"Профессия учителя светла, профессия учителя - призванье" - внеклассное мероприятие профориентационной направленности по рассказу В. П. Распутина «Уроки французского».
методическая разработка по литературе (8 класс)
Внеклассное мероприятие профориентационной направленности выстроено по методике Эдварда де Боно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 57.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие профориентационной направленности
по рассказу В. П. Распутина «Уроки французского»
«Профессия учителя светла, профессия учителя – призванье»
Учитель | Игнатова Елена Владимировна |
Предмет | литература |
Класс | 8 |
Тема | «Профессия учителя светла, профессия учителя – призванье» |
Цель деятельности | На примере образа Лидии Михайловны, главной героини рассказа В.П.Распутина, изучить особенности профессии учителя, раскрыть значимость учительской профессии. |
Планируемые | Предметные: Знать содержание рассказа; Уметь извлекать из текста необходимую информацию, делать выводы; Метапредметные: Регулятивные Учатся самостоятельно принимать решения; Познавательные Развивают навыки познавательной рефлексии, овладевают ими в решении проблем; Коммуникативные Развивают умения точно излагать свою точку зрения и позицию, слушать собеседника; создают условия для успешного сотрудничества с учителем. |
Методы и формы | Метод деловой игры Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» Формы: фронтальная, групповая |
Образовательные | Текст рассказа В.Распутина «Уроки французского» |
Оборудование | Шесть шляп, ноутбук, проектор, презентация. |
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация | - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Метод шести шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Это нужно для составления целостного мнения о проблеме. Применение этой методики поможет нам всесторонне изучить тему урока. Образно применение техники шести шляп можно представить как рисунок разноцветными карандашами. Красочная картина получается, лишь когда используешь всю гамму цветов. Так и в случае с методом де Боно – полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп. Класс заранее поделён на 6 групп. | Приветствуют учителя. Называют шляпы в соответствии с их значениями. Белая шляпа — объективные факты и цифры. Красная шляпа – эмоции и чувства. Чёрная шляпа – критическое исследование. Зелёная шляпа – преодоление трудностей, надежда. Синяя шляпа – подведение итогов. | Познавательные: выделение необходимой информации, умение систематизировать материал . Коммуникативные: умение слушать |
2.Актуализация знаний Постановка целей урока | На проектор выведены пословицы и поговорки. – Ребята, о чём эти пословицы и поговорки, какая тема их объединяет? Подумайте и скажите, о чём сегодня пойдет речь. Запишите тему урока. Детей учить — не лясы точить. Родители создают тело, учителя создают душу. И груда книг не заменит хорошего учителя. Высоко дело учительства, но и трудно оно. Каждый великий учитель близок врачеванию и искусству. Дерево и учитель познаются по плоду. https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/poslovitsy-i-pogovorki-ob-uchitelyah/ | Учащиеся отвечают, что приведённые пословицы об учителях, учительском труде, профессии учителя. Записывают тему урока в тетради «Профессия учителя» | Регулятивные: умение регулировать речевое поведение |
3. Обобщение и систематизация знаний | - Ребята, чтобы наш разговор получился предметным, доказательным и аргументированным, мы должны вспомнить произведение, в котором главным героем является учитель. Ответьте, в каких литературных произведениях речь идёт о профессии учителя? В каком тексте главным героем является учитель? - Ребята, перескажите вкратце текст. http://www.serann.ru/text/uroki-frantsuzskogo-9306 - Ребята, давайте вспомним историю создания рассказа. Расскажите, когда был создан рассказ, кому он посвящён и кто является прототипом Лидии Михайловны, учительницы французского языка | Учащиеся перечисляют произведения об учителях( Д.И.Фонвизин «Недоросль», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», В.П.Распутина «Уроки французского») Останавливают свой выбор на «Уроках французского», так как именно в этом тексте учитель – один из главных героев. Учащиеся выполняют краткий пересказ. Рассказ “Уроки французского” был написан в 1973 году. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова- учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне. | Рег: планировать устный ответ , Ком: понимать смысл текста |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации. | - Обратите внимание на то, что у героини рассказа был прототип – учительница Копылова А. П. Итак, приступим к работе с мыслительными шляпами. Каждая из групп получит шляпу определённого цвета и задание на карточке. В конце выступления каждая группа делает вывод о том, какой представлена профессия учителя «под шляпой» определённого цвета. Учитель даёт учащимся право выбрать шляпу соответствующего цвета. Работа первой группы: Белая шляпа - объективные факты и цифры. Факты и цифры слишком часто становятся частью аргументации, подкрепляющей определенную точку зрения. Факты чаще приводятся с какой-то целью, чем сообщают о том, что действительно есть на самом деле. И здесь нам важно выяснить как то, что мы знаем по данному вопросу, так и то, что мы НЕ знаем. - Расскажите, кто такая Лидия Михайловна? Сколько ей лет? Учителем какого предмета она работает? Где, в какой школе работает Лидия Михайловна? В какоё время происходит действие? Кто её ученики? Работа второй группы. Жёлтая шляпа подразумевает оптимистический, позитивный взгляд на проблему. Выделяйте сильные стороны и преимущества каждого решения. Особенно это важно, если все варианты кажутся довольно мрачными. - Охарактеризуйте Лидию Михайловну с положительной стороны. В выводе отметьте, какие качества отличают профессию учителя. Работа третьей группы. Чёрная шляпа. Мышление в чёрной шляпе должно быть логичным и правдивым, это критическое исследование. На примере Лидии Михайловны докажите, что профессия учителя наряду с позитивной стороной