Система целей воспитания культуры безопасности
статья по обж на тему
Материал в помощь учителю ОБЖ содержит классификацию и подробное описание целей воспитания культуры безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_tseley_vospitaniya_kultury_bezopasnosti.docx | 15.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение учителей ОБЖ и физкультуры
Алексеевского муниципального района
Волгоградской области
Система целей воспитания
культуры безопасности
Доклад учителя ОБЖ
МБОУ Стеженской СОШ
Солдатова А.В.
2013-2014 уч. год
Проблема целей воспитания культуры безопасности нашла отражение в педагогике и методике обучения основам безопасности. Показательно мнение педагога Т.Ф.Акбашева: «Я выделяю только одну цель образования – это готовность к выживанию». На основе анализа базовых ценностей Е.В.Бондаревская и С.В.Кульневич сформулировали идею (реализуемую в образовательно-воспитательном процессе) – воспитание безопасной личности, т.е. личности, неспособной причинить вред ни людям, ни природе, ни самой себе.
Понятие «личность безопасного типа» рассматривается в книге Л.И.Шершнёва «Безопасность человека». В ней отмечается, что целью общества, всей системы воспитания и обучения становится формирование личности, безопасной прежде всего для себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие и способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз. Анализируя предпосылки формирования личности безопасного типа, авторы называют социальные и психологические характеристики такой личности.
Как отмечает Б.Мишин, целью курса ОБЖ является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.
Цели воспитания обосновываются и реализуются с учётом содержания социального заказа, интересов воспитанников, логики развития личности школьников и закономерностей педагогического процесса. Последнее обстоятельство проявляется в том, что реализуемые в процессе воспитания функции управления (диагностики, стимулирования, коррекции) осознаются учителем и учащимися как цели деятельности. Реализации этих функций способствует постановка в педагогическом процессе целей воспитания:
1.Стимулирование деятельности школьников по присвоению культуры безопасности, самосовершенствованию, повышению готовности к безопасной жизнедеятельности.
2. Профилактика виктимности личности школьников(свойства жертвы, неудачника).
3.Коррекция имеющихся черт виктимности личности (деструктивности, незрелости, травмированности личности, склонности быть жертвой, манипулятором).
4. Совершенствование имеющихся черт и свойств безопасной личности (актуализатора, удачника).
5. Формирование новых черт и свойств безопасной личности (победителя).
Цель воспитания включает в себя целевой объект, целевой предмет и целевое действие.
Целевой объект - человек в разных ролевых позициях - в воспитании культуры безопасности включает ряд составляющих, таких как подготовка:
1. К вредным и опасным факторам жизнедеятельности.
2. К сложным, экстремальным ситуациям.
3. К природным. Техногенным, социальным и личностным факторам риска.
4. К угрозе физическим, экономическим, нравственным, психологическим интересам.
5.К безопасному поведению в различных сферах жизнедеятельности, таких как учёба, спорт, досуг, производство, быт.
6 К безопасному поведению в при выполнении различных социальных функций.
Целевой предмет – те стороны личности воспитанника, его качества, особенности деятельности, которые должны быть преобразованы в данном педагогическом процессе.
Целевой предмет воспитания культуры безопасности может быть описан с использованием термина «результативные цели воспитания»:
1.Формирование мотивов безопасной жизнедеятельности.
2. Формирование системы знаний об опасных факторах жизнедеятельности.
3. Формирование умений и навыков безопасной жизнедеятельности.
4. Формирование опыта самоконтроля в безопасной жизнедеятельности.
В составе целей воспитания присутствуют целевые действия:
1.Взаимодействие с основными формами воплощения культуры безопасности: образной, личностной, предметной.
2.Присвоение элементов культуры безопасности: ценностей, знаний, норм, традиций.
3. Овладение культурой безопасности на основе информации о факторах риска.
4.Взаимодействие школьников с контркультурой деструктивности (участие в акциях, волонтёрском движении и т.д.)
5. Создание в учебном процессе информационных и игровых опасных ситуаций.
В наше время человеку и обществу главным образом угрожают действия самих людей, само направление жизнедеятельности современного общества. Такого рода действия людей и процессы в обществе во многом обусловлены именно внутренним миром человека, его личностными качествами. В условиях угрозы глобального самоуничтожения человека и человечества возникла необходимость теоретического исследования внутренних факторов опасности, системы качества безопасного человека и обоснования на этой основе результативных целей воспитания культуры безопасности.
Литература:
1. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» №3, 2009г.
2.Примерные программы по учебным предметам. ОБЖ 5-9 классы. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический доклад на тему: "Воспитание культуры безопасности на уроках ОБЖ"
Методический доклад по ОБЖ...
Статья "Элементы системы и культуры безопасности ОУ".
Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможны...
Особенности воспитания культуры безопасного поведения на дорогах у детей с ОВЗ ЗПР
Особенности воспитания культуры безопасного поведения на дорогах у детей с ОВЗ ЗПР. Опыт работы школы....
Статья "Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса" (Дарижапов М.Д., руководитель физического воспитания ГБПОУ БКТиС), 2022 г.
Исследованы возможности физической культуры в воспитании патриотизма у студентов ГБПОУ «БКТиС», определены эффективные формы патриотического воспитания с использованием средств физической ...
Педагогическая система учителя физической культуры МБОУ «Баскаковская средняя школа» Шибаевой В.Д. по теме: «Развитие физических качеств обучающихся на уроках и во внеурочное время с целью высокой результативности по сдаче норм ГТО.
Педагогическая система учителя физической культуры МБОУ «Баскаковская средняя школа» Шибаевой В.Д. по теме: «Развитие физических качеств обучающихся на уроках и во внеурочное время с...
Воспитание культуры безопасности на уроках обж
Воспитание культуры безопасности на уроках обж...
Роль преподавателя ОБЖ в воспитании культуры безопасности обучающихся
Роль преподавателя ОБЖ в воспитании культуры безопасности обучающихся...