Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики
методическая разработка (7 класс) на тему
Детство, и в особенности подростковый возраст и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, самоутверждения в том или ином виде социальной активности.
Одной из форм реализации этой потребности может стать такая социальная среда как музейная площадка–модель воспитательной деятельности классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание личности средствами музейной педагогики | 45.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11 г. Павлово
606107, Россия, Нижегородская обл., Павловский р-н, г. Павлово, ул. Трудовая, д. 73-б,
тел./факс (8-83171)3-71-89, (8-83171) 3-78-20,
e-mail: school1170@mail.ru
________________________________________________________________________________
Школьный музей историко-краеведческой направленности располагается в кабинете № 36 – кабинет дополнительного образования. Руководитель музея: Клюкина О.В. – педагог дополнительного образования, руководитель кружка «Юный краевед», классный руководитель.
Как классный руководитель, Клюкина О.В. работает по теме:
Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики
«Как нет человека без самолюбия – так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
К.Д. Ушинский
Введение.
Детство, и в особенности подростковый возраст и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, самоутверждения в том или ином виде социальной активности.
Одной из форм реализации этой потребности может стать такая социальная среда как музейная площадка–модель воспитательной деятельности классного руководителя.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, индивидуальности, личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей, который является эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Он, как форма образовательной и воспитательной работы, становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнеров. Школьный музей - по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства подростков.
Дети - будущее нашего общества. Сегодня ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколениями ни в политике, ни в культуре, ни в образовании невозможно уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации, Родины.
Целью воспитательной деятельности является формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины; создание условий для самореализации, социальной адаптации, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Задачи:
- содействовать развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся;
- поддерживать творческие способности учащихся;
- способствовать развитию интереса к истории и культуре своей семьи, своего края, а значит и Отечества;
- способствовать формированию потребности постоянного приобщения к духовным ценностям своего народа,уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений;
- способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, духовно – нравственных принципов и толерантности;
- знакомить учащихся с основами музееведения, привлекать их к поисковой, краеведческой деятельности через разнообразные формы музейной работы;
Данная модель воспитательной деятельности ориентирована на подростков 13 -16 лет – учащихся 7-9 классов. Именно в этом возрасте закладываются основы понимания человеком себя и своего места среди других людей, в обществе, стране и мире. То есть, происходит формирование российской гражданской идентичности детей и молодежи.
Пропедевтическим материалом внедрения данной модели в воспитательный процесс может служить организация внеурочной деятельности школьников – в форме кружковой работы. Например, обучение учащихся 5 – 6 классов по программе дополнительного образования детей «Юный краевед».
Содержание деятельности.
Важнейшим фактором создания и жизни музея является самостоятельность и творческая инициатива учащихся. Таким образом, работа музея может быть организована на основе самоуправления класса, педагогическое руководство работой актива которого осуществляет классный руководитель. Инициативная группа актива музея выбирается согласно интересам и увлечениям учащихся. Ребята с удовольствием будут заниматься исследовательской и поисковой деятельностью, связанной, в основном, с историей родного края, с историей микрорайона школы, с историей своей семьи.
Направлениями деятельности актива класса могут быть следующие:
- поисковая. Поиск, сортировка и отбор материала. Сбор информации. Работа с первоисточниками, газетами, журналами, архивными материалами и документами, средствами Интернет;
- фондовая. Ведение инвентарной книги, учёт материалов фонда;
- экспозиционная. Классификация, комплектование материалов фонда, формирование экспозиций;
- художественно-оформительская. Реставрация, оформление фотовыставок, творческих работ учащихся;
- корреспондентская. Фотографирование, составление презентаций, заметки в газеты;
- культурно-просветительская. Выбор темы, составление маршрута экскурсии, её проведение;
- трудовая.Наведение порядка и чистоты, проведение генеральной уборки помещения.
По реализации задач воспитания личности школьника средствами музейной педагогики могут быть организованы следующие формы работы с учащимися:
- практическая работа. Создание экспозиций и выставок на основе фондов музея. Комплектация, учёт и хранение материалов;
- экскурсии и прогулки по родному краю;
- работа в библиотеках, архивах и научных учреждениях. Это создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовывать краеведческую деятельность.
- опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать. Если даже они будут противоречить историческим фактам, к ним можно относиться как к "легендам", или свидетельствам того, как событие запечатлелось в памяти людей. Анкетирование поможет в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе.
