Памятка для родителей. "Возможности родителей в решении речевых проблем дошкольников".
В последние годы наблюдается тревожная тенденция-в младшие группы детского сада поступает все больше детей, имеющих задержку речевого развития. Не имея возможности оценить серьезность такого отставания, родители часто драматизируют ситуацию. И начинают сосредоточивать усилия на всевозможные формы стимулирования речевого развития. Результатом такой настойчивости со стороны родителей может быть избегание ребенком самой ситуации общения, что в свою очередь только усложняет проблему.
Что негативного влияет на развитие речи детей? Экология? Родовые травмы или болезни матери во время беременности? Недостаток общения с родителями? Или просто педагогическая запущенность? А возможно и первое, и второе, и третье.
Типичные проблемы развития речи дошкольников – однословные предложения, неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неумение грамматически и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это нужно. Неумение построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста своими словами. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать силу голоса и темп речи. Недостаточно развито фонематическое восприятие и неумение делать звуковой анализ слов. Нарушение звукопроизношения и дикции.
Речь ребенка не является врожденным талантом, а формируется под влиянием речи взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Ни одна, даже самая лучшая развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольной организации не созданы условия для привлечения родителей к участию в учебно-воспитательном процессе.
Условием успешного речевого развития ребенка в семье является его общение со взрослыми:
- 1. Эмоциональное общение с ребенком с момента его рождения.
- 2. Создание условий для общения с другими детьми.
- 3. Совместные игры взрослого с ребенком. Ребенок подражает действию взрослого. Именно это подражание и является одним из важнейших механизмов формирования общения и речи в раннем возрасте.
- 4. Речь взрослого – пример для подражания. Речь ребенка развивается в результате подражания речи окружающих. Взрослым необходимо следить за своей речью.
- 5. Развитие мелкой моторики рук: застегивать пуговицы, крючки, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки; играть с конструктором, мозаикой, кубиками; играть с вкладышами; резать ножницами; рисовать; рисовать различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, гуашью, акварельной краской и др.
- 6. Удовлетворять любопытство ребенка. Не оставлять без ответа вопрос ребенка. Давать возможность ребенку набирать познавательный опыт в самой разнообразной деятельности: игровой, конструктивной, изобразительной, трудовой.
- 7. Читать художественную литературу. Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
- 8. Разучивание стихов. При изучении стихов с детьми решается сразу несколько задач: научить читать стихи перед слушателями и воспитывать любовь к поэзии.
- 9. Рассказывание стихов руками. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного звукопроизношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов.
- 10. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев.
- 11. Свревременное устранение недостатков речи ребёнка.