Проект "Знатоки земли русской"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_zemli_russkoy_-_proekt_na_2_goda_.docx | 60.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 154» города Новосибирска
ПРОЕКТ
по формированию духовно-нравственных ценностей
и патриотических чувств
у детей старшего дошкольного возраста
«Знатоки земли русской»
составитель программы:
воспитатели Бухтиярова О.М.
Алдушина Е.А.
2022г.
Оглавление
Паспорт проекта…………………………………………………………............ | 3 |
Пояснительная записка…………………………………………………………. | 6 |
Актуальность проекта…………………………………………………………... | 7 |
Цель и задачи...………………………………………………………………….. | 8 |
Принципы и основные характеристики деятельности………………………... | 8 |
Ожидаемые результаты…………………………………………………………. | 10 |
Содержание проекта ……………………………………………………………. | 11 |
Приложение……………………………………………………………………… | 12 |
Приложение 1. Перспективное планирование по реализации проекта «Знатоки земли русской»………………………………………………………. | 12 |
Приложение 2. Диагностика дошкольного возраста по выявлению уровня знаний о родном городе………………………………………………………… | 19 |
Приложение 3. Анкета для родителей…………………………………………. | 21 |
Паспорт проекта
Название проекта | «Знатоки земли русской» | |||
Сфера реализации | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 154» города Новосибирска | |||
Участники проекта | Педагоги, дети старшего дошкольного возраста и их родители | |||
Проектная группа | Бухтиярова Оксана Михайловна, воспитатель Алдушина Елена Александровна, воспитатель | |||
Срок реализации проекта | 2 года Сентябрь 2022 г. – Май 2023 г. Сентябрь 2023 г. – Май 2024 г. | |||
Проблема | Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. | |||
Перспективность | Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно- патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам. | |||
Цель проекта | Создание условий для формирования основ нравственно-патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста. | |||
Задачи проекта |
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как нужно воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. | |||
Целевая аудитория | Данный проект ориентирован на детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. | |||
Тип проекта | По доминирующему методу: информационно – практико – ориентированный; творческий. По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2022 - май 2024) По количеству участников: групповой | |||
Ожидаемые результаты | На этапе завершения Проекта предполагается, что дошкольники будут иметь представления: - сформированные первичные знания детей о государственной символике России и Новосибирска; - пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю. - формирование чувства национального достоинства, ответственности, чувства гордости за свою Родину, желание сохранить её чистой и красивой. - Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. - Ответственность за свои дела и поступки. - Усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, в стремлении его к добру и неприятию зла. | |||
Перспективы дальнейшего развития проекта | Реализация материалов данного проекта в рамках других тем (День Независимости России, День согласия и примирения, День защитника Отечества) с целью формирования у детей чувства гражданственности и патриотизма через ознакомление с историей России. Составление тематического планирования деятельности по реализации проекта «Пусть дети не знают войны!» для детей подготовительной группы. Продолжение сбора материалов с участием большего количества семей. | |||
Пояснительная записка
В современном обществе востребован человек высокой культуры и обладающий гражданской позицией, способный понимать историческую преемственность поколений, сохранять, распространять и развивать традиции национальной культуры.
Воспитание у ребенка основ ценностно-смыслового отношения к природе, культуре своего близкого окружения, приобщения к культурным ценностям родного края начинается с раннего детства. Развитию интереса к познанию истории и культуры родного края у детей способствует систематическая образовательная работа по развитию устойчивого эмоционально-положительного отношения ребенка к объектам родного края и происходящим культурно-историческим событиям. Изучение культуры родного края создает предпосылки для социализации и вхождения личности дошкольника в мир культуры.
Воспитание у дошкольников личностного отношения к системе общепризнанных ценностей в познании родного края становится необходимым условием и основой их повседневной жизни.
На сегодняшний день накоплен определённый опыт включения в содержательную часть дошкольного образования краеведческого компонента, что нашло отражение в Проекте. Это позволяет расширять жизненный опыт детей в нравственных категориях и объединять их в систему представлений о мире.
Содержательный компонент Проекта направлен на ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно - экологическим своеобразием родного региона и города, на развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников. Проект способствует познавательному, речевому, художественно - эстетическому, физическому, социально - коммуникативному развитию детей, воспитанию уважения к культурному и историческому наследию родного края, формирует позитивный образ Новосибирской области.
.
Актуальность
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО. Из числа многих образовательных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственного и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга.
Дошкольное детство – это время развития маленького человека, всех его качеств, чувств, приобретения знаний и накопление жизненного опыта, в том числе становление духовно – нравственного мировоззрения. В то же время, именно в этом возрасте у детей появляются негативные качества, которые требуют корректировки, и в этом возрасте можно еще «нащупать спасительные точки опоры». Поэтому духовно – нравственное воспитание ребенка надо начинать в детском саду, когда еще можно из маленького человека сформировать гармоничную личность. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Огромную роль в формировании духовно – нравственной культуры ребенка играет семья, семейные традиции и обычаи. Ведь именно родители закладывают основы морали, эстетику вкусов, духовный мир ребенка. А детский сад развивает все эти качества, реализуя программы комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.
Задача воспитателей помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит от согласованности совместной работы воспитателя и родителей. Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые детям педагогами. Поэтому для реализации этой задачи мы вовлекаем родителей в образовательную деятельность используя следующие формы работы: родительские собрания, фотовыставки «Вот моя улица, вот мой дом родной», театрализованные представления, вернисаж совместного творчества детей и родителей беседы о героях земляках, экскурсии к памятникам, привлекаем к организации и участию в тематических утренниках, выставках, к рукоделию.
Цель проекта: Создание условий для формирования основ нравственно-патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширять представления у детей о городах России и родном городе Новосибирске;
- Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;
- Формировать чувства гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста через игровую деятельность;
- Воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности.
Принципы и основные характеристики деятельности
Основные принципы
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода (учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития).
- Принцип историзма (сохранение хронологического порядка явлений прошлого и настоящего).
- Цикличность и непрерывность (достижение программных целей должно опираться на весь предшествующий опыт ребенка).
- Принцип целостности (формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о родном городе и русской национальной культуре).
- Принцип доступности (значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску).
- Принцип комплексности и интегрированности (решение задач нравственно- патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности).
- Принцип взаимосвязи краеведения с разными видами искусства: поэтическим, музыкальным, художественным творчеством.
Основные характеристики деятельности.
- Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкально-эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие, трудовое воспитание.
- Доступность предлагаемого материала.
- Подбор соответствующей наглядности, звуковое оформление подбирается с учетом возможностей детей.
- Организация практической деятельности детей проводится как до и после образовательной деятельности.
- Систематичность.
- Организация разных видов деятельности детей по теме театрального занятия (ИЗО, ручной труд, конструирование, художественно-речевая деятельность, игры, музыкальные занятия, походы, экскурсии, наблюдения и т.д.)
Для реализации программы предлагаем следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
Наглядно-действенный метод используется вовремя:
Наглядный метод используется во время чтения педагогом рассказов; экскурсий в картинную галерею; наблюдений; показа сказок (педагогом, детьми); рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; экскурсий по городу, целевых прогулок; моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений воспитателем; чтения стихотворений детьми, воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров; чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо организовывать продуктивную деятельность; провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.); оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми.
- Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Экскурсии, целевые прогулки (Краеведческий музей, парк Победы, Аллея героев, по историческим местам).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Творческие вечера.
Ожидаемые результаты
На этапе завершения проекта предполагается, что дошкольники будут иметь представления:
- об особенностях природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения);
- о наиболее важных исторических событиях истории Новосибирска и области;
- о символике города и области;
- о достопримечательностях города (театры, памятники, библиотеки, музеи, производственные предприятия);
- о писателях и поэтах города и области, их творчестве;
- о традициях русского народа, играх, предметах быта, элементах русского народного творчества; песнях, частушках, потешках, загадках, пословицах, поговорках, закличках.
Дошкольники будут уметь:
- включаться в проектную деятельность, в детское коллекционирование, создание мини- музеев;
- проявлять начала социальной активности: участвовать в социально значимых событиях, переживать эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами земляков,
- отражать свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывать, изображать, воплощать образы в играх.
У дошкольников будут сформированы навыки:
- личного участия в деле охраны окружающей среды и памятников;
- уважительного отношения к культуре, обычаям народов, населяющих Сибирь.
Содержание проекта
Целевая аудитория. Данный проект ориентирован на детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет. Старшая-подготовительная группа № 12.
Проект реализуется в рамках основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад № 154» в части программы, формируемыми участниками образовательных отношений. Мероприятия по реализации проекта проводятся в совместной деятельности детей и педагогов, режимных моментах, в играх, на прогулке.
