Роль преподавателя ОБЖ в воспитании культуры безопасности обучающихся
статья

Медведев Александр Зинурович

Роль преподавателя ОБЖ в воспитании культуры безопасности обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль преподавателя ОБЖ в воспитании культуры безопасности обучающихся


          События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей.
           В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек здорового образа жизни.
          Модель педагогического обеспечения безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении построена на принципах комплексности, системности, доступности, интеграции, преемственности, социализации.

Суть обеспечения безопасности жизнедеятельности заключается в формировании у обучающихся основных понятий об опасностях, выработке у них умений прогнозировать опасности и их последствия в процессе жизнедеятельности, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях, эффективность которого должна рассматриваться не в краткосрочной, а в долговременной перспективе.
        Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами безопасности жизнедеятельности и в том числе безопасными приемами работы. При этом психолого-педагогическая подготовка работников и обучающихся, освоение ими общей культуры безопасного поведения являются определяющими факторами в профилактике школьного травматизма, как в сфере образования, так и на любых других объектах.
        В школе имеется кабинет ОБЖ. Формирование навыков безопасного поведения осуществляется через теоретическое и практическое обучение - урок, практическое занятие, тематический классный час, семинар, круглый стол, инструктаж, тематические дни, предметная неделя знаний, деловые игры, тренировки по гражданской обороне и пожарной безопасности.

Вся эта классная и внеклассная работа создает дополнительные возможности повышать, расширять знания учащихся и работников ОУ в области охраны труда и безопасного поведения в быту и в школе, применять полученные теоретические знания в жизненных ситуациях, формировать ценностное отношение к своему собственному поведению в стенах учебного заведения и вне ее, наконец, к своему здоровью и жизни.
        В своей работе я использую разнообразные по форме и содержанию виды урочной и внеклассной работы с обучающимися:- тематические дни;- деловая игра;- викторина;- занятия внеурочной деятельности Готов к спасению жизни;- инструктирование.
       На уроках ОБЖ я знакомлю обучающихся с нормативно-правовой базой охраны труда, порядком обеспечения и организации охраны труда в сфере учебной деятельности; условиями труда и воздействием негативных факторов окружающей среды на организм человека; причинами возникновения и профилактикой травматизма и школьных заболеваний.

Обучаю правильно применять методы и средства защиты от их воздействия; обеспечивать условия для безопасной эксплуатации всех видов электрооборудования; оценивать уровень травматизма на производстве; разрабатывать мероприятий по его предупреждению.

1. За последние 3 года наблюдается снижение случаев травматизма с обучающимися в школе.

2. Возрос интерес обучающихся к изучению предмета ОБЖ.

3. Многие творческие работы обучающихся (рефераты, кроссворды, электронные презентации) стали наглядными пособиями для проведения уроков ОБЖ, тематических дней.

4. Внеклассная работа с обучающимися является способом организации досуга подростков, отвлекает их от вредных привычек, пустого времяпрепровождения, приобщает их к здоровому, осмысленному, творческому, безопасному, активному образу жизни.

Основная задача ОБЖ – подготовить обучающихся к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, сформировать у них навыки здорового образа жизни и умения в оказании первой медицинской помощи при различных видах травм и повреждениях.
        Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
        Изучение курса позволяет обучающимся получать систематизированное представление об опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом их возможностей.
        Цель изучения курса ОБЖ – стать ключевым звеном в формировании человека безопасного типа – личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.
        Задачи:
         – дать учащимся специальные знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе самых неблагоприятных;

– научить правильно действовать в случаях природных и техногенных катастроф;

– научить адекватно действовать в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях.

– воспитывать патриотические чувства.

III. Направления работы


Ключевые направления в работе учителя ОБЖ:
1.работа с допризывной молодежью;
2.патриотическое воспитание;
3.работа по обеспечению безопасности участников педагогического процесса;
Основные задачи работы в этом учебном году:
-использование и апробация активных методов обучения на уроках ОБЖ с использованием ИКТ;
-использование в урочной и внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
-формирование у учащихся стойкой положительной мотивации здорового образа жизни, занятий физ.культурой и спортом;
-воспитание патриотизма и ответственности за школьный коллектив, активно используя внеурочные формы работы по ОБЖ;
-повышение эффективности проведения предметных недель, других форм для повышения ЗУН по курсу ОБЖ.
IV. Безопасность детей в ЧС
Жизнь не становится проще или легче, опасности зачастую таятся в самых обычных местах. Даже ежедневный поход ребенка в школу может обернуться настоящей трагедией. Поэтому все больше внимания я уделяю вопросам безопасности жизнедеятельности и подготовки детей к чрезвычайным ситуациям различного рода. Перечень тем разнообразен: от действий в условиях терроризма, обеспечения пожарной безопасности до оказания первой помощи пострадавшим и проблем семьи.
Творчески подхожу к учебному процессу, включаю элементы практики. Один из них: для беседы в класс я приглашаю работников МЧС, заранее договорившись с ними о ходе урока. Практически сразу же после начала занятий один из них попросил детей встать и выйти из кабинета. Дети послушно встали со своих мест и направились к выходу, но в этот момент я их остановила, задав вопрос: А почему вы сразу же поверили незнакомому мужчине, который представился работником МЧС?
– Это еще полбеды! Самую непростительную ошибку совершила ученица, которая при выходе из-за парты уронила беспризорный полиэтиленовый пакет, стоящий в проходе. Если бы там было взрывное устройство, оно вполне могло сработать.
Конечно, приведенные выше приемы и логические заключения не бесспорны. Многие из числа моих коллег наверняка подискутируют об этом. Ну, например, что значит незнакомый мужчина представился работником МЧС. Это же происходило не на улице, а в классе, в школе, куда после Беслана незнакомых мужчин попросту не пускают.
Или вопрос: почему дети послушались опять же незнакомого мужчину и стали выходить из класса? Почему послушались – понятно: конечно же, знали, что будет открытый урок и тоже старались вовсю, помогая и подыгрывая и мне, и приглашенным. А как иначе им следовало себя вести – хором спросить у него паспорт? Требовать вызова или самим вызывать директора школы для опознания незнакомого мужчины? Звонить по 01?
А если исходить из того, что это урок не по терроризму, а по пожарной безопасности и пришедший незнакомец (ладно, пусть незнакомец) – первый свидетель начавшегося в школе пожара, желающий без паники и давки вывести детей на улицу? Что делать школьникам – тоже сидеть на местах до выяснения обстоятельств?
Можно осуждать школьницу по поводу неосторожного обращения с беспризорным пакетом у ее парты. Но можно также задавать вопросы по поводу его появления там – снова происки незримого врага? Или предложить всем школьникам подписать свои пакеты и перед началом каждого урока проверять, не появились ли беспризорные. В общем, на сам урок времени может не остаться...
И еще одно: некоторые школьники уже успешно срывают уроки такими творческими приемами, как ртутные разливы, телефонный терроризм и т.п. С помощью беспризорных пакетов у соседней парты они этого пока не делали...
Что тут говорить – тема терроризма актуальна и сложна. Столь же нелегко донести ее суть и наиболее принципиальные моменты этой темы до школьников, не превращая ее ни в трагедию, ни в фарс. Несмотря на те сомнительные моменты, о которых я попытались порассуждать выше, творческий поиск приемов раскрытия данной темы можно только приветствовать.
Чего только я не делаю, чтобы сделать урок поучительным, оригинальным, лучшим: разыгрывала сценки, показывала фильмы, делила учащихся на группы, задавала каверзные задачки и отвечала на бесхитростные, но порой нелегкие вопросы детей.
Практически всегда стараюсь, прежде всего, быть услышанной и понятной детьми. Достичь этого бывает непросто. Трудно бывает и детям в присутствии большого количества посторонних, высокоавторитетных людей. Хочешь не хочешь, заволнуешься, можешь в чем-то ошибиться. Но многие дети, поборов первый страх и неуверенность, увлеченно участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
V. Действия при пожаре
Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые, но и дети и подростки. При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар происходит по вине ребят. Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по причине шалости детей и неосторожного обращения с огнем, констатирует о необходимости проведения противопожарной пропаганды и обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности, обратив особое внимание на изучение норм и правил пожарной безопасности (ППБ) в части обеспечения защиты людей при пожарах, изучение типов средств защиты органов дыхания, предназначенных для безопасности эвакуации людей при пожарах, а также проведение тренингов поведения обучающихся в случаях возникновения пожаров, террористических, криминальных и других рисков.
