Игры для развития у детей 5-6 лет фонематического слуха.

Безрукова Ирина Львовна

Материал (в виде рекомендаций родителяям) подготовлен учителем-логопедом МБДОУ № 5 с.Кневичи АГО Войтенко Ульяной Сергеевной, используется в моей работе с родителями, а также непосредственно в работе с моими воспитанниками.

_____________________

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Большое значение в формировании правильной речи рёбёнка имеет уровень развития у него фонематического слуха.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, усложняет формипрование навыков звукового анализа, без которых не возможны полноценное чтение и письмо.

Чтобы ребёнок слышал звуки в своей речи, исправлял себя, научился писать без ошибок и овладел навыками звукового анализа слов. важно играть с ним в игры, которые способствуют развитию фонематического восприятия.

Большинство фонематических игр - это игры со словами, точнее со способностью различать в словах отдельные звуки. Цель этих игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:

 

ЧИСТОГОВОРКИ

Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зелёный я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

 

ЗОРКИЙ ГЛАЗ

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

 

ИСПРАВЛЯЙ-КА

Произнесите слова в "дефектном" произношении и попросите ребёнка исправить ошибку, например: баван (банан).

 

БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН

При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребёнка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить рассматривании иллюстраций в книге.

 

КТО БОЛЬШЕ?

Посоревнуйтесь с ребёнком в придумывании слов с изучаемым (или называемым вами) звуком.

 

ИСПРАВЬ НЕЗНАЙКИНЫ ОШИБКИ

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушай внимательно и исправляй ошибки.

Коса прыгнула через забор.

Колова даёт вкусное молоко.

Рошадь жуёт сочную траву.

Коска любит мышку.

Мама валит касу.

 

КАКОЕ СЛОВО ЗАДУМАНО?

Взрослый показывает ребёнку картинки и называет их, пропуская первый звук (...ашина), а ребёнок произносит слово, выделяя пропущенный звук (мммашина) и т.д.

 

ПОДБЕРИ ПРАВИЛЬНО РИФМУ

Отругала мама зайку,

Он надел под свитер гайку (майку).

 

Много снега во дворе,

Едут танки (санки) по горе.

 

Пёс Барбос совсем не глуп,

Он не хочет рыбный дуб (суп).

 

Не случайно у сестрички

Фантики (бантики) в косичках.

 

Проплывает под мостом серый,

Скользкий, длинный дом (сом).

 

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь... (двери).

 

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети... (книжки).

 

- Грузы я возить привык! -

Говорит нам... (грузовик).

 

Тише, Танечка, не плач,

Не утонет в речке... (мяч).

 

Портфелья выронил из рук,

Такой большой на ветке... (жук).

 

Шёл по лесу шустрый мишка,

На него свалилась... (шмшка).

 

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи... (туч).

 

МЫ - АРТИСТЫ

Проговорите с ребёнком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз, используя разные интонации (удивлённо, весело, грустно).

Аист вёз из магазина

На своей коляске груз:

Ананасы, апельсины,

Абрикосы и арбуз.

 

УСЛЫШИШЬ ЗВУК - ХЛОПНИ В ЛАДОШИ

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

 

НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК

Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребёнку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк. изюм, Оля, осень, утка, улица...)

 

ВЕСЁЛОЕ НАЗВАНИЕ

Взрослый чётко произносит слова, услышав правильное слово, ребёнок должен хлопнуть в ладоши и повторить его, например:

Паман, ваман, батан, банан,

Атьбом, аньдом, акольм, альбом,

Фитамин, вибамин, визамин, витамин,

Кетка, фетка. метка, клетка.

 

КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ?

Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: утка. туфли, удочка, кенгуру - и спрашивает у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах.

 

СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ!

Предложите ребёнку придумать вместе с вами слова, которые начинаются на "ма". Ребёнок предлагает: "машина, малина, маска.мама..."