Урок мужества "Непокорённый Ленинград"
классный час по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochiy_list_uroka_muzhestva-1.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мужества «Непокорённый Ленинград»
Цель: формирование у обучающихся и воспитанников Коряжемского ДДШ знаний о героическом прошлом нашего народа, о нелегкой судьбе в годы войны величайшего города Ленинграда и его жителей, сражающихся с фашизмом.
Задачи:
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
- развивать историческую память, уважение к старшему поколению, к поколению ленинградцев.
- Орг. момент.
Приветствие. Чтение стих-я Б.Окуджавы учеником.
Эпиграф на доске: «Стоек и бесстрашен Ленинград.
Он не дрогнул, он не покорился!»
О. Бергольц
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые педагоги! Сегодня мы встретились на уроке памяти, посвященном знаменательной дате – 27 января - это день снятия блокады с Ленинграда.
Читает 1 ученик:
Июнь! Клонился к вечеру закат,
И белой ночью разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров к Неве шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой.
Мы шли навстречу утру и смеялись,
Не знали мы ещё тогда с тобой,
Что с детством мы и с юностью прощались.
(Булат Окуджава)
- Основная часть.
- Значение слова блокада. Историческая справка.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград – её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к городу огромные силы. Начались страшные дни для Ленинграда, дни блокады.
Ребята, а что это за слово такое… блокада? Как вы понимаете его значение? Блокада – это обложение территории войском или флотом неприятеля, который, заняв все ведущие к городу пути, лишает их возможности сообщений. (Толковый словарь иностранных слов).
Видеоролик №1 о блокадных днях
- Голод и хлебные карточки
Самым страшным испытанием стал голод. 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. ПОКАЗАТЬ ХЛЕБ. Но это было трудно назвать хлебом. Это была темно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на половину состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.
Получали хлеб ленинградцы по хлебным карточкам. Хлебная карточка – бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк. При утере карточку нельзя было восстановить, поэтому потерять карточку означало умереть. Показать фото хлебной карточки на м/м №2 и распечатки.
- Дневник смерти Тани Савичевой
Смерть взрослых людей – всегда страшно, но понятно. К смерти же детей привыкнуть невозможно. Но голод косил всех. И весь мир знает историю семьи девочки Тани Савичевой. Она была из обычной ленинградской семьи. За время блокады все родные Тани умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела девочка:
Читает Кристина: М/м презентация №3:
Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд 3. Этот дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда, когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945 г.
Слайд 4.
Слайд 5. Однажды после работы не вернулась домой сестра Тани Нина. В этот день были сильные обстрелы, и ее посчитали погибшей. На самом деле Нину эвакуировали прямо с завода и вывезли в тыл – она не успела предупредить об этом семью. У Нины дома осталась записная книжка, часть которой – с алфавитом для телефонной книжки – оставалась пустой. Именно в ней Таня и начала делать свои записи.
В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния. Только скупая и лаконичная констатация жутких фактов:
Слайд 6. И в маленьком блокноте на странице с буквой "Ж" появилась первая трагическая запись, сделанная рукой Тани: "Женя умерла 28 дек в час утра 1941 г".
Слайд 7. В блокнотике на странице с буквой "Б" Таня пишет: "Бабушка умерла 25 янв 3 ч. дня 1942 г".
Слайд 8. На букву "Л" Таня записывает: «Лека умер 17 марта в 5 час утр в 1942 г» и прячет дневник в шкатулку, в которой хранятся семейные реликвии - мамина фата и венчальные свечи. Вместе с ними лежат Свидетельства о смерти папы, Жени, бабушки, а теперь и Лёки.
Слайд 9. Но голод продолжает своё подлое дело: дистрофия, цинга, кишечные заболевания, туберкулёз уносят жизни тысяч ленинградцев. И к Савичевым вновь врывается горе. В записной книжке на букву "В" появляются сбивчивые строчки : "Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г".
Слайд 10. А почти через месяц: "Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г". На букву "Л" страничка в блокноте уже занята, и приходится писать слева на развороте. Но то ли сил не хватило, то ли горе переполнило душу исстрадавшегося ребёнка - на этой странице слово "умер" Таня пропустила.
Слайд 11. Мама - весёлый, добрый и гостеприимный человек. Сильный и выносливый. Всё всегда у неё ладится, всё получается. И вот теперь её нет. Как трудно, как страшно писать слово "умерла" - "Мама в 13 мая в час утра 1942 г".
Слайд 12. Мамы не стало, всё рухнуло. Горе сковало тело, не хотелось шевелиться, двигаться. "Савичевы умерли", "Умерли все", "Осталась одна Таня". Карандаш царапает - уже весь исписан. Пальцы не слушаются, будто деревянные, но чётко подводят итог. Каждую запись Таня словно чеканит на отдельных листочках с соответствующей буквой - "М", "С", "У", "О".
Таня так и не узнала о том, что не все ее родные погибли. Потерявшую сознание от голода Таню обнаружила санитарная команда, обходившая дома. Девочку отправили в детский дом и эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. От истощения она еле передвигалась и была больна туберкулезом. В течение двух лет врачи боролись за ее жизнь, но спасти Таню так и не удалось – ее организм был слишком ослаблен длительным голоданием. 1 июля 1944 г. Тани Савичевой не стало.
- «Дорога жизни»
Со всех сторон окружили фашисты Ленинград. Единственной ниточкой, которая связывала город со страной, была «Дорога жизни» по Ладожскому озеру.
Дорога начала действовать с 21 ноября 1941 года. На самом деле это не какая-то конкретная дорога, просто так называли путь, проложенный в зимнее время по замерзшему Ладожскому озеру. По «Дороге жизни» из Ленинграда на Большую землю вывозили (эвакуировали) детей, стариков, больных, раненых людей, а в город доставляли продовольствие, вооружение, боеприпасы. Каждая 4-ая машина не возвращалась из рейса – проваливалась под лёд или была расстреляна фашистскими самолетами.
Ученик:
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Итог. Рефлексия
Вот и подошел к концу наш классный час, посвящённый блокадному Ленинграду.
Мы сегодня говорили о подвиге защитников города, о героизме его жителей.
Это нельзя забывать, это героическое прошлое нашей великой страны.
Мы должны рассказывать об этом каждому следующему поколению.
Я надеюсь, что вы узнали много нового и интересного. Попробуйте проанализировать услышанное. Свой ответ начинайте со слов:
Я узнал, что…
Самым интересным для меня было…
Самым новым для меня было…
Со дня освобождения – 80 лет
Хлеб 125 гр
Блокада – 842 дня
Др Тани – г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"
Данная презентация посвящается 70 годовщине снятия блокады Ленинграда. Презентацию можно испольльзовать на уроках английского языка по этой теме или на классных часах....
ОТКРЫТЫЙ УРОК: « БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»
Этот урок посвящен одной из самых трагических страниц в истории нашей Родины, мужественным защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....
открытый урок "Блокада Ленинграда"
Целью данного мероприятия является на примерах мужества, храбрости вызвать у учащихся чувства патриотизма, сострадания, сопереживания; развить чувства гражданственности, уважения перед людьми, выстояв...
Презентация к уроку "Блокада Ленинграда"
Презентация для 7 класса к уроку "Блокада Ленинграда" по учебнику Коровина...
Разработка урока "Блокада Ленинграда"
8 сентября 1941 года войска Вермахта вышли к Ладожскому озеру и захватили город Шлиссельбург. Вражеская авиация разбомбила продовольственные склады города. Замкнулось кольцо блокады Ленинграда....
Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"
Технологическая карта урока "Блокада Ленинграда"...
Разработка урока "Блокадный Ленинград"
Урок "Блокадный Ленинград" напровлен на формирование гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины. Используя умения сравнения, обобщения, и систематизации информации помо...