Роль преподавателя ОБЖ в воспитании культуры безопасности обучающихся
статья
Роль преподавателя ОБЖ в воспитании культуры безопасности обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_prepodavatelya_obzh_v_vospitanii_kultury_bezopasnosti_obuchayushchihsya.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль преподавателя ОБЖ в воспитании культуры безопасности обучающихся
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей.
В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек здорового образа жизни.
Модель педагогического обеспечения безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении построена на принципах комплексности, системности, доступности, интеграции, преемственности, социализации.
Суть обеспечения безопасности жизнедеятельности заключается в формировании у обучающихся основных понятий об опасностях, выработке у них умений прогнозировать опасности и их последствия в процессе жизнедеятельности, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях, эффективность которого должна рассматриваться не в краткосрочной, а в долговременной перспективе.
Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности и в том числе безопасными приемами работы. При этом психолого-педагогическая подготовка работников и обучающихся, освоение ими общей культуры безопасного поведения являются определяющими факторами в профилактике школьного травматизма, как в сфере образования, так и на любых других объектах.
В школе имеется кабинет ОБЖ. Формирование навыков безопасного поведения осуществляется через теоретическое и практическое обучение - урок, практическое занятие, тематический классный час, семинар, круглый стол, инструктаж, тематические дни, предметная неделя знаний, деловые игры, тренировки по гражданской обороне и пожарной безопасности.
Вся эта классная и внеклассная работа создает дополнительные возможности повышать, расширять знания учащихся и работников ОУ в области охраны труда и безопасного поведения в быту и в школе, применять полученные теоретические знания в жизненных ситуациях, формировать ценностное отношение к своему собственному поведению в стенах учебного заведения и вне ее, наконец, к своему здоровью и жизни.
В своей работе я использую разнообразные по форме и содержанию виды урочной и внеклассной работы с обучающимися:- тематические дни;- деловая игра;- викторина;- занятия внеурочной деятельности Готов к спасению жизни;- инструктирование.
На уроках ОБЖ я знакомлю обучающихся с нормативно-правовой базой охраны труда, порядком обеспечения и организации охраны труда в сфере учебной деятельности; условиями труда и воздействием негативных факторов окружающей среды на организм человека; причинами возникновения и профилактикой травматизма и школьных заболеваний.
Обучаю правильно применять методы и средства защиты от их воздействия; обеспечивать условия для безопасной эксплуатации всех видов электрооборудования; оценивать уровень травматизма на производстве; разрабатывать мероприятий по его предупреждению.
1. За последние 3 года наблюдается снижение случаев травматизма с обучающимися в школе.
2. Возрос интерес обучающихся к изучению предмета ОБЖ.
3. Многие творческие работы обучающихся (рефераты, кроссворды, электронные презентации) стали наглядными пособиями для проведения уроков ОБЖ, тематических дней.
4. Внеклассная работа с обучающимися является способом организации досуга подростков, отвлекает их от вредных привычек, пустого времяпрепровождения, приобщает их к здоровому, осмысленному, творческому, безопасному, активному образу жизни.
Основная задача ОБЖ – подготовить обучающихся к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, сформировать у них навыки здорового образа жизни и умения в оказании первой медицинской помощи при различных видах травм и повреждениях.
Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Изучение курса позволяет обучающимся получать систематизированное представление об опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом их возможностей.
Цель изучения курса ОБЖ – стать ключевым звеном в формировании человека безопасного типа – личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.
Задачи:
– дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе самых неблагоприятных;
– научить правильно действовать в случаях природных и техногенных катастроф;
– научить адекватно действовать в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях.
– воспитывать патриотические чувства.
III. Направления работы
Ключевые направления в работе учителя ОБЖ:
1.работа с допризывной молодежью;
2.патриотическое воспитание;
3.работа по обеспечению безопасности участников педагогического процесса;
Основные задачи работы в этом учебном году:
-использование и апробация активных методов обучения на уроках ОБЖ с использованием ИКТ;
-использование в урочной и внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
-формирование у учащихся стойкой положительной мотивации здорового образа жизни, занятий физ.культурой и спортом;
-воспитание патриотизма и ответственности за школьный коллектив, активно используя внеурочные формы работы по ОБЖ;
-повышение эффективности проведения предметных недель, других форм для повышения ЗУН по курсу ОБЖ.
