Проектная деятельность в образовании детей
презентация урока для интерактивной доски


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГОАВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Педагогический проект

«Вместе весело шагать»

Информационно-практико-ориентированный проект

январь 2024 – май 2025

Автор-составитель: Черепанова Г.Ф. тьютор

г. Нефтеюганск 2024

Младший школьный возраст обучающихся с интеллектуальными нарушениями – это период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм. Поэтому, именно в дошкольном возрасте, правомерно уделять значительное внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, формированию вектора культурно-ценностных ориентаций в соответствии с устоями духовности и нравственности родного отечества, корнями уходящими в далекое прошлое. Воспитательный процесс в дошкольном отделении базируется на развитие национальных и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.

Этническая культура включает в себя язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение.

Цель Проекта: Систематизация работы по воспитанию толерантного отношения к народам других культур.

Задачи Проекта:

#1044;ать представление обучающимся о народах, живущих в городе. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов ханты и манси, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

#1057;оздать условия для многоаспектной и увлекательной активности участников проекта в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

#1042;оспитать любовь и уважение к городу Нефтеюганск, к своей нации, этнокультуре и толерантное отношение к представителям других национальностей.

Методы и формы работы:

  • Перспективный план работы по ознакомлению обучающихся с народной игрушкой.
  • План этапов работы.
  • Конспекты занятий, бесед, прогулок.
  • Сценарии совместных праздников, развлечений.
  • Наглядно-демонстрационный материал.
  • Разработка дидактических и сюжетно-ролевых игр.
  • Картотека.

Ожидаемые результаты:

  • Реализация задач воспитательно-образовательного процесса социально-личностного направления;
  • Рост уровня знаний, умений, навыков детей в ходе работы по проекту;
  • Создание интегрированной методики по формированию толерантности детей;
  • Накопление опыта работы ДО по данной проблеме;
  • Педагоги получат знания по данным темам, пополнится методическая копилка;
  • Передача опыта коллегам;

План этапов работыдошкольных групп

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

Ответственный

Выход документа

I этап

Предварительный

-Изучение проблемы, определение направления работы по теме, создание необходимых условий.

-Приобретение литературы, поиск публикаций.

- Консультации для воспитателей.

- Активное пополнение мини-музеев.

- Организация выставки конкурсов детских работ,

конкурсов творческих номеров,

фотоконкурсы.

-Повышение теоретического уровня знаний и обогащение опыта педагогов по толерантному воспитанию дошкольников.

- Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в знакомстве с окружающим миром.

Январь-февраль

Воспитатели

Презентация.

Знакомство с народами ханты и манси.

Народности населяющие ХМАО.

II этап Основной

Обновление развивающей среды

Пополнить развивающую среду в группе

Март

Воспитатели

Знакомство с народными промыслами и традициями; вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию:

-дидактическиеигры;

-наблюдение;

-игровые занятия (викторины, конкурсы);

-сотрудничество с семьей (сбор экспонатов);

-выставки;

-сюжетно-ролевые игры;

-беседы

-составление загадок

Дать детям знания о традициях, быте, культуре народов родного края

Март

Воспитатели

Проекта «День народного единства».

Выставка кукол разных народов

Игры разных народов

Фото от родителей о своей нации.

Персональная выставка детских работ воспитанников ДО

Показать творческие возможности дошкольников

В течение года

Воспитатели

Раскраска Матрёшка (на дом)

Выставка семейных поделок

Развивать совместное творчество родителей и детей

Апрель

Воспитатели

Фото от родителей национ.блюдо, поделка

Национ.костюм,дома что то из национ.колорита.

Развлечения:

-хороводные игры

-подвижные игры

-народные игры

Формировать представления о народах, проживающих в городе Нефтеюганске

Февраль

Воспитатели

Крещение. (купание в прорубе)

Рождество. Христово.

Семейный конкурс «Моя семья и ее традиции».

Привлекать родителей и детей к совместной деятельности в семье. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи

Февраль

Воспитатели

Мастер класс от родителей –национальное блюдо.

Выпуск буклетов о семье, семейном воспитании.

Повышение педагогической культуры родителей

В течение года

Воспитатели

Буклеты о семье

III этап

заключительный

Мини – проект

-чтение сказок, потешек, прибауток разных народов;

-составление сказки;

-просмотр видеороликов;

-сюжетно-ролевые игры;

-беседа;

-составление загадок.

Формировать представления о народах, населяющих округ

Март

Воспитатели

Участие в конкурсе рисунков по сказкам Ханты и Манси. «Мышка на промысле» «Маченкат»

Мини-проект

-разучивание фольклора,

праздники;

-развлечения;

-хороводные игры;

-подвижные игры;

-народные игры;

-игры с правилами.

Познакомить детей с играми разных народов

Апрель

Воспитатели

Масленица(участие в городском конкурсе «Масленичный разгуляй»

Мини-проект

- выставка предметов ремесла

-беседа

- совместная изо деятельность (тарелочки с народными орнаментами)

-изготовление предметов быта (лепка кувшина, горшочка,тарелок

Знакомство детей с ремёслами и бытом разных народов

Май

Воспитатели

Работа с соленым тестом. Изготовление домашней утвари.

Результат работы

Конкретный результат, готовый к использованию на занятиях, в игровой деятельности, праздниках.

Презентация. Результатом презентации могут быть отзывы или комментарии слушателей, ссылка в интернете, гостей или родителей, статьи в СМИ, дипломы, грамоты.

Приложения

В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:

конспекты совместной деятельности с детьми,

планы развлечений,

бесед с детьми,

сценарии проведения мероприятий,

анкеты для родителей и т.д.

Презентация результатов

Презентация результатов - представление готового продукта.

Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и

защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации,

выступления.

