Знай и люби родной язык
план-конспект занятия (6, 7 класс)

Внеклассное мероприятие по русскому языку, которое было проведено в Международный день родного языка. Это мероприятие способствует привитию познавательного интереса к языку, развитию интеллектуальных, творческих способностей  детей, воспитывает уважительное и бережное отношение к языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Знай и люби родной язык29.97 КБ

Предварительный просмотр:

  «Знай и люби  родной язык».   (Внеклассное мероприятие по русскому языку.)

Цель: привитие познавательного  интереса к русскому языку.

Задачи:
Образовательные:

  • знакомить с фразеологическими оборотами, устаревшими и заимствованными словами и их современными русскими синонимами.
  • совершенствовать знания, умения и навыки владения русской речью;
    актуализировать знания учащихся;
  • расширять кругозор учащихся по предмету, обогащать словарный запас.

Развивающие:

  • развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку;
  • развивать творческие способности, коммуникативные умения, правильную речь учащихся, логическое мышление.

Воспитывающие:

  • совершенствовать навыки коллективной работы;
  • воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку;

 Ход мероприятия

1. Слово учителя о международном дне родного языка с просмотром видео.

2. Высказывания писателей о русском языке. (на слайдах презентации)

3. Интеллектуальная игра "Знай и люби родной язык!"

В игре принимают участие 2 команды учащихся 8 класса.

1 тур.

Что бы это значило?

 Участники игры должны определить лексическое значение указанного слова и ответить на вопрос.

Для чего может пригодиться вершок?

 1.  Для приготовления пищи.

 2. Для измерения чего-либо

( размеров, веса и т.д.).

 3. Для рисования.

 4. Для ремонта автомобиля.  

 

          Вершо́к — старорусская единица длины, равная   4,445 см.

Где можно увидеть ботвинью?

  1. На огороде.
  2. На обеденном столе.
  3. В мусорном ящике.
  4. В хрустальной вазе.

             Лексическое значение слова.

Ботвинья – холодное кушанье из кваса с отварной ботвой свёклы, луком и рыбой.

Для чего можно использовать букли?

     1. для рукоделия.

      2. для красоты.

     3. для еды.

     4. для развлечения.

          Букли – то же, что локоны. Вьющаяся или завитая и свисающая прядь волос.

Какого цвета палевое платье?

  1. Красное.
  2. Коричневое.
  3. Желтое.
  4. Серое.

Палевый – бледно-желтый с розоватым оттенком.

Кому может пригодиться  армяк?

  1. Танцору.
  2. Извозчику.
  3. Музыканту.
  4. Художнику.

Армяк– верхняя одежда крестьян. Армяки часто носили ямщики, надевая их зимой сверх полушубков.

Что можно делать с кичкой?

  1. Употреблять в пищу.
  2. Одевать.
  3. Строить.
  4. Использовать как средство передвижения.

Кичка – старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.

 Пауза: "9 занимательных фактов о русском языке" (просмотр видео).

2 тур

Почему мы так говорим?

 Участники команд должны объяснить значение фразеологизма и, по возможности, рассказать о его происхождении.

Живи по-своему и не пляши ни по чьей дудке, это лучше всего. (Л.Н.Толстой)

Выражение «плясать под чужую дудку» значит «действовать не по своей воле».

 Выражение это – из басни «Рыболов и рыба» древнегреческого баснописца Эзопа, в которой рассказывалось о рыбаке, пытавшемся подманить рыбу игрой на флейте. Но опыт оказался неудачным, и рыбаку пришлось закинуть сеть. Обращаясь к бившимся на земле рыбам, рыбак сказал: «Глупые, когда я играл на флейте, вы не хотели плясать по моей дудке, а теперь, когда я перестал, вы пляшете».

На траве лежал человек, который храпел

                         во всю ивановскую.( Д.В.Григорович)

В 16-17 веках указы русских царей зачитывались на городских площадях. В Москве указы зачитывались на Ивановской площади в Кремле ( у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую, т. е. «что есть мочи, изо всех сил».

Он на большую ногу жил, затем что руки были длинны.( Ф.М.Достоевский)

Это выражение происходит оттого, что в 14 столетии в Западной Европе знатность определялась длиною башмака.

 Башмак дворянина был в полтора фута, башмак барона в два фута, а башмак князя в два с половиной фута.

 По башмаку можно было узнать самого знатного. Впоследствии вместо « жить на большую ногу» стали говорить « жить на широкую ногу», т.е. безбедно, ни в чём себе не отказывая.

Ты заметь себе правило в жизни и заруби себе на носу: никогда не становись на второе место.

                                                                                            ( М. Пришвин)                            

Зарубить на носу – значит «запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда». Слово нос вовсе не означает орган обоняния. Оно значит «памятная дощечка, бирка для записей». В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие палочки и дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирки и назывались носами.  

Музыкальная пауза "Песня о русском языке" ( видео)

3 тур.

«Переводчик»

 К иностранным словам нужно подобрать русские синонимы.

  1. Компромисс  ( соглашение)
  2. Локальный  (местный)
  3. Нонсенс  (бессмыслица)
  4. Контрафакция ( подделка)
  5. Имидж (образ)
  6. Менталитет ( обычаи, привычки).
  7. Консенсус  (согласие)
  8. Шоу  ( зрелище)
  9. Коммуникабельный (общительный)
  10. Позитивный ( положительный)
  11. Кардинальный ( существенный, важный)
  12. Инаугурация  (процедура вступления в должность).

4 тур

Развлекательный.

   Составить из слов разного цвета новые слова.

                                              Сено              овод

                                              Банк              рот

                                              Стол              ежи

                                              Зал                глас

                                              Свет              ода

                                              Яр                  вал

                                              Воз                очки

                                              Газ                 елка

                                              Гриб              он

                                              Хор                марка

                                              Бор                яр

 ( Сеновал, банкрот, столяр, залежи, светёлка, ярмарка, возглас, газон, грибочки, хоровод, борода).

    Подведение итогов.

4. Заключительное слово учителя ( стихотворение на слайде)

К иностранным словам нужно подобрать русские синонимы.

Компромисс  - ...............................

Локальный  - ....................................

Нонсенс  - ......................................

Контрафакция - .....................................

Имидж - .......................................

Менталитет - ......................................

Консенсус  - .......................................

Шоу  - ........................................

Коммуникабельный - ........................................

Позитивный - ........................................

Кардинальный - ..................................

     Инаугурация - .....................................

К иностранным словам нужно подобрать русские синонимы.

Компромисс  - ...............................

Локальный  - ....................................

Нонсенс  - ......................................

Контрафакция - .....................................

Имидж - .......................................

Менталитет - ......................................

Консенсус  - .......................................

Шоу  - ........................................

Коммуникабельный - ........................................

Позитивный - ........................................

Кардинальный - ..................................

      Инаугурация - .....................................

Составить из слов разного цвета новые слова.

 Сено              овод

 Банк              рот

 Стол              ежи

 Зал                глас

 Свет              ода

 Яр                  вал

 Воз                очки

 Газ                 елка

 Гриб              он

 Хор                марка

 Бор                яр

Составить из слов разного цвета новые слова.

 Сено              овод

 Банк              рот

 Стол              ежи

 Зал                глас

 Свет              ода

 Яр                  вал

 Воз                очки

 Газ                 елка

 Гриб              он

 Хор                марка

 Бор                яр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Знай и люби родной язык» 5 класс

Рабочая программа рассчитана на развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка. Деятельность учителя направлена на то, чтобы ученики овладели языковыми, ...

Урок-КВН по русскому языку "Знай и люби русский язык"

Час занимательного русского языка с лингвистическими разминками, весёлыми загадками и шарадами, с заданиями на знание пословиц, крылатых выражений, фразеологизмов....

Конкурс "Знай и люби русский язык"

Конкурс представляет собой интерактивную игру на знание русского языка....

Тематическое планирование занятий спецкурса для 9 класса "Знай и люби русский язык"

Сущность курса  состоит в интеграции двух предметов -  русского языка и литературы ,в освоении знаний об особенностях художественной речи при анализе художественного текста....

"Знай и люби русский язык" (конкурс знатоков русского языка)

В помощь словесникам и классным руководителям при проведении мероприятий, посвященных русскому языку...

Внеклассное занятие (викторина) "Мы знаем и любим родную природу"

Вненклассное занятие на экологическую тематику для учащихся 5-6 классов коррекционной школы (I вид). Занятие построено в виде викторины. которая обхватывает 3 направления: "Лес - наше богатство&q...

Конспект внеклассного занятия: "Знай и люби родную природу!" 3-4 класс

Обобщить и расширить знания учащихся о природе...