Разработка и презентация урока по литературному чтению
творческая работа учащихся по чтению (3 класс) на тему
ТЕМА: Басня И.А.Крылова «Мартышка и очки»
ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.
На уроке формируется умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
У детей проявляется интерес к новому жанру - басне.
Учиники сравнивают литературную сказку с народной, проявляют умение договариваться в совместной деятельности, в распределении ролей в совместной деятельности, аргументируют свои высказывани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России»
3 класс.
Курникова Оксана Геннадьевна
Учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №40
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
ТЕМА: Басня И.А.Крылова «Мартышка и очки»
ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
- Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
- Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.
Развивающие:
- Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
- Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
- Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
- Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучащиюхся.
Воспитательные:
- Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
- Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
- Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.
Формируемые УУД
Личностные:
- проявлять интерес к новому жанру - басне;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные:
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять мораль басни;
коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение работать в группе.
Предметные:
- понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.
- учиться средствам выразительности.
Оборудование: Учебник, портрет И.А. Крылова. иллюстрация к басне «Мартышка и очки», компьютер.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
Организационный | Ну – ка проверь дружок, | Учащиеся проверяют готовность к уроку. | Личностные УУД: самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность; Регулятивные УУД: самоконтроль; самооценка; |
Проверка домашнего задания. (5 мин) | - Что было задано на дом?
| -Выучить наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане». Чтение отрывков наизусть. -Можно: зачин, повторы, концовка. - Присутствие волшебных героев: царевна- лебедь, тридцать три богатыря, белочка-затейница, чародей-коршун; волшебные превращения. | Личностные УУД: умение воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата. Познавательные УУД: сравнивать литературную сказку с народной. |
Актуализация знаний | - На доске зашифрованы названия литературных жанров. Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году? | (ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК) | Познавательные УУД: знакомство с новым жанром басней. |
Мотивационно-целевой | - Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова На доске опорная запись: 1) Узнать, … 2) Учиться понимать …(слайд 1-4) | - Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза. - Учащиеся ставят цель, опираясь на запись. | Предметные УУД: понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать. Регулятивные УУД: понимание учебной задачи урока. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения. |
Организационно - деятельный | - Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? - Что такое басня? (слайд 5) - Так кто главные герои басен? -Значит, все недостатки людей автор переносит на | -Это герои басни. -Ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ. Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей. - Животные. - Людей. - Животных. - Нет. - Нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей. | Предметные УУД: выделение особенностей нового жанра басни; Личностные УУД: проявление интереса к новому жанру. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Коммуникативные УУД: умение договариваться в совместной деятельности. |
Физминутка. | Ребята, прежде чем начнем читать басню, давайте поиграем: представьте себе, что все мы мартышки. Какие у нее повадки? | Рано утром на полянке | |
Словарно-лексическая работа | - Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов (слайд 6) | Работа в группах (пользуются словарями): Дюжина- 12; Полдюжины- 6; Темя - верхняя часть головы; Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку; Нет проку - нет толку; Невежда - необразованный, несведущий человек; К худу клонит - к плохому клонит; Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса; Невежа -грубый, невоспитанный человек. | Познавательные УУД: словарно-лексическая работа. Коммуникативные УУД: умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. |
Анализ басни | - Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь. - Понравилось ли вам исполнение басни? - Ответьте на вопросы в учебнике № 2,3,4,5. - Найдите в тексте мораль этой басни. - С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? - Что же автор хотел сказать нам, читателям? - Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п. | Слушают аудиозапись. Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк. Отвечают на вопросы, приводят примеры из текста. - Читают мораль. - С необразованностью. - Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами. | Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, определение морали басни. Регулятивные УУД: овладение навыками смыслового чтения, осознанного построения речевого высказывания в устной форме. |
Работа над выразительным чтением басни. | - Как читаем первые строчки? - Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки. - Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством? - Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них» (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали» | - Спокойно. - С досадой, недовольством. - Высказывают свое мнение. | Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза. |
Подведение итогов | Вернемся к нашим целям, которые поставили в начале урока. Что узнали нового? Что научились понимать? - Для чего люди читают басни И. А. Крылова? - Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце. | - Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок. | Регулятивные УУД: ответы на итоговые вопросы урока и оценивание своих достижений. |
Рефлекторно-оценочный | - Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению. | Урок был для меня: интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный | Коммуникативные УУД: аргументировать свои высказывания. Регулятивные УУД: саморегуляция; самооценка. |
Домашнее задание | Домашнее задание (по выбору) - читать басню выразительно - изобразить характер героев с помощью мимики, жестов - выучить наизусть басню. | Учащиеся выбирают и записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Разножанровые произведения"
Тема: Разножанровые произведения. Задачи: развивать речь учащихся;воспитывать любовь и доброе отношение к животным; познакомить с новыми произведениями фольклора; учить сочинять загадки с героями – ж...
Конспект и презентация урока по литературному чтению во 2 классе УМК "Школа ХХI век" Тема: "Н.Носов На горке"
Это урок знакомства с новым произведением Носова. Для повторения пройденного используется викторина по произведениям писателя для детей. К уроку прилагается презентация. Размеры през...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Презентация урока по литературному чтению. Тема:А.Н. Плещеев "Весна", 2 класс
http://www.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-temaan-pleshcheev-vesna-2-klass Конспект урока по литературному чтению. Тема:А.Н. Плещеев "Весна", 2 клас...
Презентация урока по литературному чтению "Валентин Берестов"
Презентация урока по литературному чтению в 1 классе "Валентин Берестов " по программе "Школа 2100". Учитель: Хрычева Тамара Петровна...
Методическая разработка. Технологическая карта урока по Литературному чтению Н.Н. Носов " Живая шляпа" для обучающихся с ОВЗ 2 класс
Технологическая карта урока по Литературному чтению Н.Н. Носов "Живая шляпа" для обучающихся с ОВЗ 2 класс...
Методическая разработка: Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Д.Н. Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»
Представлена методическая разработка по литературному чтению на тему: Д.Н Мамин-Сибиряк произведение «Приёмыш»...