Проектная деятельность в обучении детей – инвалидов
статья на тему
В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_obuchenii_detey-invalidov.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Апросинкина Н. В., учитель физики и информатики МОУ СОШ №3
города Георгиевска Ставропольского края
Проектная деятельность в обучении детей – инвалидов
Автор: Апросинкина Наталья Владимировна, учитель физики и информатики МОУ СОШ №3 города Георгиевска Ставропольского края
В современном Российском образовании все большее внимание уделяется вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями.
В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы.
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими.
Тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Сегодня в центре внимания педагогов-практиков находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов.
Проектная деятельность педагога направлена на формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способного принять себя таким, какой он есть, умеющего чувствовать себя полноценным членом общества. Работа над проектом способствует развитию памяти и мышления обучающегося; формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность; ориентирует отвечать на вопросы Как? и Зачем? А самое главное — проектная деятельность позволяет обучающемуся расширить круг своего общения и даёт возможность участвовать в конкурсах, конференциях.
Обучение на дому детей с ОВЗ имеет чёткую организацию и индивидуальный подход к каждому ребёнку, исходя из его состояния здоровья, но всё-таки лишает ребёнка с ограниченными возможностями здоровья необходимого живого общения со сверстниками. В основном, у таких детей общение виртуальное. При таких условиях процесс социализации детей, обучающихся на дому, значительно замедляется, а многие проблемы во взаимоотношениях с окружающими так и остаются нерешёнными.
Количество часов по индивидуальной программе значительно меньше, чем в обычном классе.
Вот здесь нам и поможет проектная деятельность, которую можно организовать по любой учебной дисциплине. Даже ребёнок-инвалид может самостоятельно провести исследовательскую работу, используя литературу, имеющуюся у него дома, и различные электронные ресурсы. Проектная деятельность даёт возможность обучающемуся проявить свои способности в любой отрасли знаний.
Вместе с учителем ребёнок выбирает интересующую его тему проекта. Темы могут быть самыми разнообразными:
- Мир профессий;
- Открытия, которые изменили мир;
- Моя родословная;
- Тайна моего имени;
- Симметрия в природе;
- Что мы знаем о витаминах;
- Мир света и цвета;
- Мир чисел.
И любая другая тема, которая вызывает познавательный интерес у обучающегося. Например, проект «Легкое и тяжелое». Что же быстрее упадёт на землю — тяжёлый предмет или лёгкий? Многие семиклассники испытывают затруднения с ответом на этот вопрос (да и некоторые взрослые тоже). Экспериментальная проверка высказываемых учащимися предположений может стать интересной проектной работой. Проще всего бросать разные предметы с балкона, — чем выше этаж, тем интереснее. Как правило, дети сами формулируют гипотезу, что за одинаковое время падают предметы с одинаковым отношением площади сечения к массе (и имеющие одинаковую форму). Эту гипотезу легко проверить на пластилиновых шариках, например, — очень просто сделать шарики с разными радиусами и массами. Кроме того, шарики ярких цветов хорошо различимы, если снимать падение (финальную часть) на видео.
Я думаю, что нынешнему поколению будут близки темы о влиянии компьютерных игр на здоровье человека или об использовании мобильного телефона, то есть о том, чем дети в настоящее время активно пользуются.
План работы над проектом составляется вместе с руководителем. Сразу же озвучиваются и критерии оценки работы. В процессе самостоятельной работы над проектом, если у обучающегося возникают вопросы, он может связаться с преподавателем в любое время и любым, удобным для него, способом: Skype, электронная почта, форум на школьном сайте, сервисы Google. Результаты проектной деятельности могут быть оформлены в виде:
- мультимедийного продукта;
- анализа данных социологического опроса;
- web-сайта;
- видеофильма;
- законопроекта;
- игры;
- газеты;
- справочника и др.
Проектная деятельность направлена на формирование личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способного принять себя таким, какой он есть, умеющего чувствовать себя полноценным членом общества. Работа над проектом способствует развитию памяти и мышления обучающегося; формирует познавательную активность и познавательную самостоятельность; ориентирует отвечать на вопросы Как? и Зачем? А самое главное - проектная деятельность позволяет обучающемуся расширить круг своего общения и даёт возможность участвовать дистанционно в сетевых проектах.
Дети с ОВЗ научились жить в этом мире, дарить радость, быть успешными и жить в гармонии с окружающими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения
Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения...
Родительское собрание"Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения"
Ознакомление родителей с организацией дистанционного обучения детей-инвалидов в Ставропольском крае, в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009...
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...
Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому
Презентация по теме "Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому" подготовлена для семинара по дистанционному обучению.Содержи...
Специфика обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях
Увеличение детей с ЗПР отмечается во всем мире и проблема их воспитания и социальной реабилитации становится актуальной психолого-педагогической проблемой. По данным НИИ дефектологии РАО, примерно 80%...
Справка Организация условий для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Справка Организация условий для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ...