«Использование проектного метода в образовании детей младшего школьного возраста»
материал по теме
«Использование проектного метода в образовании детей младшего школьного возраста»
реферат
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование проектного метода в экологическом образовании детей младшего школьного возраста»
реферат
Введение……………………………………………………………….3
- Сущность экологического воспитания детей младшего школьного возраста………………………………………………………………4
- Организация процесса экологического воспитания детей младшего школьного возраста посредством метода проектов………………6
- Описание проекта «Моя Земля»…………………………………..12
Заключение……………………………………………………….....17
Список используемой литературы………………………………...18
- Введение
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. В «Экологической доктрине Российской Федерации» (2002 г.) особое внимание уделено экологическому образованию и формированию экологической культуры граждан.
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. Сейчас очень много экологических проблем. В большей мере это происходит потому, что школа всегда очень мало уделяла внимания нравственному и экологическому воспитанию учащихся. [4]
Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы в настоящее время. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности.
А начинать экологическое воспитание, считаю, надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Из своей практики экологического воспитания в начальных классах считаю перспективным использование метода проектов как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта. [8] - Цель: выявление потенциала метода проектов в экологическом воспитании младших школьников.
- Задачи:
- 1. Определить содержание экологической проектной деятельности младших школьников.
- 2. Раскрыть условия эффективного применения метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста.
1. Сущность экологического воспитания детей младшего школьного возраста
Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
- Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
· образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
· воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
· развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности). [10]
Большое наследие в области воспитания младших школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры,- говорил Сухомлинский.- Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе ... "
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. [25]
- 2. Организация процесса экологического воспитания младших школьников посредством метода проектов
Применение метода проектов обеспечивает повышение эффективности процесса экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
Работа строится на активной основе, через целесообразную деятельность ребёнка, сообразуясь с его личным интересом именно в определенном знании. Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Поэтому необходимо обращение к проблеме, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо применить полученные знания, умения и навыки, а также искать новые знания, которые позволят достичь поставленной цели. Педагог иногда подсказывает источники информации или направляет мысль обучающихся в нужном направлении для самостоятельного поиска. В результате дети должны самостоятельно или в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Таким образом, работа над проблемой задает контуры проектной деятельности и позволяет формировать личный опыт ребенка по взаимодействию с социокультурным пространством ближайшего окружения. [9]
Считаю, что истинным центром работы над проектом должна быть активность обучающихся, направление которой выбирается самими детьми, строиться на детских интересах.
Метод проектов и возник как метод организации проектной деятельности детей, метод, стимулирующий собственную активность ребенка, актуализирующий его интересы, потребность в самореализации, саморазвитии.
Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ребёнка, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.
Таким образом, метод проектов применяется мной главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. [14]
Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Анализ практики показывает, что преимущество активных методов воспитания по сравнению с традиционными выражается в том, что у обучающихся возникает желание действовать самостоятельно, по индивидуальному маршруту познавательной деятельности, приобретается уникальный личный опыт самостоятельного учения. Продвижение по маршруту познавательной деятельности происходит в результате (путем) личностной и групповой рефлексии на всех этапах работы над проектом, вырабатываются необходимые способности, навыки анализа ситуации. [17]
Личностный подход к процессу обучения и воспитания младших школьников позволяет изучать окружающую среду. Этой же цели служат экскурсии. Основные требования к проведению экскурсий заключались в «моторности», самодеятельности и самостоятельности детей, в разработке материала и коллективной обработке полученных результатов. В экскурсионных занятиях обучающиеся путем наблюдений, обследований и исследований решали поставленные перед ними учебные задачи. Обычная экскурсия - это сближение с жизнью, свободный выход на проблемы реальной жизни. Экскурсионная работа проводилась над «сырым» материалом, под которым рассматривались объекты и явления природы, подлинники в исторической, географической, местной обстановке. Цели и задачи экскурсионного метода заключались в развитии у детей умения видеть и смотреть, приобретать навыки изучения объектов в их естественной обстановке, умение самостоятельно исследовать окружающую действительность. Обучающиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.
