Мастер-класс "Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития мышления детей".

Безрукова Ирина Львовна

Подготовили и провели:

воспитатели МБДОУ № 5 АГО

Безрукова Ирина Львовна

Котова Виктория Викторовна

 

Цель:  повышение профессионального уменя педагогов в вопросах использования занимательных игр и упражнений для развития мышления детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Раскрыть значимость последовательного развития мышления у детей дошкольного возраста.

2. Показать содержание дидактической работы по развитию разных мыслительных операций, которые необходимо развивать у детей.

3. Активизировать познавательную деятельность педагогов-дошкольников.

 

Теоретическая часть мастер-класса.

Вводное слово. Введение участников в тему мастер-класса.

 

(Слайд № 1. Название мастер-класса. Цель, задачи.)

Начало образовательного процесса - в раннем дошкольном возрасте. Нужно очень хорошо понимать поступательный характер развития мышления дошкольника. 

В психологии принято определять три стадии развития мышления:

- наглядно-действенное мышление;

- наглядно образное;

- словесно-логическое.

Чтобы у дошкольника при переходе на следующую ступень образования было как можно меньше затруднений, необходимо в полной мере последовательно развить у него мышление в соответствии с его возрастными возможностями. мы помним, что мышление - это один из психических процессов. Это наивысший познавательный процесс, но мышление не появляется само по себе. Последний жуткий случай, которым познакомило нас телевидение - появление нового Маугли, пятилетней девочки из Москвы, доказывает, что само по себе , из ниоткуда ничего не берётся. Не социализированный вовремя ребёнок навсегда остался на уровне несформированных психических процессов. 

И мышление не может быть сформировано... без чего?

Без развития других психических процессов... каких?

Восприятия, внимания, памяти, воображения, речи. Речь - средство выражения знаний, мыслительного процесса и коммуникации.

 

(Слайд № 2. Три стадии развития мышления.)

Сейчас, общаясь с Вами, я использую в основном высший вид мышления - словесно-логическое, и репродуктивное, и творческое. Т.е. я повторяю за кем-то - это репродуктивный способ мышления, и делаю свои собственные выводы - это творческий. Прибегая к помощи экрана, использую и образное мышление.

Можно ли перепрыгивать через какой-то вид мышления в процессе формирования мыслительной деятельности у дошкольника? Конечно же нет.

Наглядно-действенное - это самое начало мышления, время "проб и ошибок". Когда в ответ на каждую манипуляцию с предметос в коре головного мозга нервный импульс в месте соприкосновения нервных окончаний нейронов приводит к появлению новых образований. шариков, синапсов. С точки зрения морфологии синапсы  - это показатель того. что мышление развивается. Перестаёт бегать нервный импульс по выбранному пути - синапсы мсчезают. Поэтому развитие мышление, как в спорте. требует постоянных упражнений.

В своей книге "Ребёнок учится говорить" Марионелла Максимовна Кольцова приводит в пример интересный эксперимент. Двум группам малышей, начинающих говорить первые слова. показывали некоторые предметы для запоминания новых слов. В первой давали поиграть с предметами, в другой - только показывали и называли. Как вы думаете, в какой группе быстрее запоминали названия предметов и вводили из в речь дети?

В первой. Почему?

Потому что манипуляция соответствует первому этапу развития мышления.

Есть такая методика развития детей, когда совсем маленькому ребёнку мама показывает много картинок, одну за другой, чередуя и называя в надежде простимулировать его развитие. Когда маме видится, что не за горами проснётся в ребёнке гений.

Как вы думаете. оправдывает себя этот метод? Или всё же несвоевременный?

Когда ещё не сформировано наглядно-действенное мышление, нельзя чкркз него перепрыгивать в сторону наглядно-образного. Единственное, что интересует ребёнка в раннем детстве - это что можно сделать с предметами. Это необходимо донести до родителей наших воспитанников в возрасте до трёх лет..

Второй этап развития мышления начинается в 3-4 года,но  мы не должны забывать, что у каждого ребёнка свой темп развития. 

Как вы думаете, теряет ли со временем свою актуальность развитие мелкой моторики?

Нет, конечно! Всегда в развивающей задаче мы вспоминаем о мелкой моторике, она никогда не теряет своей актуальности.

С 3-4 лет мышление начинает отделяться от практических действий в сторону самостоятельного процесса. Ребёнок начинает усваивать наглядные модели.

А что является развивающей средой? 

Сюжетно-ролевая игра является таковой? Да, дети создают и осваивают игровые модели.

А конструирование? Да, моделируются пространственные отношения между частями предметов и самими предметами.

Высшие формы образного мышления являются итогом последовательного развития дошкольников.

 

(Слайд № 3. Слова Александра Владимировича Запорожца.)

Как говорилвыдающийся психолог, доктор педагогических наук Александр Владимирович Запорожец, "Если в дошкольном возрасте не воспитать как следует наглядно-образное. а преждевременно тащить ребёнка на ступень абстрактно-логического мышления, то этим можно нанести непоправимый ущерб общему ходу развития". Только к концу дошкольного возраста у ребёнка развиваются азы словесно-логического мышления. источником новой информации становятся самомтоятельные слово и фраза.

 

Переходим к практической части нашего мастер-класса, в которой мы познакомим вас с занимательными играми и упражнениями, позволяющими детям овладевать разными мыслительными операциями.

 

(Слайд № 4. Видео: дети просят воспитателя поиграть с ними.)

Поскольку лучше всего дети воспринимают информацию в игровой ситуации, мы можем сделать жизнь в детском саду очень интересной. используя при этом развивающие игры и упражнения в течение дня в разных режимных моментах. желание повторить свои приятные впечатления, свою ситуацию успеха. заставляет ребёнка просить педагога о новом задании. А игр - огромное количество. очень много литературы, предлагающей игры. 

 

(Слайд № 5. Новая дидактическая литература.)

Выбираются игры в соответствии с тем, какую задачу ставит перед собой педагог.

Итак, мы развиваем разнве мыслительные операции.

 

(Слайд № 6. Анализ и синтез. Анализ - это процесс расчленения целого на части, установление отношений между ними. Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета.)

Можно использовать дидактические задания (демонстрация):

Подбери закладку к коврику.

Подбери карман к сарафану.

Найди овальный кусочек, выпавший из картинки.

Подбираем по форме.

Подбери по узору.

Парные картинки.

Подбери заплатки к коврикам так, чтобы не нарушить узор.

(Задание присутствующим, одно из перечисленных. Раздаточный материал к заданию.)

 

В старшем дошкольном возрасте можно предлагать задания без опоры на наглядность. 

Например, задания:

Подбери подходящее слово. Морковь - огород, Яблоня - (дерево, сад, яблоко).

Я обращаюсь к ребёнку: "Порассуждай, почему ты выбрал слово "сад".

(Морковь растёт на огороде, яблоня растёт в саду, значит. подходит слово "сад".)

 

(Слайд № 7. Сравнение. Сравнение - это мысленное установление сходства и различия предметов по существенным признакам.)

Демонстрация картинки Задания:

Рассмотри картинки. Чем они отличаются?

Рассмотри самолёт, нарисованный в верхней рамке. Найди среди остальных точно такой же.

Сравни картинки, найди все отличия. (задание педагогу).

Найди в каждом горизонтальном ряду точно такую же картинку, как и та. что стоит в ряду первой. (раздаточный материал для каждого участника мастер-класса).

 

(Слайд № 8. Обобщение. Обобщение - это прецесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам.)

использование предметов развивающей среды , созданной в группе, позволяет формировать и закреплять обобщающие понятия. 

 

Отгадывание загадок тоже очень полезно и приближает детей к словесно-логическому мышлению.

 

(Рефлексия.)