взаимодействие с родителями "Правила эффективного общения"

Алдушина Елена Александровна

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивнх взаимоотношений с родителями воспитанников. Почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется," горы свернуть", а другие как не бьются немогут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

Одной из причин, по нашему мнению, является непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и не способность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_effektivnogo_obshcheniya.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Правила эффективного общения

  1. Для эффективного общения очень важно  первое впечатление,  которое, как известно, самое прочное и зачастую самое верное. Создается оно в течение первых 15 секунд. Невербальные способы создания благоприятного первого впечатления, желания начать общение всем нам хорошо известны – это приветливое выражение лица, улыбка, спокойные открытые жесты.
  2. Улыбка хороша как приветствие, как адекватная эмоциональная реакция на соответствующие моменты общения. А вот к совету     Д. Корнеги улыбаться как можно чаще, нужно отнестись осторожно. Важно учитывать наш российский менталитет. По статистическим данным у значительной части наших соотечественников не сходящая с лица улыбка собеседника может вызвать ощущение несерьёзного отношения к разговору или неискренности.
  3. Взгляд. Здесь тоже есть свои правила. Если собеседник сверлит вас взглядом или не смотрит в глаза, то возникает чувство глубокого дискомфорта. Комфортное соотношение контакта глаз – 70%х30%. Примерно 70% времени смотрим в глаза, периодически переводим взгляд на верхнюю часть лица, или опускаем взгляд вниз.
  4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  6. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

  1. При индивидуальных формах взаимодействия важно соблюдать комфортную дистанцию. Короткая дистанция и удобное расположение - от 50 см до 1,5 м. Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
  2. Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии и в ходе разговора.
  3. К любой беседе нужно готовиться, не общаться на серьёзные темы на бегу! Необходимо учесть тип семьи, уровень тревожности. Если родители тревожны, то не употреблять в беседе слово «проблемы», лучше «особенности», не «меня беспокоит», а «меня озадачило». Необходимо продумать цель, начало беседы, основные вопросы, место и продолжительность, иначе это будет не беседа, а бесплодный разговор.
  4. Следить за грамотностью своей устной и письменной речи. Не использовать слова-паразиты. Говорить понятно для родителей, т.е. исключить профессиональный сленг, термины, сложные определения.
  5. Если в беседе планируем сообщить о каких-то проблемах ребёнка, то соблюдаем правило:

- начинаем с хорошего, реальных достижений ребёнка;

-  говорим о проблеме (иногда не называя это проблемой), предлагаем возможные пути решения;

-  заканчиваем хорошим, уверенностью, что при совместных усилиях ситуацию удастся преодолеть.

  1. Сообщаем только факты, а не свои домыслы и предположения.
  2. Не говорим фразу «Я не знаю, что делать». Это как бы подпись под нашей профессиональной капитуляцией. Мы профессионалы, мы всегда должны знать, что нужно делать.
  3. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Использовать «я – сообщение». Как можно реже употреблять местоимение «вы» («Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!»). Чаще говорить «мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
  4. Использовать обобщающие вопросы на понимание, поддерживающие выражения: «Правильно ли я вас поняла?», «Вы считаете что…?».
  5. Не перебивать, выслушивать, то, что родитель говорит вслух, это действительно для него важно.
  6. Исключить из общения с родителями две вещи: назидательство и подчинительство. Первое отталкивает, вызывает внутреннее сопротивление, отторжение от процесса общения. Второе – опасно для развития ребёнка, так как педагог не выполняет свою профессиональную функцию. Родители не получают информации  об истинной картине развития ребёнка, не в курсе имеющихся проблем, а значит может быть потеряно время для коррекции возможных нарушений. Если ребёнок благополучен и проблем нет, заискивающий педагог никогда не будет авторитетом для родителей, специалистом, к мнению которого необходимо прислушиваться.
  7. Не переходить грань в общении, держать дистанцию (не входить в тонкости семейных отношений, ненужные подробности).