Роль олимпийского образования в воспитании духовной личности обучающегося
учебно-методический материал по физкультуре (5 класс) на тему
Статья посвящена изучению роли олимпийского образования в воспитании духовной личности обучающегося. Содержание учебно-воспитательного процесса сориентировано на усиление изначальной роли культуры в повышении уровня и качества здоровья - доминанты и установки на здоровый образ жизни, единство физической культуры тела, духовно-нравственной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zastrozhnova_eyu_statya.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Застрожнова Е.Ю.,
учитель физической культуры
БОУ г. Омска «Гимназия № 140»
Роль олимпийского образования в воспитании духовной личности обучающегося
"Самое надежное, но и самое труднейшее
средство сделать людей лучшими есть
приведение в совершенство воспитания".
Екатерина II
Ясно, как важно воспитание правосознания с малых лет, с его последующим развитием в подростковом и юношеском возрасте, воспитание гражданина лояльного, дружественного, любящего свою семью, Родину, профессию, свою духовную свободу [4, с.104]. Духовное величие заветов можно постичь через слова: "Россия выйдет из того кризиса, в котором она находится, и возродится к новому творчеству и новому расцвету - через сочетание и примирение трех основ, трех законов духа: СВОБОДЫ, ЛЮБВИ и ПРЕДМЕТНОСТИ". Это означает, что традиционные формы и методы обучения сочетаются с измененным содержанием образования, с новыми планами, авторскими программами, введением новых предметов и факультативов. Введение в учебно-воспитательный процесс Олимпийского образования - это один из перспективных путей решения проблемы компенсации узконаправленного обучения, создания общей культурологической базы, которая сможет гарантировать формирование целостного мышления, этического мировоззрения, а также способность отделать культуру тела от культа силы. Это та точка опоры, которая через расширение и углубление содержания искусствоведческого знания и разнообразные формы спортивной деятельности способна "оторвать" наших ребят от агрессин, бездуховности и т.п [1,с.125].
Создавшаяся, таким образом, педагогическая ситуация позволит раскрыть перед ребенком поле духовно-нравственного поиска в физической культуре, искусстве, истории. Все это создает предпосылки для успешной самореализации, культурного роста, овладения навыками формирования личности, культа тела.
Содержание учебно-воспитательного процесса сориентировано на усиление изначальной роли культуры в повышении уровня и качества здоровья - доминанты и установки на здоровый образ жизни, единство физической культуры тела, духовно-нравственной культуры.
Основная цель Олимпийского образования, Олимпийской культуры - это научить видеть и любить красоту везде и во всем, ибо именно это должно стать фактором анимаций физического и психического здоровья, духовных устоев ребенка. Но научить видеть красоту можно только через приобщение к духовным ценностям Олимпийского движения и воспитания гармонической личности на гуманистических идеалах Древней Греции [2,с.26]. Так как в этом маленьком мирке, родилась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия! Путь исторического развития воспитал у греков особое мировосприятие. Он научил по достоинству ценить реальные способности и возможности человека - не сверхчеловека, не высокомерного властелина простых смертных, а обычного, свободного, политически активного человека - гражданина. Именно эти способности и возможности были возведены в высший художественный принцип, в эстетический идеал Греции.
Эту меру греческие художники постигали, изучая человеческое тело. В его конструкции, в его движениях греки открывали и ритм, и закономерность пропорций, и равновесие, возникающие в бесчисленных вариациях, свободно, без насилия над природой. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Человеческий облик, возведенный к прекрасной норме, был не только преобладающей, но почти единственной темой искусства.
Язык тела был и языком души. Действительно, оно не знало того всепроникающего анализа характеров, того культа индивидуального, который возникает в искусстве нового времени. Роден сказал об одной из них: "Этот юношеский торс без головы радостнее улыбается свету и весне, чем могли бы это сделать глаза и губы".
Лица греческих статуй приведены к немногим вариациям общего типа, но он обладает высокой духовной емкостью. В греческом типе лица торжествует принцип "человеческого" в его идеальном варианте.
