План кружковой работы в подготовительной группе "Азбука безопасности"

Алдушина Елена Александровна
Программа направлена на формирование основ безопасности детей дошкольного возраста. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка с взрослым ил сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно – как стремление отстоять себя и право на свое мнение, поступок. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома. Поэтому, главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_bezop.docx55.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Детский сад № 53

Кружковая работа в подготовительной группе № 17 «Рябинка»

«Азбука безопасности»

Воспитатель: Алдушина

Елена Александровна

2021 год

График работы кружковой деятельности

«Азбука безопасности»

Два занятия в месяц ( 1 – 3) неделя по четвергам

Во вторую половину дня

С 15.30 по 16.00

Продолжительность кружковой деятельности в подготовительной группе 30 мин

Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы

 Кружок «Азбука безопасности» направлен для начального формирования у детей дошкольного возраста подготовительной группы сознательного отношения к вопросам личной безопасности, приобретение первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации. Определять способ защиты от них, и в конечном счете, для воспитания «Безопасного типа» - личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни человека, осознающей их важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.

Новизна программы.

Новизной и отличительной особенностью программы является познавательное, социально-коммуникативное развитие у детей, развитие исследовательского характера, пространственных представлений, физических и психических закономерностей, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.

Программа направлена на формирование основ безопасности детей дошкольного возраста. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка с взрослым ил сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно – как стремление отстоять себя и право на свое мнение, поступок.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома. Поэтому, главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Актуальность программы

       Актуальность выбранной мной проблемы обуславливается тем, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от несчастных случаев. Как оказалось, большинство детей старшей возрастной группы несамостоятельны и не могут принять верное решение (особенно в экстренных ситуациях), не знакомы с правилами техники безопасности на улице и дома.

        «Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н. А. Островский.

А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего быта. И от того, донесут ли взрослые до его сознания необходимые знания о безопасности, будет зависеть жизнь малыша.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводит к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

С первых лет жизни активность ребенка в вопросах познания окружающего мира, его любознательность иногда становятся для него небезопасным. Поэтому важной социальной задачей является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Дети могут оказаться в непредвиденной ситуации и на улице и дома, поэтому у ребенка должна сформироваться устойчивая потребность в безопасности. И, поскольку опыт с детства во многом определяет взрослую жизнь человека, то алгоритмы, лежащие в основе безопасного поведения, необходимо начинать формировать как можно раньше.

У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями.

Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.

Необходимость формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, послужила основанием для выбора темы кружковой работы.

Отличительные особенности программы

Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: познание окружающего мира, зрительной памяти, пространственного мышления, которые дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных и

познавательных качеств у детей. Отличительной особенностью данной программы является то, что изучение дополнительных материалов по основам безопасности жизнедеятельности поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений обучающихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности. Дети психологически и физически готовятся к принятию адекватных решений в любых ситуациях.

В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьей.

    Особенности организации образовательного процесса

Программа рассчитана для детей подготовительной к школе группы

 (6 - 7 лет).

Форма детского образовательного объединения: кружок.

Форма обучения – очная.

Срок освоения программы – 1 год, сентябрь – май.

 Программа кружка предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.

Условия реализации программы

Образовательная деятельность осуществляется воспитателями группы

на базе ДОУ.

Кадровое обеспечение: педагог, имеющий педагогическое

образование, занимающийся самообразованием и способен привлечь к

образовательной деятельности детей.

Педагогическая целесообразность

           Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она является одной из эффективных форм воспитания и перевоспитания, подготовки детей к решению сложных жизненных ситуаций, способствует содействию социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию подрастающего поколения, обучению детей адекватному поведению.

                                 Практическая значимость

       Программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие таких качеств у человека становится причиной различных происшествий и неправильных действий в опасных ситуациях.

Ведущая теоретическая идея

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды, обогащения знаний для формирования у детей привычки здорового образа жизни, умения правильного поведения в любой ситуации.

