Проект "От богатыря до Воина наших дней"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_bogatyrya_do_voina_nashih_dney.docx | 70.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №53»
Проект
«От богатыря до Воина наших дней»
Образовательная область:
социально - коммуникативная
Подготовительная группа №17 «Рябинка»
Выполнили: воспитатели
Алдушина Е.А.
Ковтун М. М.
Новосибирск 2022
1. Название проекта:
по целевой установке – практико-ориентированный, познавательный
2. Актуальность. Наша страна славится и гордится своими защитниками отечества, которые во все времена отдавали жизни за Родину, мужественно охраняя ее границы. Имена этих героев прославлял народ в своих песнях и стихах, чтил их подвиг и передавал эти знания из поколения в поколения. С именами защитников и их подвигами детей знакомили еще в период дошкольного детства. В образовательной программе было много праздников и особых дней, посвященных знакомству дошкольников с защитниками Отечества, где на примере их подвигов воспитывалась и зарождалось чувство гордости и любви к Родине. Без такого единства народа и героев – защитников не было бы славных и значительных побед. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Чтобы найти верный путь воспитания чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, подвиг каких людей вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
3.Постановка проблемы. На современном этапе развития общества в среде молодых родителей вопросы патриотизма и любви к Родине не всегда считаются важными и заслуживающими должного внимания. Некоторые западные издания стремятся исказить историческую правду. Стремясь приписать главную роль в достижении коренного перелома в борьбе с фашистской Германией боевыми действиями англо-американских войск, искажая тем самым историческую справедливость.
Актуально и целесообразно на государственном уровне принято решение о выделение программы Воспитания в отдельное направление. Где нравственно- патриотическому воспитанию выделено особое место. Современные дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом, праздник слабо ассоциируется с вооруженными силами.
При подготовке к празднованию Дня защитника отечества дети обозначали этот день как мужской праздник. То есть он постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню. К сожалению дети подготовительной группы не знают историю праздника и в связи с чем он был установлен.
Учитывая заинтересованность детей нами продуман проект для расширения компетентности детей по празднику «День защитника Отечества», который направлен на воспитание чувства гордости за свой народ, за армию, Родину… Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества.
4. Новизна проекта в том, что исторический ракурс знакомства с защитниками Отечества способствует формированию у ребенка идентичности к своему народу. А метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает детям и взрослым развиваться как творческим личностям.
5.Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за защитников Отечества и Российскую армию.
6.Задачи
Для детей:
1.Систематизировать, расширить и обобщить представления детей об истории родного Отечества, к истории формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности.
2.Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
3.Воспитывать гражданственность, чувство любви к малой Родине.
Для педагогов:
1. Повысить уровень компетентности педагогов.
- Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества по патриотическому воспитанию детей в семье;
Для родителей:
- Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
- Ориентироваться родителям на гражданское патриотическое воспитание детей в семье.
7. Предполагаемые результаты:
Для детей
1.У детей появится позитивное отношение к армии, уважение к защитникам Отечества, желание пойти служить в вооружённые силы РФ.
- Участники получат опыт публичных выступлений.
- Приобретут навык исследовательской деятельности.
- Дети расширят представление о родах войск Российской армии.
- Формируются нравственные личностные качества: отзывчивость, справедливость, толерантность.
6.Появятся некоторые представления о истории нашей страны
Для педагогов.
1.Организация методического банка по теме «Защитники Отечества».
2. Повышение педагогической компетентности.
Для родителей
1.Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
2.Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ.
Форма проведения: беседы, виртуальные экскурсии, знакомство с музыкальным репертуаром, музыкальные занятия, творческая мастерская - рисование, конструирование, организация выставки, просмотры мультфильмов о войне, Защитниках Отечества, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями, проведение праздника.
8.Ресурсы, необходимые для реализации проекта
Нормативно-правовые | Закон «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. |
Материально-технические |
|
Кадровые | Алдушина Е. А., воспитатель 1 кв. категория, Ковтун М. М., воспитатель 1 кв. категория |
Информационно-методические | 1.Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников». 2.Т.С.Комарова «Художественное творчество в подготовительной к школе группе» 3.О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением в подготовительной группе» 4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М., 2013. |
9.Реализация проекта планируется в три этапа – подготовительный, основной или деятельный и заключительный.
№ | Этап | Содержание | Срок реализации |
1 | Диагностико-организационный этап | ||
Выявление проблемы. | При подготовке к празднованию Дня защитника отечества дети обозначали этот день как мужской праздник. То есть он постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню. К сожалению дети подготовительной группы не знают историю праздника и в связи с чем он был установлен. |
| |
1.1 | Анкетирование родителей | Выявить степень заинтересованности и уровень родительской компетентности по теме. | 4 неделя января |
Диагностический срез по актуальному уровню компетенций детей по теме проекта. | Определение актуального уровня компетенций детей. | 4 неделя января | |
Методическое обеспечение проекта | Изучить степень освещения в методической литературе, подобрать литературу. | 4 неделя января | |
Ресурсное обеспечение проекта | Расширить РППС в группе по теме проекта | 4 неделя января | |
2 Деятельностный. Перспективное планирование | |||
2.1 | Беседа: « История праздника 23 февраля- Дня защитника Отечества» | Углублять знания детей о Российской армии и истоках праздника. | 01.02. 2022 |
2.2 | Чтение былин о богатырях. Богатырское снаряжение | Уточнить представления детей подготовительной группы о воинах - защитниках разных эпох. Познакомить с экипировкой воинов – богатырей. | 02.02. 2022 |
2.3 | « Российская армия» - рода войск | Дать элементарное представление о родах войск Российской армии. | 03.02. 2022 |
2.4 | Слушание музыки о Красной Армии | Формирование дошкольников нравственно- патриотических чувств. Задачи: 1. Обогащать духовный мир детей через обращение к легендарным песням военного времени. 2. Формировать положительное отношение к славным защитникам нашей Родины. | 04.02. 2022 |
2.5 | Музыкальное. Разучивание танца «Яблонька» | Приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны, формирование элементарных знаний о событиях Великой Отечественной Войны, уважения к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ. | 07.02. 2022 |
2.6 | Слушание произведений, посвященных Дню защитника Отечества. Домашнее задание - разучивание стихотворений (видео подарок папе и мальчикам группе №16 к 23 февраля) | Приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны, формирование элементарных знаний о событиях Великой Отечественной Войны, уважения к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ. | 08.02. 2022 |
2.7 | Просмотр видеофильма и презентации: «Служебные собаки» | Создание условий для развития речевой, познавательной инициативы дошкольников, в процессе знакомства с военной профессией – пограничник и их помощниками - собаками. -расширять знания детей о домашних животных; -дать представления о служебных собаках; -познакомить с некоторыми породами собак; -показать, какую помощь собаки могут оказывать человеку; -формировать знания о том, что человек должен уметь ухаживать за животными, которых он приручил; | 09.02. 2022 |
2.8 | Собаки на страже Родины в мирное время. Подготовить сообщение с родителями и рассказать на круглом детском столе. | Создание условий для вовлечение родителей в реализацию проекта по составлению рассказов и познавательной деятельности детей. | 10.02. 2022 |
2.9 | Конструирование: «Пограничная застава» | Знакомство с разными видами войск (сухопутные войска, Военно-Морской Флот, Воздушно – космические силы), военной техникой. -продолжать учить создавать конструкции, объединенные общей темой; -формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины. -расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; | 11.02. 2022 |
2.10 | Детский круглый стол: «Служебные собаки на службе моей Родины» | Продолжать активизировать познавательные способности по теме «Служебные собаки», расширять возможности в составлении рассказв Задачи: -Расширять знания детей о домашних животных. -Дать представления о служебных собаках -Познакомить с некоторыми породами собак. -Показать какую помощь собаки могут оказывать человеку -Формировать знания о том, что человек должен уметь ухаживать за животными, которых он приручил - Воспитывать интерес и любовь к животным | 14.02. 2022 |
2.11 | А. Митяев « Почему Родина родная» | Создание условий для развития у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Программные задачи: -Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем городе. -Систематизировать знания детей о символике государства. -Развивать память, коммуникативные навыки. -Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства. | 15.02. 2022. |
2.12 | Слушание песни «Армейская». Зачем песня на войне. | Знакомство с историей создания военных песен и выявление роли и значения песни в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны. 1. Выяснить, что знают дошкольники о песенном творчестве периода ВОВ и познакомить их с историей создания некоторых песен. 2. Посредством знакомства с творческим наследием военных лет развить патриотическое чувство и привить чувство гордости за нашу Родину. 3. Определить роль песен в жизни общества в годы войны. | 16.022022. |
2.13 | Конструирование военной техники. Организация выставки военной техники | Создание условий для формирования представлений о военной технике. Задачи – Расширять представления детей о военной технике ВОВ; – Пополнять словарный запас, развивать речь детей; – Развивать творчество, мышление, воображение, моторику рук; – Воспитывать гордость и уважение к ветеранам ВОВ. | 17.02. 2022 |
2.14 | Улицы родного района носят название в честь героев Сибиряков. | рассказать о подвигах защитников Отечества во время ВОВ. | 18.02.2022 |
2.15 | Мой папа – защитник! | Создание условий по закреплению знаний о папе (как зовут, где работает, уточнить представления о роли отца в семье, формировать представления о папе, как защитнике Отечества). - Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). - Развивать умение вести диалог, высказываться по очереди, развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь. - Воспитывать доброе отношение к папе, вызывать чувство гордости за своего отца. | 21.02.2022 |
2.16 | Домашнее задание: «Кто в моей семье носил солдатскую шинель» - совместная с родителями работа. | Создание условий для формирования мотивационного, целостного представления о защитниках Отечества. Задачи: - систематизировать знания детей по данной теме; - привлечь родителей в образовательный процесс. - формировать социально значимые качества на основе традиций патриотического воспитания; - приобщать детей, педагогов и родителей к изучению истории и современному состоянию Российской армии и флота. | 22.02. 2022. |
3.Аналитико-презентационный этап | |||
1 | Выставка детских работ «Папин портрет» | Создание условий для формирования совместной деятельности с ребенком к изготовлению портрета папы, создать эмоционально-положительный микроклимат коллективе в процессе совместной подготовке к празднику «День Защитника Отечества». | 21.02.2022. |
2 | Изготовление подарков к празднику | Создать у детей радостное настроение от создания подарка для папы; Учить, создавать красивую открытку с помощью аппликации. | 22.02. 2022 |
3 | Формирование альбома памяти группы №17«Рябинка»«Помним и знаем всех - кто в моей семье носил солдатскую шинель» | приобщить детей к духовным ценностям своего отечества; воспитывать чувство патриотизм | 24.02.2022 |
10. Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Критерии оценивания:
- знание детьми традиций нашей страны (игровые и образовательные ситуации);
- наличие в группах фотоальбомов и соответствие их теме проекта;
- количество родителей – участников выставок и конкурсов;
- количество творческих работ – поделок, рисунков и т.п.
11. Участники : дети, педагоги, родители
12. Минимизация рисков.
1.Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта с применением ИКТ технологий и условные ситуации вербального плана.
2. Привлечение в единое образовательное пространство отцов, статус которых у детей очень высок.
9. Основные шаги по реализации проекта
В начале организации проекта нами был проведено анкетирование родителей, в том числе анализировался вопрос «Нужно ли служить в армии». Опрошено 32 родителя, из них 14 считают, что в армии служить нужно, основную массу из этих 14 родителей составляют отца воспитанников. 4 родителя сомневаются – ответ был, наверное. 11 человек ответили, что не отпустили бы в армию своего сына, и постараются предотвратить службу любыми методами. Хотя на вопрос о необходимости России сильной армии все родители отвечают, что обязательно нужна.
Данная статистика позволяет сделать вывод что в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и
зачастую вызывают лишь недоумение. Родители не считают защиту своей Родины - священным долгом, а как известно воспитание начинается в семье, соответственно и дети придерживаются подобного мнения, пусть защищает кто-то другой, себя же как будущего защитника не рассматривают.
Поэтому в ходе реализации проекта необходимо донести до каждого родителя и ребенка, что в будущем ваш сын (он), являясь гражданином РФ, его почётной обязанностью будет защита Родины, охрана её спокойствия и безопасности. Кто же как не он будет защищать нашу страну? Воспитывать у них чувство гордости за свою армию и вызвать желание у детей быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Исходя из сложившейся ситуации, а также имеющихся представлений детей, были определены основные направления изложения материала по теме проекта:
1.Богатыри земли русской.
2.Российская армия
3.Семейные и государственные ценности.
13.Описание продукта, полученного в результате реализации проекта
Практическая значимость проекта заключается в решении задач, поставленных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»:
- развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями;
- создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты. Практическая значимость проекта также является решением одной из задач ФГОС дошкольного образования: - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Мониторинг развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Высокий уровень: знания глубокие, ответы полные, содержательные, отражают сущность явления; ребенок самостоятельно ведет повествование, иногда требуются незначительные наводящие вопросы проверяющего.
Средний уровень: знания частично поверхностные, многие явления или события ребенку незнакомы; на вопросы отвечает с помощью подсказки взрослого.
Низкий уровень: ребенок затрудняется с ответом на вопросы даже с подсказками взрослого.
При диагностике уровня сформированности знаний по патриотическому воспитанию были использованы:
1. Дидактические игры: «Кто лишний», «Что лишнее», «Назови род войск», «Что нужно солдату, моряку, летчику», «Чей головной убор», «Чья форма?», «Третий лишний»,
2. Иллюстрации: «Совместные учения», «Защитники мирного неба», с изображением родов войск и разнообразной военной техники
3. Альбомы: «Военные самолеты», «Военные корабли», «Танки», «Военная форма», «Погоны», «Награды» «Солдатская служба»
Вопросы
- Назовите рода войск нашей армии.
- Расскажите, чем отличается военная форма солдата, летчика,
- Какое значение имеет боевая техника в службе солдат?
- Назовите художественные произведения, рассказывающие о службе в армии?
- Назовите песни о службе в армии?
- Для чего в армии нужны погоны?
- Кого мы называем ветеранами?
- Почему у ветеранов много наград?
- За что награждали в войну солдат?
- Чем награждали солдат за подвиги?
- Какие памятники героев войны в нашем поселке вы знаете?
- Где они расположены?
- Каких русских богатырей вы знаете?
- Почему Илью Муромца так прозвали - Муромцем?
- Как называется головной убор богатырей?
- Как называется рубаха богатырей, сплетенная из мелких колечек?
- Назовите оружие богатырей
- Кто из богатырей самый сильный?
Результат первичной диагностики познавательной активности детей
высокий уровень: 32%
средний уровень: 48%
низкий уровень: 20%
Результаты диагностики заключительного этапа
высокий уровень: 68%
средний уровень: 24%
низкий уровень : 5%
Диаграмма сравнение первичной и итоговой диагностики
Заключение
В результате работы над проектом повысился интерес к данной теме, творческий потенциал. Проведенные мероприятия объединили детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями.