Тематическое планирование занятий спецкурса для 9 класса "Знай и люби русский язык"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему
Сущность курса состоит в интеграции двух предметов - русского языка и литературы ,в освоении знаний об особенностях художественной речи при анализе художественного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Спецкурс по русскому языку | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦКУРСА
«Знай и люби русский язык»
для уч-ся 9 класса.( 35 часов в год ( 1 час в неделю )
Составлена учителем русского языка и литературы
Ярцевой Ларисой Владимировной
№ п/п | Кол-во часов |
ТЕМА |
Содержание работы на занятиях | |||
Средства выразительности русской речи ( морфологические) - 17 часов | ||||||
1 | 1 | Имя существи- тельное | Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях разных писателей. Изобразительно-выразительное использование имени существительного в художественной речи. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного (род, число, падеж). Грамматический род и пол живых существ. Образное использование категорий рода при создании поэтического олицетворения. | |||
2 | 1 | Имена собственные и нарицательные; обыгрывание внутренней формы фамилий литературных героев как средство художественной характеристики. Стилистическая роль географических наименование в литературных произведениях. | ||||
3-4 | 2 |
Имя прилага- тельное | Образная функция имен прилагательных в произведениях писателей разных литературных направлений. Употребление относительных, притяжательных и качественных прилагательных в переносном значении как средство речевой экспрессии. | |||
5-6 | 2 | ЭПИТЕТ и языковые средства его создания. Постоянные эпитетеы. Роль имени прилагательного в создании цветовых образов. Стилистическая роль сложных прилагательных;. индивидуально- авторские образования сложных прилагательных. Краткие и усеченные прилагательные в поэтическом тексте. | ||||
7 | 1 | Глагол и его Формы | Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении; ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ как поэтический троп и языковые средства его создания (обобщение). Использование усеченных глаголов в художественном тексте (прыг в траву). | |||
8-9 | 2-3 | Грамматические категории как источник выразитель-ности речи : категория времени, наклонения, вида, лица. Употребление глаголов одного времени(наклонения) вместо другого как изобразительный прием. Семантико- стилистические особенности упот-ребления инфинитива, причастия и деепричастия в текстах художественной литературы. Соединение форм прошедшего и настоящего времени в предложении с целью придания живости повествованию (пришла и говорю, прибежал и видит | ||||
10 | 1 | Имя числительное | Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. Употребление числительных – символов (3,7, 40, 100) в произведениях устного народного творчества и литературных текстах. | |||
11 | 1 | Местоимение | Экспрессивная роль местоимений в художественных текстах. Стилистическое использование устаревших местоимений. Синонимика местоимений разных разрядов и экспрессивное их использование Употребление личных местоимений единственного и множественного числа как экспрессивное средство. | |||
12 | 1 |
Наречие | Спицифические свойства наречия, которые определяют его изобразительную функцию: близость к образной функции прилагательного и соотнесенность с другими частями речи. Экспрессивное использование наречий разных разрядов. Наречия СРАВНЕНИЯ (по-детски, градом) и образное использование их в художественном тексте; СРАВНЕНИЕ как поэтический троп и разные языковые средства его создания. Использование степеней сравнения наречий и прилагательных для создания эмоционально- экспрессивной окраски. | |||
13 | 1 | Служебные части речи | Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении литературного текста. Частица НЕ в отрицательном сравнении Семантическая роль противительных союзов и использование их в конструкциях художественного противопоставления. | |||
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ | ||||||
14- 17 | 4 | Комплексный лингвистический анализ художественных текстов | Поиски словообразовательных, фонетических, интонационных, лексических и морфологических средств выразительности и выразительное чтение художественных текстов.
| |||
Синтаксическое богатство русского языка (18 часов) | ||||||
18. | 2 |
Русский синтаксис | Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создания художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимимика синтак-сических конструкций, функционально-синтак-сическая закрепленность синтаксических средств. | |||
19 | 1 | Экспрессивное использование предложений раз-ного типа | Особенности интонаций вопросительных предложений. Лексическое и грамматичес-кое оформление вопросительных и побуди-тельных предложений. Интонационное многообразие и богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции.предложений. Наблюдение над стилистичес-ким использованием вопросительных, побудительных и восклицательных пред-ложений в текстах художественнойлитературы. | |||
20 | 1 | Использование односоставных предложений в художественном тексте. | Типы односоставных предложений. Семантико - грамматические свойства обобщенно- личных предложений, использование их в произведениях художественной литературы, в русских народных пословицах, поговорках, загадках. Семантико-стилистические возможности безличных предложений и использование их в художественных текстах. Выразительные возможности номинативных (назывных) предложений. Семантика и грамматические способы оформления слов-предложений; их стилисти-ческое использование в речи. | |||
21 |
1 | Использование сложных предложений в художественном тексте |
Наблюдения за использованием в художест-венном тексте разных типов сложных предло-жений (сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных). Семантико- стилистическая роль союзов в сложных предложениях. Стилистическая окраска союзов. Способы передачи значения СРАВНЕНИЯ в языке. Наблюдение за употреблением в тексте предложений с сравнительным оборотом и предложений с придаточным сравнения. Наблюдение за употреблением бессоюзных предложений в текстах художественной литературы, в произведениях устного народ-ного творчества. | |||
22 | 1 | Использование прямой речи и диалогов в художественном тексте | Семантико - стилистическая функция прямой речи. Несобственно- прямая речь. Использование прямой, косвенной, несобственно- прямой речи как средство создания речевой характеристики персонажа . Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как средство выразительности | |||
23-26 | 4 | Стилистические фигуры речи | Стилистические фигуры речи как синтак-сические построения, обладающие повышен-ной экспрессией и выразительностью . Знакомство с еще не изученными фигурами речи (бессоюзие, многосоюзие инверсия, параллелизм , риторический вопрос и обращение, эллипсис) и повторение сведений об уже известных риторических фигурах (анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др.). Наблюдение за использованием этих стилистических фигур в художественных текстах. Наблюдение за индивидуально- авторскими особенностями синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов. | |||
СТИЛИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО | ||||||
27 | 1 | Разговорный стиль речи | Происхождение слова СТИЛЬ и его много-значность. Торжественный стиль Иронический стиль. Стиль фельетона. Стиль романтизма. Функциональные стили : разговорный и книжный. Использование разговорного стиля ( воспо-мина-ния, дружеские письма и т.д.) Новая звательная форма. | |||
28 | 1 | Научный стиль речи | Многосмысленность слова.. семантические синонимы, стилистические синонимы. | |||
29 | 1 | Официально-де-ловой стиль речи | Канцеляризмы.Штампы. Устойчивость формы Область применения. | |||
30 | 1 | Публицистический стиль речи | Функция сообщения и функция воздействия. Жанры публицистики: информация, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, зарисовка, очерк, фельетон. | |||
31-32 | 2 | Художественный стиль речи | Наблюдение за использованием образных средств языка в художественном стиле речи. Тропы и стилистические фигуры. | |||
33-34 | 2 | Лингвистический разбор текста | Отработка практических навыков лингвистического разбора текстов разных стилей. | |||
35 | 1 | Итоговое занятие | Рекомендации по самостоятельной работе с текстами. |
Используемая литература
- Бахтин. М.М. Вопросы стилистики на уроках русского языка в школе. //Русская словесность. 1994. №2.
- Львова. С.И. Уроки словесности. 5-9 кл. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 1996.
- Никитина.Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001.-
- Квятковский. А.П. Школьный поэтический словарь. – 2-е изд., стереотип. – М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Знай и люби родной язык» 5 класс
Рабочая программа рассчитана на развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка. Деятельность учителя направлена на то, чтобы ученики овладели языковыми, ...
КВН 6 класс "Почему мы любим русский язык"
КВН проводится в рамках Недели русского языка в 6 классах....
Урок-КВН по русскому языку "Знай и люби русский язык"
Час занимательного русского языка с лингвистическими разминками, весёлыми загадками и шарадами, с заданиями на знание пословиц, крылатых выражений, фразеологизмов....
Конкурс "Знай и люби русский язык"
Конкурс представляет собой интерактивную игру на знание русского языка....
"Знай и люби русский язык" (конкурс знатоков русского языка)
В помощь словесникам и классным руководителям при проведении мероприятий, посвященных русскому языку...
Викторина по русскому языку для учащихся 6-7 классов школы II вида "Знаем ли мы русский язык?"
Викторина по русскому языку помогает привлечь внимание учащихся коррекционной школы к изучению русского языка, расширять и пополнять словарный запас, развивать и корректировать речь, развивать чувство...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» (5 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» для 5 класса...