К первым отношу умение работать с информацией, с - текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т. п., умение работать с разнообразным справочным материалом.
К творческим умениям можно отнести: умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить не одно, а несколько вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения.
Приобретают коммуникативные умения: умение вести дискуссию, слышать и слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником умение лаконично излагать свою мысль.
Таким образом, для использования метода проектов требуется значительная подготовка.
Работа над проектом проводится в несколько этапов. В зависимости от планируемого результата (плакат, выставка фотографий и рисунков, газета и т. д.) данная работа может занимать несколько занятий. Кроме того, обучающиеся получают домашние задания поискового характера. Такие задания предполагают самостоятельную работу с дополнительной литературой, прослушивание радиопередач, интервьюирование одноклассников, учителей, родителей.
Таким образом, работа над проектом создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала, обучающихся вообще, и для развития творческих способностей в частности: развивает их воображение, фантазию, мышление. При этом формируется внутренний мотив говорения, возникает необходимость что-то, сказать, которая диктуется желанием принять участие в общении.
Конечно, выполнение заданий проекта требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач.
Занятия не ограничиваются приобретением обучающимися определённых знаний, умений, навыков, а выходят на практические действия детей, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация обучающихся к изучению. Обучающиеся имеют возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, не только из книг, но и из других источников.
В проектной работе весь процесс ориентирован на обучающегося:
Здесь, прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый, работая индивидуально или в группе, должен представить всей группе результаты своей деятельности.
Современная работа в рамках проекта учит детей младшего школьного возраста доводить дело до конца, они должны документально представить результаты своего труда.
В процессе исследовательской деятельности расширяется образовательный кругозор обучающихся, возрастает стойкий познавательный интерес к знакомству с разными отраслями научного познания, естественным становится участие в диалоге культур, в известном смысле формируется уровень профессионального общения, широкий взгляд на мир как на единую культурную, экологическую среду обитания в масштабе всей планеты.
Таким образом, метод проектов обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности обучающегося в процессе обучения, помогает найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, позволяет научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применять эти знания на практике. При этом активность ребенка строится на основе свободы, а роль педагога сводится к руководству самостоятельной работой обучающихся и пробуждению их пытливости. А в совокупности это способствует развитию креативности обучающихся.
Краеведческий принцип по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим.
Исследование детьми реальной жизни в процессе работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет обучающимся извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.
Проектная деятельность помогает комплексно реализовывать ряд психолого-педагогических принципов: научности, комплексности, системности, систематичности и последовательности работы (этапности), доступности материала, наглядности, учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей воспитанников, мотивации, сотрудничество детей и взрослых.
Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, за основу в работе над экологическим воспитанием я выбрала проектную деятельность.
По программе «Войди в природу другом», мы работаем над различными проектами: «Птичья столовая», «Секреты пернатых», «Лекарственные травы Кемеровской области», «Моя Земля» и т. д.
В течение учебного года мы осуществляли каждый проект.
3.Описание проекта «Моя Земля»
Подробнее мне хочется остановиться на проекте «Моя Земля».
Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.
Д.Лихачев «Экологический манифест»
Важно формирование экологической культуры подрастающего поколения. Природу надо не безумно любить, а сознательно уважать и ценить. Не враждовать с ней и не бороться, а научиться жить с ней в ладу. Экологические знания в настоящее время приобретают особую актуальность, которая связана с происходящими под влиянием человеческой деятельности негативными изменениями окружающей среды.
Экологическое образование и просвещение должны начинаться как можно раньше. Образование и воспитание детей в области окружающей среды является в наше время одним из приоритетных направлений работы. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, тем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Существование человеческой цивилизации и дальнейшее ее развитие возможно только при условии формирования качественно новых взаимоотношений в системе «Человек - природа». Эти отношения могут быть сформированы только путем воспитания в семье, экологического образования в учреждениях.