Цель :

формировать у детей представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Задачи :

Обучающие задачи:

- Дать детям первоначальное представление об основах безопасности жизнедеятельности.

- Систематизировать и углубить знания детей о правилах безопасного поведения, формировать привычки их соблюдения.

- Учить детей овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно предотвратить ситуацию.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать у детей самостоятельность, осторожность, внимательность и ответственность.

Развивающие задачи:

- Развивать у детей навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях во дворе, дома, на природе, в общественных местах.

- Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению правил безопасного поведения.

Оздоровительные задачи:

- Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.

- Обучить самоконтролю за своим самочувствием                  

                           Принципы отбора содержания

- принцип единства развития, обучения и воспитания;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- принцип вариативности;

- принцип сезонности;

- принцип комплексного подхода.

                          Основные формы и методы

При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. 

Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:

1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого учащегося на данное занятие;

2 часть – практическая работа учащихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;

3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. 

Форму работы в зависимости от целей и задач каждого занятия выбирает педагог.

Формы :

1. Беседы

2. Обсуждение и разрешение проблемных ситуаций

3. Наблюдения

4. Экскурсии

5. Разучивание стихов

6. Чтение художественных произведений

7. Просмотр мультфильмов

8. Дидактические игры

9. Игры драматизации

10. Совместная творческая деятельность детей и родителей

                  Планируемые результаты освоения программы

 «Ребёнок и другие люди»

- знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий

незнакомого взрослого на улице;

- знает, что нельзя входить в подъезд дома с незнакомым взрослым;

нельзя одному входить в подъезд, лифт; знает, как правильно вести

себя, если чужой пытается войти в квартиру, при разговоре с

незнакомым по телефону;

- умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную

ситуацию;

- знает, что доверят можно только близким людям; лучше не вступать в

разговор с незнакомцем, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним

куда-либо, садиться в машину.

«Ребёнок и природа»

- различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения;

знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники;

-  имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а

какие способствуют её восстановлению;

- знает правила поведения при контакте с животными.

«Ребёнок дома»

-  называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться. А также

предметы, которыми следует пользоваться осторожно;

- имеет представление о том, что опасные предметы должны храниться в

специально отведённых местах;

- знает правила поведения при пожаре; имеет представление об истории

пожарной службы;

- умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;

- знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них,

выходить на балкон и играть там.

«Здоровье ребёнка»

- знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;

- знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно

обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики

заболеваний;

- имеет представление о назначении и работе пищеварительной системы,

о назначении мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела

человека, а также с возможностями движения различных частей тела;

- понимает, что здоровье зависит от правильного питания; называет

полезные продукты;

- имеет представление о характерных особенностях профессиональной

одежды; об основном назначении одежды человека, в зависимости от

времени года, его занятий в данное время;

- знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно

соблюдать правильный режим дня;

- имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для

здоровья.

«Ребёнок на улице»

- имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в

городском транспорте;

- соблюдает элементарные правила поведения на улице, элементарные

правила дорожного движения;

- понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;

- узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»,

«Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный

переход», «Пункт медицинской помощи»;

- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход,

пешеходный переход «Зебра»;

- знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила

при этом нужно соблюдать

- знает, что если потерялся на улице, то обращаться за помощью можно

не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.

                 

             Механизм оценивания образовательных результатов

 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы исследует физически интеллектуальные и личностные качества после освоения дошкольниками курса программы дополнительного образования ребенка путем применения методов, обеспечивающих получение необходимого объема информации, объективность и точность получаемых данных.  Это наблюдение за ребенком, беседа, моделирование ситуаций, тренинговые тесты по разделам программы.

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).      

Цель диагностики в начале учебного года:

 определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.

      Цель диагностики в конце года:

определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е результаты проведенной работы).

