Игра-викторина "Литературный случай" для учащихся 5-6 класса
методическая разработка (6 класс) на тему

Аверина Надежда Петровна

Цели: закрепить полученные на уроках литературы знания; вызвать живой интерес к литературе, слову; Развивать творческие способности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_sluchay.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дьячинский филиал МБОУ Алгасовская СОШ

Аверина Надежда Петровна

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ»

(5-6 КЛАСС )

Цели: закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к  литературе, к слову;  развитие творческих способностей школьников.

В игре участвует две команды

1.Представление команд.

2. Винегрет» из пословиц ( продолжи)

В тихом омуте …( черти водятся)

После драки …( кулаками не машут)

За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь

Милые бранятся …(только тешатся

Баба с возу …( кобыле легче)

  (Слово не воробей)   … вылетит – не поймаешь.

Лежачего …( не бьют)

  ( Соловья )   … баснями не кормят.

Не говори гоп, пока …( не перепрыгнешь)

Чем бы дитя ни  тешилось …( лишь  бы не плакало)

 (  Близко локоть)  … да не укусишь.

Не было печали … так купила баба порося)

   Чем богаты …( тем и рады)

   ( цыплят )   … по осени считают.

Щи да каша …( пища наша _

Что с возу упало …( то пропало)

 ( Кто старое помянет) … тому глаз вон.

Гром не грянет( …Мужик не перекрестится)

  Как аукнется …(так и откликнется)

На ловца …( И зверь бежит)

Чем дальше в лес …( тем больше дров)

  Не зная броду  … не суйся в воду.

 Любовь не картошка …( не выбросишь в окошко)

  Любишь кататься …( люби и саночки возить)

 Не рой другому яму …( Сам в нее попадещь)

Делу время …… (потехе час.)

 Семь раз отмерь …( 1 отрежь)

 (  Нечего на зеркало пенять) … коли рожа крива.

Не всё коту …( масленица)


2.Закончи строфу, назовите произведение и  его автора

1) « Осел увидел Соловья и говорит ему: «…..»

2) «Ягненок в жаркий день….»

3) «Жил- был добрый царь Матвей…..»

4) « Ветер, ветер! Ты могуч,…»

5) « Изведал враг в тот день немало…..»

6)  « Белый снег, пушистый…»

7) « Зима недаром злится,….»

8) « Несет меня лиса, за быстрые леса,….»

9) « Хозяин спрашивал: « Ты звезд теченье знаешь?....»

10)  « У лукоморья дуб зеленый»…

 11) «Буря мглою небо кроет, вихри снежные кружа…»

3.Знатоки литературы.

1. Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые)

2.Как начинается «Сказка о золотой рыбке»?      (« Жили-были старик со 3.старухой у самого синего моря»)

4.Что такое «лукоморье»? (Излучина морского берега)

5.Какой герой, собираясь жениться в своей деревне,  отправился косить траву  «в края дальние»( «Косарь». А.В.Кольцов)

6. Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зи

4.Литературная пауза. (Инсценирование отрывков из литературных произведений).

 

5. «Ты – мне, я – тебе». (Каждый участник команды читает первую строчку  какого-либо стихотворения, участник команды соперников должен закончить четверостишие, сказать, как  называется произведение, кто его автор ).

6. «Дальше, дальше!» ( За три минуты команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.)

Вопросы для первой команды.

-Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)

-Автор «Приключений Чиполлино»? (Джани Родари)

-В каком году родился Пушкин?  (В 1799 году)

-Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)

-Выдающийся русский ученый-энциклопедист, именем которого назван

Московский университет?   (М.В.Ломоносов)

-Автор произведения «Приключения Тома Сойера»?  (Марк Твен)

-Автор сказки «Черная курица, или Подземные жители»? ( А. Погорельский)

- Из какого произведения эти строки:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя… ? (М. Ю. Лермонтов. «Утес»)

-Как называется момент наивысшего действия в художественном произведении? (Кульминация)

-Автор книги «Вечера на хуторе близ Диканьки»? (Н.В.Гоголь)

-Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты)

-Назовите двусложные стихотворные размеры. (Ямб, хорей)

- Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом (Баллада)

-Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

-Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)

-Главнейшие элементы сюжета? (Завязка, развитие действия, кульминация и развязка)

-Автор произведения «Левша»? (Н.С. Лесков)

- Автор рассказа «Бежин луг»? (И.С.Тургенев)

-Из какого произведения эти строки:

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. ( Крылов. «Квартет»)

-Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина  и Черномор? («Руслан и Людмила»)

     -В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

-Из какого произведения эти строки:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов. «Бородино»)

- Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях  и народных героях? (Былина)

-В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы? (В.Распутин. «Уроки французского»)

-Вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова? (Литература)

Вопросы для второй команды.

