Воспитание культуры безопасности на уроках обж
статья по обж

Касьянов Андрей Васильевич

Воспитание культуры безопасности на уроках обж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_bezopasnosti_na_urokah_obzh.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры безопасности на уроках ОБЖ

                               

     Изучение предмета ОБЖ способствует формированию культуры безопасного поведения учащихся, воспитанию личности, ведущей здоровый и безопасный образ жизни. Так как здоровье и безопасность подрастающего поколения - общенациональная ценность, роль предмета ОБЖ в системе образования трудно переоценить.

     Статистика прямо говорит о том, что в современных условиях не снижающейся динамики угроз и опасностей для человека от собственной жизнедеятельности в бытовой, социальной, природной и техногенной сферах организация учебного процесса в образовательных учреждениях должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета ОБЖ.  Количество ЧС, происходящих на территории страны, уровень смертности в результате различных несчастных случаев, происшествий однозначно свидетельствует  об отсутствии у граждан, в том числе детей, навыков безопасного поведения. В результате ЧС, согласно официальным данным МЧС, погибает более 1000 человек в год.

     Подавляющее большинство смертельных несчастных случаев  происходит в результате  отсутствия  элементарных умений и навыков личной и общественной безопасности. Для устранения данного положения необходимо  с самого рождения учить культуре безопасности, воспитывать личность безопасного типа. Не вызывает сомнения, что значительное место здесь занимает школа, средние и высшие профессиональные учебные заведения.

    Первое место среди ЧС занимают техногенные. Катастрофический износ производственных мощностей, моральное и физическое устаревание основных материальных фондов, человеческий фактор - вот основные причины происходящих в стране ЧС.

     К наиболее  страшным ЧС следует отнести пожары.

    Пожар - настоящее бедствие. В результате пожаров погибает в 20 раз больше людей, чем во всех ЧС. Каждые сутки  в среднем погибает почти 40 человек. При этом каждый шестой пожар происходит по вине детей! Самих же детей на пожарах погибает огромное количество - около 600. Кроме  погибших, десятки тысяч  получают травмы, остаются без крыши над головой.

    В год в стране происходит в среднем 200 тыс. ДТП,  в которых погибает почти 30 тыс. человек. Количество раненых и пострадавших  колоссальное - более 250 тыс. человек. Казалось бы, статистические данные показывают, что, например, в США в ДТП погибает намного больше, чем в у нас (на 10 тыс. человек). Но если учесть количество населения и автомобилей, то сравнение не в пользу страны. По количеству  погибающих в ДТП на 100 тыс. населения среди развитых стран наша страна находится на первом месте - 22 человека.

   С другой стороны, крайне низким остаётся у учащихся уровень самоидентификации  в опасных ситуациях, ответственности за самостоятельное принятие решения. Статистические данные показывают, что у детей размыты жизненные ценности. У большинства из них искажены представления о понятиях и средствах обеспечения безопасности жизнедеятельности. 

    В 2014 году в школе был проведён ряд исследований, в ходе которых учащихся просили назвать круг ассоциаций, которые возникли у них в связи со стимулом-понятием "безопасность жизнедеятельности". Были получены очень интересные, показательные данные:

  1. актуальная для детей среда жизнедеятельности (школа) в меньшей степени ассоциируется с безопасностью, чем, например, улица;

     2) физическая сила в большей мере ассоциируется с безопасностью      жизнедеятельности, чем интеллект;

    3) применение физических средств (оружие, нож) более отвечает требованиями безопасности жизнедеятельности, чем социальные связи, государство, законность;

    4) наличие денег и богатства в большей степени обеспечивает безопасность жизнедеятельности, чем хорошая работа, интеллект и законность;

       5) социальные контакты как элементы безопасности жизнедеятельности  менее приоритетны, чем в этой же роли оружие и деньги. 

      Вообще в представлениях школьников доминировала значимости таких элементов безопасности жизнедеятельности, как "физические атрибуты защиты" (28,7% экспериментальной выборки), "собственность" (26,3%), "положение в обществе " (17,5%). Таким компонентам, как "семья", "дом", "круг общения", "здоровье" и т. п., уделялось намного меньше внимания.

     Понятно, что установленные особенности представлений учащихся о безопасности жизнедеятельности не адекватны сложившимся реалиям безопасности и безотлагательно требуют определенной коррекции.

       Однако выживание и здоровье ребенка возможны лишь при условии сформированности у него культуры безопасности.

      Эффективное же воспитание культуры безопасности возможно лишь при организации соответствующего учебно-воспитательного процесса, предполагающего целенаправленную подготовку детей к профилактике и преодолению воздействия вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

     Подводя итог, на основе анализа складывающейся ситуации в России, оценки характера опасностей и угроз, а также с учетом актуализации потребности в безопасности личностного и общественного бытия можно сделать вывод, что задачей минимума воспитания и обучения в школе  должно стать формирование личности безопасного типа. Это должно стать ключевым звеном гуманитаризации воспитания и обучения и стержнем концепции курса ОБЖ в сфере образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система целей воспитания культуры безопасности

Материал в помощь учителю ОБЖ содержит классификацию и  подробное описание целей воспитания культуры безопасности....

Обучению здоровью и воспитание культуры здоровья на уроках ОБЖ и ОЗОЖ.

Презентация к выступлению на методическом объединении....

Особенности воспитания культуры безопасного поведения на дорогах у детей с ОВЗ ЗПР

Особенности воспитания культуры  безопасного  поведения  на  дорогах  у детей с ОВЗ ЗПР. Опыт работы школы....

Воспитание культуры чтения на уроках литературы (из опыта работы)

Воспитание культуры чтения на уроках литературы (из опыта работы)...

Роль преподавателя ОБЖ в воспитании культуры безопасности обучающихся

Роль преподавателя ОБЖ в воспитании культуры безопасности обучающихся...