Конспект развлечения «Именины Домового» (старшая группа) (интеграция ОО: познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imeniny_domovyonka.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 154» города Новосибирска
Конспект развлечения
«Именины Домового»
(старшая группа)
(интеграция ОО: познавательное, речевое
и художественно-эстетическое развитие»
Выполнили воспитатели группы № 12:
Бухтиярова О.М., 1 кв.категория
Алдушина Е.А., 1 кв.категория
2023г.
Цель: дать детям представление о праздновании русским народом дня рождения Домового.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа – народным календарным праздником Кудёсы (именины Домового), пословицами, поговорками, приметами, связанными с этим днем.
- Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.
- Развивать эмоциональную отзывчивость к историческому наследию России, внимание, память, чувство ритма.
- Воспитывать любовь к русской культуре.
Словарь: домовой, кудёсы, кудёсничать, прибаутник, запечник, домовушка, оберег, одаривать, тезка.
Грамматический строй речи: упражнять в подборе антонимов
Предварительная работа: чтение Т.Александровой «Домовенок Кузя», рисование «Портрет Домового», просмотр мультфильма «Сказка для Наташи», беседы о кошках
Средства обучения: среда – группа, оформленный под русскую избу, выставка поделок «Друзья домовенка Кузи»; сказочные герои – Хозяюшка, домовенок Кузя; Мультмедиа (презентация); 2 обруча, 2 стула с привязанной к ним веревкой; тканевый тунель; кошка; 2 мольберта, фломастеры.
Ход
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с необычным жителем наших домов.
Послушайте стихотворение о нём.
Добродушный домовой
За печной живёт трубой.
Носит круглые очки,
Вяжет тёплые носки,
Любит слушать он сверчка
Выпить на ночь молочка.
Погрозится на мышат
Если слишком те шумят.
Он и бабушке поможет
Чтобы тесто подошло.
Сам в печурку дров подложит
Дома с ним всегда тепло.
Детям сказочку расскажет
Чешет за ухом кота,
А когда на землю ляжет
Покрывалом темнота
То считает в небе звёзды
Охраняя наш покой.
Вот такой у нас хозяин
За печной живёт трубой.
Ребята, кто догадался о ком пойдёт речь? Правильно – это домовой.
Хозяюшка: А кто такой домовой? (ответы детей)
Рассказ с презентацией.
1 слайд. Итак, на календаре 10 февраля. Ребята, это день Ефрема Сирина. Он считался прибаутником, сверчковым заступником, запечником.
А кого еще называют запечником? Правильно, Домового. Одним словом, сегодня Именины Домового. Еще в народе этот день назывался Кудёсы - день угощения домового.
2 слайд. Откуда взялся Домовой? В старину была легенда о том, как плохих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, горы и дома. Кто в тот момент был дома, тот и сделался домовым, остальные кто лесовиком, кто горным духом. Как вы думаете, что делает домовой, чем он занимается?
Дети: Домовой защищает от всего плохого дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми.
Хозяюшка: Правильно, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живет домовой?
Дети: Он любит жить на печке или за печкой, в лапте, или в бане.
Хозяюшка: Домовой – дух добрый. Обычно он – заботливый хозяин, помогающий дружной семье. Домовой – большой озорник. Порой так припрячет какую-нибудь вещь, что попробуй найди. Приходится просить его: «Домовой, домовой, не хочу играть с тобой. Поиграли и хватит. Отдай вещь обратно». Ну, а коли до волос добрался, считай все – утром не расчешешь. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте.
3 слайд. Этот день был целиком посвящен домовому, хорошо теперь известному под шутливым именем Барабашка. В старое время его называли прибаутником, дедушкой, запечником, сверчковым заступником, ветродуем, соседушкой, доможилом, батанушкой. Если он маленький – Домовенок.
4 слайд. Домовой считался самым добрым духом – духом дома. Если семья переселялась в новый дом, то домового звали с собой: горячие угли из очага переносили на новое место и разжигали там от них огонь.
Много добрых примет связано с домовым: коснется ночью своей мохнатой рукой – к добру, начнет скакать – к радости, будет подыгрывать на гребешке – к свадьбе.
5 слайд. Но в этот день он вдруг превращался из доброго в злого: если гремел посудой – будь осторожней с огнем, если ночью дергал за волосы – опасайся семейного раздора.
