План кружковой работы в подготовительной группе "Азбука безопасности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_bezop.docx | 55.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Детский сад № 53
Кружковая работа в подготовительной группе № 17 «Рябинка»
«Азбука безопасности»
Воспитатель: Алдушина
Елена Александровна
2021 год
График работы кружковой деятельности
«Азбука безопасности»
Два занятия в месяц ( 1 – 3) неделя по четвергам
Во вторую половину дня
С 15.30 по 16.00
Продолжительность кружковой деятельности в подготовительной группе 30 мин
Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы
Кружок «Азбука безопасности» направлен для начального формирования у детей дошкольного возраста подготовительной группы сознательного отношения к вопросам личной безопасности, приобретение первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации. Определять способ защиты от них, и в конечном счете, для воспитания «Безопасного типа» - личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни человека, осознающей их важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.
Новизна программы.
Новизной и отличительной особенностью программы является познавательное, социально-коммуникативное развитие у детей, развитие исследовательского характера, пространственных представлений, физических и психических закономерностей, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.
Программа направлена на формирование основ безопасности детей дошкольного возраста. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка с взрослым ил сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно – как стремление отстоять себя и право на свое мнение, поступок.
Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома. Поэтому, главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Актуальность программы
Актуальность выбранной мной проблемы обуславливается тем, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от несчастных случаев. Как оказалось, большинство детей старшей возрастной группы несамостоятельны и не могут принять верное решение (особенно в экстренных ситуациях), не знакомы с правилами техники безопасности на улице и дома.
«Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н. А. Островский.
А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего быта. И от того, донесут ли взрослые до его сознания необходимые знания о безопасности, будет зависеть жизнь малыша.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводит к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
С первых лет жизни активность ребенка в вопросах познания окружающего мира, его любознательность иногда становятся для него небезопасным. Поэтому важной социальной задачей является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Дети могут оказаться в непредвиденной ситуации и на улице и дома, поэтому у ребенка должна сформироваться устойчивая потребность в безопасности. И, поскольку опыт с детства во многом определяет взрослую жизнь человека, то алгоритмы, лежащие в основе безопасного поведения, необходимо начинать формировать как можно раньше.
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на опасность, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
Необходимость формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности (состояния физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного развития человека, послужила основанием для выбора темы кружковой работы.
Отличительные особенности программы
Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: познание окружающего мира, зрительной памяти, пространственного мышления, которые дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных и
познавательных качеств у детей. Отличительной особенностью данной программы является то, что изучение дополнительных материалов по основам безопасности жизнедеятельности поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений обучающихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности. Дети психологически и физически готовятся к принятию адекватных решений в любых ситуациях.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьей.
Особенности организации образовательного процесса
Программа рассчитана для детей подготовительной к школе группы
(6 - 7 лет).
Форма детского образовательного объединения: кружок.
Форма обучения – очная.
Срок освоения программы – 1 год, сентябрь – май.
Программа кружка предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми.
Условия реализации программы
Образовательная деятельность осуществляется воспитателями группы
на базе ДОУ.
Кадровое обеспечение: педагог, имеющий педагогическое
образование, занимающийся самообразованием и способен привлечь к
образовательной деятельности детей.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она является одной из эффективных форм воспитания и перевоспитания, подготовки детей к решению сложных жизненных ситуаций, способствует содействию социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию подрастающего поколения, обучению детей адекватному поведению.
Практическая значимость
Программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие таких качеств у человека становится причиной различных происшествий и неправильных действий в опасных ситуациях.
Ведущая теоретическая идея
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды, обогащения знаний для формирования у детей привычки здорового образа жизни, умения правильного поведения в любой ситуации.
Цель :
формировать у детей представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Задачи :
Обучающие задачи:
- Дать детям первоначальное представление об основах безопасности жизнедеятельности.
- Систематизировать и углубить знания детей о правилах безопасного поведения, формировать привычки их соблюдения.
- Учить детей овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно предотвратить ситуацию.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей самостоятельность, осторожность, внимательность и ответственность.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях во дворе, дома, на природе, в общественных местах.
- Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению правил безопасного поведения.
Оздоровительные задачи:
- Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
- Обучить самоконтролю за своим самочувствием
Принципы отбора содержания
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип вариативности;
- принцип сезонности;
- принцип комплексного подхода.
Основные формы и методы
При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала.
Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие:
1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого учащегося на данное занятие;
2 часть – практическая работа учащихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности;
3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов.
Форму работы в зависимости от целей и задач каждого занятия выбирает педагог.
Формы :
1. Беседы
2. Обсуждение и разрешение проблемных ситуаций
3. Наблюдения
4. Экскурсии
5. Разучивание стихов
6. Чтение художественных произведений
7. Просмотр мультфильмов
8. Дидактические игры
9. Игры драматизации
10. Совместная творческая деятельность детей и родителей
Планируемые результаты освоения программы
«Ребёнок и другие люди»
- знает, как можно защититься в ситуации насильственных действий
незнакомого взрослого на улице;
- знает, что нельзя входить в подъезд дома с незнакомым взрослым;
нельзя одному входить в подъезд, лифт; знает, как правильно вести
себя, если чужой пытается войти в квартиру, при разговоре с
незнакомым по телефону;
- умеет сказать «нет» приятелям, пытающимся вовлечь его в опасную
ситуацию;
- знает, что доверят можно только близким людям; лучше не вступать в
разговор с незнакомцем, нельзя поддаваться на его уговоры, идти с ним
куда-либо, садиться в машину.
«Ребёнок и природа»
- различает и правильно называет съедобные ягоды и ядовитые растения;
знает, что нельзя трогать незнакомые цветы, кустарники;
- имеет представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а
какие способствуют её восстановлению;
- знает правила поведения при контакте с животными.
«Ребёнок дома»
- называет предметы, которыми детям пока нельзя пользоваться. А также
предметы, которыми следует пользоваться осторожно;
- имеет представление о том, что опасные предметы должны храниться в
специально отведённых местах;
- знает правила поведения при пожаре; имеет представление об истории
пожарной службы;
- умеет вызывать «скорую медицинскую помощь»;
- знает, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них,
выходить на балкон и играть там.
«Здоровье ребёнка»
- знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека;
- знает, что такое здоровье и болезнь, что необходимо своевременно
обращаться к врачу, о важности прививок для профилактики
заболеваний;
- имеет представление о назначении и работе пищеварительной системы,
о назначении мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела
человека, а также с возможностями движения различных частей тела;
- понимает, что здоровье зависит от правильного питания; называет
полезные продукты;
- имеет представление о характерных особенностях профессиональной
одежды; об основном назначении одежды человека, в зависимости от
времени года, его занятий в данное время;
- знает, что для того, чтобы чувствовать себя бодрым и здоровым, нужно
соблюдать правильный режим дня;
- имеет представление о видах спорта и пользе занятий ими для
здоровья.
«Ребёнок на улице»
- имеет представление о правилах этичного и безопасного поведения в
городском транспорте;
- соблюдает элементарные правила поведения на улице, элементарные
правила дорожного движения;
- понимает значения сигналов светофора, сигналы регулировщика;
- узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»,
«Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный
переход», «Пункт медицинской помощи»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход,
пешеходный переход «Зебра»;
- знает, где можно кататься на велосипеде, а где нельзя, и какие правила
при этом нужно соблюдать
- знает, что если потерялся на улице, то обращаться за помощью можно
не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу.
Механизм оценивания образовательных результатов
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы исследует физически интеллектуальные и личностные качества после освоения дошкольниками курса программы дополнительного образования ребенка путем применения методов, обеспечивающих получение необходимого объема информации, объективность и точность получаемых данных. Это наблюдение за ребенком, беседа, моделирование ситуаций, тренинговые тесты по разделам программы.
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).
Цель диагностики в начале учебного года:
определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.
Цель диагностики в конце года:
определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е результаты проведенной работы).
Литература:
- Авдеева Н.Н. Безопасность. — Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2005 г.
- Авдеева Н.Н Программа Основы Безопасности Жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста. — // Дошкольное воспитание. - 1997 г. - №3
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 1998 г.
- Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. — М.: Логос, 2000 г.
- Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего возраста. — М.: Учитель, 2007 г.
- Григорович Л. Это надо знать родителям. — // Дошкольное воспитание. - 1987 г. - №7.
- Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
- Князева О.Л. Я-ТЫ-МЫ. Программа социально-эмоционального развития дошкольников». — М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
- Кулик Г.И. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
- Кулинцова И. Прогоним детские страхи. — // Дошкольное воспитание. - 2007 г. - №4.
- Кузнецов М.И. Личная безопасность школьника: Памятка. — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006 г.
- Мартынов С. Здоровье ребёнка в ваших руках: Советы практического врача-педиатра: книга для воспитателей и родителей. М.: Просвещение, 1991 г.
- Мулько И.Ф. Этика для детей 5-7 лет. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
- Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожнотранспортного травматизма. — М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
- Титов С.В. Тематические игры по ОБЖ. — М.: Сфера, 1998 г.
- Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. — Волгоград: Учитель, 2005 г.
- Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. — СПб.: Издательский дом Литера, 2008 г.
- Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. — М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006 г.
- Официальные документы
- Закон «Об образовании» Российской Федерации.
- Устав МБДОУ «Детский сад № 30 «Родничок»
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - СанПиН 2.4.1.2660-10
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования.
Программно - методическое обеспечение
1.Авдеева Н.Н. Безопасность. Рабочая тетрадь №1. Разработано в
соответствии с ФГОС.
2.Авдеева Н.Н. Безопасность. Рабочая тетрадь №2. Разработано в
соответствии с ФГОС.
3.Авдеева Н.Н. Безопасность. Рабочая тетрадь №3. Разработано в
соответствии с ФГОС.
4.Авдеева Н.Н. Безопасность. Рабочая тетрадь №4. "Ребенок в
городе". Разработано в соответствии с ФГОС.
5.Плакаты по «Основам безопасности жизнедеятельности»
6.Учебно - методическое пособие по основам безопасности
жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
Н.Н. Авдеева. О.Л. Князева. Р.Б .Стеркина.
Материально-техническое обеспечение
Видео фильмы;
Уроки осторожности тетушки Совы: бродячие животные, водоемы, подземелья и колодцы, электричество, пожарная безопасность,чистота в доме .Спасик и его друзья: поведение дома, поведение в природе, поведение в городе.
Азбука безопасности: безопасное место, игры с огнем, как не замерзнуть в холода, место для купания, на остановке, не веселые петарды, опасные игрушки, опасные сосульки, землетрясение, пожар, один дома, пожар в квартире, безопасность в интернете.
Серия" Аркадий Паровозов": качели, грибы, микробы.
азбука здоровья: анатомия для детей, личная гигиена, как работает сердце, как устроен глаз, скелет и кости человека, строение мышц, быть здоровым - здорово , личная гигиена, чистота - залог здоровья.
ПДД- дорога в школу, Спецмашины (2 фильма). Планета вредных привычек.
Презентации по темам:
- Органы тела.
- Здоровый образ жизни.
- Почему надо чистить зубы и мыть руки.
- Гигиена питания.
- Детям о правилах безопасного поведения.
- Опасности в доме.
- Огонь- друг, или враг.
- Спички детям не игрушка.
- Один дома.
- Дорога в школу.
- Правила поведения: в общественных местах, на улице, в лесу, на водоеме.
- Опасности на улице, на дороге, в лесу.
- Ядовитые растения
- Осторожно- сосульки!
- Правила поведения с газом, при землетрясении.
- Помощь при укусах (животных, змей, насекомых).
- Помощь при дорожном происшествии.
- Что такое катастрофа?
- На вокзале я один и без мамы.
- Викторина: " Хочу быть пожарным".
- Первая помощь.
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Создание развивающей среды, отвечающей возможностям и
потребностям ребенка способствует развитию познавательных и
интеллектуальных способностей детей, от чего в первую очередь
зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний
о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни,
воспитанию ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Развивающая предметно-пространственная среда.
В группе оформлен уголок безопасности следующего содержания:
1. Серии плакатов и сюжетных картинок к программе «Основы
безопасности детей дошкольного возраста»
2.Серия фильмов «Кругосветное путешествие и история искусств
вместе с Хрюшей и…», «Юные спасатели выпуск 1, 2», «Правила
дорожного движения», «Основы безопасности»
3.Презентации по темам программы.
4. Дидактические игры по темам программы: настольно-печатные игры
по ПДД, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «Незнайка на улице»,
«Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
5.Набор «Дорожные знаки», модели разных видов транспорта, детские
коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения,
макеты перекрестка, домов и улиц.
6.MP3-проигрыватель(колонка)
7.Имеется мультимедийное оборудование, которое используется как в непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности педагога с детьми: проектор, ноутбук, музыкальный центр, экран.
Имеются методические пособия, методические разработки занятий,
специальная литература по всем разделам программы для работы
педагога с детьми.
В ДОУ организуются выставки детских рисунков, пособий,
дидактических игр, папок-передвижек на тему безопасного поведения
детей.
В работе с родителями предусмотрены:
- родительские собрания
- тематические видеофильмы;
- семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом
предлагаемых для детей знаний и умений;
- деловые игры и тренинги,
- информация на стендах и папки-передвижки;
- «дни открытых дверей» с просмотром занятий по безопасности;
- устные журналы, дискуссии;
- совместные праздники и развлечения;
- выпуск газеты для родителей.
Дата | Тема,цель | Програмное содержание | Методические приемы | Работа с родителями |
Сентябрь | Введение. Диагностика. Цель: выявить уровень знаний детей по ОБЖ. | Познакомить детей с новым видом деятельности в творческом Объединении «Береги себя». Рассказать, почему важно знать о безопасности. Выявление у детей, знаний и представлений по ОБЖ. Диагностическое обследование детей по вопросам охраны и безопасности жизнедеятельности. | 1. Ознакомительная беседа. 2.Дид. игра «Что такое безопасность?» Рассматривание иллюстраций, видео слайдов. | Анкетирование Родителей по теме «Основы безопасности детей дошкольного возраста». «Что мой ребёнок должен знать о правилах безопасности?» |
«Вместе весело шагать...» Цель:закрепить правила безопасного поведения во время прогулки. | Напомнить о правилах безопасности на прогулке. Правила пользования самокатом, велосипедом. Разыгрывание ситуации возникающих при нарушении правил безопасного поведения. Как нужно вести себя при игре в подвижные игры. | Тематическая беседа. Моделирование ситуации: «Я бежал за мячиком и упал». Практическая деятельность: обработка раны перекисью, зелёнкой, пластырем (учить последовательность обработки раны). | ||
Октябрь | «Ягоды, грибы» Цель: закрепить знание ядовитых грибов, растений. | Расширить представления детей о грибах. Учить различать съедобные и ядовитые грибы по внешним признакам (мухомор, бледная поганка). Рассказать, что старые грибы тоже могут стать ядовитыми, а съедобные грибы можно употреблять только после варки, засолки. Познакомить с ядовитыми растениями: ландыш, лютик едкий, белена чёрная, волчье лыко, вороний глаз, объяснить, чем опасны эти растения. | Беседа по иллюстрациям. Дид.игра «Собери букет» (выбрать растения не опасные для жизни). Подвижная игра «Кто быстрее соберёт съедобные грибы в корзинку». Моделирование ситуации «Я нашёл в лесу красивый цветок...» | Оформление папки-передвижки «Безопасные правила поведения в лесу» |
«Как избежать опасных домогательств и насилия» Цель: объяснить, как избежать опасных домогательств и насилия | Объяснить, какие действия называют насильственными, что такое домогательство. Учить правилам поведения: всегда предупреждать, куда и к кому вы идёте, всегда говорить взрослым, если кто-то пристаёт к вам, что, если вас пытаются насильно куда-то затащить, нужно кричать: «На помощь, помогите, чужой человек!» Учить быть внимательными и осторожными. | 1.Игра-тренинг «Незнакомый взрослый пытается вас затащить в машину» 2.Обыгрывание при помощи кукольного театра и обсуждение типичных ситуаций. 3.Подвижная игра «Похитители и находчивые ребята» (командная игра) | Совместное рисование с детьми на тему: «Сказочные герои, попавшие беду». | |
«Дети и терроризм» Цель: знакомиться правилами поведения при захвате в заложники. | Рассказать детям, что такое терроризм, кто такие террористы и заложники. Привести примеры типичных ситуаций, рассказать о правилах безопасного поведения при захвате в заложники. | 1.Моделирование ситуации: «Террористы захватили детский сад, школу и т.п.» Дид.игра «Кто на этом рисунке может представлять опасность». Тематическая беседа. | Оформление памятки: Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. | |
Ноябрь | «Сказочная безопасность» Цель: обучение правилам безопасного поведения на примере сказок. | Вспомнить различные литературные произведения - сказки. На их примере разобрать опасные ситуации, угрожающие жизни героев. И предложить выход из сложившейся опасной ситуации. | Презентация «Безопасность в сказках» 3.Дид. игра «Куда бежать, если за тобой гонятся». 4.Разыгрывание сценки из сказки «Кот, петух и лиса», обсуждение. 5.Дид. игра «А что если бы герой...» | Памятка «Читаем сказки по новому» |
«Ураган, буря, смерч» Цель: познакомить со стихийным и явлениями природы. | Объяснить, что представляют собой явления природы: ураган, буря, смерч, землетрясение, как они возникают. Рассказать, чем опасны данные явления. Познакомить с правилами поведения при их возникновении. | Тематическая беседа. Просмотр видео слайдов и их обсуждение. Разгадывание тематических загадок. Дид. игра «Стихийные явления в природе». | Памятка «Как вести себя при стихийном бедствии» | |
Декабрь | «Поплотнее кран закрой —осторожен будь с водой» Цель: рассказать о правилах пользования водопроводной водой и возможных последствиях неправильного обращения. | Рассказать, как в наши квартиры поступает вода. Какую воду называют питьевой, какую технической, почему. Объяснить, почему воду перед употреблением нужно кипятить, почему техническую нельзя употреблять для питья и приготовления пищи. Рассказать, какие последствия могут возникнуть, если пренебрегать этими правилами. | Разгадывание загадок. Тематическая беседа. Опыты с водой. (на текучесть, прозрачность, цвет) Чтение сказки «Наводнение в кукольном домике» Тематическая беседа. Дид. игра «Что нужно для умывания». Моделирование ситуации: «Кран с водой не закрывается», «Воду неожиданно отключили» | Оформление уголка для родителей: «Правила безопасного поведения в доме |
«Ток бежит по проводам» Цель: учить правилам пользования электро-приборами | Вспомнить с детьми, что называют электроприборами. Привести примеры. Рассказать об их назначении для человека, правилах пользования. разучивание стихотворения «Электрический ток». | Игра «Отгадай загадку по картинке». Беседа об электроприборах. Совместное составление рассказа «Как мишка один остался дома и что-то натворил. Используя в рассказе электроприборы». | Памятка «Электроприборы в нашем доме» | |
Январь | «А что такое газ?» Цель: повторить Номер специальной службой газа 04, закрепить правила безопасного поведения. | Беседа о правилах поведения на кухне, рассказать для чего человеку нужен газ, почему газ пахнет, откуда он берётся, к каким последствиям может привести неправильное обращение с газовой плитой, спичками. Учить правильно, набирать номер службы газа, и вести диалог с диспетчером. Учить быть внимательными и осторожными. может привести неправильное обращение с газовой плитой, спичками. Учить правильно, набирать номер службы газа, и вести диалог с диспетчером. Учить быть внимательными и осторожными. | 1.Игра-тренинг «Звоним в службу газа». Тематическая беседа. Разгадывание загадок. Дид. игра «Опасности в быту» | Памятка «Чтобы кухня Была безопасной» |
февраль | Сказка «Любопытный ветерок» Цель: закрепить правила безопасного поведения с газовым оборудова-нием. | Прочитать сказку, провести тематическую беседу о правилах поведения с газовым оборудованием, закрепить правила вызова службы газа 04, обсудить при каких обстоятельствах стоит их вызывать, а когда можно справиться самим. | Чтение сказки. Тематическая беседа. Сюжетно-ролевая игра «Семья» («Печем пирог для мамы») | |
«Безопасность на льду» Цель: Закрепить правила безопасного поведения на льду. | Вспомнить, чем могут быть опасны прогулки по льду водоёма, особенно в начале зимы и весны. Учить основным правилам: выходить на лёд водоёмов нельзя, непрочный лёд возле стока вод, зарослей кустарника(камышей), сугробов. Двигать можно только по натоптанным следам, при условии, что лёд крепкий. Если провалились: не паниковать, звать на помощь, выбираться широко расставив руки (увелич. площадь опоры), выползать по льду до берега. | Беседа по теме. Просмотр видеоматериалов. Моделирование ситуаций «Нам нужно пройти по льду»; «Я провалился под лёд». Дид. игра «Можно- нельзя». | Оформление памятки «Безопасное поведение на льду» | |
Март | «Запомните детки, таблетки не конфетки» Цель: учить безопасному обращению с лекарствен-ными препаратами. | Провести тематическую беседу. Рассказать, что называют лекарством, что многие лекарства могут стать ядами при неправильном обращении, почему говорят таблетки—не конфетки. Рассказать о первой мед. Помощи при отравлении лекарственными препаратами. Познакомить с профессией фармацевт. | Чтение стихотворения «Таблетки—не конфетки». Моделирование ситуации: - дети остались одни дома, играли и нашли коробку с лекарствами. Игра-тренинг «Как вызвать скорую помощь?» | Беседа о правилах хранения лекарственных препаратов в доме. |
«Если хочешь быть здоров!» Цель: дать общее представление об устройстве человеческого тела, важности бережного отношения к своему здоровью. | Дать общее понятие человек. Рассказать о строении тела человека, функционировании органов. Объяснить, что организм человека необходимо беречь, укреплять, чтобы не болеть, соблюдать режим дня. Рассказать о необходимости посещения врачей, поведения прививок. Воспитывать бережное отношение к своему телу. | Игровая ситуация. «Куклы Ваня и Таня собрались в путешествие» Сюжетно-ролевая игра «Больница» Игра-тренинг «На прививку мы идём» Физ. зарядка «Дорожка здоровья». Рассматривание и обсуждение ситуаций: «Что надо делать, чтобы быть здоровым»; «Что не нужно делать, чтобы быть здоровым». Релаксационная пауза. | Оформление папки- передвижки «В здоровом теле здоровый дух» | |
Апрель | «Дорожные знаки» Цель: научить различать и понимать некоторые дорожные знаки. | Познакомить детей с историей возникновения дорожных знаков, рассказать об их значении сейчас. Привести примеры опасных ситуаций, возникающих при нарушении ПДД. Изучить простейшие дорожные знаки: пешеходный переход, железнодорожный переезд, дорожные работы, дети, дикие животные и др. Вспомнить сигналы и работу светофора. Закрепить знания о правилах дорожного движения. | Игровая ситуация. Воспитатель включается с детьми в игру в «Центре ПДД» и по ходу игры выясняет у детей обозначения дорожных знаков и вносит новые. Дид. игра «Дорожные знаки» (воспитатель показывает детям макеты дорожных знаков, дети называют их.) Настольная игра «Найди и назови дорожные знаки» Просмотр тематического мультфильма «Уроки безопасности тётушки Совы» | Оформление уголка для родителей «Улица и дети» |
«Транспорт» Цель: закрепить правила поведения в общественном транспорте | Вспомнить особенности пассажирского транспорта, назвать виды и примеры транспорта. Закрепить правила поведения и проезда в автомобиле (детское кресло), общественном транспорте (автобус, трамвай, маршрутное такси), важности и необходимости их соблюдения. Объяснить причины возникновения аварий. | Тематическая беседа. Моделирование ситуации: «Я еду в автобусе, где много пассажиров», «Я стою на остановке», «Мы с папой едем в город». Дид. игра «Виды транспорта» | ||
«Скоро лето» Цель: закрепить Правила безопасного поведения во время летнего отдыха. | Познакомить с основными правилами поведения во время отдыха на пляже, прогулке в лес. Вспомнить виды лекарственных и ядовитых растений. | Тематическая беседа. Подвижная игра «Собери вещи на мере». (можно использовать иллюстрации) Дид. игра «Знакомство с морем, озером, рекой» (на развитие воображения) Игра «Мы плаваем» (каждый ребёнок плывёт по - своему.) | Консультация: «О летнем отдыхе детей» | |
«Береги себя» Цель: подведение Итогов обучения, диагностиро-вание. | Обобщение и повторение изученного материала по ОБЖ. Проведение тематических заданий и беседы по темам ОБЖ за год. Диагностирование. | Мониторинг. Развлечение «Знатоки безопасности» Разгадывание тематических загадок. |
Анкета для родителей
«Безопасность Вашего ребенка»
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты.
1. Оставляете ли Вы своего ребенка одного дома?________________________
2.Отпускаете ли Вы его гулять одного во двор?__________________________
3.Разрешаете ли Вы ребенку открывать входную дверь?___________________
4.Разрешаете ли Вы ему подходить к телефону?_________________________
5.К кому ребенок может обратиться за помощью? Знает ли Ваш ребёнок телефоны бабушки, соседей?_________________________________________
6.Разрешанте ли Вы ребенку зажигать газ, включать электроприборы, аппаратуру?________________________________________________________
7. Учите ли вы своего ребенка тому. Как нужно вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?____________________________________________
8. Что больше всего тревожит Вас, что является наиболее опасным для Вашего ребенка?____________________________________________________
9.Считаете ли Вы, что у Вас доверительные отношения с ребенком, что он с вами откровенен?___________________________________________________
План работы сотрудничества с родителями кружка
« Азбука безопасности»
Пояснительная записка
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, мною особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Был разработан перспективный план по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма во взаимодействии с родителями, реализация которого осуществляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием детского сада и рабочей программы дополнительного образования социально-педагогической направленности «Школа «Светофорика»».
Цель:
создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения
Задачи:
1. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
2.Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов, развивающих интерактивных игр.
3. Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
4.Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста, с опасными для здоровья ребенка ситуациями на дороге и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности в разное время года (осенью, зимой, весной, летом).
Принципы организации работы с семьей:
- открытость;
- сотрудничество;
- создание активной развивающей среды.
Памятка по безопасности детей
(для родителей)
- Говорите о безопасности в доверительной манере. Не пугайте ребёнка, когда говорите о безопасности поведения.
- Развивайте у ребёнка привычку говорить открыто, о том, что его беспокоит, или пугает. Не шутите над страхами ребёнка.
- Объясните ребёнку кто такой «опасный незнакомец».
- Если посторонний человек просит у ребёнка помощи, ребёнок должен позвать на помощь знакомых взрослых.
- Придумайте секретное слово опасности. Если ребёнок произносит его Вам в телефонном разговоре - значит, у него неприятности, и он нуждается в помощи.
- Если Ваш ребёнок уходит из дома один, научите его говорить о том, куда он идёт и сообщать о том, что он пришёл туда, куда отправился.
- В случае если на улице Вы увидите одинокого ребёнка, обязательно предложите ему помощь. Спросите, не потерялся ли он.