Роль национальных игр в воспитании и развитии обучающихся школьного возраста
методическая разработка по физкультуре ( класс) на тему
“Есть одна только общая для всех прирожденная
наклонность, на которую всегда может рассчитывать
воспитание: это то, что мы называем народностью.
Воспитание, созданное самим народом и основанное
на народных началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных
на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”
К.Д.Ушинский.
Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Народное творчество на протяжении веков является сокровищницей национальных традиций, основным компонентом сохранения своеобразия национальной культуры, ему принадлежит огромная роль в процессе эстетического, нравственного и физического воспитания подрастающего поколения, формирования верных морально-этических ориентиров, заложенных в народном творчестве как наиболее емкой и образной форме выражения национального характера русского народа, его культуре. Культура– это хранилищечеловеческих возможностей, замыслов и перспектив. Именно поэтому она выступает как система условийпроисхождения человеческих способностей – творческих по своей природе.Хакасский народ в течение своего исторического пути создал неповторимые черты национальной культуры, среди которых ярко выделяются оригинальные игры, спортивные состязания и развлечения, проводившиеся в дни праздников и часы досуга. Детство хакасского ребёнка проходило под влиянием национальных устоев и традиций, выработанных ещё со времен Кыргызского государства (6-13 вв).
Детскоеразвитие – процесс приобщения ребенка к освоению мира культуры, его самоопределения в нем. Присваиваякультуру, ребенок приобретает важнейшие созидательные способности: творческое воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека,произвольность поведения, элементы рефлексии.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания школьников, так как радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в народных играх ярко отражался образжизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желаниеобладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений,проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю истремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда.
Основа традиционного вклада в здоровье – это национальные игры.
Прослеживая источники и литературу, описывающие хакасские игры и развлечения, в первую очередь следует выделить эпос «Албынчы», роман «Ырахыаалда», в которых упоминаются разные игры и развлечения.
Основные хакасские игры имеют разные исторические корни, связанные с различными функциями: военными, воспитательными, обрядовыми, отражают различные стороны жизни и быта народа. Их можно классифицировать по возрастным группам: взрослые, молодежные, детские, а также мужские и женские. Есть групповые и индивидуальные, подвижные и неподвижные.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, находчивость, волю и стремление к победе.
Хакасские народные игры являются неотъемлимой частью интернационального, художественного и физического развития воспитания младших школьников.
Хакасский народв течении своего исторического пути создал неповторимые черты национальной культуры, среди которых ярко выделяются оригинальные игры, спортивные состязания, проводившиеся в дни праздников и часы досуга. Детство хакасского ребёнка проходило под влиянием национальных устоев и традиций, выработанных ещё со времён Кыргызского государства. К сожалению, многие народные игры забыты и навсегда ушли из нашей жизни.
По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению преставлений об окружающем мире, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Происхождение хакасских игр связано с религиозными ритуалами местных культов. В речи играющих встречаются магические заклинания: чуурана, ап, хурай и другие, которые уже непонятны нынешнему поколению. Большой популярностью пользовались игры в бараньи альчики( хазых) и коровьи бабки ( саха), где выигрыш связывался с магией плодородия в скотоводческом хозяйстве. Во многих названиях народных развлечений также отразился скотоводческий быт хакасов.Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь младших школьниковостаётся глубокое знание и свободное владение игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Хакасскиенациональные игры и физические упражнения, развивают ребенка как личность, формирует воспитание, мышление, интуицию, эмоции, память, речь, эстетическое воспитание, нравственные чувства, улучшается самочувствие прогрессивное преобразования в психике ребенка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющихся фундаментом для развития всех других сторон детской личности.Эмоции делают игру увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребенку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости школьника к воспитательным воздействиям и совместной со сверстниками деятельности.
Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Игра предлагает не только физические действие в виде имитационных движений взрослого и животного, но и приучает ребенка к словесным действиям.
Научное представление о поэтапном развитии игровой деятельности дает возможность выработать более четкие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.
В настоящее время очень актуален вопрос о повышении роли игры во всестороннем воспитании детей в школьных учреждениях и в семье.
Анализ хакасских народных подвижных игр для детей школьного возраста показывает, что для детей данного возраста существует около 60 игр, они не требуют использования специальных спортивных сооружений. Данные игры подразделяются на индивидуальные и коллективные, также эти игры носят обрядовый, бытовой характер и игры развлечения. Хакасским национальным играм свойственна комплексность и всесторонность развитияребенка. Разберем в качестве примера:
Подвижные игры
“ Перебеги через дорогу”
Начерчены 2 линии на расстоянии 5-6 м, дети делятся на 2 команды, которые выбирают капитана. Бросают жребий- кому начинать. Начинающая игру команда собирается в стесный круг и решает, кого из игроков другой команды будут ловить. Обе команды становятся к обочине дороги, называют имя того, кого будут ловить. Начинабщая игру команда отходит на середину и расставляет игроков цепочкой вдоль дороги. Вторая команда перегруппировывается ( по возможности скрытно). Затем по команде капитана устемляется к дороге и перебегают. Если это удаётся,все перебегают и намеченный в поимке, игра продолжается в прежнем режиме. Если это не удалось, команда меняется местами.
Правила:
1. Ловить только намеченного, остальных пропускать.
2. Перебежать дорогу одновременно по длине всей цепи.
3. Успевший перебежать дорогу получает звание “Матыр” ( ловкий, быстрый)
4. Побеждает команда “ матыров”.
Малоподвижные и словесные игры
“ Хаасхур”.
В эту игру играют сидя. Количество играющих произвольное. Все садятся вокруг тесным рядом, подогнув ноги, быстро передают за спиной ремень ( хаасхур).
Один из игроков в центре круга ищет его, указывает на кого – либо из сидящих. Кто замешкался, проследил, и был застгнут с ремешком, занимает местовцентре.
Дидактические игры
“ Хоор – хоор”. Хакасская игра “хоор – хоор” напоминает русскую игру забаву “ сорока -белобока кашку варила”. Обычно родители берут левую ладошку ребёнка и перечисляют названия пальцев, начиная с большого: 1ргек салаа, устыгсалаа, ортынсалаа,толамыр, сымалчых. По очередизагибают пальчики, говоря: пас маймах, падан чурек, ортыноол, оранчибек,к|ч|кпебеек.Перечислив и согнув все пальчики, их заново разгибают, начиная с большого, и произносят: пас маймах- чылгыхадарпарир, падан чурек – хойхадарпарир, ортыноол- пызохадарпарир, оранч|бек- атхапарир, к|ч|кпебеек-час пала полтыр, хазанхагынхырпарир.
Хакасские детские национальные игры являются частью культуры народа и успешно выполняли свою роль в формировании здоровья предыдущих поколений. Детские национальные игры утратили свою привлекательность еще в силу того, что внимание детей переключилось на виртуальные компьютерные игры, но в формировании физического здоровья ми не видим альтернативы казахским национальным детским играм. Тем не менее, детские игры должны быть тщательно профессионально пересмотрены, дополнены современными средствами физической культуры. Возможно, для детей будет интересным включение в хакасские национальные детские игры компьютерных элементов.
Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, – растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился.
Таким образом, национальные игры являются важнейшим средством всестороннего развития ребенка и важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных способностей, правил поведения, этических ценностей общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gertner_i.e._statya.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Катановская средняя общеобразовательная школа
Роль национальных игр в воспитании и развитии
обучающихся школьного возраста
Выполнил:
Гертнер Иосиф Егорович
учитель физической культуры
а. Катанов, 2015г
“Есть одна только общая для всех прирожденная
наклонность, на которую всегда может рассчитывать
воспитание: это то, что мы называем народностью.
Воспитание, созданное самим народом и основанное
на народных началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных
на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”
К.Д.Ушинский.
Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Народное творчество на протяжении веков является сокровищницей национальных традиций, основным компонентом сохранения своеобразия национальной культуры, ему принадлежит огромная роль в процессе эстетического, нравственного и физического воспитания подрастающего поколения, формирования верных морально-этических ориентиров, заложенных в народном творчестве как наиболее емкой и образной форме выражения национального характера русского народа, его культуре. Культура – это хранилище человеческих возможностей, замыслов и перспектив. Именно поэтому она выступает как система условий происхождения человеческих способностей – творческих по своей природе. Хакасский народ в течение своего исторического пути создал неповторимые черты национальной культуры, среди которых ярко выделяются оригинальные игры, спортивные состязания и развлечения, проводившиеся в дни праздников и часы досуга. Детство хакасского ребёнка проходило под влиянием национальных устоев и традиций, выработанных ещё со времен Кыргызского государства (6-13 вв).
Детское развитие – процесс приобщения ребенка к освоению мира культуры, его самоопределения в нем. Присваивая культуру, ребенок приобретает важнейшие созидательные способности: творческое воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность поведения, элементы рефлексии.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания школьников, так как радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. А эти человеческие качества актуальны всегда.
Основа традиционного вклада в здоровье – это национальные игры.
Прослеживая источники и литературу, описывающие хакасские игры и развлечения, в первую очередь следует выделить эпос «Албынчы», роман «Ырахы аалда», в которых упоминаются разные игры и развлечения.
Основные хакасские игры имеют разные исторические корни, связанные с различными функциями: военными, воспитательными, обрядовыми, отражают различные стороны жизни и быта народа. Их можно классифицировать по возрастным группам: взрослые, молодежные, детские, а также мужские и женские. Есть групповые и индивидуальные, подвижные и неподвижные.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, находчивость, волю и стремление к победе.
Хакасские народные игры являются неотъемлимой частью интернационального, художественного и физического развития воспитания младших школьников.
Хакасский народв течении своего исторического пути создал неповторимые черты национальной культуры, среди которых ярко выделяются оригинальные игры, спортивные состязания, проводившиеся в дни праздников и часы досуга. Детство хакасского ребёнка проходило под влиянием национальных устоев и традиций, выработанных ещё со времён Кыргызского государства. К сожалению, многие народные игры забыты и навсегда ушли из нашей жизни.
По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению преставлений об окружающем мире, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Происхождение хакасских игр связано с религиозными ритуалами местных культов. В речи играющих встречаются магические заклинания: чуурана, ап, хурай и другие, которые уже непонятны нынешнему поколению. Большой популярностью пользовались игры в бараньи альчики ( хазых) и коровьи бабки ( саха), где выигрыш связывался с магией плодородия в скотоводческом хозяйстве. Во многих названиях народных развлечений также отразился скотоводческий быт хакасов. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь младших школьников остаётся глубокое знание и свободное владение игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Хакасские национальные игры и физические упражнения, развивают ребенка как личность, формирует воспитание, мышление, интуицию, эмоции, память, речь, эстетическое воспитание, нравственные чувства, улучшается самочувствие прогрессивное преобразования в психике ребенка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющихся фундаментом для развития всех других сторон детской личности. Эмоции делают игру увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребенку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости школьника к воспитательным воздействиям и совместной со сверстниками деятельности.
Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Игра предлагает не только физические действие в виде имитационных движений взрослого и животного, но и приучает ребенка к словесным действиям.
Научное представление о поэтапном развитии игровой деятельности дает возможность выработать более четкие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.
В настоящее время очень актуален вопрос о повышении роли игры во всестороннем воспитании детей в школьных учреждениях и в семье.
Анализ хакасских народных подвижных игр для детей школьного возраста показывает, что для детей данного возраста существует около 60 игр, они не требуют использования специальных спортивных сооружений. Данные игры подразделяются на индивидуальные и коллективные, также эти игры носят обрядовый, бытовой характер и игры развлечения. Хакасским национальным играм свойственна комплексность и всесторонность развития ребенка. Разберем в качестве примера:
Подвижные игры
“ Перебеги через дорогу”
Начерчены 2 линии на расстоянии 5-6 м, дети делятся на 2 команды, которые выбирают капитана. Бросают жребий- кому начинать. Начинающая игру команда собирается в стесный круг и решает, кого из игроков другой команды будут ловить. Обе команды становятся к обочине дороги, называют имя того, кого будут ловить. Начинабщая игру команда отходит на середину и расставляет игроков цепочкой вдоль дороги. Вторая команда перегруппировывается ( по возможности скрытно). Затем по команде капитана устемляется к дороге и перебегают. Если это удаётся,все перебегают и намеченный в поимке, игра продолжается в прежнем режиме. Если это не удалось, команда меняется местами.
Правила:
1. Ловить только намеченного, остальных пропускать.
2. Перебежать дорогу одновременно по длине всей цепи.
3. Успевший перебежать дорогу получает звание “Матыр” ( ловкий, быстрый)
4. Побеждает команда “ матыров”.
Малоподвижные и словесные игры
“ Хаас хур”.
В эту игру играют сидя. Количество играющих произвольное. Все садятся вокруг тесным рядом, подогнув ноги, быстро передают за спиной ремень ( хаас хур).
Один из игроков в центре круга ищет его, указывает на кого – либо из сидящих. Кто замешкался, проследил, и был застгнут с ремешком, занимает местов центре.
Дидактические игры
“ Хоор – хоор”. Хакасская игра “хоор – хоор” напоминает русскую игру забаву “ сорока -белобока кашку варила”. Обычно родители берут левую ладошку ребёнка и перечисляют названия пальцев, начиная с большого: 1ргек салаа, устыг салаа, ортын салаа,толамыр, сымалчых. По очередизагибают пальчики, говоря: пас маймах, падан чурек, ортын оол, оран чибек,к|ч|к пебеек.Перечислив и согнув все пальчики, их заново разгибают, начиная с большого, и произносят: пас маймах- чылгы хадар парир, падан чурек – хой хадар парир, ортын оол- пызо хадар парир, оран ч|бек- атха парир, к|ч|к пебеек-час пала полтыр, хазан хагын хыр парир.
Хакасские детские национальные игры являются частью культуры народа и успешно выполняли свою роль в формировании здоровья предыдущих поколений. Детские национальные игры утратили свою привлекательность еще в силу того, что внимание детей переключилось на виртуальные компьютерные игры, но в формировании физического здоровья ми не видим альтернативы казахским национальным детским играм. Тем не менее, детские игры должны быть тщательно профессионально пересмотрены, дополнены современными средствами физической культуры. Возможно, для детей будет интересным включение в хакасские национальные детские игры компьютерных элементов.
Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, – растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях, вне игры, он никогда бы не добился.
Таким образом, национальные игры являются важнейшим средством всестороннего развития ребенка и важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных способностей, правил поведения, этических ценностей общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наглядности при обучении иностранному языку учеников младшего школьного возраста.
В статье говорится о необходимости использования наглядного материала при обучении иностранному языку с учетом особенностей процессов запоминания у детей в разном возрасте....
«Роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей школьного возраста».
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и в...
Программа нравственного развития и воспитания учащихся СКОШ среднего школьного возраста
Проблема нравственного воспитания актуальна в настоящее время, т.к. подрастающее поколение наблюдает в современном мире проявление бездуховности, безверии, агрессивности. А многообразие различны...
Курсы повышения квалификации: аттестационная работа «Использование методов психолого-педагогической диагностики на занятиях по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста"
В работе рассмотрены особенности физического воспитания детей на современном этапе: почему возникла необходимость в занятиях физического воспитания младших школьников в условиях дополнительного ...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
Программа педагогического сопровождения обучающихся школьного возраста после кохлеарной имплантации
В Программе представлено содержание коррекционной работы с учетом уровня развития имплантированного ребенка в зависимости от этапа обучения, а также раскрыта последовательность формирования речи как с...