Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одаренных детей.
статья

Кирьянова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование  как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей.

Гении падают с неба. И на один раз, когда он

 встречает ворота дворца, приходится

сто тысяч случаев, когда он падает мимо

Дидро.

Гуманистический характер обучения предполагает  принятие личности и индивидуальности ребенка, защиту его права на самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.  Педагогика дополнительного образования,  будучи  гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся  на интересы и потребности обучающихся, наиболее полно отвечает этим критериям.  Дополнительное образование детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку  познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения.

«Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2010 года», нацеливает   учреждения дополнительного образования детей на создание  равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым обучающимся, способствование  увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности, что и является одним из важных направлений деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества.  

        Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Личностно-деятельный характер образовательного процесса Дома детского творчества позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Но в  решении  данной проблемы  существует ряд противоречий:

- между социальным заказом на   подготовку  одаренных детей в области культуры и творческой деятельности и низким социальным статусом работников образования, культуры и искусства, во многом объясняющий нежелание родителей одаренных детей  профессионально ориентировать их на эту сферу деятельности;

-  между стремлением коллектива обеспечить «среду успеха» каждому одаренному воспитаннику для выявления и развития их  творческого потенциала  и недостаточным материально-техническим,  информационно- техническим, и дидактическим обеспечением ДДТ;

- между потребностями воспитанников  в сопровождении их исследовательской и творческой деятельности и недостатком у педагогов знаний об особенностях проявления детской одаренности, и методах ее выявления и развития;

- между значением для успешной   самореализации одаренных детей  признания их успехов и недостаточностью  финансовых  средств для обеспечения участия воспитанников в конкурсах и фестивалях  вне города.

Эксперименты, проведенные во многих странах мира, показали, что сложнее всего изменить отношение педагога к одаренному ребенку. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому необходимо совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом.  Прежде всего, педагог должен обладать  гибкостью в поведении, эмоциональностью,  уметь вырабатывать оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций.

Мы включили  организацию  работы с одаренными воспитанниками, как приоритетное направление в системе научно-методической работы педагога дополнительного образования ДДТ. Это предусматривает:

  1. Разработку  проекта  по работе с одаренными детьми.
  2. Повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
  3. Проведение городского конкурса проектных работ на базе Дома детского творчества.
  4. Организация работы научного общества учащихся;
  5. Организация  «Школы  родителей одаренных детей»;
  6. Проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ;
  7. Развитие спектра образовательных  услуг, удовлетворяющих потребности  одаренных детей;
  8. Создание механизма взаимодействия ДДТ  с образовательными учреждениями  и учреждениями  культуры города в работе с одаренными детьми;

Структурная модель образовательного процесса в  Доме детского творчества имеет 4 уровня, при прохождении которых  ребенок осваивает способы познания и преобразования мира (от  репродуктивных до творческих).

Уровни (Этапы)

Содержание образования

«Восхождение». 5-8 лет

Уровень действия детей — репродуктивное самостоятельное воспроизведение.

Уровень достижений — информированность или усвоение определенного объема знаний и способность репродуктировать их; грамотность — как способность использовать основные способы познавательной деятельности.

Задачи.  Создание оптимальных условий для пробуждения креативности каждого ребенка, выявления и развития способностей, склонностей, интереса,  психических процессов, творческого воображения и навыков межличностного взаимодействия. Развитие позитивной мотивации, потребности к познанию мира и ценностей культуры.

Итог освоения уровня любознательность ребенка, как основа его познавательной активности,  навыки общения.

«Мир твоих увлечений» (9-11 лет). Этап первоначального самоопределения

Уровень действия детей — репродуктивное, алгоритмическое действие. Уровень достижений - функциональная грамотность или способность решать стандартные задачи в различных сферах жизнедеятельности.

Задачи.  Создание условий для свободы выбора и переноса опыта творчества, приобретенного в конкретной деятельности на другие виды, т. е. усвоение ребенком алгоритмов творчества,  развитие мотивации к избранному виду деятельности.

Итог освоения уровня - приобретение практических навыков и умений в избранном виде деятельности,  опыт переноса алгоритмов решения задач и проблем.

Школа мастерства» 12-16 лет

Уровни действия — продуктивно-эвристическое действие.

Уровни достижений — компетентность общекультурная, достаточная для творческой деятельности, самореализации личности.  

Задачи.  Создание условий для реализации программы индивидуального развития особо одаренных детей; углубленное изучение предметов с ориентацией на будущую профессию

Итог освоения уровня - креативные способности. Продуцирование — преобразование человеком внешней среды, вынуждающее его находить, изменять, приспосабливать механизмы ориентации и  адаптации.

Школа профессионализма (от 16 лет). 

Уровни действия — продуктивно-творческое действие.

Уровни достижений  Компетентность  допрофессиональная — достаточная для начального выбора профессии,  а также способность личности оценивать границы собственной компетентности.

Создание условий для освоения основ допрофессиональной деятельности. Создание условий для освоения основ специализации, выявление и развитие специальных способностей и интересов детей. Разработка программы личностного развития. Задача педагога – оказание помощи в выборе будущей профессии на основе профессиональной психолого-педагогической диагностики.

Итог освоения уровня Творческое и профессиональное самоопределение. Разработка программы личностного развития.

Задумываясь над организацией и формами работы с одаренными детьми,  администрация  и педагогический коллектив ЦДТ,  прежде всего,  стремятся к созданию целостной системы, в которой работа творческих объединений воспитанников   ориентировалась бы на конкретную идею. Такой смыслообразующей идеей явилась для нас идея создания среды успеха для выявления и развития  личностного потенциала и  творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации в соответствии со способностями их жизненной стратегии, ориентированной на успешную деятельность в контексте современной среды и современной культуры. Данная идея созвучна  основной идее программы развития Центра.

Особое значение  в воспитании одаренных детей в условиях ЦДТ имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников,  дающая право на собственное мнение и ошибку  и  создающая возможность для экспериментирования.

В выборе  подходов к осуществлению работы с одаренными детьми наша принципиальная позиция в том, что мы не отбираем одаренных  детей,  а принимаем всех детей  и    работаем с ними  в контексте деятельностной парадигмы. Сущность ее в том, что  одаренность  проявляется в деятельности и оценивается по результатам - успех в деятельности. Главным принципом нашей  работы с одаренными детьми является   принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности.  Диагностики  одаренности осуществляется  по значимому результату этой деятельности: если ребенок с интересом включается в деятельность, начинает достигать последовательных успехов, - значит, он является одаренным. Именно по мотивации, которая,  по мнению  многих исследователей является  ключевой характеристикой одаренности личности, ведущей к продуктивной самореализации в специально сконструированной образовательной среде, и по продуктивности (значимому для ребенка результату) этой деятельности мы определяем  одаренность. И поэтому мы придерживаемся подхода, что  для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой культурной  среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов. Благодаря погружению ребенка в культуру и культурную среду ребенок получает возможность глубже осознавать и развивать свои интересы. Основная доминанта такого  подхода - формирование культурной одаренности ребенка (Выготский Л.С., Лурия А.Р.). Культурная одаренность «заключается прежде всего в том, чтобы, имея от природы средние или плохие данные, достигать с помощью их рационального использования таких результатов, каких другой, культурно неразвитый человек, может достигнуть только с помощью натуральных данных, значительно более сильных»[1] 

Одаренные дети, как никто, требуют внимательного отношения к себе со стороны психолого-социальной службы. Идея необходимости помощи одаренным детям нашла своё практическое воплощение в процессе социально-психологического сопровождения таких детей в Центре детского творчества. Оно представляет собой  последовательную реализацию следующих шагов:

  1. Анализ достижений воспитанников за определенный период и продуктов их деятельности; диагностика личностного роста. (Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В.).
  2. Информационный поиск форм и методов работы по оказанию помощи.
  3. Обсуждение возможных вариантов решения проблемы, выбор наиболее целесообразного пути её решения.
  4. Оказание помощи сопровождаемым воспитанникам.

