Неусидчивый ребенок: Что нужно знать родителям о ребенке?

Безрукова Ирина Львовна

 

Большая подвижность характерна едва ли не всем детям дошкольного возраста. Но если неугомонность малыша переходит всякие границы и создает проблемы в общении со сверстниками, с родителями и воспитателями - это сигнал о том, что необходимо проконсультироваться у специалиста. Очень часто к чрезмерной активности добавляются и другие особенности поведения. Прежде всего, это неспособность сосредоточиться, долго заниматься одним и тем же делом, отсутствие целеустремленности. Такую проблему врачи называют синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Психологические особенности ребенка с таким поведением проявляются в следующем:

- гиперактивный ребенок не может долго удерживать свое внимание на чем-либо;

- ему трудно дослушать собеседника до конца, постоянно перебивает других;

- часто «не слышит», когда к нему обращаются;

- не может усидеть на месте, ерзает на стуле, крутится, вскакивает;

- с удовольствием берется за новое дело, но при этом почти никогда не доводит начатое до конца;

- регулярно теряет свои вещи;

- даже в школьном возрасте ребенок не способен самостоятельно следовать распорядку дня;

- легко забывает все, что его не интересует;

- руки беспокойные, ребенок постоянно что-то крутит, ковыряет, барабанит пальцами;

- спит мало;

- говорит много;

- часто под влиянием эмоций совершает необдуманные поступки;

- не любит и не умеет ждать своей очереди;

- движения резкие, неожиданные, в результате окружающие предметы с грохотом летят на пол.

Вот несколько советов, которые помогут нормализовать отношения и добиться желаемого поведения:

1. Старайтесь чаще поощрять своего малыша – такие дети очень нуждаются и в похвалах, и в материальных стимулах (игрушках, сладостях). Обращайте внимание на те достижения ребенка, которые дались ему с трудом – усидчивость, аккуратность, последовательность.

2. Развивающие занятия планируйте в первой половине дня, тогда и результаты будут выше;

3. Свои просьбы ребенку говорите коротко и четко, чтобы он дослушал вас до конца;

4. Гиперактивные дети очень быстро утомляются, поэтому почаще делайте перерывы в занятиях;

5. У таких детей никогда не иссякает энергия, поэтому необходимо постоянно ему создавать условия, чтобы он куда-то ее девал. Малышу следует больше гулять на воздухе, записывайте ребенка в спортивную секцию или регулярно играйте с ним в спортивные игры;

6. Очень важным моментом является правильно составленный режим. Ребенка нужно приучать выполнять все по времени, причем исключений нельзя делать даже в выходной день. Например, всегда вставать в одно и то же время, завтракать, делать уроки, идти на прогулку и т. д. Возможно, это слишком строго, но наиболее действенно.

7. Гиперактивные дети очень восприимчивы к настроению, поэтому очень важно, чтобы те эмоции, которые они получали, были положительными. Важно следить за атмосферой в семье, чтобы все конфликты проходили мимо малыша.

8. Единые требования в детском саду (или) школе и дома помогут ребенку быстрее привыкнуть к распорядку.

Гиперактивный ребенок требует много сил и внимания от взрослых. Такого ребенка необходимо всегда слушать, помогать, ему нужны награды и поощрения, большое количество родительской любви, поддержка и одобрение. Как показывает опыт, устранение проблем гиперактивности у детей - это выполнимо. Пусть иногда подводит терпение, главное, что вы любите своего малыша, а он любит вас, и, значит, вместе рано или поздно справитесь.