имеет и существенные недостатки. Какой тип учителя ещё представлен в тексте? Работа четвертой группы. Зеленая шляпа мышления имеет непосредственное отношение к новым идеям и взглядам на вещи. Зеленая шляпа связана с изменениями. Мышление в Зеленой шляпе представляет собой намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное на поиск творческих идей и альтернатив. Главный вопрос «под Зеленой шляпой» - как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой. - Ребята, как сложилась жизнь Лидии Михайловны после увольнения? Какие уроки она извлекла? Изменилась ли сама? Работа пятой группы. Красная шляпа — мышление в красной шляпе связано с эмоциями и чувствами, а также с иррациональными аспектами мышления (интуицией, предчувствиями). Какие эмоции вы испытали, рассматривая образ учительницы? Понравилась ли вам профессия учителя? Если понравилась, то чем? Если выявили недостатки, то какие? | Учащиеся заранее разделены на группы, каждая группа сидит за отдельным столом. Учащиеся выбирают шляпы. - Действие разворачивается в тяжёлые послевоенные годы. Лидия Михайловна работает учителем французского языка в сельской школе. Она молода, ей 25 лет. Её ученики – простые деревенские мальчишки и девчонки. Некоторые из них, такие как герой рассказа, находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в помощи. Вывод: учитель работает в самых непростых условиях, его профессия востребована всегда, даже в самые трудные времена. Лидия Михайловна - хороший, небезразличный человек. Она не только преподает свой предмет, но и следит за жизнью своих учеников. Лидия Михайловна добрая, понимающая, мудрая, несмотря на свой возраст. Она чуткий учитель, умеющий разглядеть проблемы детей. В душе она ребёнок. Вывод: Учитель не должен быть скучным и слишком серьезным. Главные качества учителя – умение делать добро, не пройти мимо проблем своих воспитанников, способность пожертвовать собой ради чужого ребенка. В рассказе директор увольняет учительницу французского за то, что та играла на деньги с учеником. Лидия Михайловна оказалась в непростом положении и не смогла доказать свою правоту. Она руководствовалась желанием оказать материальную помощь ученику и вполне могла бы объяснить свои мотивы. Директор не пожелал слушать. Василий Андреевич поступает не как положено педагогу. Он не желает разобраться в ситуации. Его даже не заинтересовало, почему учительница поступила таким образом, хотя ее поведение, действительно, было совершенно нетипичным. Вывод: в трудных жизненных ситуациях учитель, человек тактичный и воспитанный, не всегда может противостоять грубым нападкам со стороны и становится жертвой. К сожалению, есть ещё и другой тип учителя – учитель властный, наказывающий, грубый. После увольнения Лидия Михайловна возвращается на свою родину, Кубань. Считаем, что родные места помогли учителю пережить увольнение и позор. Но душа Лидии Михайловны не очерствела. Она даже на расстоянии помогает главному герою: отправляет посылку. Вывод: по-настоящему чуткий и добрый учитель никогда не озлобится, он может противостоять трудностям, может, извлечёт уроки – станет мудрее, смелее, чтоб в любой ситуации отстоять свою позицию. Учащиеся высказываются. | Позн:поиск и выделение необходимой информации, Ком: умение работать в группах, планирование своего сотрудничества с товарищами, умение выполнять при работе в группе различные роли, Позн: построение логической цепочки рассуждения и доказательства Ком: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Рег: планировать устный ответ , Рег: прогнозировать и оценивать поступки героев худ-го произведения в соответствии с ситуацией Позн: Формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации, Позн: классифицировать и сравнивать явления (черты характера героя), аргументировать Ком: сотрудничать в совместном решении проблемы |
5. Подведение итогов | - Ребята, опираясь на микровыводы, сделанные в группах, составьте психологический портрет учителя. Расскажите об особенностях профессии учителя, её необходимости. Прониклись ли вы чувством уважения к профессии учителя, изучив произведение В.Распутина? | Учащиеся подводят итоги. Вывод: профессия учителя сложная. Учитель – это призвание, ведь не каждый способен пожертвовать собой ради чужих детей. А сколько времени и сил требует эта работа. Мы видим, насколько важна эта профессия. Ведь именно благодаря Лидии Михайловне главный герой сохранил человечность, не озлобился. | |
6.Рефлексия | Работа всего класса – рефлексия. Мышление в какой шляпе оказалось для вас наиболее трудным и непривычным? В какой шляпе вам было наиболее приятно работать? Что, по вашему мнению, у вас получилось и что не получилось при работе над темой? | Учащиеся высказываются. | Личн: анализировать собственную деятельность Личн: оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи |
Источники информации:
- https://4brain.ru/blog/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4-%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8-%D1%88%D0%BB%D1%8F%D0%BF-%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/
- https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/poslovitsy-i-pogovorki-ob-uchitelyah/
- http://www.serann.ru/text/uroki-frantsuzskogo-9306
- https://trizway.com/art/form/shest-shliap-mishlenia.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...
Урок литературы "Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского"
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нравственного выбора. Данный у...
Внеклассное мероприятие профориентационной направленности"Моя будущая профессия".
Данное мероприятие способствует развитию познавательного интереса воспитанников к выбору профессии....
Анализ образа учителя в произведениях писателей XX века (на примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» и рассказа Ф. Искандера «13 подвиг Геракла»).
Исследовательская работа...
Внеклассное мероприятие профориентационной направленности "Моя будущая профессия". (9-й класс) (диспут с игровыми элементами)
Мероприятие для обучающихся выпускных классов коррекционной школы-интерната по профориентации....