Интеллектуальная игра "Физбой"
план-конспект занятия (8 класс)

Внеклассное мероприятие по физике в 8-х классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_fizike_v_8.docx69.19 КБ
Файл materialy_dlya_komand.docx57.65 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по физике в 8-х классах: интеллектуальная игра "Физбой" 

Эпиграф: «Человек страшится только того,  чего не знает, знанием побеждается всякий страх» В.Г. Белинский

Цель игры: Актуализация знаний обучающихся в  предметной области «Физика», а также выявление одаренных обучающихся, способных  применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи:

  • повысить интерес обучающихся к физике, как одному из предметов естественно-научного цикла;
  • стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность;
  • научить применять знания в новой ситуации, а также  грамотно объяснять происходящие физические явления;
  • продолжить развивать и закреплять навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;
  • формировать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать  в группах, умения оценивать деятельность товарища.

Ход игры

Учитель-организатор предлагает членам команд задания, используя компьютерную презентацию.

Конкурс №1. Лабиринт «Физические величины»

В лабиринте зашифровано 12 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

рис.1

Ответы к конкурсу № 1: 

время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура,  масса, путь,  скорость, вес.

Конкурс №2. «Всем известный метр...»

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физ. кабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...

Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.

Например: термометр – температура

Ответы к конкурсу №2:

  • динамометр – сила;
  • метр – длина;
  • спидометр – скорость;
  • барометр – атмосферное давление;
  • манометр – давление;
  • гигрометр, психрометр – влажность воздуха;

Конкурс №3. «Физические загадки»

Каждый правильный ответ приносит  1 балл команде.

  1. Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)
  2. Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)
  3. Чист и ясен, как алмаз,  дорог не бывает, он от матери рожденсам ее рождает(Лед)
  4. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)
  5. Меня никто не видит, но всякий слышит. А спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит (Гром и молния)
  6. Весь век идет Еремушка,
    Ни сна ему, ни дремушки.
    Шагам он точный счет ведет,
    А с места все же не сойдет      (Часы)
  7. И в тайге, и в океане
    Он отыщет путь любой.
    Умещается в кармане.
    А ведет нас за собой.  (Компас.)
  8. Две сестры качались, правды добивалась, а когда добились, то остановились (Весы)
  9. Через нос проходит в грудь
    И обратный держит путь.
    Он невидимый, и все же
    Без него мы жить не можем.  (Воздух.)                                                                                                        

Конкурс №4. «Согласны ли вы с тем, что... »

Напишите рядом с вопросами «да» или «нет».

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

  1. ...водяной пар имеет вид белых клубов? (нет)
  2. ...удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? (да)
  3. ...холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? (нет)
  4. ...в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? (да)
  5. ...появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Гука? (нет)
  6. ...гигрометром измеряют влажность воздуха? (да)

Конкурс капитанов.

Рассказ, в котором перепутаны все единицы измерения, необходимо быстро исправить ошибки, правильно расставить единицы измерения. Выигрывает тот капитан, который справится с заданием быстрее. Оценивается быстрота выполнения работы в 5 баллов. 

        «Я встал пораньше в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 км молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое – 50С. Утром было прохладно, температура всего 10 ч тепла. Поэтому я шел быстро, со скоростью 5 л в час. Пришел, закинул удочку. Не прошло и 20 см, как я поймал первую рыбину. Большущую: длиной 50 мин и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха».

Конкурс №5. «Знатоки физики»

Дать ответы на вопросы (каждый правильный ответ приносит 1 балл команде):

  1. Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой? (Нет, шуба не греет, она обладает плохой теплопроводностью, замедляет приток тепла ко льду и устраняет конвекцию)
  2. Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему? (Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг нее оболочку пара, этот пар и подбрасывает каплю вверх)
  3. Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным? (Металл, обладая большей, чем дерево, теплопроводностью, отводит от тонкой пленки воды теплоту настолько быстро, что она охлаждается ниже температуры плавления и замерзает.)
  4. Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды? (Пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации.)
  5. Почему изморозь (иней) на деревьях исчезает иногда без оттепели? (Изморозь, или иней, – вода в кристаллическом состоянии, она испаряется при любой температуре.)
  6. Если в мае или в сентябре днем было ясно, а вечером небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозка? (Нет, потому что облака задерживают излучение Землей тепловых лучей, и сильного понижения температуры на поверхности Земли не происходит.)
  7. Количество тепла, получаемое от солнечных лучей в течение года Арктикой, значительно больше, чем получаемой же площадью в Крыму. Почему же в Крыму летом жарко, а в Арктике холодно? (Потому что в Арктике большая часть лучистой энергии, доставляемой солнечными лучами, не поглощается, а отражается снегом обратно.)
  8. Почему в мороз снег скрипит под ногами? (Ломаются сотни снежинок-кристалликов)

Конкурс №6. «Обгоним на задаче»

Задания для команд.

1 команда

  1. Переведи в Си 90 км/ч в м/с. Ответ: 25 м/с
  2. Какое количество теплоты необходимо для нагревания 400 г серебра от 22 до 25С? Удельная теплоемкость серебра 250 Дж/(кг∙С). Ответ: Q 200000Дж=200кДж
  3. В алюминиевый бак массой 2 кг. Какое количество теплоты требуется для нагревания бака с водой от 20°С до 100°С? Удельная теплоёмкость алюминия – 920 Дж/(кг∙С). Ответ: Q=147200Дж

2 команда

  1. Перевести в Си 72 км /ч в м/с. Ответ: 20 м/с
  2. Какое количество теплоты необходимо для охлаждения 500 г серебра от 12 до 14С? Удельная теплоемкость серебра 250 Дж/(кг∙С). Ответ: 250 Дж
  3. В алюминиевый бак налита вода массой 10 кг. Какое количество теплоты требуется для нагревания бака с водой от 20°С до 100°С?

Удельная теплоёмкость воды – 4200Дж/(кг ∙С). Ответ: 3360 кДж

3 команда

  1. Переведи в Си 36 км/ч в м/с. Ответ: 10м/с
  2. Какое количество теплоты необходимо для нагревания 300 г серебра от 32 до 45С? Удельная теплоемкость серебра 250 Дж/(кг∙С). Ответ: 750 Дж
  3. В алюминиевый бак массой 2 кг. Какое количество теплоты требуется для нагревания бака с водой от 20°С до 100°С? Удельная теплоёмкость алюминия – 920 Дж/(кг∙°С). Ответ: 147200 Дж

4 команда

  1. Перевести в Си 54 км /ч в м/с. Ответ: 15 м/с
  2. Какое количество теплоты необходимо для охлаждения 600 г серебра от 10 до 40С? Удельная теплоемкость серебра 250 Дж/(кг∙С). Ответ: 4500 Дж
  3. В алюминиевый бак налита вода массой 10 кг. Какое количество теплоты требуется для нагревания бака с водой от 20°С до 100°С?

Удельная теплоёмкость воды – 4200 Дж/(кг∙°С). Ответ: 3360 кДж

Конкурс №7. «Знатоки формул»

Каждый правильный ответ приносит  1 балл команде.

Конкурс. «Знатоки формул»

Ответы

s =  ∙ ?

Q = q ∙ ?

s =  ∙ t

Q = q ∙ m

Fтяж = ? ∙ g

Q = cm (? - ?)

Fтяж = m ∙ g

Q = cm (t1 – t2)

Подведение итогов.

Обращение к членам жюри:

Жюри!
От Вас в игре зависит очень много,
Вы рассудите справедливо ход игры и строго.
Ребята верят Вам, надеются на Вас!

Жюри подводит подсчет набранных очков за игру каждой командой, объявляет победителей.

Протокол результатов  интеллектуальной игры «Физбой»

Название команды

Количество баллов за конкурсы

Итого баллов

Место

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обращение к участникам игры:

Ребята!
«И пусть преграды вас не остановят,
И новые миры к себе манят!
Вам оставить след в науке стоит
И внести в открытия свой вклад!»

Используемая литература:

  1. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.– М.; ВАКО, 2006. – 176 с. – (Мастерская учителя).
  2. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлечённых. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 188, [1] с. – (Библиотека школьника).
  3. Наволокова Н.П. [и др.]; под общ. ред. Ненашева И.Ю. Предметная неделя физики в школе – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 272 с. – (Библиотека учителя).


Предварительный просмотр:

Лабиринт «Физические величины»

рис.1

Лабиринт «Физические величины»

рис.1

Конкурс. «Согласны ли вы с тем, что... »

Напишите рядом с вопросами «да» или «нет».

  1. ...водяной пар имеет вид белых клубов? 
  2. ...удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? 
  3. ...холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? 
  4. ...в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? 
  5. ...появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Гука? 
  6. ...гигрометром измеряют влажность воздуха? 

Лабиринт «Физические величины»

рис.1

Лабиринт «Физические величины»

рис.1

Конкурс. «Согласны ли вы с тем, что... »

Напишите рядом с вопросами «да» или «нет».

  1. ...водяной пар имеет вид белых клубов? 
  2. ...удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? 
  3. ...холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? 
  4. ...в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? 
  5. ...появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Гука? 
  6. ...гигрометром измеряют влажность воздуха? 

1 команда                                                                        Задания для команд.

  1. Переведи в Си 90 км/ч в м/с
  2. Какое количество теплоты необходимо для нагревания 400 г серебра от 22 до 25С? Удельная теплоемкость серебра 250 Дж/(кг∙С)
  3. В алюминиевый бак массой 2 кг. Какое количество теплоты требуется для нагревания бака с водой от 20°С до 100°С? Удельная теплоёмкость алюминия – 920 Дж/(кг∙С)

2 команда                                                                             Задания для команд.

  1. Перевести в Си 72 км /ч в м/с
  2. Какое количество теплоты необходимо для охлаждения 500 г серебра от 12 до 14С? Удельная теплоемкость серебра 250 Дж/(кг∙С)
  3. В алюминиевый бак налита вода массой 10 кг. Какое количество теплоты требуется для нагревания бака с водой от 20°С до 100°С? Удельная теплоёмкость воды – 4200Дж/(кг ∙С)

 

3 команда                                                                                            Задания для команд.

  1. Переведи в Си 36 км/ч в м/с
  2. Какое количество теплоты необходимо для нагревания 300 г серебра от 32 до 45С? Удельная теплоемкость серебра 250 Дж/(кг∙С)
  3. В алюминиевый бак массой 2 кг. Какое количество теплоты требуется для нагревания бака с водой от 20°С до 100°С? Удельная теплоёмкость алюминия – 920 Дж/(кг∙°С)

4 команда                                                                         Задания для команд.

  1. Перевести в Си 54 км /ч в м/с
  2. Какое количество теплоты необходимо для охлаждения 600 г серебра от 10 до 40С? Удельная теплоемкость серебра 250 Дж/(кг∙С)
  3. В алюминиевый бак налита вода массой 10 кг. Какое количество теплоты требуется для нагревания бака с водой от 20°С до 100°С? Удельная теплоёмкость воды – 4200 Дж/(кг∙°С)

Конкурс. «Согласны ли вы с тем, что... »

Напишите рядом с вопросами «да» или «нет».

  1. ...водяной пар имеет вид белых клубов? 
  2. ...удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? 
  3. ...холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? 
  4. ...в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? 
  5. ...появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Гука? 
  6. ...гигрометром измеряют влажность воздуха? 

Конкурс. «Согласны ли вы с тем, что... »

Напишите рядом с вопросами «да» или «нет».

  1. ...водяной пар имеет вид белых клубов? 
  2. ...удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? 
  3. ...холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? 
  4. ...в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? 
  5. ...появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Гука? 
  6. ...гигрометром измеряют влажность воздуха? 

Конкурс. «Знатоки формул»

Конкурс. «Знатоки формул»

s =  ∙ ?

Q = q ∙ ?

s =  ∙ ?

Q = q ∙ ?

Fтяж = ? ∙ g

Q = cm (? - ?)

Fтяж = ? ∙ g

Q = cm (? - ?)

Конкурс. «Знатоки формул»

Конкурс. «Знатоки формул»

s =  ∙ ?

Q = q ∙ ?

s =  ∙ ?

Q = q ∙ ?

Fтяж = ? ∙ g

Q = cm (? - ?)

Fтяж = ? ∙ g

Q = cm (? - ?)

«Я встал пораньше в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 км молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое – 50С. Утром было прохладно, температура всего 10 ч тепла. Поэтому я шел быстро, со скоростью 5 л в час. Пришел, закинул удочку. Не прошло и 20 см, как я поймал первую рыбину. Большущую: длиной 50 мин и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха».

«Я встал пораньше в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 км молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое – 50С. Утром было прохладно, температура всего 10 ч тепла. Поэтому я шел быстро, со скоростью 5 л в час. Пришел, закинул удочку. Не прошло и 20 см, как я поймал первую рыбину. Большущую: длиной 50 мин и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха».

«Я встал пораньше в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 км молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое – 50С. Утром было прохладно, температура всего 10 ч тепла. Поэтому я шел быстро, со скоростью 5 л в час. Пришел, закинул удочку. Не прошло и 20 см, как я поймал первую рыбину. Большущую: длиной 50 мин и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха».

«Я встал пораньше в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 км молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое – 50С. Утром было прохладно, температура всего 10 ч тепла. Поэтому я шел быстро, со скоростью 5 л в час. Пришел, закинул удочку. Не прошло и 20 см, как я поймал первую рыбину. Большущую: длиной 50 мин и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Конспект интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний" для подготовительных к школе групп. Задания интеллектуальной олимпиады по блокам.

Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников.Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н. Цели: 1. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки детей в области элементар...

Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы

Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...

Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...