"Непокорённый Ленинград"
классный час (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Тематический классный час, посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тематический классный час27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Непокоренный Ленинград

Пояснительная записка

Классный час «Непокоренный Ленинград» посвящен 75 годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне и предназначен для проведения среди учащихся 1-6 классов основной школы.

Цель: воспитывать патриотизм на примере мужества и героизма жителей и защитников Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) в годы Великой Отечественной войны.

Задачи: 1) познакомить детей с историей героической обороны города;                            

2) показать на примере семьи Савичевых страшную правду о зверских планах фашистов;                                                                                                                   3) рассказать о силе духа ленинградцев, их мужестве и героизме, стремлении во что бы то ни стало защитить свой город, не сдать его фашистам.

Ожидаемые результаты:

1) повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне;                                                                                                                                                                                                       2)  воспитание чувства патриотизма  на примере мужества и героизма жителей и защитников Ленинграда;                                                                                  

3)  воспитание понимания важности борьбы с фашизмом, уважения к героическому прошлому нашей Родины, бережного отношения к ветеранам войны.

Оборудование: компьютер, мультимедиапрезентация  «Непокоренный Ленинград», записки из дневника Тани Савичевой, опубликованные в журнале «Костер», симфония №7 до мажор, сочинение №60 композитора  Д. Шостаковича.

Эпиграф:

Мы тебя, великий город,
Свято помним, свято чтим,                                                                                              Перед мужеством героев
Мы колени преклоним.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

  1. Слово учителя.

Слайд №1

Город Ленинград основан Петром 1 в 1703 году и получил название Санкт-Петербург. С начала 18 века по 1918 год город был столицей Русского государства.  В 1914 году Санкт-Петербург переименован в Петроград. В 1924 году в честь вождя революционной России В. И. Ленина получил название Ленинград.

Слайды №2-3

Величайший героизм проявили ленинградцы в годы Великой Отечественной войны, когда в течение 29 месяцев (900) дней город был блокирован немецко-фашистскими войсками, это самое продолжительное сопротивление в истории и они не стреляли  их оружием были Мужество, Воля, Сила Духа. 

Слайды №4-5

8 сентября 1941г. город был окружен врагами в кольцо. “Не будем брать Ленинград приступом, задушим голодом и непрерывным обстрелом” – заявил на весь мир Гитлер.

1 ведущий Слайд №. 6

В блокадном Ленинграде осталось 2 миллиона 500 тысяч человек, в том числе около 400 тысяч детей. Не сумев захватить Ленинград, гитлеровцы начали варварские бомбежки и обстрелы города. Бомбы обрушивались на жилые дома, школы, больницы, музеи, театры.

2 ведущий. Слайды №7-11

Гибли мирные люди. Разрушались исторические памятники. Ленинградцы всячески старались сохранить их. «Медный всадник» был обложен мешками  с песком. Кони с Аничкова моста сняты и спрятаны в подвалах. Открытым стоял только памятник А. В. Суворову в образе бога войны Марса около Марсова поля и будто звал солдат разгромить врага.

1 ведущий. А гитлеровцы не скрывали, что задачей этих обстрелов было разрушение жилых зданий и истребление жителей Ленинграда.

2 ведущий. Выдаваемый по карточкам и так небогатый паек продуктов сократился еще сильнее. Рабочие получали в день 250 граммов хлеба, остальные: – 125 граммов на день, из мучной пыли и разных примесей. Слайд № 12

 Изредка давали банку консервов, пакетик крупы, несколько кусочков сахара. Бывали и дни, когда ленинградцам вообще нечего было дать. За водой истощенные люди ходили на Неву. Слайды № 13-14

1 ведущий. Ленинградцы голодали. Многие умирали от истощения.

Стихотворение О. Берггольц  (читает ученик)

Я как рубеж запомню вечер:

Декабрь, безогненная мгла,

Я хлеб в руке домой несла,

И вдруг соседка мне навстречу.

— Сменяй на платье,— говорит,—

Менять не хочешь — дай по дружбе.

Десятый день, как дочь лежит.

Не хороню. Ей гробик нужен.

Его за хлеб сколотят нам.

Отдай. Ведь ты сама рожала...—

И я сказала: — Не отдам.—

И бедный ломоть крепче сжала.

— Отдай,— она просила,— ты

Сама ребенка хоронила.

Я принесла тогда цветы,

Чтоб ты украсила могилу.—

...Как будто на краю земли,

Одни, во мгле, в жестокой схватке,

Две женщины, мы рядом шли,

Две матери, две ленинградки.

И, одержимая, она

Молила долго, горько, робко.

И сил хватило у меня

Не уступить мой хлеб на гробик.

И сил хватило — привести

Ее к себе, шепнув угрюмо:

— На, съешь кусочек, съешь...  прости!

Мне для живых не жаль — не думай.—

...Прожив декабрь, январь, февраль,

Я повторяю с дрожью счастья:

Мне ничего живым не жаль —

Ни слез, ни радости, ни страсти.

Перед лицом твоим, Война,

Я поднимаю клятву эту,

Как вечной жизни эстафету,

Что мне друзьями вручена.

Их множество — друзей моих,

Друзей родного Ленинграда.

О, мы задохлись бы без них

В мучительном кольце блокады.

2 ведущий. 

А ленинградские дети рисовали то, что видели. Без комментариев.

Слайд №15

Об этих страшных днях написала поэтесса, пережившая блокаду, О. Бергольц:

Слайд №16

Девчонка руки протянула,
И головой о край стола,
Сначала думали, уснула,
А оказалось, умерла.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки – после похорон.

1 ведущий Весь мир наблюдал за Ленинградом, в Европе зародилась надежда, что фашизм можно победить. Тогда Гитлер оповестил весь мир, что Ленинград пал, сдался.

 Слайд №17

 Но в ответ из осажденного Ленинграда зазвучала симфония Д.Д. Шостаковича, названная Ленинградская, это была симфония Непокоренного города, которая на весь мир возвестила: “Город жив и будет стоять вечно!”

2 ведущий (звучит фрагмент симфонии №7 Д.Д. Шостаковича, на фоне которого читают  стихотворение) (leningr 4)

И листовки летели с неба

 На пороги замерзших квартир:

 “Будет хлеб. Вы хотите хлеба?

 Будет мир. Вам не снится мир?”

 Дети, плача, хлеба просили.

 Нет страшнее пытки такой.

 Ленинградцы ворот не открыли

 И не вышли к стене городской.

 Без воды, без тепла, без света

 День похож на черную ночь.

 Может, в мире и силы нету,

 Чтобы все это превозмочь?

 Умирали – и говорили:

 Наши дети увидят свет!

 Но ворота они не открыли,

 На колени не встали, нет!

 Мудрено ли, что в ратной работе

 Город наш по-солдатски хорош.

 Петр построил его на болоте,

 Но прочнее земли не найдешь. (Е. Рывина)

1 ведущий. Помогла выжить Ленинграду и так называемая «Дорога жизни», трасса по замерзшему льду Ладожского озера. По ней было эвакуировано более 554 тысяч человек, с Большой земли везли продовольствие.

Слайды №18-21

2 ведущий. 

Стихотворение О. Берггольц (читают ученики)

О да - иначе не могли

Ни те бойцы, ни те шоферы,

Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

Снега сияют исступленно,

И со стеклянной вышины

Врагу отчетливо видны

Внизу идущие колонны.

Казалось — солнце не взойдет.

Навеки ночь в застывших звездах,

Навеки лунный снег, и лед,

И голубой свистящий воздух.

Казалось, что конец земли...

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочной стоят.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

— Ну, так и есть — мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта — не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь — опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев. —

И вот — в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре —

Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам…

1 ведущий. Тяжело было городу. Голодно. Холодно. Но мужественные ленинградцы выстояли в жестокой борьбе. 18 января 1943 года блокада была прорвана войсками Советской армии, и в течение месяца блокадное кольцо было уничтожено полностью.

Город был страшно разрушен, но люди, полные счастья от победы над врагом, с новыми силами принялись за восстановление разрушенного врагами.

2 ведущий. После освобождения города в одной из квартир нашли дневник, который вела маленькая ленинградская девочка Таня Савичева.

Слайд №22

Страшны были записи в этом дневнике, потому что записывала девочка даты смерти своих родных.

- «Женя умерла 28 декабря 1941 года в 12.30 утра.

- Бабушка умерла 25 января 1942 года в 3 часа дня.

- Лека умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра.

- Дядя Вася умер 13 апреля 1942 года в 2 часа ночи.

- Дядя Леша умер 13 мая 1942 года в 4 часа дня.

- Мама умерла 13 мая 1942 года в 7 часов утра.

   Савичевы умерли. Умерли все».

Слайд №23

1 ведущий. 

На берегу Невы,

 В музейном зданье,

 Хранится очень скромный дневничок.

 Его писала Савичева Таня,

 Он каждого пришедшего влечет.

 Пред ним стоят сельчане, горожане,

 От старца –

 До наивного мальца.

 И письменная сущность содержанья

 Ошеломляет

 Души и сердца.

 Это – всем живущим в назиданье,

 Чтобы каждый в суть явлений вник,

 Время

 Возвышает

 Образ Тани

 И ее доподлинный дневник

2 ведущий. Эти строчки из дневника маленькой ленинградской девочки известны сейчас всему миру. Ее судьба стала символом страданий и героической стойкости ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.

1 ведущий. Из 3,5 млн. ленинградцев в живых осталось 600 тысяч! И мы ныне живущие не смеем об этом забывать!

Слайды №24-26

Городу-герою

Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень — памятник героям.

Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»

А сверху «р» добавлено: «Отстроим!

                                  Самуил Маршак

Слайд №27

1 ведущий. Слайды №28-30

В 2024 году, 27января, исполнится 75 лет со дня снятия блокады. Сейчас Ленинграду возвращено историческое название – Санкт-Петербург. Это один из красивейших городов мира. Но, сколько б ни минуло лет, сердца благодарных потомков помнят и свято чтут память героических защитников Ленинграда. На площади Победы в 1975 году открыт памятник героям-ленинградцам.

2 ведущий. Слайд №31

А на Пискаревском кладбище, где захоронено огромное количество умерших за дни блокады, открыт мемориальный ансамбль. В центре – фигура Матери-Родины. Тревогой и горечью наполняются сердца ленинградцев, когда звучит волнующая, зовущая в бой музыка композитора Шостаковича, жителя блокадного Ленинграда, его знаменитая «Героическая» 7-я симфония, написанная в дни блокады. Слайд №32

Звучит мелодия «Ленинградский метроном», (Ленинград 2). Ученики еще некоторое время стоят с опущенными головами и затем медленно уходят со сцены. Слайд №33

Список использованной литературы:

  1. Симфония №7 до мажора, сочинение №60 композитора

Д. Шостаковича.

  1. Сборник «Присягаем Победой», М.: «Детская литература», 1986.
  2. «Блокадная книга». Авторы: А. Адамович, Д. Гранин, М.: «Советский писатель», 1982.
  3. http://www.hellopiter.ru/The_copper_horseman_photo.html
  4. http://rupoem.ru/berggolc/all.aspx
  5. http://rupoem.ru/axmatova/all.aspx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России - 27 января - Дню снятия блокады Ленинграда - "Непокорённый Ленинград!"

Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России – 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда – «Непокорённый Лени...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Мы уходили непокорёнными"

Сценарий литературно-музыкального мероприятия "Мы уходили непобеждёнными" посвящается воинам-интернационалистам. Материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий с целью воспитан...

"Непокорённый город"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда....

Интегрированный урок в 8 классе (музыка, ИЗО, история, литература). Непокорённый Ленинград

Интегрированный урок в 8 классе (музыка, ИЗО, история, литература) Непокорённый Ленинград ...

Урок мужества "Непокорённый Ленинград"

Классный час для детей с УУО о героизме и мужестве русского народа в борьбе с фашизмом....