Тип проекта
По доминирующему методу: информационно – практико – ориентированный; творческий.
По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2022 – май 2024)
По количеству участников: комплексный, фронтальный.
Ресурсы
Кадровые ресурсы: воспитатели группы № 12 «Жар Птица»
Нормативно-правовые ресурсы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Информационные ресурсы: теоретическая и методическая литература, программы и методические разработки по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Материально-технические ресурсы: детская познавательная литература, энциклопедии, дидактические и настольные игры, наглядные и дидактические материалы и пособия, компьютер, мультимедийная установка.
Условия проведения: групповая комната, музыкальный и спортивный зал, участок детского сада.
Приложение 1
Перспективное планирование
по формированию духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Работа с детьми в старшей группе | Работа с детьми в подготовительной группе | Работа с родителями | Методическое обеспечение |
Сентябрь | |||
Я и моя семья | |||
I-II неделя - диагностика | |||
1. Этическая беседа «Мои мама и папа, бабушка и дедушка» | 1. Составление творческих рассказов «С кем я живу», «Моя семья» | 1. Привлечение к созданию «Генеалогическое дерево» 2. Привлечение родителей к сбору познавательного и краеведческого материала 4.Сбор фотографий для составления альбома 5.Консультация «Формирование начал патриотических чувств» 6. Участие в спортивном досуге. 7. Изготовление «Герб моей семьи» | Фотографии, книги, альбомы, игры |
2. Беседа «Как я помогаю дома» | 2. Где работают мои родители. | ||
3. Чтение рассказов С. Капутикян «Моя бабушка», Ю. Яковлева «Мама» | 3. Чтение пословиц, поговорок, загадок о семье» | ||
4. Рисование на темы: «С кем я живу» | 4. Аппликация «Генеалогическое древо» | ||
5. Сюжетно-ролевые игры «Семья, дом». | 5. Сюжетно-ролевые игры «Традиции моей семьи» «Профессии моих родителей» | ||
6. Викторина «Моя семья» | |||
Октябрь | |||
Природа родного края | |||
1. Беседа «Растения и животные нашего края» | 1. Беседа «Растения Новосибирской области». Лесопарк им. Академика И.И. Синягина | 1. Рекомендации «Куда повести ребенка в выходной день?» | 1.Подбор картин о природе. 2.Иллюстрации и фотографии «Растения, животные родного края» 3.Стихи и приметы об осени. 4.Красная книга края. |
2. Экскурсия «Деревья и цветы на участке» | 2. Беседа «Водоемы Новосибирской области (река Обь, Обское водохранилище, малые реки – Иня, Ельцовка, Тула, озеро Чаны, Васюганские болота). Значение рек, водоёмов в жизни людей» | 2. Совместный труд родителей и детей на участке детского сада. | |
3. Игра-перевоплощение «Я осенний листочек» | 3. Беседа «Ты часть природы» Знакомство с Красной книгой края. Заповедные места Новосибирской области. | 3. Выставка поделок из природного материала «Что нам осень подарила?» 4. Выставка Осенних рисунков 5. Праздник «День пожилых людей» 6. Осенний праздник «Ярмарка» 7. Участие в конкурсах 8. «Семейные прогулки по Новосибирску» (фото или видеоотчёт) 9. Участие в спортивном досуге пап | |
4. Игра-перевоплощение «Представь себе, что ты паучок» | 4. Народные подвижные игры | ||
5. Лепка «Орешки и грибы для белочки» | 5. Рисование "Красавица - осень" | ||
6. Дидактические игры «Узнай с какого дерева листок», «Кто, где живет?», «Кто лишний», «Зеленая аптека» | 6. Народные приметы про осень. Пословицы, поговорки. Чтение рассказов | ||
7. Праздник «День пожилых людей» | |||
8. Участие в конкурсах | |||
9. Осенний праздник «Ярмарка» | |||
Ноябрь | |||
Мой город Новосибирск | |||
1.Беседа «Где я живу?» | 1.Беседа «Город Новосибирск» | 1. Виртуальная экскурсия по городу Новосибирску 2. Праздник «День матери» 3. Экскурсия в Музей живой старины «Резиденция Деда Мороза» 4. Участие в выставках и конкурсах 5. «Семейные прогулки по Новосибирску» (фото или видеоотчёт) | Подбор фотографий о Новосибирске. Презентация о Новосибирске. |
2. Чтение стихотворений о городе. | 2. «История Кировского района, города Новосибирска и области» Новосибирск – город учёных: Академгородок, Кольцово, ВАСХНИЛ, Новосибирский планетарий, центр океанографии «Дельфинария». | ||
