Разработка и презентация урока по литературному чтению
творческая работа учащихся по чтению (3 класс) на тему

ТЕМА: Басня И.А.Крылова «Мартышка и очки»

ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

На уроке формируется умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).

У детей проявляется интерес к новому жанру - басне.

Учиники сравнивают литературную сказку с народной, проявляют умение договариваться в совместной деятельности, в распределении ролей в совместной деятельности, аргументируют свои высказывани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

УМК «Школа России»

3 класс.

Курникова Оксана Геннадьевна

Учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №40


Конспект урока литературного чтения в 3 классе

ТЕМА: Басня И.А.Крылова «Мартышка и очки»

ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

ЗАДАЧИ: 

Образовательные:

  • Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
  • Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
  • Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.

Развивающие:

  • Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
  • Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
  • Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучащиюхся.

Воспитательные:

  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
  • Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
  • Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

Формируемые УУД

Личностные: 

- проявлять интерес к новому жанру - басне;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

Метапредметные:

регулятивные:

 - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные: 

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять мораль басни;

коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умение работать в группе.

Предметные: 

- понимание предметного содержания  знания; умение применять знания, анализировать.

- учиться средствам выразительности.

Оборудование: Учебник, портрет И.А. Крылова. иллюстрация к басне «Мартышка и очки», компьютер.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный

Ну – ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ли на месте,
Всё ли в порядке –
Ручка, книжки и тетрадка?

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД: самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность;

Регулятивные УУД:  самоконтроль; самооценка;

Проверка домашнего задания. (5 мин)

- Что было задано на дом?


- Можно ли «Сказку о царе Салтане» сравнить с народной? Почему?
- Что сказочного в произведении А.С.Пушкина?


-Выучить наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане». Чтение отрывков наизусть.

-Можно: зачин, повторы, концовка.

- Присутствие волшебных героев: царевна- лебедь, тридцать три богатыря, белочка-затейница, чародей-коршун; волшебные превращения.

Личностные УУД: умение воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата.

Познавательные УУД: 

сравнивать литературную сказку с народной.

Актуализация знаний

- На доске зашифрованы названия литературных жанров. Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?
- Сегодня мы обратимся к жанру басни.
- Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?

(ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК)
(Былина, сказка, стихотворение,
басня, загадка)

Познавательные УУД: 

знакомство с новым жанром басней.

Мотивационно-целевой

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова
- А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе.
- Сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.

На доске опорная запись:

1) Узнать, …

2) Учиться понимать …(слайд 1-4)

- Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.

- Учащиеся ставят цель, опираясь на запись.

Предметные УУД: понимание предметного содержания  знания; умение применять знания, анализировать.

Регулятивные УУД:

понимание учебной задачи урока.

Коммуникативные УУД:  формулирование собственного мнения.

Организационно - деятельный

- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?

- Что такое басня? (слайд 5)

- Так кто главные герои басен?
- Чьи поступки высмеивает автор?

-Значит, все недостатки людей автор переносит на
-А это обидно для человека?
-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?
- И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки

-Это герои басни.

-Ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ.

Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.

- Животные.

- Людей.

- Животных.

- Нет.

- Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей.

Предметные УУД: выделение особенностей нового жанра басни; 

Личностные УУД: проявление интереса к новому жанру.

Познавательные УУД: 

осуществлять  поиск  необходимой  информации  для  выполнения  учебных  заданий.

Коммуникативные УУД:  умение договариваться в совместной деятельности.

Физминутка.

Ребята, прежде чем начнем читать басню, давайте поиграем: представьте себе, что все мы мартышки. Какие у нее повадки?

Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали
Вы резвиться не устали?

Словарно-лексическая работа

- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов (слайд 6)

Работа в группах (пользуются словарями):

Дюжина- 12;

Полдюжины- 6;

Темя - верхняя часть головы;

Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку;

Нет проку - нет толку;

Невежда - необразованный, несведущий человек;

К худу клонит - к плохому клонит;

Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

Невежа -грубый, невоспитанный человек.

Познавательные УУД: 

словарно-лексическая работа.

Коммуникативные УУД:  умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Анализ басни

- Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

- Понравилось ли вам исполнение басни?

- Ответьте на вопросы в учебнике № 2,3,4,5.

- Найдите в тексте мораль этой басни.

- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

- Что же автор хотел сказать нам,  читателям?

- Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п.

Слушают аудиозапись.

Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк.

Отвечают на вопросы, приводят примеры из текста.

- Читают мораль.

- С необразованностью.

- Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.

Познавательные УУД: 

построение логической цепи  рассуждений;   самостоятельное  создание способов  решения проблем поискового характера, определение морали басни.

Регулятивные УУД:

овладение навыками смыслового чтения, осознанного построения речевого высказывания в устной форме.

Работа над выразительным чтением басни.

- Как читаем первые строчки?

 - Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

- Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?    

- Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них»  (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

- Спокойно.  

- С досадой, недовольством.    

- Высказывают свое мнение.

Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Познавательные УУД: 

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза.

Подведение итогов

Вернемся к нашим целям, которые поставили в начале урока. Что узнали нового? Что научились понимать?

- Для чего люди читают басни И. А. Крылова?

- Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

- Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок.

Регулятивные УУД: 

ответы на итоговые вопросы урока и оценивание своих достижений.

Рефлекторно-оценочный

- Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению.

Урок был для меня:

 интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный

Коммуникативные УУД:  аргументировать свои высказывания.

Регулятивные УУД: 

саморегуляция; самооценка.

Домашнее задание

Домашнее задание (по выбору)  

- читать басню выразительно

- изобразить характер героев с помощью мимики, жестов

- выучить наизусть басню.

Учащиеся выбирают и записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Разножанровые произведения"

Тема: Разножанровые произведения. Задачи: развивать речь учащихся;воспитывать любовь и доброе отношение к животным; познакомить с новыми произведениями фольклора; учить сочинять загадки с героями – ж...

Конспект и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Н.Носов На горке"

Это урок знакомства с новым произведением Носова. Для повторения пройденного используется викторина по произведениям  писателя для детей.   К уроку прилагается презентация. Размеры през...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Презентация урока по литературному чтению. Тема:А.Н. Плещеев "Весна", 2 класс

http://www.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-temaan-pleshcheev-vesna-2-klass Конспект урока по литературному чтению. Тема:А.Н. Плещеев "Весна", 2 клас...

Презентация урока по литературному чтению "Валентин Берестов"

Презентация урока по литературному чтению в 1 классе "Валентин Берестов " по программе "Школа 2100".  Учитель: Хрычева Тамара Петровна...

Методическая разработка. Технологическая карта урока по Литературному чтению Н.Н. Носов " Живая шляпа" для обучающихся с ОВЗ 2 класс

Технологическая карта урока по Литературному чтению Н.Н. Носов "Живая шляпа" для обучающихся с ОВЗ 2 класс...

Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»

Представлена методическая разработка  по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...