6 слайд. В Кудёсы его задабривали гостинцами, подарочками. Хозяйки, например, ставили на загнетку сладкую кашу, обкладывали его угольями, приговаривая: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку», поминали перед сном добрыми словами. Чтобы угодить Домовому, в этот день говорили тихо и ласково, старались не спорить и не повышать голоса. Угощать его нужно не только на именины, но и первого числа каждого месяца.
Домовому дарили домовушку – это предмет для украшения дома, своими руками сделанный. Для изготовления подходят любые природные материалы: кожа, лыко, крупа, соленое тесто, сушеные ягоды, грибы, цветы. Семечки подсолнуха и кукуруза оберегают здоровье, плоды рябины – женскую красоту, горох и фасоль – достаток в доме, рисовые зерна – мир в доме, хвойные шишки – символ достижения цели, чеснок и лук отгоняют нечистую силу. Это украшение поможет вам завоевать доверие и любовь домового, он станет заботливым другом и храбрым защитником. И служит оно оберегом.
Что такое оберег? (ответы детей)
Предмет, оберегающий от чего-либо злого, нехорошего. Раньше считали, что одежда тоже была оберегом, двери и окна защищали украшенными наличниками и ставнями.
Как вы думаете, у нас в саду есть Домовой? (ответы детей)
Хозяюшка: Конечно, есть! Он, наверное, спит где-нибудь в темном уголочке и забыл, что у него сегодня праздник. Мы, сейчас постараемся найти нашего домового и устроим ему настоящие именины. Договорились? (ответы детей)
- Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.
Появляется Кузя
Кузя: Дорогие ребятишки, очень рад всех видеть я,
Потому что для меня вы очень близкие друзья.
В детском садике живу я. Я веселый Домовой. Охраняю здесь покой.
Подружитесь-ка со мной, ну, а звать меня – Кузьмой.
А имя мое означает «устроитель порядка». А ваши имена я все знаю. Какие у вас разные, красивые имена! Но мне непонятно вот что: у вас есть дети, у которых одинаковые имена. Ты София, и ты Софья, и ты Матвей и ты Матвей. Вы что - родственники? Или сестры и братья?
Хозяюшка: Ребята, кем приходятся наши девочки друг другу? Объясните Кузе, что означает слово «тёзка» (ответы детей).
Хозяюшка: Кузя, ты говоришь, что ты домовенок! Только какой же ты Домовенок, если в детском саду живешь? Дети, подумайте, как можно назвать Кузю?
Дети: Садовенок!
Кузя: Ой, мне нравится. Я садовенок Кузя.
Хозяюшка: Сегодня у Кузи именины или, как в народе говорят Кудёсы.
Кудёсы будем мы справлять, Садовенка поздравлять!
Ребенок: Мы пришли к тебе на праздник, говорят, что ты проказник.
Мы тоже любим веселиться, пошуметь и порезвиться!
Хозяюшка: Давайте поздравим именинника Кузю песней и испечём ему наш традиционный «Пирог».
«Каравай».
Хозяюшка: Ребята, вот и у нас живет Кузя. А какой наш Кузя?
Злой?............................................................... Страшный?.................................................... Худой?............................................................ Грустный?......................................................... Немой?........................................................... Большой?....................................................... Лысый?.......................................................... Ленивый?....................................................... Глупый?.......................................................... | Добрый. Красивый. Полный. Веселый. Говорящий. Маленький. Волосатый. Трудолюбивый. Умный. |
Кузя: Все ребятишки мои друзья, пришли меня поздравить.
Люблю я с Вами пошалить, да воспитателей подразнить.
Кузя: А ещё я, научился в домах, в квартирах мебель передвигать ночью, чтобы хозяев попугать. Ну, что ребята, поиграете со мной?
Игра «Стул, ко мне!»
(На полу лежат два обруча, в каждом стоит играющий, к поясу играющих привязана веревка, другой конец веревки привязан к стульчику. По сигналу игроки начинают вращаться вокруг себя. Стул приближается к обручу, выигрывает тот, кто быстрее подтянет к себе стул и сядет на него).
Кузя: А сейчас я всех детей в разных превращу зверей. Сейчас они захрюкают, залают, замяукают!
Конкурс «Поющие животные».
Звучит мелодия любой песенки. Все дети вместо слов хрюкают, лают, мяукают.
Кузя: Еще я прятать научился. Как спрячу что-нибудь у неряхи, так она и не найдет. А сейчас я детей прятать буду, хотите?
Игра «Прятки с платком»
Очень любим в пряталки мы играть, Очень любим прятаться и искать. Вы скорее приседайте, Глазки быстро закрывайте. Кто к платочку подойдет и того, кто спрятался, назовет? (Любое имя) подойди, … ., назови! | Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Приседают, кладут руки на колени и закрывают глаза. Под музыку Кузя проходит сзади детей и накрывает кого-нибудь из них большим платком, так, чтобы спрятать ребенка полностью. Дети смотрят друг на друга, стараясь угадать, кто спрятан под платком. Ребенок, названный по имени, подходит к тому, кто под платком. С окончанием песни называет имя. Ребенок снимает платок и кричит: «Я здесь!» |
Хозяюшка: Навостри-ка, Кузя, ушки, мы споем тебе частушки.
Частушки.
Дети поют частушки Кузя, подыгрывает на трещотках.
Все Мы частушки сочиняем,
Можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем,
Попросите только нас!
1. Домовому не сидится.
Так и носится, шальной!
Нет, чтоб лечь, угомониться.....
Глядь, а он уже с метлой!
2. С домовым играю в прятки.
Где его и как искать?
Хоть бы показал мне пятки,
Так и пяток не видать.
Все. Старину мы уважаем, старину мы бережем,
И о домовенке Кузе частушки звонкие поем.
Мальчик: Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
Балалайка и гармонь
Разжигают в нас огонь.
Девочка: Раздайся, народ, меня пляска берёт,
Пойду попляшу, на людей погляжу.
Танец «Выйду на улицу»
Хозяюшка: Пришло время Садовенка нашего подарками одаривать. Раньше для угощения Домовому оставляли на печке или во дворе полную миску каши.
А ты, Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
Ешь пироги — да наш дом береги!
Кузя: А еще 10 февраля столичные купцы и зажиточные крестьяне дарили серебряную монетку, чтобы помогал «дому богатеть». Люди победнее дарили монетку медную.
Хозяюшка: Хорошим подарком для Кузи будет маленький котенок, лучше всего - пестрый или полосатый. Котенка нужно принести на кухню, поставить на пол, не выпуская из рук, сказать: «Дарю тебе Домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор». Днем Домовой передает предупреждения и предсказания через кошку.
Много примет есть, связанных с кошкой. А вы знаете их, дети? (Ответы)
Кузя Если кошка долго умывается - жди гостей.
Если кошка скребет лапами по полу - к метели.
Хозяюшка Если кошка лезет на кровать - к холодам.
Если кошка ложится животом вверх – к благополучию в семье.
Если кошка тянется лапами к хозяину (или хозяйке) - к прибыли.
Хозяюшка: на память о сегодняшнем дне дети нарисуют твой портрет.
Игра-эстафета “Портрет Домовенка”.
На мольберте нарисовать фломастерами портрет домового.
Хозяюшка: Гости дорогие, наигрались, развлеклись? Пришло время спеть хвалебную песню нашему садовенку Кузе.
Дети: (все вместе) Комар пищит, каравай тащит.
Комариха верещит, кучу веников тащит!
Кому поем – тому добро! Слава!
Домовенок: Вам ребята говорю: «Всех вас очень я люблю!
Вас беречь я обещаю, счастья, радости желаю.
Хозяюшка: Дети, а вы что пообещаете Кузе?
Дети: Мы тебе обещаем, что будем поддерживать чистоту в нашем детском саду. Не будем шалить и ссориться.
Все вместе: Ты самый лучший.
Песня о Домовенке
Кузя: А сейчас я Вам тоже подарочки подарю (машинка и макеты фруктов и овощей).
Кузя: Ну, что ж, ребята, мне пора.
Пойду навещу Прошу в соседнем детском саду.
Домовенок: Счастливо!
Хозяюшка: Наш вечер подошел к концу. Храните тепло вашего дома, и тогда Домовой обеспечит вам:
Утро - доброе,
День - радостный,
Ночь - спокойную,
Жизнь счастливую.
Хотите верьте,
А хотите - нет!
Рефлексия