3.Знакомство с флагом и гербом Новосибирска | 3. Беседы: «Символика района, города и области». «Памятники и достопримечательности» «Народы Новосибирской области» | ||
4. Рисование «Мой любимый город» | 4.Рисование «Мой любимый Новосибирск» | ||
5.Дидактические игры «Где мы были – мы расскажем», «Родные улицы» | 5.Развлечение «Русские народные игры» | ||
6.Знакомство с предметами быта. | 6. Праздник «День матери» | ||
7. Экскурсия в Музей живой старины «Резиденция Деда Мороза» | |||
Декабрь | |||
Быт и традиции | |||
1.Беседа «Русские народные игрушки» | 1.Беседа «Знакомство детей с русскими народными промыслами «Россия моя мастеровая» | 1.Привлечение родителей к сбору предметов быта в музей группы. 2.Сотворчество родителей и детей в конкурсе рисунков «Золотая хохлома», «Голубая гжель» 3.Участие в спортивном досуге. | Предметы быта: самовар, ухват, кочерга, печень, чугунок, прялка. Русская народная музыка, пословицы, поговорки, скороговорки. Альбомы с народными росписями. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
2.Тематическое занятие «Наша добрая матрешка» | 2.Стихи-потешки про дымковские игрушки. | ||
3. «Сундучок бабушки Арины» (русское прикладное искусство) | 3.Беседа «Народные традиции на Руси» | ||
4.Чтение русских народных сказок «Иван-царевич и Серый волк», «Сивка-бурка», «Конек-Горбунок» | 4. Тематическое занятие «Во что одевались на Руси, как праздники встречали» | ||
5.Народные подвижные игры: «Пятнашки», «Жмурки» | 5. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы НСО | ||
6.Аппликация «Матрешки» | 6.Изготовление простейших оберегов-сувениров «Куклы-обереги» | ||
Январь | |||
Наша Родина - Россия | |||
1.Беседа «Что мы знаем о нашей Родине» | 1.Беседа «Москва – столица нашей Родины» | 1.Участие родителей в развлечении. 2. Консультация "Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей" 3. Участие в конкурсах 4. «Семейные прогулки по Новосибирску» (фото или видеоотчёт) | 1.Карта, глобус. 2.Дидактические игры "Символика", "Найди флаг России" 3.Рассказы, стихи, пословицы, поговорки о Родине. |
2.Знакомство с российским флагом, гербом, гимном. | 2.Символика страны: герб, флаг, гимн. | ||
3.Беседа «Россия на шаре земном» | 3. Детские писатели Новосибирской области: Ю.М. Магалиф, Татьяна Георг, С.С. Гончаров, А.М. Береснев, Г.Г. Горн, Ю.И. Горустович, Е.Ю. Ильина, Е.В. Семёнова, Е.К. Стюарт, А.С.Кайков, В.В. Шамов, С. Никитина. Их жизненный и творческий путь. | ||
4.Экскурсия в музей «Русская изба» | 4. Аппликация "Наш флаг" | ||
5.Чтение стихотворений о Родине, пословиц и поговорок. | 5.Конкурс рисунков "Герб моей семьи" | ||
6.Рисование «Флаг России» | 6.Дидактические игры "Символика", "Узнай наш флаг, герб" | ||
7. Развлечение «Рождественские встречи» | 7.Развлечение "Колядки" | ||
Февраль | |||
Наши защитники | |||
1.Беседа «Кто такие богатыри» | 1.Беседа «Защитники Отечества» | 1.Сотворчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков 2. «Богатыри земли русской» 3. Участие в конкурсах 4. «Семейные прогулки по Новосибирску» (фото или видеоотчёт) 5. Спортивное развлечение «Защитники отечества» | Книги с иллюстрациями подвигов богатырей на Руси. Картины с изображением родов войск, военной техники. |
2.Рассматривание картины В.М.Васнецова «Три богатыря» | 2. Рассматривание картин с изображением родов войск. | ||
3.Чтение произведений о былинных героях, воинах Великой Отечественной войны. | 3.Составление творческого рассказа «Где бы я хотел служить» | ||
4 Изготовление подарков для пап и дедушек. | 4.Творческая игра «Мы – защитники» | ||
5. Сюжетно-ролевые игры | 5.Сюжетно-ролевая игра «Военные моряки» | ||
6. Спортивное развлечение «Защитники отечества» | 6. Изготовление подарков для пап и дедушек. | ||
7. Спортивное развлечение «Защитники отечества» | |||
Март | |||
Нет никого краше - мамочек наших | |||
