взаимодействие с родителями "Правила эффективного общения"
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивнх взаимоотношений с родителями воспитанников. Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется," горы свернуть", а другие как не бьются немогут дозваться родителей ни на одно мероприятие?
Одной из причин, по нашему мнению, является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и не способность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_effektivnogo_obshcheniya.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила эффективного общения
- Для эффективного общения очень важно первое впечатление, которое, как известно, самое прочное и зачастую самое верное. Создается оно в течение первых 15 секунд. Невербальные способы создания благоприятного первого впечатления, желания начать общение всем нам хорошо известны – это приветливое выражение лица, улыбка, спокойные открытые жесты.
- Улыбка хороша как приветствие, как адекватная эмоциональная реакция на соответствующие моменты общения. А вот к совету Д. Корнеги улыбаться как можно чаще, нужно отнестись осторожно. Важно учитывать наш российский менталитет. По статистическим данным у значительной части наших соотечественников не сходящая с лица улыбка собеседника может вызвать ощущение несерьёзного отношения к разговору или неискренности.
- Взгляд. Здесь тоже есть свои правила. Если собеседник сверлит вас взглядом или не смотрит в глаза, то возникает чувство глубокого дискомфорта. Комфортное соотношение контакта глаз – 70%х30%. Примерно 70% времени смотрим в глаза, периодически переводим взгляд на верхнюю часть лица, или опускаем взгляд вниз.
- Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
- Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
- Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
- При индивидуальных формах взаимодействия важно соблюдать комфортную дистанцию. Короткая дистанция и удобное расположение - от 50 см до 1,5 м. Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии и в ходе разговора.
- К любой беседе нужно готовиться, не общаться на серьёзные темы на бегу! Необходимо учесть тип семьи, уровень тревожности. Если родители тревожны, то не употреблять в беседе слово «проблемы», лучше «особенности», не «меня беспокоит», а «меня озадачило». Необходимо продумать цель, начало беседы, основные вопросы, место и продолжительность, иначе это будет не беседа, а бесплодный разговор.
- Следить за грамотностью своей устной и письменной речи. Не использовать слова-паразиты. Говорить понятно для родителей, т.е. исключить профессиональный сленг, термины, сложные определения.
- Если в беседе планируем сообщить о каких-то проблемах ребёнка, то соблюдаем правило:
- начинаем с хорошего, реальных достижений ребёнка;
- говорим о проблеме (иногда не называя это проблемой), предлагаем возможные пути решения;
- заканчиваем хорошим, уверенностью, что при совместных усилиях ситуацию удастся преодолеть.
- Сообщаем только факты, а не свои домыслы и предположения.
- Не говорим фразу «Я не знаю, что делать». Это как бы подпись под нашей профессиональной капитуляцией. Мы профессионалы, мы всегда должны знать, что нужно делать.
- Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Использовать «я – сообщение». Как можно реже употреблять местоимение «вы» («Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!»). Чаще говорить «мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
- Использовать обобщающие вопросы на понимание, поддерживающие выражения: «Правильно ли я вас поняла?», «Вы считаете что…?».
- Не перебивать, выслушивать, то, что родитель говорит вслух, это действительно для него важно.
- Исключить из общения с родителями две вещи: назидательство и подчинительство. Первое отталкивает, вызывает внутреннее сопротивление, отторжение от процесса общения. Второе – опасно для развития ребёнка, так как педагог не выполняет свою профессиональную функцию. Родители не получают информации об истинной картине развития ребёнка, не в курсе имеющихся проблем, а значит может быть потеряно время для коррекции возможных нарушений. Если ребёнок благополучен и проблем нет, заискивающий педагог никогда не будет авторитетом для родителей, специалистом, к мнению которого необходимо прислушиваться.
- Не переходить грань в общении, держать дистанцию (не входить в тонкости семейных отношений, ненужные подробности).