанр произведения?
Что вы можете рассказать об авторе Константине Ушинском? Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле, очень образованный человек, учился в университете. Преподавал в Смольном институте, был редактором газеты. Написал книги для обучения детей в начальной школе «Родное слово», «Детский мир».
-Вы знаете еще произведения Ушинского? Какие?(После ответов детей слайд с иллюстрациями книг)
2.Работа с текстом рассказа.
Чтение по абзацам.
Вопросы после первого:
- Как автор называет котика?
После второго:
- Опишите Ваську?
После третьего:
- Каков характер у Васьки?
-Рассмотрите иллюстрацию. Какие слова из текста относятся к иллюстрации? Прочитайте.
-Кто еще изображен на картинке?
-Откройте рабочие тетради и выполните задания к этому рассказу. (Вопросов у детей не должно возникнуть после повторного чтения рассказа, но если что-то не понятно, можно индивидуально обсудить).В тетради прочитать загадку, найти ответ. Можно задать вопрос:
- Как вы догадались, о ком идет речь? (Автор описывает признаки животного)
-У вас есть домашнее животное? Как зовут? Какой он? Опиши.
(Рассказы детей 3-4 человека)
С помощью вопросов помощь описании .
3.Повторение. Игра «Вспомни и назови». Работа в парах.
Детям предлагается заполнить схему. Побеждает тот, кто последним назовет произведения фольклора. Дети работают на листочках. Затем проверка. (Слайд )
4. Работа с произведениями малого фольклорного жанра.
-Молодцы, вы очень много знаете произведений фольклора. Сегодня мы продолжим знакомство с устным народным творчеством.( Учебник стр. 7)
-Прочитайте считалку.
- Как нужно читать считалку – быстро или медленно? (Тренировка в чтении)
-Какие считалки вы еще знаете?
-Прочтите загадки.
- Сравните загадки. Что помогает отгадать загадку? (Признаки , повадки животного, их действия).Откройте рабочие тетради, выполните задания, которые даны к считалке и загадкам.
-Можно ли придумать свою загадку? Давайте попробуем.
Алгоритм составления:
В загадке всегда есть вопрос.
Ответ «спрятан» в загадке.
О ком загадка?
Какие признаки этого животного мы знаем?
Что любит делать это животное?
Составление загадок при помощи картинок.
5.Работа с произведением Е. Благининой «Голоса леса».
- Сейчас послушайте, как о братьях наших меньших пишет Елена Благинина.
Чтение стихотворения учителем.
-Интересное стихотворение? Кто автор? (показ фотографии) Какие еще произведения этого автора вы знаете?
Елена Благинина родилась в начале прошлого века,1903г ,очень много стихов написала для детей.
-Прочитайте стихотворение и постарайтесь передать голоса животных.
-Какие еще звуки можно услышать в лесу? Воспроизведи.
-Посмотрите на картину Владимира Волосова «Звуки леса» и послушайте запись голосов леса.
- Какие звуки леса вы услышали?
- Как вы думаете какие птицы поют?
Давайте попробуем прочитать это стихотворение в лицах. (Чтение в лицах)
- Итог урока.
-Вам понравился урок?
- Что нового узнали на уроке?
- Над какими произведениями работали? Кто автор?
- Домашнее задание.
Чтение по учебнику с. 6-8; выполнение заданий в тетради к стихотворению.
Материалы, использованные на уроке:
Загадки
Википедия
К. Ушинский http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%F8%E8%ED%F1%EA%E8%E9
Портрет К.Ушинскогоhttp://www.portret.ru/modules.php?name=GalleryMuseum&do=showpic&pid=189&orderby=
Портрет Елены Благининой
http://www.laidinen.ru/women.php?part=610&letter=%C1&code=613
Обложки к произведениям
http://www.kniga.ru/children/227244
http://books.iqbuy.ru/categories_offer/9785699280995/
http://www.gogul.tv/books/137/363/
http://rupics.eu/domain/shootfighter.wordpress.com/
http://www.bulgakov.ru/bookshop/1091936/page/9/
http://www.radikal.ru/USERS/oxyvik/knigi?pg=9
http://www.ozon.ru/context/detail/id/3495525/
http://www.libex.ru/?cat_page=2&pg=2666
картинки животных
http://forum.sonic-city.ru/lofiversion/index.php?t776-100.html
http://dreamworlds.ru/page/912/
http://www.pravda.ru/society/zoo/4/
http://japandaily.ru/category/nauka
Картина Волосова .Голоса леса.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О братьях наших меньших .
К онстантин у шинский
Мой любимец Кто он? Как его зовут? Какой он? Что любит делать?
Загадка В загадке всегда есть вопрос. Ответ «спрятан» в загадке. О ком загадка? Какие признаки этого животного мы знаем? Что любит делать это животное?
Е лена Б лагинина
Звуки леса
Домашнее задание: с .6-8 учебник, задание в тетради Материалы, использованные на уроке: Загадки http://littlehuman.ru/665/ Википедия К. Ушинский http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%F8%E8%ED%F1%EA%E8%E9 Портрет К.Ушинского http ://www.portret.ru/modules.php?name=GalleryMuseum&do=showpic&pid=189&orderby = Портрет Елены Благининой http://www.laidinen.ru/women.php?part=610&letter=%C1&code=613 Обложки к произведениям http://www.kniga.ru/children/227244 http://books.iqbuy.ru/categories_offer/9785699280995/ http://www.rustoys.ru/index.html?action=article&arttip=book&rustoys=98557415e375179c51e7bb9e46d8d593&from=190 http://www.gogul.tv/books/137/363/ http://rupics.eu/domain/shootfighter.wordpress.com/ http://www.bulgakov.ru/bookshop/1091936/page/9/ http://www.radikal.ru/USERS/oxyvik/knigi?pg=9 http://net-shops.ru/knigi/detskaja_literatura/dlja_samyh_malenkih/stihi_zhagadki_skazhki/posidim_v_tishine.shtml http://www.ozon.ru/context/detail/id/3495525/ http://www.libex.ru/?cat_page=2&pg=2666 картинки животных http://forum.sonic-city.ru/lofiversion/index.php?t776-100.html http://dreamworlds.ru/page/912/ http://www.pravda.ru/society/zoo/4/ http://japandaily.ru/category/nauka Картина Волосова .Лес. http://sfart.ru/info/artists/316/page/2/price/0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка и презентация урока по литературному чтению
ТЕМА: Басня И.А.Крылова «Мартышка и очки»ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.На уроке формируется умение ...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи»
Конспект урока по литературному чтению по теме «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи» + презентация...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Перспектива «Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто»
Конспект урока по литературному чтению на тему «Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто» + презентация...
Методическая разработка. Технологическая карта урока по Литературному чтению Н.Н. Носов " Живая шляпа" для обучающихся с ОВЗ 2 класс
Технологическая карта урока по Литературному чтению Н.Н. Носов "Живая шляпа" для обучающихся с ОВЗ 2 класс...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "ПНШ" Анализ художественно произведения С.Козлов "Желудь"
Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением С.Г. Козлова «Жёлудь»; формирование умения анализировать художественное произведение.Планируемые результаты:Предметные:знать содержа...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Образы детей в произведении М.Зощенко «Золотые слова» УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формирование навыков беглого чтения и правильной ре...
Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»
Представлена методическая разработка по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...