1.Беседа «Как я помогаю своей маме.» | 1.Составление рассказа «За что я люблю свою маму» | 1. Участие в фотовыставке «Вот какие мамы» 2. Сотворчество детей и родителей в выставке рисунков «Моя мама лучше всех» 3.Участие родителей в праздниках. 4. Участие родителей в организации экскурсии 5. Праздничный концерт для мам. 6. Участие в конкурсах 7. «Семейные прогулки по Новосибирску» (фото или видеоотчёт) | Подбор иллюстраций о женских профессиях. Пословицы, поговорки, стихи о маме. Дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Назови ласково». |
2.Чтение пословиц и поговорок о маме. | 2.Заучивание наизусть стихотворения Е. Благининой «Вот так мама» | ||
3.Выставка рисунков «Моя мама лучше всех» | 3. Фотовыставка «Вот какие мамы» | ||
4.Изготовление подарков для мам и бабушек. | 4.Чтение пословиц и поговорок о маме. | ||
5.Экскурсия в Музей сказок «Тридевятое царство» | 5.Рисование "Мамина фотография" | ||
6.Сюжетно-ролевые игры «День рождения у мамы», «Семья» | 6.Изготовление праздничных открыток для мам и сотрудников детского сада. | ||
7.Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». | 7.Дидактическая игра "Назови ласково" | ||
8.Праздничный концерт для мам. | 8.Праздничный концерт для мам. | ||
Апрель | |||
Богатство нашего края | |||
1.Беседа «Откуда хлеб пришел» | 1. Беседа «Как хлеб на стол пришел» | 1. Помощь в организации экскурсий на хлебозавод и в хлебный магазин. 2. Участие в выставке рисунков «Хлеб всему голова» 3. Участие в конкурсах и выставках 4. «Семейные прогулки по Новосибирску» (фото или видеоотчёт) | Книга о родном крае. Образцы колосьев пшеницы, ячменя, ржи. Картины из серии «Выращивание хлеба. Фотоиллюстрации с изображением хлеба, различных хлебобулочных, кондитерских изделий. |
2.Знакомство с природными богатствами края. | 2. Рассматривание фотографий и иллюстраций природных богатств края. | ||
3.Рассматривание колосьев пшеницы, ячменя, ржи. | 3. Беседа о профессиональных действиях механизатора, агронома, комбайнера, водителя грузовика. | ||
4.Беседа о пользе зерновых культур, о пользе культур, о профессии хлебороба. | 4. Игра "Сложи картинку" Составление рассказа по картинке. | ||
5.Разучивание стихотворения Ю. Ждановского «Нива» | 5. Объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе. | ||
6.Чтение рассказа К. Паустовского «Твердый хлеб» | 6. Сюжетно-ролевая игра "Что делают из муки" | ||
7.Загадывание загадок о хлебе, заучивание стихов и песен о хлебе. | 7. Выставка рисунков "Хлеб - всему голова". | ||
8. Сюжетно-ролевая игра «Мы -хлеборобы» | 8. Чтение рассказов М. Глинского "Хлеб", М. Пришвина "Лисичкин хлеб" | ||
Май | |||
И помнит мир спасенный... | |||
1.Знакомство с понятием «Музей боевой славы». | 1.Знакомство с понятием "Музей боевой славы". | 1. Сотрудничество детей и родителей в конкурсе рисунков «Этот День Победы» 2.Помощь в организации экскурсии. 3. Участие в выставках 4. «Семейные прогулки по Новосибирску» (фото или видеоотчёт) | Военная атрибутика, медали, картины, аудиозаписи: «Звуки войны», песни фронтовых лет, песня «День Победы» |
2.Рассматривание картин и беседа по их содержанию. | 2.Рассматривание картин и беседа по их содержанию. | ||
3. Прослушивание фронтовых песен. | 3. Прослушивание фронтовых песен. | ||
4. Заучивание стихотворений о войне. | 4. Заучивание стихотворений о войне. | ||
5. Конкурс рисунков «Этот День Победы» | 5. Беседы: Герои Советского Союза и России, прославившие свои имена в годы Великой Отечественной войны: А.И. Покрышкин, Байдуков, А.Д. Гаранин, В.Г. Ус., В.С. Шевелев, Н.Я. Сотников, А.Ф. Чистяков, Д.А. Шмонин, В. Бердышев | ||
6. Экскурсия к памятнику «Мемориал славы». | 6. Экскурсия к постаменту танк Т-34 в парке на улице Д. Шмонина, Монумент Славы, обелиск Сибирякам-гвардейцам. | ||
7. Изготовление подарков для ветеранов. | 7. Изготовление подарков для ветеранов. | ||
8. Праздник ко Дню Победы. | 8. Праздник ко Дню Победы. |
Диагностика детей дошкольного возраста по выявлению уровня знаний о родном городе
(на основе диагностики авторов Н.Г.Зеленова, Л.Е. Осипова)
Задание 1. «Родной город»
Цель: выявить знания и представления у детей о родном городе (название, достопримечательности и т.п.).
Методы: беседа, игра. Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию. Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без особого труда узнает и называет свой город, известные места. Средний уровень (2 балла)
Ребенок неуверенно называет. Низкий уровень (1 балл) Ребенок не знает названия города.
Задание 2. «Домашний адрес»
Цель: выявить знание домашнего адреса (в старших группах адрес детского сада). Методы: беседа.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Назови свой адрес» («А знаешь ли ты адрес детского сада?»).
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без особого труда называет домашний адрес (и адрес детского сада). Средний уровень (2 балла)
Ребенок не уверенно называет адрес, путается. Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не знает домашний адрес (адрес детского сада).
Задание 3. «Родная природа»
Цель: знание растительного мира, животных родного края, правила поведения на природе. Методы: беседа, рассматривание фото, картинок. Ход проведения:
Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на вопросы: «Как называется это растение, животное?», «Как нужно себя вести в лесу, возле водоема».
Оценка результатов: Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без особого труда называет растения и животных, а также правила поведения на природе.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок неуверенно называет растения и животных. Называет не все правила. Низкий уровень (1 балл) Ребенок не знает растения и животных, не знает правила.
Задание 4. «Достопримечательности».
Цель: выявить знания детей о достопримечательностях родного города. Методы: беседа, показ фотографий.
Ход проведения: Беседа с детьми, рассматривание фото. Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок узнает и называет достопримечательности, связанные с родным городом, областью. Средний уровень (2 балла)
Ребенок узнает, но не всегда может назвать достопримечательности. Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не узнает и не называет достопримечательности.
Задание 5. «Профессии родителей, жителей города».
Цель: выявить знания у детей о профессиях родителей, жителей города. Методы: беседа, рассматривание иллюстраций.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на вопросы: «Где работает мама, папа, кем они работают?», «Какие еще профессии ты знаешь?».
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без труда называет место работы и профессию родителей, другие профессии. Средний уровень (2 балла)
Ребенок не точно называет профессии родителей и их место работы, называет мало других профессий.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не называет профессии и место работы родителей, не знает других профессий.
Задание 6. «Транспорт города»
Цель: выявить знания у детей о транспорте и его назначении. Методы: беседа, показ иллюстраций, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Рассматривание иллюстраций, запись ответов детей. Оценка результатов: Высокий уровень (3 балла)
Ребенок различает и называет виды транспорта. Средний уровень (2 балла)
Ребенок называет не весь транспорт. Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не разбирается в видах и назначениях транспорта.
Задание 7. «Моя семья».
Цель: выявить умение называть свою фамилию, имена родителей, родственников, увлечения своей семьи.
Методы: Беседы
Ход проведения: Беседа с детьми. Запись ответов детей. Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок называет фамилию, имена всех родственников, родственные связи, увлечения. Средний уровень (2 балла)
Ребенок называет не всех родственников, путается в связях. Низкий уровень (1 балл)
Ребенок не знает фамилию, родственников.
Анкета для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание детей в семье».
Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны).
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
-Воспитание любви к Родине;
-Воспитание уважения к старшему поколению;
-Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
-Знание истории своей страны;
2. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
- Да. -Нет.
3. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств?
- Да. -Нет.
4. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
-Да. -Нет. -Затрудняюсь ответить.
5. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
-Прививать детям уважение к людям своей страны.
-Познакомить с обычаями и традициями своего народа.
-Расширять представления о родной земле, её столице, городах.
-Ознакомление с историческим прошлым России.
-Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ____________________________________________________
______________________________________________________________
7. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком? ______________________________________________________________
8. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? ______________________________________________________________
9. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? ______________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество.