Литературная игра "Счастливый случай№
методическая разработка по литературе (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posle_urokov.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- повторить и систематизировать знания учащихся содержания данных произведений;
- развивать связную речь учащихся, мышление;
- повышать интерес к творчеству данных писателей, воспитывать чувство сопереживания, товарищества, умение общения в коллективе.
Оборудование: на cцене стоит стол, на столе свеча, книги с произведениями данных писателей; на заднем плане звездное небо, справа и слева портреты писателей.
Погиб поэт!- невольник чести-
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде…и убит!
Именно это стихотворение, написанное вскоре после смерти Пушкина, принесло Лермонтову славу. Поэт погиб, но его произведения навсегда останутся в памяти каждого из нас. Сегодня, накануне юбилейных дат со дня рождения А.С.Пушкина и М.В.Гоголя, наша литературная игра будет посвящена творчеству трех самых ярких писателей первой половины 19 века, благодаря которым 19 столетие названо золотым веком литературы – это А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову и М.В.Гоголю. Всё творчество этих гениев объять немыслимо, поэтому сегодня мы рассмотрим самые значимые произведения этих творцов слова: первый русский реалистический роман «Евгений Онегин»,первый русский психологический роман «Герой нашего времени», повесть «Мертвые души».
В нашей игре принимают участие команды 9, 11 классов. Прошу команды занять свои места на сцене.
Выбор жюри.
Первый наш гейм называется «Визитка». Команды представляют себя.
Следующий гейм «Литературная разминка». Командам необходимо быстро ответить на 15 вопросов.
Вопросы для первой команды:
- К кому отправляется Онегин в начале романа? (К дяде.)
- Назовите «героя нашего времени».(Печорин.)
- Кто из помещиков своим видом напоминал медведя? (Собакевич.)
- Юнкер, соперник Печорина.(Грушницкий.)
- Кого во сне видит Татьяна? (Медведя.)
- Княжна из «Героя нашего времени».(Мери.)
- Кого из помещиков Чичиков посетил первым? (Манилова.)
- Самый жадный помещик в «Мертвых душах». (Плюшкин.)
- Кто вызвал Онегина на дуэль? (Ленский.)
- Помещица в «Мертвых душах». (Коробочка.)
- Любимое занятие Ноздрева. (Карты.)
- Доктор, друг Печорина. (Вернер.)
- Фамилия Татьяны. (Ларина.)
- Кто такой Азамат? (Брат Бэлы.)
- Кто из помещиков чуть не побил Чичикова? (Ноздрев.)
Вопросы для второй команды:
- Сосед Онегина по имению.(Ленский.)
- Где Печорин увидел Бэлу? (На свадьбе ее сестры.)
- Чем закончилась дуэль между Онегиным и Ленским? (Ленский был убит.)
- С кем советуется Татьяна? (С няней.)
- Возлюбленная Ленского. (Ольга.)
- Давняя знакомая Печорина, которая любит его. (Вера.)
- За что Ленский вызвал Онегина на дуэль? (Онегин ухаживал за Ольгой на балу.)
- Как называлась деревня Манилова? (Маниловка.)
- Почему Татьяна не ответила на чувства Онегина? (Была замужем.)
- Что любила читать Татьяна? (Любовные романы.)
- Как звали Ленского? (Владимир.)
- Что имел Онегин в своем кабинете 30 видов? (Щетки.)
- Дом какого помещика был завален хламом? (Плюшкина.)
- Кто из героев романа автор строк:
«Я к вам пишу, чего же боле?
Что вам еще сказать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать…» (Татьяна.)
- Кто из помещиков о всех чиновниках отзывался плохо? (Собакевич.)
3 гейм. «Заморочки из бочки»
Команды вытягивают поочередно бочонки с номерами вопросов.
- На каком языке разговаривали друг с другом Казбич и Печорин? (Они вообще не общались .)
- Повесть «Бэла» начинается фразой: «Я ехал на перекладных из Тифлиса»… А где находится Тифлис? (В Грузии.)
- Кому принадлежат слова: «Милый мой, я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом». (Грушницкому.)
