Непосредственно образовательная деятельность "Богатыри - заитники земли русской" в старшей группе
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение город Новосибирск «Детский сад №154»
Непосредственно образовательная деятельность «Богатыри-защитники земли русской» в старшей группе
Составила: воспитатель Алдушина Е.А
Бухтиярова О.М
2023г
Цель: познакомить с образами защитников Отечества, богатырями.
Программное содержание:
1. Формировать представление о героическом прошлом русского парода Древней Руси, великих русских богатырях защитниках земли русской.
2. Оживить представление о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
3. Вызвать интерес к истории Нижегородского края через знакомство с нижегородскими былинными героями.
4. Активизировать в речи слова, относящиеся к теме: Русь, ратник, богатырь, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, ножны, колчан со стрелами, палица, копьё.
5. Упражнять в словообразовании существительных и прилагательных с помощью суффиксов
6. . Воспитывать чувство гордости за историческое прошлое России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций с русскими богатырями.
2. Чтение отрывков о былинных богатырях
3. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник.
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Ход занятия
Предлагаю наше занятие начать с приветствия «Здравствуй солнышко родное»
Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
Педагог. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна? (Россия). Много чудесных стран па Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина значит родная. Как мать и отец. Какая она наша Родина?
Педагог. Правильно, Россия самая большая страна.
Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Наши предки называли себя славянами. Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, добрые, гостеприимные, смелые. Но когда надо было, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом, за Родину.
А война в те далёкие времена была делом обычным. Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли. Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки - защитники земли Русской?
Дети..
Педагог. Кто такие богатыри?
Дети..
Педагог. А какие они были?
Дети.
Педагог. Силён, как вольный ветер.
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
(Никита Морозов, г. Иркутск)
Подвиги русских богатырей отражены в былинах, в стихах, в творчестве композиторов и художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим.
Вопросы:
-Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря).
-Как зовут этих богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич. Алёша Попович).
-Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)
-Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь).
-Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич).
-Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович)
Правильно, Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей. Врагов побеждает не силой, а Хитростью, смекалкой, дерзостью. А вот Илья Муромец считается самым главных из русских богатырей. Он самый сильный , рассудительный, за ним всегда последнее слово, он идёт на самые трудные битвы.
-Куда смотрит каждый из богатырей? Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов).
-Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы, Жителей этой земли.)
-Как одним словом можно назвать этих богатырей? (Защитники Родины!)
- Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга - железная рубашка).
-Зачем она нужна богатырям?
Кольчуга защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча и весила 7 килограммов.
-Что надето на головы богатырей? (Шлем).
Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина-богатыря от ударов.
-Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч, булава.
Меч был главным оружием.
А теперь, ребята, давайте соберем богатыря в дорогу, на подвиг героический.
«Богатырские доспехи и оружие».
Вы должны отгадать загадку и найти предмет с отгадкой на столе.
- Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.
- Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
- Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
4..Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей в ту пору на Руси.
5.Он и овощ и оружие. (лук)
- На лук натянутая бечева, зовется просто… (стрела)
Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.
Физминутка.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце руки в боки.
Наклонились влево, вправо -
Получается на славу!
{Дети садятся на места, занятие продолжается)
-Крепкие духом, прославившиеся делами. Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят.
- Не родом богатырь славен, а подвигом.
- Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
- Моё богатство - сила богатырская, моё дело — Руси служить, от врагов оборонять.
- В русском сердце прямая честь да любовь к Руси - матушке.
Ребята, как мы с вами уже говорили, народ любил богатырей. Они казались людям ещё сильнее, могучее, чем были на самом деле. Говорили о них так:
У них не сила, а силища, силушка. Давайте и мы попробуем так сказать:
- Большой - большущий
- Сильный-сильнущий
- Крепкий-крепкуший
- Рука- ручища
А теперь попробуем сказать ласково:
- Голова-головушка
- Дорога дороженька
- Сторона-сторонушка
Молодцы!
Как вы думаете, а на нашей Нижегородской земле были богатыри? О ком вы знаете легенду? (Алёна, Коромыслова башня)
Легенда.
«Жила-была когда-то давным-давно в Нижнем Новгороде девица- красавица. И звали её Алёной. Как-то раз понадобилось ей сходить на Почаину-реку за водой. Вот взяла она вёдра на коромысло, а коромысел-то был железный, два пуда весил, и пошла за город. А в это время стояли под Нижним Новгородом разбойники-враги. Заметили они Алёну возле башни и напали на неё, и в плен хотели взять. Вот она, завидя беду, поставила вёдра на землю, взяла коромысел в руки и всех татар девица уложила возле башни спать непробудным сном. Уж этих врагов она била-била, а их всё ещё много было. Одолели, наконец, они девушку, убили её, похоронили у башни вместе с коромыслом. Разбойники подумали-погадали и решили убраться их Нижнего Новгорода подобру-поздорову. Если девицы такие сильные - говорили они - что же будет, если ратные люди на нас выступят. Вот отчего одна из башен нашего Кремля называется Коромысловой. Возле неё было это побоище»
Можно ли назвать Алёну народной героиней? Почему?
А вот ещё одна легенда о силаче-богатыре бурлаке Никитушке Ломове.
Кто такие бурлаки? (пояснить детям)
«Давным-давно ходил на Волге бурлак Никитушка Ломов. Плыл он раз по морю. Выпало ему быть дежурным на палубе. Кругом пошаливали разбойники, грабили русских. Товарищи уснули, а
Никита ходит по палубе и посматривает. Вдруг видит лодку с разбойниками, человек 20. Он подпустил их поближе, и, как только полезли разбойники из лодки на борт, Ломов взял шест (большую палку толщиной в руку), размахнулся вдоль борта и смёл их в воду. Те, что в лодке остались, пошли наутёк. Но и их Ломов в покое не оставил: взял якорь, который был пудов 15 (5 мешков песка) и кинул в лодку, лодка с разбойниками утонула».
Похож ли Никита Ломов на былинных богатырей, которых мы видели на картине? Почему?
Вот такие богатыри, защитники, силачи жили давным-давно на нашей земле. А как вы думаете, есть ли в наше время богатыри- защитники? Как мы их теперь называем? (защитники Отечества).
Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой наказ оставили богатыри нам, своим потомкам:
- Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит — не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Рефлексия: