Предприниматель – профессия или призвание?
план-конспект урока (10 класс) по теме
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 10 КЛАССЕ
Учитель технологии Колташева М.В.
Учитель обществознания Асадченко О.В.
Предприниматель – профессия или призвание?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predprinimatel_-_professiya_ili_prizvanie.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №2
Г. Кировград Свердловская обл.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 10 КЛАССЕ
Учитель технологии Колташева М.В.
Учитель обществознания Асадченко О.В.
Предприниматель – профессия или призвание?
(актуальный диалог)
Цель: сформировать представление о предпринимательстве и знакомство с профессией предпринимателя
Задачи:
Образовательные - определить сущность предпринимательской деятельности людей; совместно найти ответы на проблемные вопросы: кто такие предприниматели, какие качества личности необходимы предпринимателю; зачем создаются фирмы, каковы основные формы организации бизнеса.
Развивающие - развивать познавательные и творческие способности учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся при сопоставлении фактов, анализе и обобщении данных. Путём организации групповой деятельности научить учащихся доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения оппонентов, ставить и разрешать проблемы. Способствовать созданию собственных образовательных исследовательских продуктов.
Воспитательные - продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений учащихся, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и со сверстниками; воспитывать культуру диалога и обмена мнениями; воспитывать культуру эмоций.
Тип урока: урок – диалог
Класс: 10 класс
Предварительно класс разбивается на группы, исследовавших один из вопросов.
Оборудование: презентации: «Акулы бизнеса или гении предпринимательства», «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности», «Права и обязанности предпринимателя», «Отличие предпринимателя от людей других профессий»
Ход урока
Эпиграф урока (записан на доске):
«Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы
знаете, как в неё играть».
Дж. Уотсон
- Орг.момент
- Мотивационный этап
Дж. Уотсон когда-то сказал: «Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы
знаете, как в неё играть».
А кто же участники этой игры? Бесспорно, главная роль здесь отводится предпринимателям.
Предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для молодежи, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния. Однако на предпринимателя нельзя выучиться в вузе, и нет такой специальности – «успешный бизнесмен».
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока… (формулировка темы)
- Какие цели мы поставим перед собой? (формулировка целей)
Как можно стать предпринимателем, любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности? Предприниматель – это профессия или призвание?
Давайте все вместе попробуем дать ответы на эти вопросы. Тем более что это цель
нашего урока.
- Информационно-деятельностный этап
Этап 1 «Ассоциации»
- Запишите в тетради понятия, присущие предпринимательству или с которыми у вас ассоциируется предпринимательство. (1 минута)
Например: Рынок, купля, продажа, магазин, покупатель, продавец, деньги, кредит, налоги, доверенность, договор, аренда, фирма, склад, прибыль, доход, убытки, банкрот, кредиторы, акции и т.п.
После выполнения задания попросить обучающихся сформулировать определения понятиям:
- предпринимательство
- предприниматель
Обобщая ответы обучающихся, формулируем основные понятия:
В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет.
Согласно современному российскому законодательству предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке
Предприниматель — лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды. Предприниматель – это тот, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.
Этап 2.
Предпринимательство имеет давнюю историю, и изучение её само по себе интересно и полезно. Давайте послушаем сообщения
Знакомство с историями предпринимательских успехов (Презентация учащихся «Акулы бизнеса или гении предпринимательства»).
Этап 3.
Давайте рассмотрим организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. (Презентация учащихся)
Этап 4.
Презентация учащихся «Права и обязанности предпринимателя».
Этап 5.
Презентация работы группы «Отличия предпринимателя от людей других профессий»
Этап 6. Работа в группах.
Вспомним правила работы группы:
- В команде работать организованно;
- свои мысли выражать кратко и чётко;
- Быть терпимыми к мнению оппонентов;
- Не нарушать дисциплину на уроке.
Личность предпринимателя.
Из словаря В. Даля: «Предприниматель- это руководитель, занимающийся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынок, имеющий право и возможность принимать решения и стремящийся максимизировать свой доход, идущий на удовлетворение его личных потребностей и позволяющий развивать хозяйственную деятельность».
Задание 1: Из данного определения выделите черты личности предпринимателя.
Задание 2: Ниже приводится список определений и характеристик, почерпнутых из разных книг, посвященных предпринимательству
Способный к риску | Способный предвидеть | Общительный |
Реалист | Умеющий планировать | Генератор идей |
Организованный | Способный делегировать полномочия | Способный к компромиссу |
Гибкий | Целеустремленный | Самоуверенный |
Умеющий убеждать | Авантюрист | Энтузиаст |
Безжалостный | Амбициозный | Умеющий слушать |
Настойчивый | Ответственный | Энергичный |
Независимый | Умеющий приспосабливаться | Хороший лидер |
? Может ли человек обладать всеми этими качествами?
? Не противоречат ли друг другу некоторые характеристики?
? Может ли одно лицо одновременно быть безжалостным и общительным?
? Можно ли воспитать в себе эти качества личности?
Этап 7 Решение проблемы. Первичное закрепление. Практическое задание (работа с кейсом).
Вам предлагается отрывок из произведения де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Прочитайте его и ответьте на вопросы. Выстраивайте логику ответа. Не забывайте, ответ должен быть аргументированным. Используйте текст.
КЕЙС. Отрывок из произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Во время своего путешествия Маленький принц попал на планету, которая принадлежала «деловому человеку».
Деловой человек был очень занят. Он считал звезды. С неохотой, оторвавшись от этого занятия, он ответил на вопросы Маленького принца. Вот какой разговор состоялся между ними:
- Пятьсот миллионов звезд? И что же ты с ними делаешь?
- Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.
- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
- Что делаю? - Да.
- Ничего не делаю. Я ими владею.
- Владеешь звездами? - Да.
- Но я уже видел короля, который...
- Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем другое дело.
- А для чего тебе владеть звездами?
- Чтобы быть богатым.
- А для чего быть богатым?
- Чтобы покупать новые звезды, если их кто-нибудь откроет.
«Он рассуждает почти как тот пьяница», — подумал Маленький принц.
И стал спрашивать дальше:
- А как можно владеть звездами?
- Звезды чьи? — ворчливо спросил делец.
- Не знаю. Ничьи.
- Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.
- И этого довольно?
- Ну конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь на нее патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими владеть.
- Вот это верно, — сказал Маленький принц. — И что же ты с ними делаешь?
- Распоряжаюсь ими, — ответил делец. — Считаю их и пересчитываю. Это очень трудно. Но я человек серьезный.
Однако Маленькому принцу этого было мало.
- Если у меня есть шелковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой, — сказал он. — Если у меня есть цветок, я могу его сорвать и унести с собой. А ты ведь не можешь забрать звезды!
- Нет, но я могу положить их в банк.
- Как это?
- А так: пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.
- И все?
- Этого довольно.
«Забавно», — подумал Маленький принц. — И даже поэтично. Но не так уж это серьезно».
Что серьезно, а что несерьезно, — это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые.
- У меня есть цветок, — сказал он, — и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы...
Деловой человек открыл, было, рот, но так и не нашелся, что ответить, и Маленький принц отправился дальше.
Вопросы (общие для всех групп):
- Можно ли делового человека — героя произведения назвать работником; предпринимателем? Приведите аргументы из текста.
- Составьте портрет современного предпринимателя.
Этап 8 Творческое задание.
Сейчас мы с вами попробуем подобрать штат сотрудников для фирмы «Лукоморье». Наш персонал будет представлен сказочными персонажами из стихотворения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный».
Задание: Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный …» и распределите экономические роли среди персонажей этого стихотворения.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег печальный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из волн выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух … там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Список экономических ролей: предприниматель, менеджер отдела управления, менеджер отдела сбыта и продаж, менеджер производственного отдела, поставщик сырья, специалист по рекламе.
Можете добавить других сказочных героев и определить для них роли.
Этап 9 (запас времени) Решение проблемы. Эвристическая беседа.
Специалисты считают, что предприниматель, который уважает деньги, который их бережёт - сохраняет и оберегает, - это уже не предприниматель, а «скупой рыцарь».
- Вы согласны? Свои ответы аргументируйте.
4.Закрепление.
1. Вставьте пропущенные слова
КРЕДО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Кредо предпринимательской деятельности - __________________________, поскольку предприниматель всегда действует на свой ______ и ______, и на него ложатся все последствия и ____________________ деятельности – как прибыль, так и _______________.
При этом предприниматель не обязательно ___________________, в первую очередь – это____________________________.
Он может использовать как свои средства, так и средства, взятые в ___________ или _________________.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: арендованные, коммерческий успех, страх, убытки, риск, собственник, долг, организатор производства, результаты.
Кредо предпринимательской деятельности - коммерческий успех, поскольку предприниматель всегда действует на свой страх, и риск, и на него ложатся все последствия и результаты деятельности – как прибыль, так и убытки.
При этом предприниматель не обязательно собственник, в первую очередь – это организатор производства.
Он может использовать как свои средства, так и средства, взятые в долг или арендованные.
2. Составить интеллект-карту «Предприниматель и предпринимательство»
- Самооценка работы групп.
6. Рефлексия.
- Над какими проблемами мы работали?
- Что понравилось на уроке?
- Что показалось особенно интересным?
- Как, по вашему мнению, работали на уроке ваши товарищи?
- Кому из одноклассников вы поставили бы «5», «4» и почему?
- Что ещё вам хотелось бы узнать?
Продолжите фразу «Уходя с урока, я хочу сказать…………….»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Эта методическая разработка направлена на проверку знаний и привлечение интереса к предмету....
"Предприниматель - знаток своего дела"
Методическая разработка внеклассного занятия по предмету в 9 классе.Цель занятия:- закрепить навыки предпринимательской деятельности, творческого подхода к действительности, нестандартных приемов...
Интегрированный урок «Предприниматель или приобретатель?» (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")
Интегрированные уроки по русскому языку и литературе по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" "Предприниматель или приобретатель?" для 9 класса рассматривает образ Чичикова с то...
Внеклассное мероприятие по профессии "Продавец, контролер-кассир" Великие предприниматели
для обучающихся 1 и 2 курсов....
Презентация "Великие предприниматели" из серии "Экономика в лицах"
Презентация "Великие предприниматели" из серии "Экономика в лицах". Материал разработан как наглядное пособие к учебному курсу В.В. Высокова "Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьн...
Классный час "Есть такая профессия - предприниматель"
Сценарий классного часа "Есть такая профессия - предприниматель"....
ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРОФЕССИИ. ТЫ – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»
Знакомство ребят с многообразием мира профессий, оказание помощи в профессиональном самоопределении. Стимулирование интереса обучающихся к профессии предприниматель и вопросам бизнеса....