Ещё раз о прогулке.
Рассказывая родителям о пользе совместной с ребенком прогулки, следует делать акцент на том, насколько велик в ней потенциал развития разных способов восприятия ребёнком картин окружающего мира (эмоционального способа, зрительного, слухового и осязательного), о постепенном формировании устойчивого внимания, о том, как много поводов возникает на прогулке для познавательной активности малыша, развития наблюдательности, пассивного и активного словаря, а так же воспитания правильных эмоциональных реакций на живую и неживую природу.
Потенциал прогулок настолько велик, что мамам и папам можно рассматривать объекты и явления, которые попадаются на пути, в качестве бесплатных развивающих пособий. Вот мы, например, попадаем на детскую игровую площадку, многоцветную, яркую. Сколько цветных поверхностей и деталей игрового оборудования перед глазами ребёнка! Можно поучиться находить и называть основные цвета, весело откликаясь на просьбу, поиграть в игру "Найди всё жёлтое...", выполнять её в движении, увлёкшись интересным заданием и радуясь своему успеху, и самому испытать знания мамы или папы. А почему бы не поискать всё длинное и всё короткое, высокое и низкое, подвижное и неподвижное, твёрдое и сыпучее, на солнце и в тени, живое и неживое?... Вариантов задания может быть очень много.
Взаимодействие с ребёнком на прогулке поможет целенаправлено развивать у него практически все психические процессы, сформировать некоторые обобщающие понятия, причинно-следственные связи. Все виды машин во дворе мы назовём наземным транспортом. А пролетевший самолёт отнесём к воздушному. И пусть ребёнок попробует сам объяснить, почему так. А почему голубей мы никогда не назовём воздушным транспотром? И т.д. и т.п. Игра а объяснялки поможет развивать его речевые умения, накопить опыт рассуждений, расширит область представлений.
Но другая потребность ребёнка - в движении. Для этого он выносит на улицу мяч или скакалку. А то просто побежал, потому что бегать - это весело. Но всё время бегать - никто не захочет. Ребёнку нужна смена впечатлений.
Но бывает и так. Представьте папу, гуляющего с четырёхлетней дочкой. Он сидит на скамье, а девочка рядом с ним играет в мяч. Затем игра с мячом сменилась игрой в песочнице, и снова внимание девочки занято мячом.
- Папа, лови! Я буду бросать! - просит дочь.
Но папа не разделяет её игрового настроения и поэтому говорит ей:
- Играй сама. Или вон с той девочкой.
Но игра в мяч не удалась: девочка, с которой папа предлагал играть, убежала в другой конец игровой площадки.
Скучающая Ксюша трётся возле отцовских колен.
- Папа, смотри, птица!
- Угу, - отвечает он, скользнув взглядом в сторону, где идёт, чуть покачивая головой вперёд-назад, голубь.
Через минуту снова Ксюша оповещает о новом событии:
- Посмотри, папа, мальчик бежал и упал!
- Угу, - бормочет отец, едва кивнув головой. А потом ещё и ещё.
- Папа, посмотри, какой камушек я нашла! Угадай, в какой он руке?
Вон в той, - безучастно отвечает папа. Девочка замолкает, лицо её становится безучастным к окружающему. Через некоторое время она начинает хныкать:
- Хочу домой!.. Хочу домой!..
- Ну что за ребёнок! Ничем не хочет заняться, не прогулка, а наказание, - с раздражением говорит папа.
Ребёнок гуляет с удовольствием, если он не скучает от бездеятельности. Игры, наблюдения за природой, птицами, животными, за явлениями окружающей жизни, общение со сверстниками, посильный труд в природе, спортивные развлечения - всё это обогащает прогулки детей на воздухе, От взрослого зависит, каким содержанием наполнить детскую прогулку соответственно сезону, возрасту ребёнка. Прогулка не только оздоровительный фактор, но и фактор воспитывающий. Важно руководить детской деятельности на свежем воздухе, направлять ее, чтобы ребёнок был занят и познавательной деятельностью тоже.
Поэтому и в детском саду нельзя надеяться на то, что детская инициатива сделает всю прогулку содержательной и интересной. Прогулка - это всегда запланированные педагогом виды детской деятельности, которые должны быть организованы так, чтобы ни один ребёнок на ней не заскучал.