Круги Луллия

Безрукова Ирина Львовна

Педагогические находки, когда случаются с нами, могут значительно расширить горизонты наших представлений о наших возможностях. Через растояние и время автор какой-нибудь интересной идеи, методики будто протягивает нам руку помощи. Когда-то очень давно, ещё в тринадцатом веке один французский монах и философ Раймонд Луллий создал метод установления логических связей между разными объектами, используя для этого бумажные круги с изображением этих объектов и чего-то ещё, к ним относящегося. Придумал свой метод для того, чтобы его ученики стали поумнее. А в наше время этот метод, оказалось, стало возможным и целесообразным использовать в дошкольном образовании - с той же целью. "Кольца Луллия"  называют ещё  "Волшебными кругами Луллия".

Наша педагогическая работа направлена на то, чтобы развитие способностей и умений детей дошкольного возраста было как можно более успешным. И этот метод может нам, педагогам-дошкольникам, в этом деле помогать, потому что метод оказался достаточно эффективным. 

"Кольца Луллия" - это круги, поделённые на сектора с картинками, круги разного диаметра, они накладываются друг на друга, когда надеваются по принципу пирамидки на деревянный стержень, а самая верхняя часть конструкции - рамка в виде сектора красного цвета или стрелка для фиксации внимания ребёнка на подобранных вместе картинках по заданной теме.  Перечислю некоторые темы: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья», "Животные" и др.. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, и картинки соединяются в результате в одну линию (проявляется логическая связь между изображениями). Чтобы манипуляция, т.е. перемещение картинок было удобным, картинки и нанизывают на общий стержень от пирамидки.

На мой взгляд,  по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг, связи, которые можно установить между разными предметами, объектами и явлениями. Помним, что у детей наглядное мышление, осуществляется в процессе развития  переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, поэтому использование картинок является более, чем уместным.

«Учите ребенка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинами, и он усвоит их на лету». - говорил К.Д.Ушинский.

Ребёнка очень быстро можно заинтересовать игрой в картинки, которые расположены особым образом на Кругах Луллия. Использовать Круги Луллия можно в разных образовательных областях - при формировании математических представлений, речевых умений, познавательной активности. Необычная форма заданий позволяет научить не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, психические процессы, совершенствоватьть мыслительные операции :умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи. А проблема речи во всем ее видовом разнообразии всё продолжает оставаться актуальной в дошкольном возрасте. Для её решения создаётся речевая среда, которая вызывает у ребёнка желание участвовать в речевой коммуникации, создаётся игровая среда, в которой возникает двусторонняя связь между игрой и речью. В своей работе я стремлюсь использовать разнообразные приёмы и методы. И вот случилась эта находка, для меня открытие метода "Кольца Луллия". 

Этот метод я могу использовать на занятиях и в индивидуальной работе с детьми, представляя их детям как чудесные кольца или загадочные круги.

 

Разумеется, исследуя метод, я познакомилась с методическими рекомендациями по его использованию. Они следующие:

• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 секторов на каждом.

• Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.

• Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью, например, двустороннего скотча, чтобы можно было легко поменять их.

 

Наш образец сделан из кругов тонкого пеноплена. Сам материал и идею его примененния мне предложила мама моего воспитанницы, она же и принесла мне эти круги. Вместе с другой мамой мы оформили основу, которую я теперь  использую в дидактических играх по данной методике. Кстати, участие родителей этим не ограничилось. В рамках дистанционной работы, которую я практикую, я показала родителям, как это работает и рассказала, для чего используются Круги Луллия.

Технологическая цепочка проведения игры может быть следующей:

1. На секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо изображения, например, деревьев (сосна, яблоня и др.); на секторах второго круга - например, места их произрастания ( сад, лес, болото и т.п.); на секторах третьего -  например, изображения плодов (апельсин, яблоко, шишки и др.).

2. Ставится задача - ребёнку предлагается найти соответствия на кругах. Он выполняет задание и объясняет, что получилось.

3. Круги раскручивают, ребёнок смотрит. какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называет их. Например, берёза - болото - апельсин.

Задача: Объяснить, как объект может расти в таком месте и приносить подобные плоды, т.е. объяснить такие фантастическое преобразование. Например, хорошо ли иметь такую чудесную. красивую, кудрявую берёзу в унылой болотистой местности и каким обитателям леса особенно понравится. что на берёзе растут апельсины.

4. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.

5. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация).

Т.е. , соединяя картинки на Кругах Луллия мы можем найти реальное сочетание картинок и необычное сочетание, и во втором случае придумывает свою фантастическую историю, т.е. игры способствуют развитию и речевого творчества.

 

Варианты игр с использованием Кругов Луллия:

1. Младший возраст (3-4 года). 

1.1. Дидактическое игра: «Чей малыш?»

Два круга. На малом воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, кошка, лиса, медведь), на большом - их детенышей.

Задание: найти маме детеныша.

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их с помощью рамки или стрелки.