-Имя няни  Пушкина?  (Арина Родионовна)

-Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин?  (Осень)

-Как звали друга Тома Сойера ? (Гекльберри  Финн)

-Автор книги «Путешествия Лемюэля  Гулливера»?   (Дж. Свифт)

-Автор строк

Не позволяй душе лениться!                                                                                                                                                                      

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

 И день и ночь, и день и ночь!   (Н. А. Заболоцкий)

-Автор баллады «Кубок»? (В. А. Жуковский )                                                                                                                                     - Из какого произведения эти строки:

 Под ним струя светлей лазури,

 Над ним луч солнца золотой…

 А он, мятежный, просит бури,

 Как будто в бурях есть покой!          (М. Ю. Лермонтов. «Парус»)

-Как называется необычный порядок слов, придающий фразе особую выразительность?   (        Инверсия.)

-Автор произведения «Песнь о вещем Олеге»?  ( А.С.Пушкин)

-Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета)

-Назовите трехсложные стихотворные размеры. (Дактиль, анапест, амфибрахий)

-Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма)

-Речь одного человека в произведении? (Монолог)

-Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения? (Псевдоним)

-Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)

-Автор рассказа «Хамелеон»? (А.П.Чехов)

-Автор  «Бородино»? (М.Ю.Лермонтов)

-Из какого произведения эти строки:

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. (И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»)

-Герою какого произведения бабушка привезла из города “пряник конем”? (В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»)

-К кому обращается А.С.Пушкин: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» (К Ивану Пущину)

- В каком произведении Пушкина изображена эта картина природы:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна освещает снег летучий.

Мутно небо, ночь мутна… («Бесы»)

-Кому из писателей принадлежат псевдонимы: Антоша, Человек без селезенки, Брат моего брата, Антоша Чехонте? (А.П.Чехову)                                                    - Героями какого произведения являются «золотая курочка на высоких ножках» и «мужичок в мешочке»? (М.М Пришвин. «Кладовая солнца», Настя и Митраша)

-Литературное наследие писателей, признанных лучшими в мировой литературе. (Классика)

7.

1. Назовите известного русского писателя 19 века, который сочинял сказки для взрослых. Правильный ответ: М.Е.Салтыков-Щедрин.

2.Кто автор этих строк и в каком произведении они живут:

«Горит восток зарею новой,

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули». Правильный ответ: А.С.Пушкин. «Полтава»

3.О каком жанре идет речь в этом определении:

Это лиро-эпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется. Правильный ответ: поэма.

4.В.Г.Белинский определил своеобразие повестей этого писателя так: «Его повести смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтете». Кто автор этих повестей? Правильный ответ: в черном ящике портрет Н.В.Гоголя.

Подведение итогов

Список использованной литературы:

1. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. /Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2005.

2. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. / Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин и др. – М.: Дрофа, 1999.

3. Литература. 5класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. /Автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2004.

4. Г. А. Волопьярова Литературные олимпиады.  М.: Творческий центр,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....

Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город» Мероприятие для учащихся 7-8 классов в дни Декады естествознания - создание и защита проектов «Мой любимый город»

Тип мероприятия: формирующий, проблемный, развивающий.Участники: классы одной параллели.Задачи:Образовательные:- активизировать глубокий, познавательный интерес учащихся к истории первого города...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Игры – викторины: «Музыкальный глобус» для учащихся 8-ых классов."Евразия" для учащихся 7 класса.

Пример внеклассных мероприятий, которыевызывают положительную мотивацию в овладении учащимися географическими знаниями, повышать интерес к предмету, развивать коммуникативные навыки....

Методическое пособие для учащихся 7-х классов по теме: «Развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх (футбол)».

Материал содержит методику занятий, направленную на развитие скоростной и общей выносливости, быстроты, игровой ловкости учащихся 7-х классов в спортивных играх на базе футбола....