Литературная игра-викторина "Литературный случай"
методическая разработка (6 класс)
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ»
(5-6 КЛАСС )
Цели: закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников.
В игре участвует две команды
1.Представление команд.
2. Винегрет» из пословиц ( продолжи)
В тихом омуте …( черти водятся)
После драки …( кулаками не машут)
За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь
Милые бранятся …(только тешатся
Баба с возу …( кобыле легче)
(Слово не воробей) … вылетит – не поймаешь.
Лежачего …( не бьют)
( Соловья ) … баснями не кормят.
Не говори гоп, пока …( не перепрыгнешь)
Чем бы дитя ни тешилось …( лишь бы не плакало)
( Близко локоть) … да не укусишь.
Не было печали … так купила баба порося)
Чем богаты …( тем и рады)
( цыплят ) … по осени считают.
Щи да каша …( пища наша _
Что с возу упало …( то пропало)
( Кто старое помянет) … тому глаз вон.
Гром не грянет( …Мужик не перекрестится)
Как аукнется …(так и откликнется)
На ловца …( И зверь бежит)
Чем дальше в лес …( тем больше дров)
Не зная броду … не суйся в воду.
Любовь не картошка …( не выбросишь в окошко)
Любишь кататься …( люби и саночки возить)
Не рой другому яму …( Сам в нее попадещь)
Делу время …… (потехе час.)
Семь раз отмерь …( 1 отрежь)
( Нечего на зеркало пенять) … коли рожа крива.
Не всё коту …( масленица)
2.Закончи строфу, назовите произведение и его автора
1) « Осел увидел Соловья и говорит ему: «…..»
2) «Ягненок в жаркий день….»
3) «Жил- был добрый царь Матвей…..»
4) « Ветер, ветер! Ты могуч,…»
5) « Изведал враг в тот день немало…..»
6) « Белый снег, пушистый…»
7) « Зима недаром злится,….»
8) « Несет меня лиса, за быстрые леса,….»
9) « Хозяин спрашивал: « Ты звезд теченье знаешь?....»
10) « У лукоморья дуб зеленый»…
11) «Буря мглою небо кроет, вихри снежные кружа…»
3.Знатоки литературы.
1. Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)
2.Как начинается «Сказка о золотой рыбке»? (« Жили-были старик со 3.старухой у самого синего моря»)
4.Что такое «лукоморье»? (Излучина морского берега)
5.Какой герой, собираясь жениться в своей деревне, отправился косить траву «в края дальние»( «Косарь». А.В.Кольцов)
6. Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зи
4.Литературная пауза. (Инсценирование отрывков из литературных произведений).
5. «Ты – мне, я – тебе». (Каждый участник команды читает первую строчку какого-либо стихотворения, участник команды соперников должен закончить четверостишие, сказать, как называется произведение, кто его автор ).
6. «Дальше, дальше!» ( За три минуты команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.)
Вопросы для первой команды.
-Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)
-Автор «Приключений Чиполлино»? (Джани Родари)
-В каком году родился Пушкин? (В 1799 году)
-Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)
-Выдающийся русский ученый-энциклопедист, именем которого назван
Московский университет? (М.В.Ломоносов)
-Автор произведения «Приключения Тома Сойера»? (Марк Твен)
-Автор сказки «Черная курица, или Подземные жители»? ( А. Погорельский)
- Из какого произведения эти строки:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя… ? (М. Ю. Лермонтов. «Утес»)
-Как называется момент наивысшего действия в художественном произведении? (Кульминация)
-Автор книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»? (Н.В.Гоголь)
-Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты)
-Назовите двусложные стихотворные размеры. (Ямб, хорей)
- Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом (Баллада)
-Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)
-Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)
-Главнейшие элементы сюжета? (Завязка, развитие действия, кульминация и развязка)
-Автор произведения «Левша»? (Н.С. Лесков)
- Автор рассказа «Бежин луг»? (И.С.Тургенев)
-Из какого произведения эти строки:
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. ( Крылов. «Квартет»)
-Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор? («Руслан и Людмила»)
-В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
-Из какого произведения эти строки:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов. «Бородино»)
- Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях и народных героях? (Былина)
-В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы? (В.Распутин. «Уроки французского»)
-Вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова? (Литература)
Вопросы для второй команды.
-Имя няни Пушкина? (Арина Родионовна)
-Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)
-Как звали друга Тома Сойера ? (Гекльберри Финн)
-Автор книги «Путешествия Лемюэля Гулливера»? (Дж. Свифт)
-Автор строк
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! (Н. А. Заболоцкий)
-Автор баллады «Кубок»? (В. А. Жуковский ) - Из какого произведения эти строки:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой! (М. Ю. Лермонтов. «Парус»)
-Как называется необычный порядок слов, придающий фразе особую выразительность? ( Инверсия.)
-Автор произведения «Песнь о вещем Олеге»? ( А.С.Пушкин)
-Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета)
-Назовите трехсложные стихотворные размеры. (Дактиль, анапест, амфибрахий)
-Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма)
-Речь одного человека в произведении? (Монолог)
-Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения? (Псевдоним)
-Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)
-Автор рассказа «Хамелеон»? (А.П.Чехов)
-Автор «Бородино»? (М.Ю.Лермонтов)
-Из какого произведения эти строки:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. (И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»)
-Герою какого произведения бабушка привезла из города “пряник конем”? (В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»)
-К кому обращается А.С.Пушкин: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» (К Ивану Пущину)
- В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна освещает снег летучий.
Мутно небо, ночь мутна… («Бесы»)
-Кому из писателей принадлежат псевдонимы: Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата, Антоша Чехонте? (А.П.Чехову) - Героями какого произведения являются «золотая курочка на высоких ножках» и «мужичок в мешочке»? (М.М Пришвин. «Кладовая солнца», Настя и Митраша)
-Литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой литературе. (Классика)
7.
1. Назовите известного русского писателя 19 века, который сочинял сказки для взрослых. Правильный ответ: М.Е.Салтыков-Щедрин.
2.Кто автор этих строк и в каком произведении они живут:
«Горит восток зарею новой,
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули». Правильный ответ: А.С.Пушкин. «Полтава»
3.О каком жанре идет речь в этом определении:
Это лиро-эпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется. Правильный ответ: поэма.
4.В.Г.Белинский определил своеобразие повестей этого писателя так: «Его повести смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтете». Кто автор этих повестей? Правильный ответ: в черном ящике портрет Н.В.Гоголя.
Подведение итогов
Список использованной литературы:
1. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. /Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2005.
2. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. / Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др. – М.: Дрофа, 1999.
3. Литература. 5класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. /Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2004.
4. Г. А. Волопьярова Литературные олимпиады. М.: Творческий центр,2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс
"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...
Игра " Счастливый случай"
Целью игры является активизация познавательной деятельности ребят. В процессе игры у ребят формируются чувства партнёрства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения применя...
Литературная игра "Счастливый случай" 6 класс
Литературная игра "Счастливый случай" проводилась в конце учебного года в 6 классе при обобщающем повторении...
Литературная викторина по творчеству Н.В. Гоголя "Счастливый случай"
Вопросы познавательного характера по произведениям Н.В. Гоголя....
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ» 5-6 класс
Закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников....
Игра-викторина "Литературный случай" для учащихся 5-6 класса
Цели: закрепить полученные на уроках литературы знания; вызвать живой интерес к литературе, слову; Развивать творческие способности школьников....
Литературная игра "Счастливый случай№
Разработка внеклассного мероприятия, посвященное А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову и Н.В. Гоголю , благодаря которым 19 столетие названо золотым веком литературы Всё творчество этих гениев объять немысл...