У большинства школьников сегодня преобладает потребительское отношение к природе, низок уровень экологической культуры. Поэтому так важно значительное привлечение снимания к проблеме постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле. И важное место здесь занимает приобщение детей к практическому участию природоохранной деятельности.
Проблема, на которую направлен проект: привлечение внимания детей, родителей, общественности к сохранению и защите окружающей среды планеты Земля и посёлка Промышленная.
Цель проекта: развитие личности обучающегося посредством экологической деятельности.
Для реализации поставленной цели проекта необходимо выделить ряд задач в сфере развития личности ребёнка:
обучающая – дать основы экологических знаний, способствующих формированию гуманного отношения к окружающей среде, научить способам и приёмам защиты земли, водоёмов, животного мира от экологической опасности;
развивающая – развить инициативу младших школьников в области охраны окружающей среды, сформировать у детей чувства собственной значимости посредством участия в экологической деятельности;
воспитательная – способствовать воспитанию любви к родному краю, природе.
в сфере развития социального партнёрства:
привлечь к сотрудничеству специалистов краеведческого музея п. Промышленная Кемеровской области;
привлечь к сотрудничеству специалистов территориального отдела Промышленновского района управления Роспотребнадзора по Кемеровской области;
способствовать развитию интереса и любви к литературно-художественному творчеству через различные виды деятельности;
привлечь к сотрудничеству районную газету «Эхо» для периодической печати материалов проекта;
привлечь к сотрудничеству специалистов районной библиотеки.
Этапы деятельности в рамках проекта:
Участие во Всемирном Дне воды (22 марта)
Участие а Международном Дне птиц (1 апреля)
Участие в Дне экологических знаний (15 апреля)
Участие во Всемирном Марше парков (18 – 22 апреля)
Участие во всемирном Дне Земли (22 апреля)
Окончание проекта. Создание экологического фотокалендаря знаменательных.
Продолжительность проекта:
С 21 марта 2013 года по 30 апреля 2013 года
(Всемирные Дни от экологической опасности)
Получение экологических знаний более эффективно при использовании межпредметных связей через различные формы и виды деятельности:
окружающего мира – викторины, экскурсии, исследования;
математики – решение задач с экологическим содержанием, практические работы, связанные с расчетами;
русского языка и литературного чтения – написание сочинений, чтение произведений о природе.
изобразительного искусства и технологии – рисование.
Проект реализуется в рамках дней защиты от экологической опасности, поэтому основными стали мероприятия, посвященные
Всемирному дню воды;
Международному дню птиц;
Международному дню экологических знаний;
Международному маршу парков;
Всемирному дню Земли.
Заключительный этап
Результатом успешности проекта можно считать устойчивый интерес к экологическим проблемам и бережное отношение младших школьников к природе, понимание значимости экологических мероприятий.
Социальные партнеры
Результатом проекта в сфере социального партнерства с учреждениями, службами и организациями района является показатель качества и количества участия в проекте участников социального партнерства.
Содержание проекта
1.Участие во Всемирном Дне воды: Викторина «Волшебная вода». Написание сочинений. Опубликование в районной газете «Эхо» лучшего сочинения. Рисунки «Волшебная вода»
2.Участие во Всемирном Дне птиц: проведение викторины «Птицы» с обучающимися объединения «Шахматы». Рисунки «Моя любимая птица».
Экскурсия в Промышленновский районный краеведческий музей (просмотр экспонатов музея, беседа с сотрудниками музея о видах птиц Промышленновского района).
3.День экологических знаний:
Конкурсная программа «Животный мир нашей Родины».
4.Международный марш парков:
Акция «Цветущая Земля». Посадка цветочной рассады для клумб РДДТ и уход за ними.
Подготовка докладов по теме «Охраняемые природные территории Кемеровской области».
Участие во Всероссийском субботнике.
5.Участие во Всемирном Дне Земли:
Спектакль «Дружба солнца и Земли» в детском саду «Рябинка».
Исследовательская работа на тему: «Проблема мусора в моём посёлке».
Встреча со специалистами Роспотренадзора по теме исследовательской работы.
Конкурс стихов «Земля – наш общий дом».
Оформление стенгазеты «День Земли».
Участие в мероприятии «Живая планета» (Перминовой Л.П.), проводила беседу Раменева Г. специалист районной библиотеки».
Проведение мероприятия «День рождение Земли» для обучающихся РДДТ.
6. Окончание проекта. Создание экологического фотокалендаря знаменательных дат.
В заключении хочется сказать, что если реализованный проект заставит лишний раз задуматься детей, родителей и общественность об экологических последствиях, то проект будет считаться успешным и значимым.
И прав В.А.Сухомлинский, подаривший нам следующие строки «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии. А, может быть, и простая человечность».
- Заключение
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность обучающегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы обучающихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия обучающихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой обучающиеся занимают активную субъективную позицию.
Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность обучающихся в ходе совместной творческой работы.
При проведении проектов у обучающихся не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы обучающихся. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, с использованием метода проекта способствует, по-моему мнению, значительному повышению экологической культуры детей. - Список использованной литературы
- 1. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 1993. - №9. – С. 16-17.
- 2. Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето // Начальная школа. – 1996. №6. – С.56-58.
- 3. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 11-15.
- 4. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 57-59.
- 5. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями // Начальная школа. – 1996. - №3. – С.48-49.
- 6. Вайсбурд М.Л. Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах / М.Л. Вайсбурд, С.Н. Толстиков // Народное образование. – 2002. – № 4. – С. 3-10.
- 7. Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. – 2000. – № 9. – С. 177-180.
- 8. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24.
- 9. Даниленкова Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса / Г.Г. Даниленкова // Сб. научн. ст. / Калинингр. ун-т. – 2000. – С. 25-27.
- 10. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.
- 11. Мазуренко М. Где пряталась весна // Юный натуралист. – 1992. - №2-3. – С.1-4.
- 12. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1993. – 148с.
- 13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
- 14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
- 15. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Народное образование - № 2, 3 - 2000 г.
- 16. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
- 17. Равкин З.И. Метод проектов / З.И. Равкин // Российская педагогическая энциклопелия в 3 т. – М., 1993. – Т.1. – С. 567-568.
- 18. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.: Топикал, 1994. – С.132-184.
- 19. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево // Начальная школа. – 1997. - №4. – С.48-52.
- 20. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.40-42.
- 21. Семенов Д. Скромное обоняние колючек // Начальная школа. – 1992. - №2-3. – С.36-41.
- 22. Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н.П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. – М., 1999. – Т.2. – С. 344-345.
- 23. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
- 24. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья – М.: Экология, 1991. – 34с.
- 25. Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. – М.: Новая школа, 1994. – 126с.
- 26. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. – 1990. - №12. – С.12-14.
- 27. Филатова Л.М. По страницам Красной книги // Начальная школа. – 1991. - №11. – С.49-52.
- 28. Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 3. – С. 11-16.
- 29. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 3-10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Статья раскрывает некоторые методы коррекции поведения младшего школьника....
Методы и приемы коррекции нарушения письма у детей младшего школьного возраста.
В материале представлены основные направления в работе и различные упражнения...
Игровые технологии как один из методов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста на уроках иностранного языка
Статья для учителей иностранного языка...
Организация проектной деятельности в образовательном процессе детей младшего школьного возраста
Проект «Я родом из Томска и этим горжусь»...
Коррекция мелкой моторики с использованием инновационной технологии у детей младшего школьного возраста с дислалией.
Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией формирования успешной учебной деятельн...
Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...
Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста
Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...