"Непокорённый Ленинград"
классный час (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Тематический классный час, посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематический классный час | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Непокоренный Ленинград
Пояснительная записка
Классный час «Непокоренный Ленинград» посвящен 75 годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне и предназначен для проведения среди учащихся 1-6 классов основной школы.
Цель: воспитывать патриотизм на примере мужества и героизма жителей и защитников Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) в годы Великой Отечественной войны.
Задачи: 1) познакомить детей с историей героической обороны города;
2) показать на примере семьи Савичевых страшную правду о зверских планах фашистов; 3) рассказать о силе духа ленинградцев, их мужестве и героизме, стремлении во что бы то ни стало защитить свой город, не сдать его фашистам.
Ожидаемые результаты:
1) повышение интереса к изучению материалов о Великой Отечественной войне; 2) воспитание чувства патриотизма на примере мужества и героизма жителей и защитников Ленинграда;
3) воспитание понимания важности борьбы с фашизмом, уважения к героическому прошлому нашей Родины, бережного отношения к ветеранам войны.
Оборудование: компьютер, мультимедиапрезентация «Непокоренный Ленинград», записки из дневника Тани Савичевой, опубликованные в журнале «Костер», симфония №7 до мажор, сочинение №60 композитора Д. Шостаковича.
Эпиграф:
Мы тебя, великий город,
Свято помним, свято чтим, Перед мужеством героев
Мы колени преклоним.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
- Слово учителя.
Слайд №1
Город Ленинград основан Петром 1 в 1703 году и получил название Санкт-Петербург. С начала 18 века по 1918 год город был столицей Русского государства. В 1914 году Санкт-Петербург переименован в Петроград. В 1924 году в честь вождя революционной России В. И. Ленина получил название Ленинград.
Слайды №2-3
Величайший героизм проявили ленинградцы в годы Великой Отечественной войны, когда в течение 29 месяцев (900) дней город был блокирован немецко-фашистскими войсками, это самое продолжительное сопротивление в истории и они не стреляли – их оружием были Мужество, Воля, Сила Духа.
Слайды №4-5
8 сентября 1941г. город был окружен врагами в кольцо. “Не будем брать Ленинград приступом, задушим голодом и непрерывным обстрелом” – заявил на весь мир Гитлер.
1 ведущий Слайд №. 6
В блокадном Ленинграде осталось 2 миллиона 500 тысяч человек, в том числе около 400 тысяч детей. Не сумев захватить Ленинград, гитлеровцы начали варварские бомбежки и обстрелы города. Бомбы обрушивались на жилые дома, школы, больницы, музеи, театры.
2 ведущий. Слайды №7-11
Гибли мирные люди. Разрушались исторические памятники. Ленинградцы всячески старались сохранить их. «Медный всадник» был обложен мешками с песком. Кони с Аничкова моста сняты и спрятаны в подвалах. Открытым стоял только памятник А. В. Суворову в образе бога войны Марса около Марсова поля и будто звал солдат разгромить врага.
1 ведущий. А гитлеровцы не скрывали, что задачей этих обстрелов было разрушение жилых зданий и истребление жителей Ленинграда.
2 ведущий. Выдаваемый по карточкам и так небогатый паек продуктов сократился еще сильнее. Рабочие получали в день 250 граммов хлеба, остальные: – 125 граммов на день, из мучной пыли и разных примесей. Слайд № 12
Изредка давали банку консервов, пакетик крупы, несколько кусочков сахара. Бывали и дни, когда ленинградцам вообще нечего было дать. За водой истощенные люди ходили на Неву. Слайды № 13-14
1 ведущий. Ленинградцы голодали. Многие умирали от истощения.
Стихотворение О. Берггольц (читает ученик)
Я как рубеж запомню вечер:
Декабрь, безогненная мгла,
Я хлеб в руке домой несла,
И вдруг соседка мне навстречу.
— Сменяй на платье,— говорит,—
Менять не хочешь — дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай. Ведь ты сама рожала...—
И я сказала: — Не отдам.—
И бедный ломоть крепче сжала.
— Отдай,— она просила,— ты
Сама ребенка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
Чтоб ты украсила могилу.—
...Как будто на краю земли,
Одни, во мгле, в жестокой схватке,
Две женщины, мы рядом шли,
Две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она
Молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
Не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило — привести
Ее к себе, шепнув угрюмо:
— На, съешь кусочек, съешь... прости!
Мне для живых не жаль — не думай.—
...Прожив декабрь, январь, февраль,
Я повторяю с дрожью счастья:
Мне ничего живым не жаль —
Ни слез, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, Война,
Я поднимаю клятву эту,
Как вечной жизни эстафету,
Что мне друзьями вручена.
Их множество — друзей моих,
Друзей родного Ленинграда.
О, мы задохлись бы без них
В мучительном кольце блокады.
2 ведущий.
А ленинградские дети рисовали то, что видели. Без комментариев.
Слайд №15
Об этих страшных днях написала поэтесса, пережившая блокаду, О. Бергольц:
Слайд №16
Девчонка руки протянула,
И головой о край стола,
Сначала думали, уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки – после похорон.
1 ведущий Весь мир наблюдал за Ленинградом, в Европе зародилась надежда, что фашизм можно победить. Тогда Гитлер оповестил весь мир, что Ленинград пал, сдался.
Слайд №17
Но в ответ из осажденного Ленинграда зазвучала симфония Д.Д. Шостаковича, названная Ленинградская, это была симфония Непокоренного города, которая на весь мир возвестила: “Город жив и будет стоять вечно!”
2 ведущий (звучит фрагмент симфонии №7 Д.Д. Шостаковича, на фоне которого читают стихотворение) (leningr 4)
И листовки летели с неба
На пороги замерзших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?
Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали – и говорили:
Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли,
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош.
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь. (Е. Рывина)
1 ведущий. Помогла выжить Ленинграду и так называемая «Дорога жизни», трасса по замерзшему льду Ладожского озера. По ней было эвакуировано более 554 тысяч человек, с Большой земли везли продовольствие.
Слайды №18-21
2 ведущий.
Стихотворение О. Берггольц (читают ученики)
О да - иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
Снега сияют исступленно,
И со стеклянной вышины
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колонны.
Казалось — солнце не взойдет.
Навеки ночь в застывших звездах,
Навеки лунный снег, и лед,
И голубой свистящий воздух.
Казалось, что конец земли...
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочной стоят.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
— Ну, так и есть — мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта — не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев. —
И вот — в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре —
Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам…
1 ведущий. Тяжело было городу. Голодно. Холодно. Но мужественные ленинградцы выстояли в жестокой борьбе. 18 января 1943 года блокада была прорвана войсками Советской армии, и в течение месяца блокадное кольцо было уничтожено полностью.
Город был страшно разрушен, но люди, полные счастья от победы над врагом, с новыми силами принялись за восстановление разрушенного врагами.
2 ведущий. После освобождения города в одной из квартир нашли дневник, который вела маленькая ленинградская девочка Таня Савичева.
Слайд №22
Страшны были записи в этом дневнике, потому что записывала девочка даты смерти своих родных.
- «Женя умерла 28 декабря 1941 года в 12.30 утра.
- Бабушка умерла 25 января 1942 года в 3 часа дня.
- Лека умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра.
- Дядя Вася умер 13 апреля 1942 года в 2 часа ночи.
- Дядя Леша умер 13 мая 1942 года в 4 часа дня.
- Мама умерла 13 мая 1942 года в 7 часов утра.
Савичевы умерли. Умерли все».
Слайд №23
1 ведущий.
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня,
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца –
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
Это – всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник,
Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник
2 ведущий. Эти строчки из дневника маленькой ленинградской девочки известны сейчас всему миру. Ее судьба стала символом страданий и героической стойкости ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.
1 ведущий. Из 3,5 млн. ленинградцев в живых осталось 600 тысяч! И мы ныне живущие не смеем об этом забывать!
Слайды №24-26
Городу-герою
Я прохожу по улицам твоим,
Где каждый камень — памятник героям.
Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»
А сверху «р» добавлено: «Отстроим!
Самуил Маршак
Слайд №27
1 ведущий. Слайды №28-30
В 2024 году, 27января, исполнится 75 лет со дня снятия блокады. Сейчас Ленинграду возвращено историческое название – Санкт-Петербург. Это один из красивейших городов мира. Но, сколько б ни минуло лет, сердца благодарных потомков помнят и свято чтут память героических защитников Ленинграда. На площади Победы в 1975 году открыт памятник героям-ленинградцам.
2 ведущий. Слайд №31
А на Пискаревском кладбище, где захоронено огромное количество умерших за дни блокады, открыт мемориальный ансамбль. В центре – фигура Матери-Родины. Тревогой и горечью наполняются сердца ленинградцев, когда звучит волнующая, зовущая в бой музыка композитора Шостаковича, жителя блокадного Ленинграда, его знаменитая «Героическая» 7-я симфония, написанная в дни блокады. Слайд №32
Звучит мелодия «Ленинградский метроном», (Ленинград 2). Ученики еще некоторое время стоят с опущенными головами и затем медленно уходят со сцены. Слайд №33
Список использованной литературы:
- Симфония №7 до мажора, сочинение №60 композитора
Д. Шостаковича.
- Сборник «Присягаем Победой», М.: «Детская литература», 1986.
- «Блокадная книга». Авторы: А. Адамович, Д. Гранин, М.: «Советский писатель», 1982.
- http://www.hellopiter.ru/The_copper_horseman_photo.html
- http://rupoem.ru/berggolc/all.aspx
- http://rupoem.ru/axmatova/all.aspx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...
Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России - 27 января - Дню снятия блокады Ленинграда - "Непокорённый Ленинград!"
Тематическая игра, посвящённая Дню Воинской Славы России – 27 января – Дню снятия блокады Ленинграда – «Непокорённый Лени...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Мы уходили непокорёнными"
Сценарий литературно-музыкального мероприятия "Мы уходили непобеждёнными" посвящается воинам-интернационалистам. Материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий с целью воспитан...
"Непокорённый город"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда....
Урок Мужества "Ты всё смогла, моя столица, непокорённая моя!"/к 75-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой/
Урок Мужества к 75 -летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой....
Интегрированный урок в 8 классе (музыка, ИЗО, история, литература). Непокорённый Ленинград
Интегрированный урок в 8 классе (музыка, ИЗО, история, литература) Непокорённый Ленинград ...
Урок мужества "Непокорённый Ленинград"
Классный час для детей с УУО о героизме и мужестве русского народа в борьбе с фашизмом....