Диспут "Учитель - это профессия или призвание"
проект (8, 9 класс)

Антонова Наталья Ивановна

Сценарий  внеклассного меротприятия по профориентации в форме дебатов. Учащиеся  школы  в рамках профориентационной работы поразмышляли над вопросом « УЧИТЕЛЬ – это профессия или призвание?». Результат размышлений учеников представлен в форме дебатов.Тема звучит так: «Современный учитель: профессия или призвание?».  Дебаты проходят между двумя командами "Утверждение" и "Отрицание". Каждая команда отстаивает свою точку зрения, представляет свои доводы и аргументы, приглашает своих свидетелей". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диспут

« УЧИТЕЛЬ – Это профессия или призвание?»

Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости .  

Во все времена профессия учителя была уважаемой. И ни  для кого не секрет, что  учитель – это "знаток + артист + врач".

Учащиеся нашей школы  в рамках профориентационной работы поразмышляли над вопросом « УЧИТЕЛЬ – Это профессия или призвание?»

И сегодня результат размышлений учеников мы покажем Вам в форме дебатов

Тема звучит так: «Современный учитель: профессия или призвание?»

Позвольте представить вам команду «Утверждение» в составе учащихся 8 класса  Мамаевой Алены и Коробко Юлии

и команду  «Отрицание»  в составе учащихся 9 класса  Ляйфрид Артура и Леонтьевой Ксении

Тема безусловна актуальна. Сегодня мы наблюдаем, как активно развивается система образования. Меняется мир, но несмотря на развитие технологий,  Интернета,  которые делают онлайн-обучение доступным, роль учителя остается незаменимой.   Учителя  формируют будущее поколение, передают знания и ценности, развивают таланты и способности детей.
 Профессия учителя востребована в современном обществе, но учителей не хватает в наших школах,  молодежь не спешит выбирать профессию учителя.  

Сегодня мы поговорим о профессии учителя и попытаемся выяснить кто может стать учителем.  Опрос  среди учащихся школы : какие наиболее ценные качества  современного  учителя ?  
Итак,  учитель это обычная профессия или это призвание? Мнения разделились

Считаю необходимым предоставить доказательства аргумента: учитель – это призвание. Приглашаю защитника от команды Утверждение в лице Мамаевой Алёны

1-ый спикер утверждения Мамаева А: Что такое профессия? Профессия – это система знаний, умений и навыков, присущая определённому человеку.

Что такое призвание? Призвание – это склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-либо профессии. Призвание человека – это внутренний голос, который зовёт за собой.  Призвание человека – это ориентир для выбора жизненного пути. Призвание — это внутренняя мотивация, то, ради чего человек живёт и трудится. Учитель — одна из древнейших профессий на земле. Еще в Древней Греции, Египте и Риме люди, почитаемые за свой ум и знания, становились учителями. И считалось великой честью стать учеником философа, постичь тайны мира.

Многие считают, что учитель — это профессия от Бога. Действительно, как много душевных качеств должен объединять в своем характере тот человек, кто хочет стать учителем: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и умение быть примером во всем. А главное – любовь, любовь к жизни, к процессу обучения, и прежде всего, к детям. Еще Л. Толстой отмечал, что хороший учитель – это тот, кто объединяет в себе любовь к своему делу и любовь к своим ученикам.

Учитель, чувствующий призвание к своей профессии, получает от неё удовольствие, притягивает интерес к своему предмету увлечённостью и искренностью. ЕЩЁ  древнегреческий философ Плутарх писал, что ученик – это факел, который нужно зажечь. Для того, чтобы зажечь других, учитель  должен сам гореть, а не тлеть. Я уверена, что учитель – это не просто профессия, а целая жизнь! Это образ жизни, образ мысли, состояние души. Это сочетание профессионализма и   таланта общения.

Ведущий: Что ж ваши доводы убедительны. Давайте послушаем оппонентов.  Слово предоставляется команде «Отрицание» в лице Ляйфрид Артура

Отрицание (Ляйфрид Артур): В отличии от наших оппонентов мы полагаем, что учитель - это профессия одна из десяти тысяч профессий в мире и ничего особенного сложного в ней нет. Любой человек может ей овладеть.  В любом деле нужен профессионал. У токаря свои инструменты, умения и навыки, свои технологии, у учителя свои . Современные педагогические технологии. Что такое технология? Термин «технология» означает совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата. Технология включает в себя способы работы, режимы работы, последовательность действий. Она отвечает на вопрос «как, каким образом, с помощью чего» можно что-либо сделать. Освоил технологию и веди уроки, давай знания. Токарь по своей технологии детали точит, пекарь – хлеб печет, а учитель по своей технологии учит детей. В чем разница? Профессия учителя – это обычная профессия, которую надо освоить, получить опыт и стать хорошим учителем.  Я уверен и утверждаю, что профессия педагога – самая обычная.

Ведущий: Ваша точка зрения нам понятна, но команда «Утверждение» хочет высказать  свое мнение. Слово предоставляется Коробко Ю.

2-ой спикер утверждения (Коробко Ю): Я хочу выразить свое несогласие с вами. И предложить вашему вниманию следующие аргументы.

Я считаю, что нет профессии более ответственной и более интересной, чем профессия учителя. Работа учителя – это вечный поиск ответов на вопросы, вечное совершенствование самого себя… Профессия педагога во все времена – одна из важнейших в обществе, ведь от его усилий зависит, наше будущее. Согласитесь, как много в жизни человека зависит от того, кто будет его учителем. Ведь учителя дают нам не только знания по предмету, они учат нас жизни, воспитывают в маленьком человечке умение радоваться и любить, надеяться и верить, быть сильным и смелым, выносливым и верным, умным и уверенным в своих силах. И сделать это может только настоящий Учитель.

Тем, кто в будущем хочет стать учителем, придется пройти большую школу жизни. И выбирать эту профессию стоит только тем, кто чувствует в себе призвание – быть педагогом, наставником, другом, советчиком и примером во всем.

В  доказательство к  своим словам, позвольте пригласить нашего свидетеля.

Ведущий приглашается свидетель  команды «Утверждение»  Ротова Росана (Стихотворение Бабушенко Н А «Чем пахнет учитель». )

У каждого дела запах особый –

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идешь мастерской –

Стружкою пахнет, и свежей доской.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.

Ну, а ответьте – ка мне сейчас –

Чем пахнет УЧИТЕЛЬ, ВХОДЯЩИЙ В КЛАСС?!

Цокая звонко, на каблучках

С милой улыбкой, в красивых очках.

В модной одежде, с  прической опрятной -

ПАХНЕТ УЧИТЕЛЬ ДУХАМИ ПРИЯТНЫМИ.

Под  парусами  с учителем  класс

В дальние страны несется сейчас!

С криками чаек, с волнами вокруг -

БРИЗОМ МОРСКИМ повеяло, вдруг.

Дети усердно пишут в тетрадке,

Цифры слагают в нужном порядке.

И, проверяя работы «Прекрасные» -

Пахнет, учитель, ЧЕРНИЛАМИ КРАСНЫМИ!

Жаркое лето – учитель в халате –

Красит и белит он, стоя на парте.

Пахнет теперь СКИПИДАРОМ И КРАСКОЙ,

ИЗВЕСТЬЮ ПАХНЕТ, ОКОННОЙ ЗАМАЗКОЙ.

Плачет малыш – что такое за горе?!

Шлепнулся больно он в коридоре!

Скорую помощь окажет наш друг -

В классе запахло ЗЕЛЕНКОЙ вокруг.

Программы! Концерты! Полезные встречи!

Бессонные ночи! Поездки  на речку!!!

Сроки, отчеты, походы в буфет,

Уроки, родители и педсовет!!!

Конкурсы, планы, обеды с овсянкой –

Пахнет учитель, тогда – ВАЛЕРЬЯНКОЙ!

Пахнет учитель бумагой и клеем,

Глиной, гуашью и акварелью.

Розами пахнет и птицами в клетке,

Слезами родителей в мокрой жилетке.

А прививая основы культуры,

Перекопав тонны литературы -

Чтобы представить историю былью

Пахнет учитель КНИЖНОЮ  ПЫЛЬЮ!

Сельский учитель не боится  работы -

И сеет, и полит он огороды.

ПАРНЫМ МОЛОКОМ, ни на что не взирая

Пахнет, учитель, шагая с сарая!

Пишет учитель на гладкой доске

Беленьким мелом, в правой руке.

Он пахнет осенью, пахнет закатами,

Пахнет он лесом, и горными скатами.

И, ошибётся любой чудак,

Что скажет: УЧИТЕЛЬ НЕ ПАХНЕТ НИКАК!

Ремёсел учителя – не перечесть!

На все руки мастер был, будет и есть!

И через годы вспомним когда-то -

ЧТО ДЕТСТВОМ ОН НАШИМ ПАХНЕТ, РЕБЯТА!

Ведущий: команде «Отрицания» есть что возразить на данное доказательство?

2-ой спикер отрицания (Леонтьева Ксения): Мы продолжаем утверждать, что это одна из многих профессий. И учитель, как профессионал, не может быть и моляром и художником, и сценаристом и математиком и дворником, а потом еще няней, воспитателем, контролером, дирижёром и добрым волшебником по совместительству. Надолго ли хватит такого учителя. Пример : молодая  учительница  приходит в школу с большим желанием  работать, она с детства мечтала сталь учителем, добрым, мудрым, она знает как научить и воспитать всех и каждого.  Но пока кроме желания и призвания у нее ничего нет . Приглашаем своих свидетелей.

Ведущий: приглашаются свидетели команды «Отрицания» учащиеся 6 класса

Сценка «Контрольная»

2-ой спикер отрицания (Ляйфрид Артур): Проходит время, непослушные, веселые ученики не хотят учить уроки, им интересны любые темы для разговоров, кроме тех, что изучают в школе. Темы не изучаются, качество знаний падает, родители недовольны, администрация требует от молодого педагога результат. Силы постепенно иссякают и  в голове молодого педагога возникают все  чаще совсем не добрые мысли. Ещё раз приглашаем своих свидетелей.

Ведущий: Ну что ж , прошу еще раз выйти свидетелей команды «Отрицание»

Сценка «Мысли учителя»

Ведущий: У команды «Утверждение» есть возражения?

1-й спикер утверждения (Мамаева А): Уважаемые спикеры отрицания, мы придерживаемся другой точки зрения.

Учителем может стать любой, но полностью отдаться данной профессии может не каждый. Можно освоить все технологии, но быть очень плохим учителем. Отсутствие харизмы, ораторских способностей у учителя, приводит к тому, что на уроках хочется спать от нудного объяснения. Такой учитель будет транслировать знания и  вдалбливать их в головы учеников. Он сам будет мучиться и мучить других. Никакие большие зарплаты не замотивируют такого человека  любить детей и свою профессию.    Если учитель это только технологии, то его вполне может заменить робот  или вообще обойтись без учителя – есть интернет. 

1 спикер утверждения «Мамаева А»-Случайные люди в школе, как правило, не задерживаются. Именно поэтому Учитель – это призвание! Учитель – это не профессия, а образ жизни. Мы уверены, что главное в работе учителя – развитие души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед.  Приглашаем еще раз нашего свидетеля.

Ведущий свидетель от команды «Утверждение»

 Щербакова В

Учителем назвать того лишь можно,

Кто любит дело сердцем и душой,

 Кому, порой, представить даже сложно,

 Чтоб в жизни выбрать путь себе иной.

Учитель тот, кому свои секреты,

Доверят дети и за помощью придут,

Кто может дать хорошие советы,

 И чьи уроки с нетерпением ждут.

Учитель тот, кто ставит своей целью,

Побольше знаний дать ученику,

 Кто борется с халатностью и ленью,

Всегда, и днём и ночью начеку.

Учитель тот, стремится кто ребятам,

Привить любовь к учёбе и труду,

Примером личным учит кто наглядно,

Любви, заботе, честности, добру.

Учитель — не профессия, а звание,

 Отсутствуют в котором рубежи.

Учитель — не работа, а призвание,

Учитель — это сущность всей души.

 1-ий спикер отрицания (Ляйфрид Артур): Ваши доказательства нам понятны. Однако работа в школе стрессовая, требует большой затраты душевных и моральных сил, почти каждый день учитель приходит домой как выжатый лимон.

Нужно быть готовым к тому, что работать в школе придется целый день (проводить уроки, вести классное руководство, внеклассные часы и другие мероприятия). Мало того, еще дома нужно готовиться к урокам и проверять тетради, строить планы.

Да, вероятно, после всех высказываний мы вынуждены согласиться с тем, что не каждый сможет стать учителем. Для этого необходимо иметь определенные качества характера и способности, в конце концов талант совмещать все обязанности и при это не сгорать и не сдаваться.

2-й спикер отрицания. Мы согласны, что учитель – это не просто профессия. Учитель – это профессия и призвание! Учитель сочетает в себе и необходимые для работы знания, квалификацию и мотивацию и готовность отдать всего себя детям, Но призвание быть учителем, есть не у многих..  Как быть?

РОТОВА РОСАНА

«Если исчезнут учителя,

что ж тогда будет на свете, друзья?

Хамство, невежество души погубят,

радости в жизни людям не будет.

Если исчезнут учителя,

будет несчастной и бедной земля,

некому будет умом поделиться-

разве допустим такому случиться?

Если исчезнут учителя,

кто нам расскажет, что вечна Земля?

Вечна Земля! Значит вечен Учитель!

Иль вы такого, друзья, не хотите?

Нет, не допустим такому случиться,

чтобы исчезло слово «учитель»!

Через столетья, через века

вашей профессии быть на века!»

Ведущий :

Так Учитель – это профессия и призвание.  Учитель — это, прежде всего, связующее звено, которое соединяет современную систему образования и разум учеников. каждый на вес золота. Профессия учителя – это не только ответственность и тяжелая работа, но и интересный благородный труд. , Каждый новый день преподносит учителю свои задачи, ставит новые цели, требуя от педагога нетривиального подхода к их решению.   Труд учителя – это  источник для безграничного творчества. А видеть уважение, любовь и доверие в глазах детей — одна из самых больших наград для учителя..  Дмитрий Менделеев заметил: «Вся гордость учителя – в учениках, в росте посеянных им семян».

Ляйфрид А

Пройдут года, столетий тени

Исчезнут, все замкнется в круг,

Но слово теплое «учитель»

Нам сердце растревожит вдруг

Леонтьева К

Всегда заставит вспомнить что-то

Родное, близкое тебе.

В двадцать первом веке и в двухсотом –

Учитель вечен на земле



Предварительный просмотр:

Текст сценки "Контрольная":

Здравствуйте, дети!
Здрасте!
Здравствуйте, дети!
Здрасте!

Сегодня контрольная.
Может, не надо?
Сегодня контрольная.
Может, не надо?

А можно выйти?
Нет.
А можно выйти?
Нет.

Решаем сами!
Да!
Решаем сами!
Да!

Откройте окно, мне душно. Откройте окно, мне душно.

А можно выйти?
Нет.
А мне в медпункт.
Нет.

О птичка! О птичка!

Какой вариант?
Шестой.
Блин. Какой вариант?
Шестой.
Блин. Дайте шестой вариант! Дайте шестой вариант!

Решаем сами!
Да!
Решаем сами!
Да!

Закройте окно, мне холодно. Закройте окно, мне холодно.

А можно выйти?
Нет.
А можно домой?
Нет.

Когда в столовку? А че дают? Когда в столовку? А че дают?

О птичка! О птичка!

На, сфоткай.
Сам не решил.
Да на, сфоткай.
Да сам не решил.

Откройте окно, мне душно. Закройте окно, мне холодно.

Катя, отсядь от окна! Катя, отсядь от окна!

А можно выйти?
Нет.
А можно выйти?
Нет.

Когда в столовку? А че дают? Когда в столовку? А че дают?

О птичка! О птичка!

А я решил.
Молодец.
А я решил.
Молодец.

А можно в медпункт?
Нет.
А можно в медпункт?
Нет.

А я не понял.
Твои проблемы.
А я не понял.
Твои проблемы.
О'кей, где птичка? О'кей, где птичка?

А че в столовке дают?
*буэ*
А че в столовке дают?
*буэ*

Откройте окно, мне душно. Откройте окно, мне душно.

А можно выйти?
Нет.
А можно выйти?
Нет.

А можно выйти?
Иди.
А можно выйти?
Иди.

Других отпускаете, меня - нет. Других отпускаете, меня - нет.

О птичка! О медик!

Кто на прививку?
Я!
Кто на прививку?
Я!

Других отпускают, меня - нет. Других отпускают, меня - нет.

Скоро в столовку!
Да!
Скоро в столовку!
Да!

Сдаем тетради.
А я в столовку.
Сдаем тетради.
А я в столовку.

Закройте окно, мне холодно. Закройте окно, мне холодно.

Урок окончен.
До свидания.
Урок окончен.
До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Учитель профессия или призвание"

Для участия в конкурсе "Учитель года"...

Предприниматель – профессия или призвание?

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 10 КЛАССЕУчитель технологии Колташева М.В.Учитель обществознания Асадченко О.В.Предприниматель – профессия или призвание?...

Круглый стол "Защитник Отечества-профессия или призвание?"

Круглый стол: обсуждение кинофильма «Офицеры» 1971 года.Цель: формирование гражданского самосознания, чувства любви к Родине, патриотизма, воспитание уважения к традициям военнослужащих, к Российской ...

Эссе "Я - учитель: профессия или призвание?"

Эссе "Я - учитель:  профессия или призвание?"...

"Методист: профессия? должность? призвание?"

Эссе конкурса профессионального мастертсва "Методист года города Нижневартовска"...