Сценарий литературно-музыкальной композиции "Мы уходили непокорёнными"
классный час (10 класс) по теме
Сценарий литературно-музыкального мероприятия "Мы уходили непобеждёнными" посвящается воинам-интернационалистам. Материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий с целью воспитания чувства национального самосознания, правильной оценки событий военных действий в Афганистане.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_afgandokument_microsoft_office_word_2.docx | 25.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий литературно-музыкальной композиции
«Мы уходили непобеждёнными»
К 25-летнему юбилею вывода частей и соединений
ограниченного контингента Советских войск из Афганистана
Воинам – интернационалистам посвящается
Цель мероприятия:
- создать условия для формирования гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Задачи:
- развитие эмоционального восприятия патриотической темы в искусстве;
- формирование навыков сценической культуры
Использованы литературные и музыкальные произведения русских, советских и омских авторов. (Александр Артамонов, А. Коволев, Алексиевич «Цинковые мальчики», Реквием Моцарта, Белый вальс Шведовой, песни Розенбаума). Видеоматериалы. Карта Афганистана.
Звучит Реквием Моцарта. На экране видеоряд с картинами афганистана: карта Афганистана, горные пейзажи, селения, сцены из фильма Ф. Бондарчука «Девятая рота» -
Ведущий 1
Поговорим сейчас о том,
О чем узнали понаслышке,
О том, что, может быть, потом
мы прочитаем в умных книжках…
Ведущий 2
…Лежит на земле человек, убитый другим человеком… Не зверем, не стихией, не роком. Другим человеком… В Югославии, Афганистане, Таджикистане… В Чечне…
Ведущий 1
Искусство веками возвеличивало бога Марса – бога войны. И теперь никак не содрать с него кровавых одежд… Помните, у Пушкина: «Люблю войны кровавые забавы, и смерти мысль мила душе моей». Это XIX век.
Ведущий 2
«Даже уничтожив запасы всеобщей смерти, люди сохранят знание, как их снова создать, хода – к незнанию, неумению убить всех и вся – уже нет». Это у Алеся Адамовича. Это XX век.
Чтец 1
Хранит земля войны минувшей шрамы,
Погибших имена, бесчувственный гранит,
Гвоздики красные, холодный мрамор,
Рыданье женщин у могильных плит.
Афган, Чечня, Таджикская граница-
И снова сыновей мы отправляем в бой,
Безусых, не успевших опериться.
И костыли уж вновь стучат по мостовой.
О, Русь моя, о, боль моя - Россия!
Где мне слова такие отыскать
И где мне взять такие силы,
Чтоб о судьбе твоей без слез сказать.
Ведущий 2 Прошло 25 лет с того дня, когда воины ограниченного контингента Советских войск покинули территорию Афганистана. Но боль в сердцах поколения, опаленного войной, не изжита.
Ведущий 1
Это России память и боль.
Непопулярная война.
Мы ищем в прошлом правды соль.
В слезах твоих, моя страна.
Ведущий 2
Афганистан...Афганистан... Афганистан... Сколько противоречивых чувств вызывает... имя этой страны. Сколько споров? Сколько тайн? Недоказанностей.
Ведущий 1
И лишь воины, ходившие по каменистым горным тропам, и по непредсказуемым кишлакам этой страны знают, что было там... Имя этим героям – Воины Интернационалисты, которых людская молва окрестила просто – Афганцы...
Воин 1
Нет, все-таки хорошо, что так кончилось. Поражением. У нас глаза откроются… Невозможно рассказать все, как было. Это иллюзия. Было то, что было … Что смогу рассказать, ради кого? Ради Алёшки, который умер у меня на руках – восемь осколков в живот… Мы спускали его с гор восемнадцать часов… Семнадцать часов он жил, на восемнадцатом – умер… Хотите узнать у нас о каких-то идеалах? … Трудно в чужой стране, воюя неизвестно за что, приобрести какие-то идеалы. Там мы были одинаковые... Одинаковыми нас делало то, что мы могли убить и убивали. Мы все разные, но мы везде одинаковые – и там и здесь.
Воин 2
Под Баграмом зашли в кишлак, попросили поесть. По их законам, если человек в твоём доме и голодный, ему нельзя отказать в горячей лепёшке. Женщины посадили нас за стол и покормили. Когда мы уехали, этих женщин и их детей кишлак до смерти закидал камнями и палками. Они знали, что их убьют, но все равно нас не выгнали. А мы к ним со своими законами… В шапках заходили в мечеть…
Воин 3:
Утром закуриваю сигарету: на пепельнице сидит маленькая, как майский жук, ящерица. Возвращаюсь через несколько дней: ящерица сидит на пепельнице в той же позе, даже головку ещё не повернула. Понял: вот он – Восток. Я десять раз исчезну и воскресну, разобьюсь и поднимусь, а она ещё не успеет своей крошечной головки повернуть.
Воин 4
Афган – не увлекательная история, не детектив. Лежит убитый крестьянин – тщедушное тело и большие руки… Во время обстрела просишь (кого просишь, не знаю, Бога просишь): пусть земля расступится и спрячет меня… Пусть камень расступится… Жалобно поскуливают во сне минно-розыскные собаки. Их тоже убивали, ранили. Лежали рядом: убитые овчарки и люди, забинтованные собаки и люди. Люди без ног, собаки без ног. Не разобрать, где на снегу собачья кровь, где человеческая. Сбросят в одну кучу трофейное оружие – китайское, американское, пакистанское, советское, английское, – и это все, чтобы тебя убить. Не хочется думать, что будешь лежать невзрачный и маленький за тысячу километров от дома. Уже в космос летают люди, а как убивали друг друга тысячи лет назад, так и убивают. Пулей, ножом, камнем… В кишлаках наших солдат вилами деревянными закалывали…
Воин 1:
... В памяти картина боя в горном ущелье, того боя, из которого не вернулись назад курносый Сашка из Саратова, балагур и шутник вологодский Серёга, и отчаянный сержант Бахтиёр из Душанбе. Невольно подкатит ком к горлу: простите ребята – не уберегли мы вас....
Афганистан... Афганистан... Афганистан...
Монолог медсестры
Под госпиталь отдали английские конюшни. Ничего нет… Один шприц на всех… Офицеры выпьют спирт, обрабатываем раны бензином. Раны плохо заживают – мало кислорода. Помогало солнце. Яркое солнце убивает микробы.
Воин 3
Афган вылечил меня от иллюзии веры в то, что все у нас правильно, что в газетах пишут правду, что по телевизору говорят правду. «Что делать? Что делать?» – спрашивал я себя. Хотел на что-то решиться… Куда-то пойти… Выступить, сказать… Меня удержала мать: «Мы так живём всю жизнь…»
Звучит песня в исполнении И. Шведовой « Белый вальс».
Под звуки вальса появляется девочка в белом платье, это символ песни, символ невесты, юности, ожидания. Она вальсирует, движется по классу и невольно останавливается перед траурной фигурой матери, замирает, глядя на нее. Девушка в черном накидывает на нее свой черный шарф, как черную отметину, знак беды. Печально и скорбно уходит девочка.
Монолог матери
«Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, два килограмма, рос маленький. Обниму:
– Моё ты солнышко.
Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы… Мы ему новое пальто купили… Это ему исполнилось четыре года… Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлёп-шлёп, шлёп-шлёп… Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают… Он их собирает:
– Мамочка, ты не бойся. Они добрые, – и назад в карман запихивает.
Игрушки любил военные. Дари ему танк, автомат, пистолет. Нацепит на себя и марширует по дому.
– Я солдат… Я солдат…
– Моё ты солнышко… Поиграй во что-нибудь мирное.
– Я – солдат… Я солдат…
Идти в первый класс. Не можем нигде купить костюм, какой ни купи – он в него прячется.
– Моё ты солнышко.
…Забрали в армию. Я молила не о том, чтобы его не убили, а чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щёткой могут заставить чистить, и трусы чужие стирать. Я этого боялась. Попросил: «Пришлите все свои фото: мама, папа, сестрёнка… Я уезжаю…». Куда уезжает, не написал. Через два месяца пришло письмо из Афганистана: «Ты, мама, не плачь, наша броня надёжная».
– Моё ты солнышко… Наша броня надёжная…
Воин:
Забрали в первый же день. А я думал: «Афганистан – это когда все дружат». Идиот! Молодой солдат – это вещь. Его можно поднять ночью и бить, колотить стульями, палками, кулаками, ногами. Его можно ударить, избить в туалете днём, забрать рюкзак, вещи, тушёнку, печенье (у кого есть, кто привёз). Телевизора нет, радио нет, газет нет. Развлекались по закону слабого и сильного. «Постирай, чижик, мне носки» – это ещё ничего, а вот другое: «А ну-ка, чижик, оближи мне носки. Оближи хорошенько, да так, чтобы все видели». Жара под семьдесят градусов, ходишь и шатаешься. С тобой можно сделать все. Но во время боевых операций «деды» шли впереди, прикрывали нас. Спасали. Это правда. Вернёмся в казарму: «А ну-ка, чижик, оближи мне носки…»
Чтец
Совсем молоденький солдат…
Как все о будущем мечтал.
Когда отдал приказ комбат,
Он стиснул зубы и молчал.
Сжимая автомат в руках,
он в бой ушел, чтоб не вернуться.
Остался навсегда в горах,
чтоб к славе вечной прикоснуться
Солдат 1
Солнце, тёплая вода,
Пыль и скалы, крик шакала.
По пятам идёт беда
И рука стрелять устала.
Перегретый автомат,
Грязный бинт и боль в суставах,
Магазин и пять гранат,
Всё, что у тебя осталось.
Рядом друг, ещё живой,
Налетевший на растяжку.
Страшный, без руки, слепой.
Кровь на порванной тельняшке.
За камнями смерть в чалме
Незаметно притаилась.
Охраняет их Аллах.
Нас же, видно, Бог покинул.
Всё, дружок, кольцо в руке.
Мы живыми не сдадимся!
Нам всего по двадцать лет,
Не придётся нам жениться.
Магазин уж пуст давно,
Лишь граната между нами…
Жаль, что это не кино,
Мы с тобой в Афганистане…
20.11.1994
Монолог медсестры
Какого цвета крик? Какого вкуса? А какого цвета кровь? В госпитале – она красная, на сухом песке – серая, на скале – ярко-синяя к вечеру, уже не живая… Из тяжело раненного человека кровь вытекает быстро, как из разбитой банки… И человек тухнет… тухнет… Одни глаза до конца блестят и смотрят мимо тебя… Упорно куда-то мимо… За все заплачено. За все нами заплачено. Сполна.
Монолог матери
Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть… Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит?
Воин 1:
Лучшего друга, он мне братом был, в целлофановом мешке с рейда принес... Отдельно голова, отдельно руки, ноги... Сдернутая кожа, как с кабана... Разделанная туша... А он на скрипке играл, стихи сочинял.
Мать
Первым пришёл капитан из военкомата:
– Крепитесь, мать…
– Где мой сын?
– Здесь, в Минске. Сейчас привезут.
Я осела на пол:
– Моё ты солнышко!!! – Поднялась и набросилась с кулаками на капитана:
– Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный… А он маленький… Ты – мужчина, а он – мальчик… Почему ты живой?!
Привезли гроб, я стучала в гроб:
– Моё ты солнышко! Моё ты солнышко…
А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму:
– Моё ты солнышко!..»
Воин 2
-- Мать его через два дня после похорон в психушку увезли. Она на кладбище спала, на его могиле. Зимой спала на снегу. Ты! Ты... Не трогай это! Мы были солдатами, нас туда послали. Мы выполняли приказ. Я дал военную присягу. Знамя на коленях целовал.
Воин 1 :
«Состраданья не ждем от правителей, партий и судей,
Но хотелось бы знать, кто, куда и зачем нас пошлет?
Не пристало нам быть на ролях бессловесных орудий,
Выполняя приказы, которых не отдал народ»
Ведущий 1
Им выпала эта доля. Воинам, которых, случайно, выбрало время афганского лихолетья. Афганистан их судьба... Ничто не случайно, и не должно быть никакого сожаления – они выполнили свой долг сполна...Истину определит Время, сама История...
На экране появляются фотографии воинов интернационалистов. Их послужной список комментируют поочередно участники .
Ведущий 2: (читает стихотворение А. Твардовского)
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Город над вольной Невой"
Этот сценарий мы использовали на праздниках для ветеранов....
Сценарий литературно-музыкальной композиции "История войны"
Каждый год наша страна отмечает годовщину Великой Победы. Тема Великой Отечественной войны – неисчерпаемый источник для воспитания подрастающего поколения. Современные школьники могут «открывать...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...