В Центре используются разнообразные организационно-педагогические формы обучения одаренных детей:

  • мастер - классы, творческие лаборатории;
  • лаборатория социального проектирования;
  • индивидуальное обучение или обучение в малых группах;
  • работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, методисты,  заместитель директора по НМР);
  • групповые занятия - практикумы;

Дети, наделенные талантом, демонстрируют свои достижения  через  конкурсы проектных и исследовательских работ воспитанников ЦДТ, творческие отчеты, персональные выставки, процедуру итоговой и промежуточной аттестации, праздник «Успех года».       Вне Центра - это участие в  творческих конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня, программе «Шаг в будущее».

Конкурс творческих и исследовательских проектов воспитанников ЦДТ «Созвездие» стал традиционным в Центре детского творчества. Если в первый год проведения конкурса (2002год) на защиту было представлено 5 работ, в 2003 г.  -13, в 2004 – 17, в 2005 – 17, то уже в 2006 -  24. Увеличилось количество участников конкурса. Улучшилось качество работ воспитанников. Наряду с практическими  проектами  появились исследовательские работы, проекты в области организации досуга, собственные песни, сценарии  и стихи.  Каждый год  в конкурсе утверждаются разные номинации в зависимости от поданных заявок участников.

На данное время в Центре действует лаборатория проектной и исследовательской деятельности (с 2002 года), мастерская социального проектирования (с 2004 года),  создано (с 1 октября 2006 года) научное  общество учащихся. Секции  научного общества:

  • Декоративно-прикладное творчество;  
  • Лидерское движение;
  • Самоопределения и самосовершенствование личности.

По итогам конференции  молодых исследователей «Шаг в будущее» в 2005 году Карталов Виктор, 11 лет, занял 1 место в секции «Искусство» («Создание детской книги»);  Беспятов Сергей - 3 место  в секции «Педагогика, психология, социология» («Клуб здоровья как средство формирования здорового образа жизни подростков»); Маслова Анастасия - поощрительный диплом в секции «Искусство» («Пояс как аксессуар современной моды»)

В прошлом году мы впервые приняли участие  в Х региональном  Конгрессе молодых исследователей Северо-Западного региона Сибири (поощрительный диплом) и X окружной научно-практической конференции молодых исследователей       "Шаг в будущее»  в г. Ханты-Мансийске.  Карталов Виктор стал  дипломантом конференции: диплом конференции  в номинации "Лучший юный исследователь года», и диплом  "Самый юный и перспективный исследователь" секции «Мода и дизайн» этой же конференции.  

         Работа с одаренными детьми в Центре организуется на основе разработанных и принятых НМС  следующих локальных актов:  

  • Положения о лаборатории творческого поиска;
  • Положения о конкурсе проектных и учебно-исследовательских работ воспитанников  ЦДТ «Созвездие»;
  • Положения о научном обществе воспитанников.

Специально для работы с одаренными детьми     были созданы программы и  учебно-методические материалы,  которые  проходят апробацию в нашем Центре:

  • Элективный курс «Научное общество»
  • Программа по технологии проектной и исследовательской деятельности «Созвездие»
  • Курс «Основы самоопределения».

Созданы комплексные и интегрированные образовательные программы, использующие продуктивные методы (проектные, исследовательские, поисковые, эвристические, проблемные), как  ведущие в работе с одаренными детьми  в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы и направленные на развитие творческих способностей и творческого потенциала воспитанников.

В Центр детского творчества  часто приходят дети, которые мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.

Современные исследования показывают,  что для достижения высокого уровня в любой области даже очень способные дети нуждаются в одобрении, общении и постоянной моральной поддержке. Поэтому каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. От интеллектуального потенциала этих детей зависит будущее нашей страны, и основная цель работы с одаренными детьми – это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.

Американскими психологами была проведена работа по выявлению основополагающего фактора, который дал  толчок развитию таланта всемирно признанных гениев. Оказалось, что все они в детстве имели опыт радости собственного творчества. Причём не обязательно, чтобы род занятий, где был получен этот опыт, совпадал с областью интересов в зрелом возрасте. Давайте же дадим нашим детям возможность радоваться собственным открытиям, пусть очень маленьким с нашей точки зрения, но таким важным для детского восприятия.


[1] Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., Педагогика-Пресс, 1993, с.221.



Предварительный просмотр:

Школьная пора - это не только уроки, оценки, экзамены. Это еще и время становления личности, творческого развития, поиска, самоутверждения. На мой взгляд, именно дополнительное образование совместно  со школой   способно предоставить максимум возможностей для самоопределения школьника.  В период обучения в школе важно сформировать у школьников такие качества личности как ответственность, умение отслеживать свою точку зрения, проявление деловой активности, умение сотрудничать.  

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в   самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.    Система дополнительного образования является важным условием для развития личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций. Социальная адаптация, социализация, психологическая поддержка, четкая организация свободного времени, ситуации успеха и многое другое, что в полной мере предоставляет система дополнительного образования детей, неизмеримо важны в жизни каждого ребенка.  В условиях дополнительного образования дети развивают свой творческий потенциал и адаптируются в современном обществе.

Другая важная роль дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения.

       Дом детского творчества  создает юному человеку условия для личностного развития личности, творческих способностей, дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути.  Мы стремимся к тому, чтобы каждая минута, проведенная ребенком у нас, дала ему как можно больше нового, полезного, интересного. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Мы увеличиваем пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. У нас   ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, посещая детское объединение Дома детского творчества, он может оказаться в числе лидеров. Педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

      Обучение в объединениях осуществляется по дополнительным общеобразовательным программам. Выбор образовательных направленностей и программ осуществляется с учетом запросов детей, родителей, социального заказа социума.  Посещая Дом детского творчества, ребенок сам  определяет  собственный образовательный путь.

        Мы предоставляем возможность обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической, социальной деятельностью, исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

     Программы художественно-эстетической  направленности направлены на развитие творческого потенциала ребенка, его фантазии, творческого воображения и художественного вкуса.

   Программы  краеведческой направленности дают возможность    обучающимся лучше узнать свой родной край, историю, культуру, приобщаться к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьезных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность, развивать свои творческие способности. Сейчас мы работаем над созданием мини- музея.  Обучающимися детского объединения «Исток»  проводились экскурсии, посвященные  воинам –землякам Великой отечественной войне.

   Реализация программ социально-педагогической  направленности предусматривают развитие интереса к   здоровому образу жизни с осознанием противостояния вредных привычек, а также        способствует  воспитанию воли, настойчивости  в преодолении трудностей, приучает детей к взаимопомощи, честности, справедливости.

  Программы эколого-биологической направленности расширяют и углубляют знания обучающихся по   экологии,  способствуют формированию экологической культуры.      

     Выстроена   система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Нами      разработана и реализуется программа «Одаренные дети».

  Программа предусматривает создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки способных и талантливых детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.

   По работе с одаренными детьми   сложилась определенная система работы. Педагогами создается творческая атмосфера, которая создает ситуацию успеха. На первом этапе работы на основе наблюдений, опросов, интервью педагоги изучают интересы ребенка, его увлечения, необычные способности, выявляют способных и талантливых детей в разных видах деятельности.  

На следующем этапе работы педагоги с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов развивают и углубляют способности одаренных детей.   В процессе работы с одаренными детьми педагоги применяют разные формы работы:

- познавательно-развивающие мероприятия,

- учебно-исследовательскую деятельность,

- творческие конкурсы, соревнования, фестивали,

- конференции,

- выставки декоративно-прикладного творчества.

    Одной из форм работы с одаренными детьми является проведение  научно- практической конференции обучащихся  НОУ «Поиск»  , в которой ежегодно принимают участие не только обучающиеся Дома детского творчества, но и учащиеся образовательных учреждений: школы №1, Гимназии, Л-Меликовской , Налимовской, Путиловской.  В этом году проведена 11 научно-практическая конференция. Лучшие работы рекомендуются на участие в областной  научно-практической конференции НОУ «Поиск»,  где к сожалению ребята отказываются принимать участие из-за оплаты (одна работа стоит 550 руб.) и учебно-исследовательской конференции «Сохранение культурного и природного наследия»,    где ребята  занимают призовые места. В этой конференции по участию и по победителям  лидирует Гимназия.

Личность одаренного ребенка формируется не только через включение их в разнообразную деятельность объединений,  но и вовлечение их в культурно-массовые, воспитательные мероприятия, праздничные программы. Всего в этом учебном году проведено     ……….           различных мероприятий, среди них:  …………….

   Мероприятия дают представление о творческих возможностях обучающихся,  помогают раскрытию юных талантов и решают задачи по художественному воспитанию детей и подростков, а также целенаправленной организации их досуга.  

  Действует банк данных «Одаренные дети». На сегодняшний день в банк данных занесено 84 обучающихся. На каждого заведена карта личности одаренного ребенка. Ведется мониторинг результативности работы с одаренными детьми.

  Учреждения дополнительного образования являются той средой для детей, где они могут выявить и развить свои способности, таким образом, подготавливаясь к будущему профессиональному выбору.    

Проблема профессионального выбора не перестает быть актуальной для подростков. Определяя свой жизненный путь, многие из них испытывают серьезные трудности, связанные с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины этого в том, что большая часть старшеклассников не имеет четкого представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказывается не в состоянии оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности, соотнести предъявляемые той или иной сферой профессионально.

 Для того чтобы профориентационная  работа носила целенаправленный характер  был разработан проект «Мир профессий».   Цель проекта: помощь в профессиональном самоопределении  старшеклассников, повышение престижа рабочих профессий.  

     Проект     направлен на ознакомление с рабочими профессиями,  такими как  тракторист-машинист сельско-хозяйственного производства, сварщик, газосварщик, слесарь по ремонту сельско-хозяйственных машин и оборудования, повар, кондитер. Данных специалистов выпускает Называевский аграрно-индустриальный техникум.   В рамках  проекта совмещены различные формы профориентационных мероприятий  для учащихся образовательных учреждений  Называевского муниципального района.

Для обучающихся  нашего района социальным ориентиром может является  Содружество детских общественных объединений «Аист», которое уже более пятнадцати лет помогает в личностном становлении, реализуя самые разнообразные виды школьной деятельности. Непосредственно этот процесс проходит через реализацию   программы «Аист-территория детства». Разнообразный спектр деятельности РСДОО «Аист»   позволяет найти дело по душе каждому  ребенку, участвовать в акциях, программах, мероприятиях разной направленности, в том числе и экологической.

 В процессе работы   практически каждый ребенок получает возможность для проявления личной инициативы, что способствует формированию и становлению активной социальной и гражданской позиции, развитию творческих способностей, самопознанию и саморазвитию.   

 Направления реализуются через различные формы работ, предложенные Содружеством. Все задания пробуждают интерес к общественной работе, развивают и поощряют инициативу, развивают творческий потенциал подростка, воспитывают гражданскую ответственность и патриотизм, милосердие, способствуют формированию толерантности в современном многонациональном государстве, интерес к проблемам общества, активной социальной позиции в обществе. Кроме того, помогают подросткам самореализоваться и  самоутвердиться среди сверстников.

Предлагаемые формы работы дают возможность выбора для ребёнка того вида деятельности, где он может быть успешным, где может реализовать свой творческий потенциал.  

   Миссия дополнительного образования состоит в максимальном привлечении школьников в специально организованную, благоприятную среду в свободное от школы время. Решая данную проблему, мы стремимся помочь ребенку на начальном этапе выявить способности, которые помогут ему самоопределиться и занять свое место в социуме. Для решения данной задачи проводим Дни открытых дверей, организуем работу в  учебное и     каникулярное время,     Немаловажно отметить, что успех таких мероприятий зависит от партнерских отношений между педагогами школ и дополнительного образования: только единая цель и взаимодействие могут дать хорошие результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

      Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.

     Система «Единый национальный портал дополнительного образования детей» (сл.1)  предназначена для информирования о событиях, тенденциях и программах дополнительного образования, с учетом актуальных потребностей целевых аудиторий пользователей во всех регионах Российской Федерации.

      На основании письма Министерства образования  и науки Российской Федерации от 5 мая 2017 года № 09 – 955 «О наполнении Единого национального портала дополнительного образования детей» мы предоставляем дополнительные общеобразовательные программы для портала.

           Портал    предназначен для получения информации о дополнительном образовании детей безотносительно географической привязки пользователя и предмета его интересов. Информация, размещаемая на портале, является общедоступной.  

          «Единый национальный портал дополнительного образования детей»    содержит: (сл.2)

-   федеральные, региональные новости;

- документы;

-  методики;

- нормативно – правовые акты;

- профессиональные сообщества;

- календарь мероприятий.     

     Развитие Портала дополнительного образования позволяет накапливать  в его рамках информацию от всех субъектов РФ, посвященную данному вопросу.  

    Возможность мониторинга со стороны ответственных лиц из числа представителей региональных образовательных организаций  обеспечивает поддержание высокого качества и актуальности размещенной на портале информации.

   Сначала дополнительная общеобразовательная программа проходит экспертизу на месте,  затем  или в ИРООО, или  областной станции натуралистов, станции техников, т.е. в той региональной  организации, согласно направления. А только после заключения экспертизы она помещается региональным модератором  на единый образовательный портал.

    Наличие навигационной структуры портала, предусматривающей обязательное существование пяти ключевых подразделов (сл.3):

-«Направленности»,

«Федеральный уровень»,

«Региональный уровень»,

«Профессиональное сообщество»,

 «Родительское сообщество» ,

«Воспитание».

  Для чего создан «Единый национальный портал дополнительного образования детей»?

• Сбор, обобщение и предоставление объективной и достоверной информации о современном состоянии, тенденциях модернизации и направлениях развития системы дополнительного образования детей;

 • информирование участников образовательного процесса об актуальной нормативно-правовой базе дополнительного образования детей;

•   распространение информации обо всех значимых событиях в сфере Дополнительного образования детей;

• продвижение ориентиров современной государственной политики в интересах детей;

• продвижение инициатив, инновационных идей, программно-методических материалов педагогов дополнительного образования;

 • поддержка лучших образовательных практик, способствующих профессиональному росту и повышению компетентности специалистов;

 • поддержка системы повышения квалификации и самообразования педагогических и административных кадров системы дополнительного образования детей;

• предоставление информации родителям о возможностях получения дополнительного образования по месту проживания.

     Пользовательский  интерфейс   адаптирован  под стационарные, планшетные и мобильные устройства. Для работы с созданными программными приложениями и новыми сервисами всем группам пользователей портала не требуется никакое дополнительное программное обеспечение. Он обеспечивает наглядное, интуитивно понятное представление структуры, размещенной на нем информации, быстрый и логический переход к разделам  и страницам портала.

«Единый национальный портал   дополнительного образования детей»  это помощник не только для педагогов дополнительного образования. Им  может пользоваться  и  учителя, применяя программы, практики для работы во внеурочное время.

Скриншот Называевск

 C:\Users\Татьяна\Desktop\1491589822_1725.png

Скриншот Называевск

С



Предварительный просмотр:

       У меня как у руководителя возник   вопрос: Какие вариативные возможности получит образовательный процесс Дома детского творчества с разработкой модульного содержания дополнительной общеобразовательной  программы?

   Поэтому было решено  создать и реализовать  управленческий  проект «Разработка и реализация модульной дополнительной общеобразовательной   программы» и внедрить его на базе учреждения.

     Основная идея проекта заключается в том, что   современное дополнительное образование детей по государственному заказу должно стремиться к охвату 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет.

     Это  возможным  станет при условии, если интерес ребенка на уровне содержания дополнительной общеобразовательной программы будет удовлетворен педагогом, а способы и сроки освоения  содержания будут по силам и удобны в контексте режима дня учащегося.

Для решения  этой проблемы  педагоги   должны  осваивать или разрабатывать  оптимальные механизмы для вариативного образовательного процесса, что ведет к повышению доступности и востребованности дополнительных общеобразовательных программ.    

 Целью   проекта является   организационно-управленческое и методическое сопровождение разработки и реализации модульных программ на основе технологии вариативных образовательных маршрутов обучающихся.

   Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:

  • повышение профессионального интереса  педагогов к модульным    программам как средству обеспечения вариативности, доступности, востребованности дополнительного образования;
  • обеспечение педагогов необходимой информацией    для  перехода   от линейных программ на модульную структуру  и повышение умений педагогов    в области разработки методического продукта – модуля дополнительной   программы. А также создание банка учебно-методических материалов для педагогов,    разрабатывающих модульные программы.

   Содержание проекта включает 2 этапа:

1 этап - «Управление качеством дополнительных общеобразовательных   программ»

 ( модуль включает изучение  опыта , нормативной базы,  определение факторов перевода своей программы на модули,  разработка шаблона   модульной программы).  

2 этап– «Разработка модульных дополнительных    программ  для обеспечения  вариативности образовательных маршрутов обучающихся» 

(изучение опыта  по проектированию вариативных образовательных маршрутов для обучающихся,   и    модульной  программы с применением  технологии вариативных образовательных маршрутов обучающихся.).

        Для участников  проекта  проводятся  семинары, мастер-классы, практикумы.  

     Контроль за реализацией проекта   осуществляет координатор –   директор, методическое обеспечение  - педагоги- организаторы.    

По окончании реализации    проекта :

Педагоги получат представление о нормативной базе, регламентирующей    переход на модульные программы,

-проявят интерес к разработке модульных дополнительных   программ,

-определят факторы, определяющие переход программы с линейной на модульную организацию образовательного процесса

-освоят технологию вариативных  образовательных маршрутов обучающихся при реализации модульных программ.

Для Родителей :

-дополнительное образование станет необходимым условием полноценного развития и воспитания детей, их профессиональной ориентации и социализации

-будут иметь широкие возможности для выбора образовательной траектории ребенка, исходя из его возраста, интересов .

Дети получат широкие возможности выбора дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и способностей.

 И,  конечно же,  увеличение количества детей в возрасте от 5 до 18 лет

    Реализуя данный проект, идет процесс обновления  программ и внедрения технологии вариативных образовательных маршрутов в соответствии с изменяющимися запросами детей и их родителей.

Разработано и внедрено 2 программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по технологии как средство раскрытия творческого потенциала одаренных детей .

Выступление на областном методическом семинаре учителей технологии БелРИПКППС....

выявление и развитие творческого потенциала учащихся

Материал содержит комплексный взгляд на проблему и пути решения...

Статья "Исследование как средство развития творческого потенциала у детей с ОВЗ "

В статье рассказано об организации НОУ  в образовательном учреждении для детей P { margin-bottom: с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время, с целью повышения интереса к уче...

«Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей»

В данной работе представлены принципы специализации образовательных программ дополнительного образования детей разного возраста, описаны основные направления, проблемы, принципы, формы и методы органи...

Презентация "Условия развития творческого потенциала одаренных детей"

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА  НЕОБХОДИМО:•Создание среды для развития одаренных детей;•Взаимосвязанная система работы с одаренными детьми в  школе, дополнительных образовате...

Статья: «Развитие творческого потенциала одаренных детей посредством проектной и исследовательской деятельности»

В статье описывается опыт работы с одаренными детьми через реализацию творческих проектов и исследований по выбранной теме. Проектно-исследовательская деятельность позволяет развить творческую активно...

«Развитие творческого потенциала одаренных детей посредством проектной и исследовательской деятельности»

         Исследовательская деятельность тесно связана с реализацией программы одаренности. Известно, что дети по природе своей исследователи. И это особенно характерно ...