- Кому из персонажей «Героя нашего времени» молодежь дала прозвище Мефистофель? (Вернеру.)
- Счастливый случай. (Балл получают без вопроса.)
- Чичиков делит всех чиновников на две группы. Как эти группы называются и к какой из них он причисляет себя? (Толстые и тонкие.)
- Что произошло со вторым томом «Мертвых душ»? (Гоголь сжег его.)
- В предисловии к «Журналу Печорина» Максим Максимыч пишет: «Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это известие меня обрадовало.» Чему же он так радуется? (Смерть Печорина давала право напечатать его дневник.)
- Онегин жаловался:
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!.
Сколько же дней Онегин ухаживал за дядей? (Когда он приехал в имение, то дядя уже умер.)
- Скольких помещиков посетил Чичиков? (5.)
Литературная пауза.
Чтение стихотворений Пушкина об осени.
4 гейм «Темная лошадка».
Сейчас на этой сцене появится гость, который задаст вам три вопроса. Ваша задача угадать, о ком сейчас пойдет речь.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склоняясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.
Она была нетороплива, не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Она ответила Онегину:
Я вас люблю ( к чему лукавить?),
Но я другому отдана
Я буду век ему верна.(Татьяна Ларина.)
Вопросы:
- Как звали мою любимую куклу?
Читаем у Пушкина: «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала.»
- Назовите мое любимое время года.
Читаем у Пушкина: «Татьяна (русскою душою), сама не зная почему, с ее холодною красою любила русскую зиму».
- Кто передал мое письмо Онегину?
Читаем у Пушкина: «Татьяна няне: пошли же внука своего».
5 гейм Конкурс капитанов.
За одну минуту вычеркнуть неправильные ответы.
А.С.Пушкин:
«Мертвые души», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Ночь перед Рождеством», «Евгений Онегин», «Няне», «Зимнее утро», «Муму», «Крестьянские дети», «Смерть поэта».
М.Ю.Лермонтов:
«Герой нашего времени», «Мцыри», «Песня про Ивана Васильевича и молодого опричника…», «Повесть о том как поссорились Иван Иванович…», «Парус», «Погасло дневное светило…», «На севере диком стоит одиноко…».
Поэтическая минутка.
Чтение стихов Пушкина о зиме.
6 гейм «Ты мне, я тебе».
Команды поочередно задают соперникам заранее подготовленные вопросы.
7 гейм «Помощь друга».
Болейщики вспоминают строки из стихотворений Пушкина и Лермонтова.
8 гейм «Гонка за лидером».
По описанию необходимо узнать героя.
- «Добрый мой приятель
Родился на брегах Невы…» (Онегин.)
- «Славный был малый, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут а ему ничего.» (Печорин.)
3.Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.» (Ленский).
- «И точно, была она хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».(Бэла.)
- . «Не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». (Чичиков.)
6. «Он только год на службе, носит, по особому роду франтовства, толстую солдатскую шинель. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль». (Грушницкий.)
7. «У не такие бархатные глаза – именно бархатные…нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее глазах» (Княжна Мери.)
8.«Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать. Рукава и полы халата его до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги…» (Плюшкин.)
Подведение итогов.
Настоящий писатель живет в своих произведениях вечно. Давайте же будем не только помнить о Пушкине, Лермонтове и Гоголе, но и знать их творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс
"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...
Игра " Счастливый случай"
Целью игры является активизация познавательной деятельности ребят. В процессе игры у ребят формируются чувства партнёрства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения применя...
Литературная игра "Счастливый случай" 6 класс
Литературная игра "Счастливый случай" проводилась в конце учебного года в 6 классе при обобщающем повторении...
Литературная викторина по творчеству Н.В. Гоголя "Счастливый случай"
Вопросы познавательного характера по произведениям Н.В. Гоголя....
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ» 5-6 класс
Закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников....
Игра-викторина "Литературный случай" для учащихся 5-6 класса
Цели: закрепить полученные на уроках литературы знания; вызвать живой интерес к литературе, слову; Развивать творческие способности школьников....
Литературная игра-викторина "Литературный случай"
игра-викторина...