Формирование у обучающихся в школе системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного внеучебного времени и должно осуществляться не только в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ, но и путем проведения внеклассных мероприятий (занятия, классные часы, практикумы, "круглые столы", викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности и др.) в течение всего учебного года и в особенности по окончании учебы перед каникулярным отдыхом, когда обучающимся крайне важно напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении. С обучающимися изучаются требования норм и правил пожарной безопасности и формирование навыков безопасного поведения при возникновении пожаров в жилом секторе, в общественных зданиях (в том числе при возникновении паники) и на промышленных предприятиях, способов эвакуации из горящего здания, навыки использования первичных средств пожаротушения; обучать способам эвакуации из задымленных общественных зданий с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитных комплектов), другим способам эвакуации.
Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах являются тренировки с обучаемыми по отработке плана эвакуации при пожаре в школе.
Для обеспечения эффективности образовательного процесса в области пожарной безопасности необходимо использовать:
– бытовой материал, который дает возможность усилить яркость и достоверность в изображении пожароопасной обстановки (примеры и случаи из жизни, воспоминания учителя и обучающихся и т.п.);– образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители различных марок, пожарный рукав, пожарный ствол, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);– средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты);– статистику пожаров за определенный период, пострадавших в них и т.п.; – факты из жизни школы, города, района, где расположено образовательное учреждение.
VI. Здоровый образ жизни и профилактика ЧС
По данным Минздрава России, в школе абсолютно здоровы лишь 11-12 % детей. За последнее время увеличилось число детей, болеющих инфекционными, гельминтозными, кожными и другими заболеваниями. Возросло число бытовых травм у детей школьного возраста. Систематические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют школьники. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России увеличилось количество детей, попавших в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющиеся жертвами насилия.
В связи с этим возрастает роль и ответственность учителя ОБЖ за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.
Разнообразные природные риски от землетрясений, наводнений, оползней, обвалов, селей и многих других опасных природных и индуцированных непродуманной деятельностью техноприродных процессов были в числе первых рисков, с которыми столкнулся и продолжает сталкиваться человек, неся при этом огромные и увеличивающиеся с каждым годом социальные, экономические и экологические потери. За последние 30 лет прошлого столетия от аварий в техногенной сфере и стихийных бедствий в России пострадало более 10 млн. человек, из них погибло около 500 тыс. (Справочник по опасным). Владение информацией о возможных местах, интенсивности, размерах и сроках проявления опасных процессов, способных нанести ущерб, позволяет своевременно разработать и провести мероприятия по предупреждению и локализации такого ущерба. Цель учителя ОБЖ в этих ситуациях очень важна. Для достижения этих целей решаются следующие задачи:
– понятие важности этой проблемы;– защита детей от чрезвычайных и опасных ситуаций;– спасение жизни другого человека.
VII. Заключение
И если мы не готовы, не знаем, как защитить себя, свой дом и имущество от стихийных сил природы и других чрезвычайных ситуаций, может возникнуть такая опаснейшая ситуация, которая не только будет угрожать жизни людей, их интересам, но даже и безопасности страны. Многие явления могут приобрести такую силу, что трудно будет что-то предпринять.
Люди поступают так, как они научены. В нашей жизни всегда существовали и будут существовать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его современных и грамотных действий. Именно поэтому моей целью, как учителя ОБЖ, является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях. Умение оказывать само- и взаимопомощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль олимпийского образования в воспитании духовной личности обучающегося

Статья посвящена изучению роли олимпийского образования в воспитании  духовной личности обучающегося. Содержание учебно-воспитательного процесса сориентиро­вано на усиление изначальной роли к...

Система целей воспитания культуры безопасности

Материал в помощь учителю ОБЖ содержит классификацию и  подробное описание целей воспитания культуры безопасности....

Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей.

Занятия по танцу содействуют эстетическому,художественному воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утвержда...

Особенности воспитания культуры безопасного поведения на дорогах у детей с ОВЗ ЗПР

Особенности воспитания культуры  безопасного  поведения  на  дорогах  у детей с ОВЗ ЗПР. Опыт работы школы....

Воспитание культуры безопасности на уроках обж

Воспитание культуры безопасности на уроках обж...