"Непокорённый Ленинград"
классный час (7, 8, 9 класс)

Головань Елена Анатольевна

Сценарий внеклассного мероприятия,  посвящённого снятию Блокады Ленинграда и мужеству Ленинградцев. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nepokorennyy_leningrad.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 7-9 классов

«Непокоренный Ленинград»»

(мероприятие по патриотическому воспитанию)

Сценарий подготовила:  учитель истории  

ГКОУ КК школы-интерната г. Темрюка Краснодарского  края

 Головань Елена Анатольевна.

2024 г.

Непокоренный Ленинград

(мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда)

Цель: расширить представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Задачи:

1.Воспитание чувства благодарности и уважения  к защитникам Ленинграда.

2. Воспитание чувства уважения  к ветеранам Великой Отечественной войны.

3. Расширение знаний о Великой Отечественной войне.

4. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей страны.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование. Презентация «Непокорённый Ленинград»

     Ведущий 1  Петербург – один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной столицей. Но у этого города есть и другое название – Ленинград. Оно сохранилось в памяти как символ стойкости и непокорности. История человечества не знала такой самоотверженности, такого  беспримерного мужества, какие проявили в годы войны жители блокадного Ленинграда.

     Ведущий 2. 27 января. Российское правительство объявило этот день Днём воинской славы. В этот  день в 1944 году была снята блокада  города Ленинграда.  Подвигу  ленинградцев, их мужеству и героизму в годы блокады посвящается.

Ученик 1.

Давайте вспомним о Блокаде        

О ней никак  нельзя забыть.

Тревожные те дни и ночи

Что людям довелось прожить.

Ученик 2.

1941 год. 22 июня. Мирный Ленинград готовился к выпускным вечерам.

Страна росла, трудилась неустанно,

Сил собиралась мирная страна.

И вдруг… тревожный голос Левитана…

Внимание, товарищи! Война!

     Ведущий 1.  22 июня 1941 г. гитлеровские войска  атаковали границы Советского Союза. План ведения компании против СССР получил название «Барбаросса». Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель захватить нашу страну. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 г.

     Ведущий 2. Ужасную учесть готовил Гитлер Ленинграду. Он приказал стереть город с лица земли. Для этого Гитлером было предложено блокировать город и путём обстрела из  артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбёжке с воздуха сравнять его с землей.           

     Ведущий 1. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к городу огромные силы – более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолётов.

     Ведущий 2.  Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, в сентябре 1941 года противнику удалось вплотную подойти к Ленинграду. Фашисты не смогли взять город штурмом и решили взять его измором.

     Ведущий 1.  Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения.  В августе 1941 года Ленинград оказался в блокаде, т.е. в кольце вражеских полчищ. Связь города со страной по суше прервалась.

     Ведущий 2.  Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбёжки. Днём фашисты обстреливали Ленинград  из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолётов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы.

 Ученик 1.

Нам сейчас даже трудно представить

Как в огне полыхали дома,

Как летели на город снаряды

И горела родная земля.

Ученик 2.

Охваченный войною блокадный Ленинград –

На улице трамваи замёрзшие  стоят,

Разрушенные зданья и надпись на стене –

«Опасно при обстреле на этой стороне!»

Ученик 3.

В городе воздушная тревога

Вой сирены слышится опять

Люди побежали по дорогам

Прятаться, детей своих спасать.

     Ведущий 1.

На защиту своего города  поднялись все жители. Они рыли окопы, укрывали маскировочными сетками произведения искусств. Прятали в подвалы картины и экспозиции   музеев.  В короткий срок Ленинград был превращён в город – крепость.

Ученик 1.  

21 октября молодёжная газета «Смена» опубликовала такой приказ: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестёр и братьев, ушедших на фронт».

Делами ответил юные Ленинградцы. Они вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл.

Ленинградские учёные придумали горючую смесь  для поджога вражеских танков. Бутылки с такой смесью при ударе загорались. Школьники за одну неделю собрали более 1 миллиона бутылок. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсёстрам.  

Ученик 2.

За свой недолгий путь земной

Узнал малыш из Ленинграда

Разрывы бомб, сирены вой

И слово страшное – Блокада.

Ученик 3.

Дети блокадного города,

Как рано вы повзрослели.

И вместо галстуков - бантиков

Военную форму одели.

Ученик 4.

Им бы в куклы ещё поиграть

Мяч футбольный по полю гонять

А пришлось встать на место отцов

И снаряды точить для бойцов.

     Ведущий  2. 8 сентября 1941 года немцы полностью сомкнули кольцо вокруг Ленинграда. Начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары. Многие хотели выехать из города, но пути были уже отрезаны. Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Всё меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. Вскоре единственным продуктом питания стал только хлеб, но и его не хватало. В декабре 1941 года рабочим Ленинграда в сутки выдавали 250 граммов хлеба, остальным – 125 граммов. Эти 125 граммов,  от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал этот кусок насколько мог. Начался голод! Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах.

     Ведущий 1.

Люди варили кожу, ловили оставшихся в городе птиц, готовили из столярного клея студень.

В городе не было топлива, стёкла во всех домах были выбиты, на улице стояли 30-40 градусные морозы. Погас электрический свет. Город был погружен во тьму. Замёрз и перестал работать водопровод, улицы покрылись снежными сугробами. Чтобы достать немного воды, люди шли на Неву. Смерть шла по городу. Уже в ноябре 1941 года она унесла 11 тысяч людей, а в декабре уже 22 тысячи. Люди умирали повсюду.

     Ведущий 2.  Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки. Какой же главный подвиг совершали дети и подростки Ленинграда? Они учились! В осажденном городе работало 39 школ. Местом учебы становились  бомбоубежища. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды, многие дети учились.  Учились,  несмотря ни на что! Опасен и тяжёл был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

     Ведущий 1. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, и мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была одна общая болезнь -  дистрофия. А к ней ещё добавилась цинга. От нехватки витаминов у детей выпадали зубы. Дети умирали не только дома, на улицах по дороге в школу, но случалось – и прямо в классе на уроке.

Ученик 1.

Девчушка руки протянула

И головой на край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалась – умерла.

Никто не обронил ни слова,

 Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова уроки –

После похорон.

     Ведущий  2. «Всё для фронта! Всё для победы!» - это был боевой девиз рабочих Ленинграда. Промышленность города за 900  героических блокадных дней дала фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолётов, 150 тысяч орудий и 10 миллионов снарядов и мин. Подростки-рабочие вместе со взрослыми работали на венных заводах по 12-14 часов. Большинство из них  ночевали прямо у станков, так как идти домой не было сил.

     Ведущий 1. Когда застыл лёд на Ладожском озере, появилась возможность провозить продукты в город прямо по льду. Эту  дорогу назвали «Дорога Жизни». Под бомбёжкой и обстрелом, в мороз, метель и вьюгу мужественные фронтовые шофёры, регулировщики и связисты работали на дороге жизни.

     Ведущий 2.  22 ноября 1941 года по ещё неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Ученик 1.

Чтобы жизнь пасти ленинградцам

Зимой в сорок первом году

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду.

Ученик 2.

Дорогой жизни Ладогу назвали

Надеждой на спасение людей.

Раненых, больных и истощенных

Везли «полуторки» из города по ней.

Ученик 3.

 И по снегу, и по льду

Шофёр-герой ведёт машину.

Как объехать полынью?

Не попасть ему на мину?

Ученик 4.

 Бомбёжки, метели, заносы…

Уходят машины под лед

Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город любимый спасёт.  

     Ведущий  1. Вплоть до конца апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненых, ослабленных людей.

     Ведущий 2.  Наконец наступила весна 1942 года. Враг продолжал держать город в железном кольце. Фашисты ещё мечтали войти в Ленинград. А ленинградцы знали – этого не будет никогда!    (КЛИП)

     Ведущий 1.  Вместе с весной пришли новые  заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. И жители вышли на улицы, чтобы убрать свой город, привести его в порядок. Тысячи людей, с трудом передвигая ноги, работали по очистке улиц от трупов, снега и льда. Часто втроём держались за лом – одному поднять его не хватало сил. 300 тысяч человек участвовали в этом подвиге.

     Ведущий 2. Город был очищен – ещё одна победа Ленинграда. Вестой в Ленинграде была вскопана и засеяна каждая полоска земли: пустыри, парки, скверы. Все школьники вышли помогать жителям. Чтобы не повторились ужасы первой блокадной зимы, нужно было тщательно подготовиться к следующей. Прежде всего, нужно было  обеспечить город топливом. Дрова для школ заготавливали учителя и ученики.

     Ведущий 1.  В дни страшного голода люди не потеряли человеческого лица. Оставшиеся в живых ленинградцы уберегли своих домашних питомцев. В блокадном Ленинграде играли в футбол, проводили ёлки для детей, показывали спектакли, писали симфонии. (о Шостаковиче)

     Ведущий 2. Зимой 1943 года советские войска получили приказ прорвать блокаду. 12 января 1943 года началось сражение, но час окончательного освобождения пробил через год. 14 января  1944 года началась операция по уничтожению вражеской группировки. 27 января 1944 года город Ленинград был полностью освобожден от врага.  

     Ведущий 1.  В честь  выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Ученик 1.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут

Сегодня в городе салют

Сегодня Ленинградцы плачут.

     Ведущий 2.  Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни на минуту не сомневались победе. После блокады в городе из 2, 5 миллионов человек, осталось 460 тысяч. Более 1, 5 миллионов погибли и умерли.

Ученик 1.

 Страданья и боль, разруху и голод

Ночные бомбёжки и горечь утрат.

Ты выдержал всё, любимый наш город

Мы может гордиться тобой, Ленинград.

Ученик 2.

Спасибо тем, кто город отстоял,

Кто выжил в эту страшную блокаду.

Кто восстанавливал, из пепла возрождал.

Спасибо всем, герои Ленинграда.

Ученик 3.

Давайте встанем, помолчим

Почтим героев Ленинграда,

Всех тех. Чьи жизни унесла

В суровый, страшный час блокада.

     Ведущий 1. Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней минутой молчания.

     Ведущий 1. Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстояли город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города.  

Ученик 1

Мы дети свободной и мирной страны.

Народ наш великий не хочет войны.

 Матери наши, и  наши отцы

За мир, за свободу, за счастье борцы.

Мы учимся в школе, растим тополя,

Мы любим походы в леса и поля.

Нам в жизни открыты любые пути.

Под небом спокойным хотим мы расти.

Ни детям, ни взрослым война не нужна.

Пусть с нашей планеты исчезнет она

Пусть мирные звёзды над небом горят

И дружба не знает границ и преград.

 Звучит песня «Хотят ли русские войны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России - 27 января - Дню снятия блокады Ленинграда - "Непокорённый Ленинград!"

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России – 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда – «Непокорённый Лени...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Мы уходили непокорёнными"

Сценарий литературно-музыкального мероприятия "Мы уходили непобеждёнными" посвящается воинам-интернационалистам. Материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий с целью воспитан...

"Непокорённый город"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда....

"Непокорённый Ленинград"

Тематический классный час, посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда...

Интегрированный урок в 8 классе (музыка, ИЗО, история, литература). Непокорённый Ленинград

Интегрированный урок в 8 классе (музыка, ИЗО, история, литература) Непокорённый Ленинград ...

Урок мужества "Непокорённый Ленинград"

Классный час для детей с УУО о героизме и мужестве русского народа в борьбе с фашизмом....