Для детей среднего возраста используется второй вариант игры, более усложнённый. Добавляется круг с изображением жилищь этих животных (белки, медведя, лисы, зайца, собаки, птица, пчёлы).

Три круга. На большом - картинки с изображением животных (белка, медведь, волк, собака), на втором - изображения детёнышей, на маленьком - "домики" (нора, берлога, дупло, гнездо, будка, улей).

Задание: найди, кто где живёт?

Ребенок по просьбе взрослого называет одно из животных, его детёнышей, затем отыскивает "домик", называет его, поворачивая этот круг, совмещает три круга с помощью рамки или стрелки.

Задание: покажи кто где живёт, подбери домик правильно.

Ребёнок по просьбе взрослого называет персонажей, их жилище и фиксирует три картинки с помощью рамки стрелки.

3. Старший возраст.

Дидактическая игра « В гостях у сказки».

2 круга. На большом воспитатель располагает картинки с изображением сказочных героев (Буратино; Емеля; Гуси-лебеди; Три медведя; Лягушка, Заяц и Лиса; Колобок) , на маленьком – предметы, которыми они пользовались.

Задание: подбери нужный предмет.

Ребенок по просьбе взрослого называет одного из сказочных персонажей, изображенных на нижнем круге, затем отыскивает на верхнем круге изображение необходимого для него предмета.

Второй, более информативный вариант игры - добавляется ьретий круг с изображениями финальных событий сказок.

Выстраиваются логические цепочки:

Емеля - печка - Емеля в царских одеждах.

Буратино - золотой ключик - сказочный Театр.

Гуси-лебеди - яблоня - Маша и Ваня.

Три медведя - три стула - бабушка, дедушка и внучка.

Лягушка, Заяц - теремок - Медведь и разрушенный теремок.

 

Все продемонстрированные игры условно можно отнести к группе игр на подбор пары.

На экране - картатека таких игр:

________________________________________________________________________

Картотека игр с использованием Кругов Луллия

Варианты игр и колец:

Игра 1. 1 круг. Сосна, береза, ель, дуб, рябина, клен.

          2 круг. Семена и плоды вышеперечисленных деревьев.

          3 круг. Листья вышеперечисленных деревьев.

Игра 2. 1 круг. Лиса, пчелы, медведь, белка, собака, птица.

          2 круг. Нора, берлога, дупло, гнездо, будка, улей.

Игра 3. 1 круг. Орел, цапля, соловей, ворона, чайка, гусь, ласточка, аист.

          2 круг. Разные формы птичьих клювов.

          3 круг. Разные виды птичьих ног.

          4 круг. Разные виды птичьих крыльев.

Игра 4. 1 круг. Город, деревня, лес, море, горы, болото.

          2 круг. Любые животные.

Игра 5. 1 круг. Любые животные.

           2 круг. Детеныши животных.

________________________________________________________________________

Вы обратили внимание, что все эти игры с экологическим содержанием.

 

Но в самом начале презентации метода "Кольца Луллия" я сделала акцент на речевом развитии детей, на возможностях этого метода, когда мы используем его в этом направлении. 

Хочу представить вам, например, игру "Зарядка для язычка", которая используется для развития артикуляционной моторики.

Цель игры: совершенствование артикуляционных способностей детей, формирование навыков сотрудничества и самостоятельности.

Описание: Игра проводиться в паре. Берутся круги: 1 - с изображением артикуляционного упражнения, и 2 - с картинками, соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). Пара к картинке подбирается путём прокручивания второго кольца. В этой игре обязательно одной картинке круга 1 должна соответствовать картинка круга 2. Ребёнок, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называет артикуляционные упражнения и закрепляет стихи, разученные к данному упражнению.

 

Следующая гра - на формирование развития связной речи «Рифмуй-ка».

Цель игр:  развитие речевого творчества, формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Описание: На 1 круге и на 2 круге - картинки, подходящие по рифме (коза-коса, ковёр-забор, стол-пол, Маша-каша, трава-дрова, каска-маска, удочка-уточка). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, подходящую по рифме.

Дидактическая многовариантная игра «Круги Луллия» помогает расширять и активизировать словарный запас за счет существительных, глаголов, прилагательных, числительных, учить составлять слоги, слова, фразы, а также вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. 

Итак, на основе всего выше изложенного можно сделать выводод, что конструкция Круги Луллия проста, но информативна, и позволяет успешно применять ее в детском саду. Использование конструкции рекомендовано для работы с дошкольниками от трёх до семи лет, её содержание многофункционально и направлено на развитие навыков взаимодействия ребёнка и педагога и на развитие самостоятельности детей в познавательной деятельности.

Использование "Волшебных кругов Луллия" позволяет применяь практически все методы дошкольного образования: наглядный, словесный, игровой, практический. Выбор которых в каждом отдельном случае зависит от содержания учебного материала, т.е. дидактической игры, от возрастных особенностей ребёнка, от уровня освоения ребёнком заданной темы. Содержание учебного материала постепенно должно накапливаться, в основе этой педагогической работы лежит главный принцип подхода к обучению - от простого к сложному.