Литература:        

  1. Авдеева Н.Н. Безопасность. — Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2005 г.
  2. Авдеева Н.Н Программа Основы Безопасности Жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста. — // Дошкольное воспитание. - 1997 г. - №3
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 1998 г.
  4. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. — М.: Логос, 2000 г.
  5. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего возраста. — М.: Учитель, 2007 г.
  6. Григорович Л. Это надо знать родителям. — // Дошкольное воспитание. - 1987 г. - №7.
  7. Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
  8. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
  9. Князева О.Л. Я-ТЫ-МЫ. Программа социально-эмоционального развития дошкольников». — М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
  10. Кулик Г.И. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
  11. Кулинцова И. Прогоним детские страхи. — // Дошкольное воспитание. - 2007 г. - №4.
  12. Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника: Памятка. — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006 г.
  13. Мартынов С. Здоровье ребёнка в ваших руках: Советы практического врача-педиатра: книга для воспитателей и родителей. М.: Просвещение, 1991 г.
  14. Мулько И.Ф. Этика для детей 5-7 лет. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
  15. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма. — М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
  16. Титов С.В. Тематические игры по ОБЖ. — М.: Сфера, 1998 г.
  17. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. — Волгоград: Учитель, 2005 г.
  18. Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. — СПб.: Издательский дом Литера, 2008 г.
  19. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006 г.
  20. Официальные документы
  21. Закон «Об образовании» Российской Федерации.
  22. Устав МБДОУ «Детский сад № 30 «Родничок»
  23. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - СанПиН 2.4.1.2660-10
  24. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования.

Программно - методическое обеспечение        

1.Авдеева Н.Н. Безопасность. Рабочая тетрадь №1. Разработано в

соответствии с ФГОС.

2.Авдеева Н.Н. Безопасность. Рабочая тетрадь №2. Разработано в

соответствии с ФГОС.

3.Авдеева Н.Н. Безопасность. Рабочая тетрадь №3. Разработано в

соответствии с ФГОС.

4.Авдеева Н.Н. Безопасность. Рабочая тетрадь №4. "Ребенок в

городе". Разработано в соответствии с ФГОС.

5.Плакаты по «Основам безопасности жизнедеятельности»

6.Учебно - методическое пособие по основам безопасности

жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

Н.Н. Авдеева. О.Л. Князева. Р.Б .Стеркина.

                       

Материально-техническое обеспечение

Видео фильмы;

Уроки осторожности тетушки Совы: бродячие животные, водоемы, подземелья и колодцы, электричество, пожарная безопасность,чистота в доме .Спасик и его друзья: поведение дома, поведение в природе, поведение в городе.

Азбука безопасности: безопасное место, игры с огнем, как не замерзнуть в холода, место для купания, на остановке, не веселые петарды, опасные игрушки, опасные сосульки, землетрясение, пожар, один дома, пожар в квартире, безопасность в интернете.

Серия" Аркадий Паровозов": качели, грибы, микробы.

азбука здоровья: анатомия для детей, личная гигиена, как работает сердце, как устроен глаз, скелет и кости человека, строение мышц, быть здоровым - здорово , личная гигиена, чистота - залог здоровья.

ПДД- дорога в школу, Спецмашины (2 фильма). Планета вредных привычек.

Презентации по темам:

  • Органы тела.
  • Здоровый образ жизни.
  • Почему надо чистить зубы и мыть руки.
  • Гигиена питания.
  • Детям о правилах безопасного поведения.
  • Опасности в доме.
  • Огонь- друг, или враг.
  • Спички детям не игрушка.
  • Один дома.
  • Дорога в школу.
  • Правила поведения: в общественных местах, на улице, в лесу, на водоеме.
  • Опасности на улице, на дороге, в лесу.
  • Ядовитые растения
  • Осторожно- сосульки!
  • Правила поведения с газом, при землетрясении.
  • Помощь при укусах (животных, змей, насекомых).
  • Помощь при дорожном происшествии.
  • Что такое катастрофа?
  • На вокзале я один и без мамы.
  • Викторина: " Хочу быть пожарным".
  • Первая помощь.

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Создание развивающей среды, отвечающей возможностям и

потребностям ребенка способствует развитию познавательных и

интеллектуальных способностей детей, от чего в первую очередь

зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний

о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни,

воспитанию ценностного отношения к себе и окружающему миру.

Развивающая предметно-пространственная среда.

В группе оформлен уголок безопасности следующего содержания:

1. Серии плакатов и сюжетных картинок к программе «Основы

безопасности детей дошкольного возраста»

2.Серия фильмов «Кругосветное путешествие и история искусств

вместе с Хрюшей и…», «Юные спасатели выпуск 1, 2», «Правила

дорожного движения», «Основы безопасности»

3.Презентации по темам программы.

4. Дидактические игры по темам программы: настольно-печатные игры

по ПДД, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «Незнайка на улице»,

«Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);

5.Набор «Дорожные знаки», модели разных видов транспорта, детские

коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения,

макеты перекрестка, домов и улиц.

6.MP3-проигрыватель(колонка)

7.Имеется мультимедийное оборудование, которое используется как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности педагога с детьми: проектор, ноутбук, музыкальный центр, экран.

Имеются методические пособия, методические разработки занятий,

специальная литература по всем разделам программы для работы

педагога с детьми.

В ДОУ организуются выставки детских рисунков, пособий,

дидактических игр, папок-передвижек на тему безопасного поведения

детей.

В работе с родителями предусмотрены:

-  родительские собрания

- тематические видеофильмы;

- семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом

предлагаемых для детей знаний и умений;

- деловые игры и тренинги,

- информация на стендах и папки-передвижки;

- «дни открытых дверей» с просмотром занятий по безопасности;

- устные журналы, дискуссии;

- совместные праздники и развлечения;

-  выпуск газеты для родителей.

Дата

Тема,цель

Програмное содержание

Методические приемы

Работа с родителями

Сентябрь

Введение.

Диагностика. Цель: выявить уровень знаний детей по ОБЖ.

Познакомить детей с новым видом деятельности в творческом

Объединении «Береги себя». Рассказать, почему важно знать о безопасности. Выявление у детей, знаний и представлений по ОБЖ. Диагностическое обследование детей по вопросам охраны и безопасности жизнедеятельности.

1. Ознакомительная беседа.

2.Дид. игра «Что такое безопасность?» Рассматривание иллюстраций, видео слайдов.

Анкетирование

Родителей по теме «Основы безопасности детей дошкольного возраста». «Что мой ребёнок должен знать о правилах безопасности?»

«Вместе весело шагать...» Цель:закрепить правила безопасного поведения во время прогулки.

Напомнить о правилах безопасности на прогулке. Правила пользования самокатом, велосипедом. Разыгрывание ситуации возникающих при нарушении правил безопасного поведения. Как нужно вести себя при игре в подвижные игры.

Тематическая беседа. Моделирование ситуации: «Я бежал за мячиком и упал». Практическая деятельность: обработка раны перекисью, зелёнкой, пластырем (учить последовательность обработки раны).

Октябрь

«Ягоды, грибы»      Цель: закрепить знание ядовитых грибов, растений.

Расширить представления детей о грибах. Учить различать съедобные и ядовитые грибы по внешним признакам (мухомор, бледная поганка). Рассказать, что старые грибы тоже могут стать ядовитыми, а съедобные грибы можно употреблять только после варки, засолки. Познакомить с ядовитыми растениями: ландыш, лютик едкий, белена чёрная, волчье лыко, вороний глаз, объяснить, чем опасны эти растения.

Беседа по иллюстрациям. Дид.игра «Собери букет» (выбрать растения не опасные для жизни). Подвижная игра «Кто быстрее соберёт съедобные грибы в корзинку».

Моделирование ситуации «Я нашёл в лесу красивый цветок...»

Оформление папки-передвижки «Безопасные правила поведения в лесу»

«Как избежать опасных домогательств и насилия» Цель: объяснить, как избежать опасных домогательств и насилия

Объяснить, какие действия называют насильственными, что такое домогательство. Учить правилам поведения: всегда предупреждать, куда и к кому вы идёте, всегда говорить взрослым, если кто-то пристаёт к вам, что, если вас пытаются насильно куда-то затащить, нужно кричать: «На помощь, помогите, чужой человек!» Учить быть внимательными и осторожными.

1.Игра-тренинг «Незнакомый взрослый пытается вас затащить в машину»

2.Обыгрывание при помощи кукольного театра и обсуждение типичных ситуаций.

3.Подвижная игра «Похитители и находчивые ребята» (командная игра)

Совместное рисование с детьми на тему: «Сказочные герои, попавшие беду».

«Дети и терроризм» Цель: знакомиться правилами поведения при захвате в заложники.

Рассказать детям, что такое терроризм, кто такие террористы и заложники. Привести примеры типичных ситуаций, рассказать о правилах безопасного поведения при захвате в заложники.

1.Моделирование ситуации: «Террористы захватили детский сад, школу и т.п.» Дид.игра «Кто на этом рисунке может представлять опасность». Тематическая беседа.

Оформление памятки: Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Ноябрь

«Сказочная безопасность» Цель: обучение правилам безопасного поведения на примере сказок.

Вспомнить различные литературные произведения - сказки. На их примере разобрать опасные ситуации, угрожающие жизни героев. И предложить выход из сложившейся опасной ситуации.

Презентация «Безопасность в сказках»                      3.Дид. игра «Куда бежать, если за тобой гонятся».

4.Разыгрывание сценки из сказки «Кот, петух и лиса», обсуждение.

5.Дид. игра «А что если бы герой...»

Памятка «Читаем сказки по новому»

«Ураган, буря, смерч»      Цель: познакомить со стихийным и явлениями природы.

Объяснить, что представляют собой явления природы: ураган, буря, смерч, землетрясение, как они возникают. Рассказать, чем опасны данные явления. Познакомить с правилами поведения при их возникновении.

Тематическая беседа. Просмотр видео слайдов и их обсуждение. Разгадывание тематических загадок.                                 Дид. игра «Стихийные явления в природе».

Памятка «Как вести себя при стихийном бедствии»

Декабрь

«Поплотнее кран закрой —осторожен будь с водой» Цель: рассказать о правилах пользования водопроводной водой и возможных последствиях неправильного обращения.

Рассказать, как в наши квартиры поступает вода. Какую воду называют питьевой, какую технической, почему. Объяснить, почему воду перед употреблением нужно кипятить, почему техническую нельзя употреблять для питья и приготовления пищи. Рассказать, какие последствия могут возникнуть, если пренебрегать этими правилами.

Разгадывание загадок. Тематическая беседа.  Опыты с водой. (на текучесть, прозрачность, цвет) Чтение сказки «Наводнение в кукольном домике» Тематическая беседа.                                Дид. игра «Что нужно для умывания». Моделирование ситуации:                        «Кран с водой не закрывается»,

«Воду неожиданно отключили»

Оформление уголка для родителей: «Правила безопасного поведения в доме

«Ток бежит по проводам»    Цель: учить правилам пользования электро-приборами

Вспомнить с детьми, что называют электроприборами. Привести примеры. Рассказать об их назначении для человека, правилах пользования. разучивание стихотворения «Электрический ток».

Игра «Отгадай загадку по картинке».                         Беседа об электроприборах.

Совместное составление рассказа «Как мишка один остался дома и что-то натворил. Используя в рассказе электроприборы».

Памятка

«Электроприборы в нашем доме»

Январь

«А что такое  газ?»               Цель:                 повторить     Номер специальной службой               газа 04, закрепить правила безопасного

поведения.

Беседа о правилах поведения на кухне, рассказать для чего человеку нужен газ, почему газ пахнет, откуда он берётся, к каким последствиям может привести неправильное обращение с газовой плитой, спичками. Учить правильно, набирать номер службы газа, и вести диалог с диспетчером. Учить быть внимательными и осторожными. может привести неправильное обращение с газовой плитой, спичками. Учить правильно, набирать номер службы газа, и вести диалог с диспетчером. Учить быть внимательными и осторожными.

1.Игра-тренинг «Звоним в службу газа». Тематическая беседа. Разгадывание загадок.

Дид. игра «Опасности в быту»

Памятка

«Чтобы кухня Была безопасной»

февраль

Сказка «Любопытный ветерок»    Цель: закрепить правила безопасного поведения с газовым  оборудова-нием.

Прочитать сказку, провести тематическую беседу о правилах поведения с газовым оборудованием, закрепить правила вызова службы газа 04, обсудить при каких обстоятельствах стоит их вызывать, а когда можно справиться самим.

Чтение сказки.            Тематическая беседа.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» («Печем пирог для мамы»)

«Безопасность на льду»            Цель: Закрепить правила безопасного поведения на льду.

Вспомнить, чем могут быть опасны прогулки по льду водоёма, особенно в начале зимы и весны. Учить основным правилам: выходить на лёд водоёмов нельзя, непрочный лёд возле стока вод, зарослей кустарника(камышей), сугробов. Двигать можно только по натоптанным следам, при условии, что лёд крепкий. Если провалились: не паниковать, звать на помощь, выбираться широко расставив руки (увелич. площадь опоры), выползать по льду до берега.

Беседа по теме.

Просмотр видеоматериалов.

Моделирование ситуаций «Нам нужно пройти по льду»; «Я провалился под лёд».

Дид. игра «Можно- нельзя».

Оформление памятки «Безопасное поведение на льду»

Март

«Запомните детки,   таблетки не конфетки» Цель: учить безопасному обращению с лекарствен-ными препаратами.

Провести тематическую беседу. Рассказать, что называют лекарством, что многие лекарства могут стать ядами при неправильном обращении, почему говорят таблетки—не конфетки. Рассказать о первой мед. Помощи при отравлении лекарственными препаратами. Познакомить с профессией фармацевт.

Чтение стихотворения «Таблетки—не конфетки».

 Моделирование ситуации: - дети остались одни дома, играли и нашли коробку с лекарствами.

Игра-тренинг «Как вызвать скорую помощь?»

Беседа о  правилах хранения лекарственных препаратов в доме.

«Если хочешь быть    здоров!»    Цель: дать общее представление об    устройстве человеческого тела, важности бережного отношения к своему здоровью.

Дать общее понятие человек. Рассказать о строении тела человека, функционировании органов. Объяснить, что организм человека необходимо беречь, укреплять, чтобы не болеть, соблюдать режим дня. Рассказать о необходимости посещения врачей, поведения прививок. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

Игровая ситуация. «Куклы Ваня и Таня собрались в путешествие»

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

 Игра-тренинг «На прививку мы идём» Физ. зарядка «Дорожка здоровья».

Рассматривание и обсуждение ситуаций: «Что надо делать, чтобы быть здоровым»; «Что не нужно делать, чтобы быть здоровым».

Релаксационная пауза.

Оформление папки- передвижки       «В здоровом   теле        здоровый        дух»

Апрель

«Дорожные знаки»      Цель: научить различать и понимать некоторые дорожные знаки.

Познакомить детей с историей возникновения дорожных знаков, рассказать об их значении сейчас. Привести примеры опасных ситуаций, возникающих при нарушении ПДД. Изучить простейшие дорожные знаки: пешеходный переход, железнодорожный переезд, дорожные работы, дети, дикие животные и др. Вспомнить сигналы и работу светофора. Закрепить знания о правилах дорожного движения.

Игровая ситуация. Воспитатель включается с детьми в игру в «Центре ПДД» и по ходу игры выясняет у детей обозначения дорожных знаков и вносит новые.

Дид. игра «Дорожные знаки» (воспитатель показывает детям макеты дорожных знаков, дети называют их.)