Мир искусства был живым, светлым миром, как бы бельэтажем человеческого мира, подобным ему, но более совершенным. Новое искусство всегда вырастает на почве старого, формируется в нем, как в материнском лоне, но не порождается им: для зарождения нового необходимо вмешательство творящего, движущего фактора, каким в истории культуры является
социальное развитие, обновление общественных отношений.
Приобщившись к замечательному прошлому народа - созидателя Олимпийских игр, ребята вберут в себя эстетический и нравственный опыт прошлого, что разовьет их чувства и интеллект. Творчество выдающихся гениев Древней Греции бессмертно, так как оно помогало и помогает решать проблемы этики и морали, помогает понять, что духовные и физические качества неотделимы. Красота телосложения, всего физического облика человека может быть выражена только в красоте духовных качеств, ибо весь мир и его совершеннейшее порождение - человек, должны выглядеть как гармоническое единство внутреннего и внешнего, духовного и телесного.
Носителем этой гармонии является удивительное искусство Древней Греции, открытое для созерцания, позволяющее любоваться собой и приобщаться к красоте. Оно возбуждает чувства и мысли, не навязывая своих идей, открывает путь к совершенству.
Погружение ребенка в культуру Олимпийских игр, приобретение искусствоведческих знаний, отработка принципов оценки художественных произведений самым тесным образом связана с развитием познавательных возможностей ребенка, проявляющихся в дальнейшем в любой области [3,с.15].
Обучение искусству не мешает учению, а наоборот, благоприятствует лучшему усвоению учебных предметов интеллектуально-информативного характера, быстрому развитию в овладении физической культурой, лучшей успеваемости, разносторонности интересов и более широкому познавательному кругозору.
Влияние Олимпийского образования, культуры, искусства на воспитание ребенка можно охарактеризовать следующим образом. Общение с культурой и искусством Олимпии дает дополнительный импульс для развития творческого потенциала ребенка, но только при глубоком их усвоении, овладении всей сложностью и многообразием заключенного в художественном, духовном и эстетическом содержании, который приводит в движение весь внутренний мир ребенка. Самосознание становится творческим процессом. В этом случае прикосновение к Олимпийскому образованию и культуре способствует развитию свойств личности, необходимых для дальнейшей сознательной жизнедеятельности.
Список литературы
1. Атанасов Ж. Олимпийское движение и воспитание нравственно эстетического отношения к спорту //Проблемы олимпийского движения:
Сб. /Под ред. А. Солакова). - БОК, София-Пресс, 2007.
2. Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: Автореф. канд. дис. М., 1994.
3. Гончаров С.Т. « Российская система физического воспитания» СПб.: Кристалл, 1997
4. Муха-Шайек, Е. Олимпизм: вчера, сегодня, завтра/ Е.Муха-Шайек., Минск: ФУАинформ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль информатизации образования в повышении заинтересованности обучающихся в изучении физики
использование ИКТ при изучении физики...
Тема: "Роль инновационных технологий для социализации личности обучающихся"
Тема: "Роль инновационных технологий для социализации личности обучающихся"...
Родительское собрание «Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка"
Данный материал позволит педагогу дополнительного образования провести родительское собрание для привлечения детей к занятиям кружка; родителям понять, для чего ребенку нужно дополнительное образовани...
Статья - Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования и самосовершенствования личности обучающегося на уроках технологии
Данная методическая разработка по теме: Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования и самосовершенствования личности обучающегося на уроках тех...
Роль народных игр в формировании личности обучающихся
Многие забытые народные игры, традиции необходимо возрождать для того ,чтобы формировать гражданина своей Отчизны, грамотного профессионала- человека, способного направить свои силы, ум, знания и...
Родительское собрание «Дополнительное образование: занятия в детских объединениях - кружках. Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка»
Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка...
«Роль художественного образования в воспитании личности школьника»
laquo;Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме у...