Приложения

В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:

конспекты совместной деятельности с детьми,

планы развлечений,

бесед с детьми,

сценарии проведения мероприятий,

анкеты для родителей и т.д.

Презентация результатов

Презентация результатов - представление готового продукта.

Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и

защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации,

выступления.

Приложения

В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:

конспекты совместной деятельности с детьми,

планы развлечений,

бесед с детьми,

сценарии проведения мероприятий,

анкеты для родителей и т.д.

Презентация результатов

Презентация результатов - представление готового продукта.

Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и

защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации,

выступления.

Приложения

В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:

конспекты совместной деятельности с детьми,

планы развлечений,

бесед с детьми,

сценарии проведения мероприятий,

анкеты для родителей и т.д.

Презентация результатов

Презентация результатов - представление готового продукта.

Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и

защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации,

выступления.

Приложения

В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:

конспекты совместной деятельности с детьми,

планы развлечений,

бесед с детьми,

сценарии проведения мероприятий,

анкеты для родителей и

Заключительная часть проекта.

Провести рефлексию, диагностику.

Предполагаемые вопросы:

а) Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?

б) Что в работе над проектом было наиболее интересным?

в) Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?

г) Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

д) Обучающихся можно поощрить, выразив благодарность словами или вручая диплом

разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т. д.

Приложения

В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:

  • конспекты совместной деятельности с детьми,
  • планы развлечений,
  • бесед с детьми,
  • сценарии проведения мероприятий,
  • анкеты для родителей и т.д.

Презентация результатов

Презентация результатов – представление готового продукта.

Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации, выступления.

Заключительная часть проекта

Провести рефлексию, диагностику.

Предполагаемые вопросы:

а)Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?

б)Что в работе над проектом было наиболее интересным?

в)Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?

г)Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

д) Обучающихся можно поощрить, выразив благодарность словами или вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д.

Список используемой литературы

Перечислить всю использованную литературу и интерне


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОУ « Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Коренное население Ханты-Мансийского автономного округа

Слайд 2

Цель: познакомиться с коренными жителями Ханты-Мансийского автономного округа, их образом жизни, мировоззрением, традициями.

Слайд 3

Традиционное и религиозные представления Народы ханты и манси Брак и семья Жилище Средства передвижения Домашняя утварь, одежда Охота и рыболовство Устное народное творчество

Слайд 4

Народы ханты и манси Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси – обские угры. Язык хантов и манси относят к угорским ( югорским ) – родственный венгерский язык. Хантов в начало XVII в. было 7859 человек, манси – 4806 человек. В конце XIX в. хантов насчитывалось 16256 человек, манси – 7021 человек. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть – В томской, Свердловской и Пермской областях.

Слайд 5

Традиционное и религиозные представления У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах-хозяева местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.

Слайд 6

Брак и семья Уклад жизни патриархальный. Главой считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины при необходимости могут сами приготовить пищи и среди женщин есть замечательные охотницы. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров

Слайд 7

Брак и семья Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья –та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной со спинкою

Слайд 8

Жилище Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики , домики для рожениц, для изображения умерших, общественные знания. Сколько домов имеет одна хантыйская семья? У охотников-рыбаловов четыре сезонных поселения Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; её сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; размер, форма или назначение – собачья, оленья.

Слайд 9

Домашняя утварь Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

Слайд 10

Одежда Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги , сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки. Летом традиционный костюм женской одежды были платья, зимой – глухая одежда из оленьих шкур.

Слайд 11

Средства передвижения Основной транспорт - лодка Жизнь ханты так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок . Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде

Слайд 12

Средства передвижения Лыжи Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.

Слайд 13

Средства передвижения Нарты Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи ) , либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая , длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.

Слайд 14

Легенда о нартах Два Ханта решили построить нарты... Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик обтесал ствол гладко, а другой ничего не обтесал, с сучками оставил. Первый поехал — только пыль столбом. У другого олени тянут-тянут — и никак: только обратно тянут. Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет». С этого времени стали обстругивать стволы для нарт гладко снизу.

Слайд 15

Охота Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.

Слайд 16

Рыболовство Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. с реки ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь.

Слайд 17

Оленеводство Оленеводство у большинства служило транспортным целям, и оленей в хозяйствах было немного. Откуда и как появились у хантов домашние олени?

Слайд 18

Устное народное творчество Изобразительное искусство Рисунки ханты и манси обнаруживается много общего. Наибольшее развитие получил орнамент. в котором частично сохранились изображения животных. Картинное письмо отражало, главным образом моменты хозяйственной деятельности, прежде всего охоту и рыболовство.

Слайд 19

Устное народное творчество Медвежьи игрища Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась до наших дней. Медвежьи игрища проводятся один раз в семь лет и по случаю добычи медведя. В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) и 4 (если медведица).

Слайд 20

Устное народное творчество Родовые и семейные знаки Знаки принадлежали к роду (позже к семье), так называемые тамги или «знамёна», и носили у ханты ярко выраженный сюжетный характер Татуировка Изображение религиозного содержания Изображения на изделиях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассказывается о роли метода проекта в образовании и воспитании современного школьника....

«Использование проектного метода в образовании детей младшего школьного возраста»

«Использование проектного метода в  образовании детей  младшего школьного возраста»реферат...

Проектная деятельность в обучении детей – инвалидов

В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнитель...

Консультация: Проектная деятельность по подготовке детей к школе "Год перед школой"

Консультация предназначена для педагогов и специалистов ДОУ, работающих с воспитанниками по подготовке детей к школьному обучению....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ. АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА

Развивающая среда организуется таким образом, чтобы побуждать детей к творчеству, к исследованию, к саморазвитию.Дети должны иметь возможность реализовать свои интересы во всех видах деятельности....

Проектная деятельность в образовании детей

Презентация к методической конференции...