Настольная игра

«Найди и назови дорожные знаки»

Просмотр тематического мультфильма «Уроки безопасности тётушки Совы»

Оформление уголка для родителей «Улица и дети»

«Транспорт» Цель: закрепить правила поведения в общественном транспорте

Вспомнить особенности пассажирского транспорта, назвать виды и примеры транспорта. Закрепить правила поведения и проезда в автомобиле (детское кресло), общественном транспорте (автобус, трамвай, маршрутное такси), важности и необходимости их соблюдения.

Объяснить причины возникновения аварий.

Тематическая беседа.

Моделирование ситуации: «Я еду в автобусе, где много пассажиров», «Я стою на остановке», «Мы с папой едем в город».

Дид. игра «Виды транспорта»

«Скоро лето» Цель: закрепить Правила безопасного поведения во время летнего отдыха.

Познакомить с основными правилами поведения во время отдыха на пляже, прогулке в лес. Вспомнить виды лекарственных и ядовитых растений.

Тематическая беседа.

Подвижная игра «Собери вещи на мере». (можно использовать иллюстрации)

Дид. игра «Знакомство с морем, озером, рекой» (на развитие воображения)

Игра «Мы плаваем» (каждый ребёнок плывёт по - своему.)

Консультация: «О летнем отдыхе детей»

«Береги себя»

  Цель: подведение Итогов     обучения, диагностиро-вание.

Обобщение и повторение изученного материала по ОБЖ. Проведение тематических заданий и беседы по темам ОБЖ за год. Диагностирование.

Мониторинг.

Развлечение «Знатоки безопасности»

Разгадывание тематических загадок.

Анкета для родителей

«Безопасность Вашего ребенка»

           Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты.

1. Оставляете ли Вы своего ребенка одного дома?________________________

2.Отпускаете ли Вы его гулять одного во двор?__________________________

3.Разрешаете ли Вы ребенку открывать входную дверь?___________________

4.Разрешаете ли Вы ему подходить к телефону?_________________________

5.К кому ребенок может обратиться за помощью? Знает ли  Ваш ребёнок телефоны бабушки, соседей?_________________________________________

6.Разрешанте ли Вы ребенку зажигать газ, включать электроприборы, аппаратуру?________________________________________________________

7. Учите ли вы своего ребенка тому. Как нужно вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?____________________________________________

8. Что больше всего тревожит Вас, что является наиболее опасным для Вашего ребенка?____________________________________________________

9.Считаете ли  Вы, что у Вас доверительные отношения с ребенком, что он с вами откровенен?___________________________________________________

План работы сотрудничества с родителями  кружка

« Азбука безопасности»

 

Пояснительная записка

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, мною особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Был разработан перспективный план по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма во взаимодействии с родителями, реализация которого осуществляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием детского сада и рабочей программы дополнительного образования социально-педагогической направленности «Школа «Светофорика»».

Цель:

 создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения

 Задачи:

1. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;

2.Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов, развивающих интерактивных игр.

3. Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.

4.Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста, с опасными для здоровья ребенка ситуациями на дороге и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности в разное время года (осенью, зимой, весной, летом).

Принципы организации работы с семьей:

- открытость;

- сотрудничество;

- создание активной развивающей среды.

Памятка по безопасности детей

 (для родителей)

  1. Говорите о безопасности в доверительной манере. Не пугайте ребёнка, когда говорите о безопасности поведения.
  2. Развивайте у ребёнка привычку говорить открыто, о том, что его беспокоит, или пугает. Не шутите над страхами ребёнка.
  3. Объясните ребёнку кто такой «опасный незнакомец».
  4. Если посторонний человек просит у ребёнка помощи, ребёнок должен позвать на помощь знакомых взрослых.
  5. Придумайте секретное слово опасности. Если ребёнок произносит его Вам в телефонном разговоре - значит, у него неприятности, и он нуждается в помощи.
  6. Если Ваш ребёнок уходит из дома один, научите его говорить о том, куда он идёт и сообщать о том, что он пришёл туда, куда отправился.
  7. В случае если на улице Вы увидите одинокого ребёнка, обязательно предложите ему помощь. Спросите, не потерялся ли он.