Педагогические ситуации в семейном воспитании (педагогические чтения, дистанционная форма работы с семьёй).
Каждый ребёнок особенный, на свой лад, с характерными для него способами управления своим поведением, умением устанавливать контакты с внешним миром, способностью проявлять эмоциональные реакции.
Ребёнок наделён от природы определёнными способностями нервной системы. (Даже близнецы!) От типа нервной деятельности зависит его темперамент. Это и накладывает отпечаток на его поведение. Вот почему один и тот же подход (при равных условиях) вызывает у разных детей разные реакции. Две девочки - близнецы. Одна унаследовала гены от отца, другая от матери. Однако следует помнить, что характер не даётся ребёнку в наследство от родственников, как, например, цвет глаз или волос. Характер, так же как интересы и потребности, формируется под влиянием среды и воспитания. А если сын или дочь приобретают черты характера отца, матери или бабушки, то это благодаря высокой детской восприимчивости и подражательности, благодаря постоянному общению с ними (ведь воспитатель воздействует на ребёнка не только специальными воспитывающими мерами, но и собственной личностью). Человек не рождается добрым или чёрствым, общительным или замкнутым, трудолюбивым или ленивым, это зависит от среды, в которой растёт ребёнок и формируется его личность.
Ситуации:
Трёхлетний человек, отняв игрушку, радуется, что завладел ею и совсем не обращает внимание на слёзы обиженного; приносит трофей маме, удовлетворённо говорит: "Это моё!"
Пятилетний мальчик говорит: "Я сильный! Меня все боятся!" И в подтверждение пытается толкнуть ногой подвернувшегося щенка.
Гостеприимный шестилетний хозяин в отсутствие взрослых созвал со двора гостей - сверстников - и раздал им отсовскую коллекцию минеральных камней. "Меня попросили - я и отдал... Я же не жадный!" - объясняет он свой поступок родителям.
Важно подчеркнуть, что в представлении ребёнка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются: он ещё только постигает азы нравственности. С этих позиций проанализируем приведённые выше примеры. Отнял игрушку - значит хорошо: к его сокровищам прибавилось ещё одно... Быть сильным - хорошо. Чтобы доказать свою силу, его устраивает любой способ, лишь бы выглядеть "героем": обидеть щенка... Быть жадным - плохо. Чтобы доказать свою щедрость, можно пожертвовать и папиной коллекцией и даже смириться с тем, что ему предстоит неприятное объяснение с отцом. (О чём шестилетний ребёнок, конечно, догадывается!)
Усвоение маленьким ребёнком норм нравственности не так просто для него, как нам кажется. В силу отсутствия достаточного жизненного опыта он не всегда может отличить хорошее от дурного и с лёгкостью меняет местами эти понятия. Даже усвоив некоторые понятия нравственности, дети дошкольного возраста ещё не всегда способны руководствоваться ими. Всему этому надо учить ребёнка.
Ситуации:
Вике шестой год, она очень хочет быть похожей на свою маму, подражает её движениям, походке, манере говорить. Она часто повторяет услышанное от взрослых: "Я вся в маму".
Так же как мама, девочка нежно относится к маленькой сестрёнке, заботливо укрывает её, играет с ней, потряхивая погремушкой, ласково похлопывает по одеяльцу, чтобы успокоить, когда та плачет. Обращается к малышке приветливым тоном. Зато тон отношений с бабушкой у Вики совсем иной: пренебрежительный. высокомерный.
- Сиди уж и помалкивай, тебя не спрашивают. - Эту дерзкую фразу часто произносит мама, а девочка её повторяет.
Воспитатель заметил, что сегодня Андрей (ему 4 года) пришёл в детский сад в возбуждённом состоянии: громко разговаривает, спорит, затевает ссоры с товарищами по игре, отнимает игрушки и даже с трудом подчиняется её указаниям. В чём причина?
Вечером, когда отец пришёл за сыном, воспитатель решил выяснить у него причину необычного поведения ребёнка. Отец рассказал:
- Утром поспорили с женой. Из-за пустяка... ссор у нас не бывает всерьёз. А сын притих, всё прислушивался, а потом сначала подошёл ко мне и сказал: "Зачем маму обижаешь!", а затем к маме: "Зачем папу обижаешь!" А она шутя да и подшлёпнула сына потихоньку. Конечно, не больно. Но он обиделся и всю дорогу капризничал.
Важно подчеркнуть, что в детях, как в фокусе, отражается настроение родителей, если взрослые веселы, уравновешены, приветливы, то и дети спокойны, жизнерадостны. особенно влияют на поведение ребёнка эмоциональная втмосфера семьи, стиль отношений взрослых. Ребёнок чутко улавливает малейшие семейные распри и по-своему глубоко реагирует на них.
Описанная ситуация подтверждает это: мальчик выведен из равновесия, конечно, не тем, что мать его шутя подшлёпнула. Его взволновало необычное поведение родителей.
Ситуация:
Четырёхлетний ребёнок слышит, как воспитатель объясняет двум девочкам о том, что умываться надо аккуратно, не замочить рукава. Слыша это, он всё же подставляет ладонь плотно к крану - и... забрызганы стена, пол и сам мокрый с головы до ног!
Вчера он искренне осуждал товарища за то, чтотот обидел девочку, а сегодня сам поступает точно так же.
- Ну что за бестолковый! Опять - тоже самое! Ты ведь только что приносил извинения и обещал не обижать Марину, а сам что делаешь! - негодует мать пятилетнего неслуха.
- Я и не обижаю Марину, - заверяет сын. - Я ведь не её толкнул, а Игоря... А его я не обещал не трогать.
Важно подчеркнуть, что конкретность детского мышления, недостаточная способность к обобщениям - определяют поведение ребёнка: малыш обещает не делать того, за что его порицали, но... в аналогичной ситуации вновь поступает так же; замечание сделанное другому ребёнку, не относит к себе. То, о чём ему говорили вчера, он не помнит сегодня. Он импульсивен, а мотивом его поступка чаще всего являются желания. Он не владеет собой, потому что у него не сформулированы волевые процессы, мы же, забывая об этих его особенностях, нередко усматриваем преднамеренность его поступков.
Всегда приходится иметь в виду, что отрицательные способы поведения маленького ребёнка крайне редко носят преднамеренный характер, поэтому очень важно взрослому быть терпеливым и справедливым в оценке детских поступков и главное - не взрываться. Спокойствие - лучший помощник в выборе способа воздействия на детей.
Ситуация:
Пришла мама в детский сад за шестилетней Мариной. Девочка, выбежав ей навстречу, всматривается в её лицо:какое у неё сегодня настроение?
Мама улыбается, и Марина щебечет возле неё. Все события за день выкладываются тут же в раздевалке. Да и по дороге есть о чём поговорить.
Следующий раз мама с пакетом, и лицо у неё таинственное. Это значит - содержание пакета имеет прямое отношение к Марине. Что бы там могло быть? Кукла, платье? И начинается весёлое угадывание!
Иногда у мамы усталое лицо. В таком случае лучше помолчать...
Изредка Марина видит на лице мамы строгость, недовольство. Это очень серьёзное обстоятельство: дочери придётся отчитываться за своё поведение.
А сегодня мамино лицо радостное, и Марина тут же догадывается:
- Наверное, папа приехал из командировки?
- Почему ты твк думаешь?
- У тебя в глазах лукавочки бегают. Хочешь сюрприз мне сделать.
- Ну что ж поделать - сюрприз не удался! Угадала. Папа ждёт нас возле детского сада.
Важно подчеркнуть, что дети присматриваются к нам, взрослым, они обладают необыкновенной способностью распознавать наше настроение и заражаться им; чутко улавливают, как мы относимся к ним: готовы ли уступать или потребовать проявления к ним снисходительнсоти, непреклонны, раздражены или благодушно настроены.Известный польский педагог Януш Корчак говорил: "Ребёнок знает окружающих, их настроения, повадки, слабости, знает... и умело их использует. Угадывает расположение, чувствует лицемерие, схватывает на лету смешное. Читает по нашим лицам так, крестьянин по небё , какую оно сулитпогоду".
(Продолжение следует).
Островская Л.Ф. Педагогическте ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.