IV. Безопасность детей в ЧС
Жизнь не становится проще или легче, опасности зачастую таятся в самых обычных местах. Даже ежедневный поход ребенка в школу может обернуться настоящей трагедией. Поэтому все больше внимания я уделяю вопросам безопасности жизнедеятельности и подготовки детей к чрезвычайным ситуациям различного рода. Перечень тем разнообразен: от действий в условиях терроризма, обеспечения пожарной безопасности до оказания первой помощи пострадавшим и проблем семьи.
Творчески подхожу к учебному процессу, включаю элементы практики. Один из них: для беседы в класс я приглашаю работников МЧС, заранее договорившись с ними о ходе урока. Практически сразу же после начала занятий один из них попросил детей встать и выйти из кабинета. Дети послушно встали со своих мест и направились к выходу, но в этот момент я их остановила, задав вопрос: А почему вы сразу же поверили незнакомому мужчине, который представился работником МЧС?
– Это еще полбеды! Самую непростительную ошибку совершила ученица, которая при выходе из-за парты уронила беспризорный полиэтиленовый пакет, стоящий в проходе. Если бы там было взрывное устройство, оно вполне могло сработать.
Конечно, приведенные выше приемы и логические заключения не бесспорны. Многие из числа моих коллег наверняка подискутируют об этом. Ну, например, что значит незнакомый мужчина представился работником МЧС. Это же происходило не на улице, а в классе, в школе, куда после Беслана незнакомых мужчин попросту не пускают.
Или вопрос: почему дети послушались опять же незнакомого мужчину и стали выходить из класса? Почему послушались – понятно: конечно же, знали, что будет открытый урок и тоже старались вовсю, помогая и подыгрывая и мне, и приглашенным. А как иначе им следовало себя вести – хором спросить у него паспорт? Требовать вызова или самим вызывать директора школы для опознания незнакомого мужчины? Звонить по 01?
А если исходить из того, что это урок не по терроризму, а по пожарной безопасности и пришедший незнакомец (ладно, пусть незнакомец) – первый свидетель начавшегося в школе пожара, желающий без паники и давки вывести детей на улицу? Что делать школьникам – тоже сидеть на местах до выяснения обстоятельств?
Можно осуждать школьницу по поводу неосторожного обращения с беспризорным пакетом у ее парты. Но можно также задавать вопросы по поводу его появления там – снова происки незримого врага? Или предложить всем школьникам подписать свои пакеты и перед началом каждого урока проверять, не появились ли беспризорные. В общем, на сам урок времени может не остаться...
И еще одно: некоторые школьники уже успешно срывают уроки такими творческими приемами, как ртутные разливы, телефонный терроризм и т.п. С помощью беспризорных пакетов у соседней парты они этого пока не делали...
Что тут говорить – тема терроризма актуальна и сложна. Столь же нелегко донести ее суть и наиболее принципиальные моменты этой темы до школьников, не превращая ее ни в трагедию, ни в фарс. Несмотря на те сомнительные моменты, о которых я попытались порассуждать выше, творческий поиск приемов раскрытия данной темы можно только приветствовать.
Чего только я не делаю, чтобы сделать урок поучительным, оригинальным, лучшим: разыгрывала сценки, показывала фильмы, делила учащихся на группы, задавала каверзные задачки и отвечала на бесхитростные, но порой нелегкие вопросы детей.
Практически всегда стараюсь, прежде всего, быть услышанной и понятной детьми. Достичь этого бывает непросто. Трудно бывает и детям в присутствии большого количества посторонних, высокоавторитетных людей. Хочешь не хочешь, заволнуешься, можешь в чем-то ошибиться. Но многие дети, поборов первый страх и неуверенность, увлеченно участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
V. Действия при пожаре
Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые, но и дети и подростки. При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар происходит по вине ребят. Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по причине шалости детей и неосторожного обращения с огнем, констатирует о необходимости проведения противопожарной пропаганды и обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности, обратив особое внимание на изучение норм и правил пожарной безопасности (ППБ) в части обеспечения защиты людей при пожарах, изучение типов средств защиты органов дыхания, предназначенных для безопасности эвакуации людей при пожарах, а также проведение тренингов поведения обучающихся в случаях возникновения пожаров, террористических, криминальных и других рисков.
Формирование у обучающихся в школе системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного внеучебного времени и должно осуществляться не только в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ, но и путем проведения внеклассных мероприятий (занятия, классные часы, практикумы, "круглые столы", викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности и др.) в течение всего учебного года и в особенности по окончании учебы перед каникулярным отдыхом, когда обучающимся крайне важно напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении. С обучающимися изучаются требования норм и правил пожарной безопасности и формирование навыков безопасного поведения при возникновении пожаров в жилом секторе, в общественных зданиях (в том числе при возникновении паники) и на промышленных предприятиях, способов эвакуации из горящего здания, навыки использования первичных средств пожаротушения; обучать способам эвакуации из задымленных общественных зданий с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитных комплектов), другим способам эвакуации.
Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах являются тренировки с обучаемыми по отработке плана эвакуации при пожаре в школе.
Для обеспечения эффективности образовательного процесса в области пожарной безопасности необходимо использовать:
– бытовой материал, который дает возможность усилить яркость и достоверность в изображении пожароопасной обстановки (примеры и случаи из жизни, воспоминания учителя и обучающихся и т.п.);– образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители различных марок, пожарный рукав, пожарный ствол, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);– средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты);– статистику пожаров за определенный период, пострадавших в них и т.п.; – факты из жизни школы, города, района, где расположено образовательное учреждение.
VI. Здоровый образ жизни и профилактика ЧС
По данным Минздрава России, в школе абсолютно здоровы лишь 11-12 % детей. За последнее время увеличилось число детей, болеющих инфекционными, гельминтозными, кожными и другими заболеваниями. Возросло число бытовых травм у детей школьного возраста. Систематические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют школьники. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России увеличилось количество детей, попавших в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющиеся жертвами насилия.
В связи с этим возрастает роль и ответственность учителя ОБЖ за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.
Разнообразные природные риски от землетрясений, наводнений, оползней, обвалов, селей и многих других опасных природных и индуцированных непродуманной деятельностью техноприродных процессов были в числе первых рисков, с которыми столкнулся и продолжает сталкиваться человек, неся при этом огромные и увеличивающиеся с каждым годом социальные, экономические и экологические потери. За последние 30 лет прошлого столетия от аварий в техногенной сфере и стихийных бедствий в России пострадало более 10 млн. человек, из них погибло около 500 тыс. (Справочник по опасным). Владение информацией о возможных местах, интенсивности, размерах и сроках проявления опасных процессов, способных нанести ущерб, позволяет своевременно разработать и провести мероприятия по предупреждению и локализации такого ущерба. Цель учителя ОБЖ в этих ситуациях очень важна. Для достижения этих целей решаются следующие задачи:
– понятие важности этой проблемы;– защита детей от чрезвычайных и опасных ситуаций;– спасение жизни другого человека.
VII. Заключение
И если мы не готовы, не знаем, как защитить себя, свой дом и имущество от стихийных сил природы и других чрезвычайных ситуаций, может возникнуть такая опаснейшая ситуация, которая не только будет угрожать жизни людей, их интересам, но даже и безопасности страны. Многие явления могут приобрести такую силу, что трудно будет что-то предпринять.
Люди поступают так, как они научены. В нашей жизни всегда существовали и будут существовать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его современных и грамотных действий. Именно поэтому моей целью, как учителя ОБЖ, является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях. Умение оказывать само- и взаимопомощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль олимпийского образования в воспитании духовной личности обучающегося
Статья посвящена изучению роли олимпийского образования в воспитании духовной личности обучающегося. Содержание учебно-воспитательного процесса сориентировано на усиление изначальной роли к...
Система целей воспитания культуры безопасности
Материал в помощь учителю ОБЖ содержит классификацию и подробное описание целей воспитания культуры безопасности....
Методический доклад на тему: "Воспитание культуры безопасности на уроках ОБЖ"
Методический доклад по ОБЖ...
Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей.
Занятия по танцу содействуют эстетическому,художественному воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утвержда...
Роль национальных игр в воспитании и развитии обучающихся школьного возраста
“Есть одна только общая для всех прирожденная...
Особенности воспитания культуры безопасного поведения на дорогах у детей с ОВЗ ЗПР
Особенности воспитания культуры безопасного поведения на дорогах у детей с ОВЗ ЗПР. Опыт работы школы....
Воспитание культуры безопасности на уроках обж
Воспитание культуры безопасности на уроках обж...