- уроки мужества, встречи с интересными людьми – ветеранами и участниками боевых действий, поэтами, краеведами и т.п.;
- выставки народно-прикладного творчества, изобразительной деятельности, фотовыставки (стационарные и передвижные);
- краеведческие викторины, смотр - конкурсы, форумы;
- презентации, проекты, творческие отчёты, исследовательская и поисковая деятельность. Исследование экспонатов и материалов музейного фонда. Участие в конкурсах различного уровня.
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданственности и патриотизма. Объектами изучения может быть социально — экономическое, политическое, историческое и культурное наследие родного города, школы, района.
История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Изучение истории, культуры и быта коренного населения позволит пополнить экспозицию «Родной край».
Воспитание гражданственности и патриотизма немыслимо без знания исторических событий, повлиявших на жизнь и развитие своей страны. К ним относятся и события Великой Отечественной войны. Материалами такой экспозиции могут служить следующие стенды и экспонаты: «Герои ВОВ», «Ветераны живут рядом», «Обелиски славы», «Модели военной техники», «Они сражались за Родину», «Военные реликвии», «Ратные страницы истории», «Календарь победы», «Дети о войне» и т.п.
Каждый человек проходит через школу, которая могла бы стать настоящим хранилищем памяти о людях, учившихся в ней, так или иначе связанных с нею. Собранные материалы в школе со временем становятся бесценным достоянием ушедшей эпохи. Материалами экспозиций «Летопись школы», «Учителя – ветераны школы», могут быть следующие – это:
- изображение школы в разные годы ее существования (рис., фото, планы, макеты);
- фотографии учителей и учеников с первых лет существования школы;
- свидетельства школьной жизни как процесса (своеобразная летопись образования);
- атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, дневники, ручки, тетради)
- детские сочинения, творческие работы.
Знание своей родословной, изучение деятельности своих предков является неотъемлемой частью воспитания уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Сегодня, в силу разных причин во многих семьях практически не сохранялись архивы предков (письма, документы, личные дела, награды и т.п.), а если какие-либо предметы и хранятся, они не извлекаются на поверхность. Поэтому чрезвычайно актуально внедрить в жизнь семьи элементы музейной культуры, оказывать помощь в формировании семейных коллекций, домашних архивов, благодаря чему могла бы воспитываться любовь к родному дому (в широком смысле этого понятия).
Материалом экспозиции в рамках "семейного направления" краеведческих исследований могут быть следующие темы: «Моё родословное древо», «Судьба семьи в судьбе страны», «Семейные реликвии и предания», «Выставка семейного творчества», «Святое слово – Мать!», «Профессии наших родителей», «Орден в моём доме», «Старая фотография» и др.
Экскурсионное дело поможет развить умения и навыки публичных выступлений, этикет общения с учащимися разных возрастов.
Для успешной работы классного руководителя необходимо участие всех участников учебно-воспитательного процесса – это учителя-предметники, администрации школы, учителя истории и краеведения, библиотекарь школы, руководители кружков и секций, актив детского школьного объединения, представители родительского комитета, учителя-ветераны школы.
Для успешной реализации данной модели воспитательной деятельности классным руководителем регулярно должны осуществляться так же внешние контакты и связи, например:
- с музеями города и области;
- выставочными центрами и залами;
- центрами досуга, культуры и отдыха – Дворцами творчества, Домом культуры;
- церквями и храмами города и района;
- городским архивным отделом;
- редакциями местной газеты;
- местным телевидением;
- районным управлением образования, ИДК.
В качестве отчёта по результатам своей творческой, исследовательской деятельности актив класса организует выставки, презентации, демонстрации экспонатов за пределами кабинета школьного музея. Это могут быть фотовыставки в коридоре школы, посвящённые Дню учителя, Дню матери, Дню победы, Новому году, к 8 марта; выездные экспозиции в младшие классы школы и т.п.
Проблемы реализации модели воспитания.
При реализации данной модели воспитания классный руководитель может столкнуться со следующими проблемами:
- не полный объём материально - технической базы обеспечения. Это нехватка стендов, функциональных шкафов для хранения экспонатов, стеллажей, стеклянных витрин;
- ограничение доступа к архивным материалам города и района;
- материальные трудности при организации выездных поездок и экскурсий;
- не в полном объёме помощь и регулярное содействие со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда, учащихся школы в пополнении фондов школьного музея.
- Недостаточная мотивация населения в оказании помощи по созданию экспозиций.
Пути решения данных проблем могут быть следующие:
- пополнение материально–технической базы школьного музея возможно за счёт привлечения средств и пожертвований спонсоров и местных жителей. Например, приобретать старые функциональные предметы интерьера: шкафы, стулья, витрины и т.п. (по объявлению);
- оформить заранее разрешение у директории школы или администрации района о необходимости доступа к архивным материалам; можно так же обратиться в редакцию местной газеты или журнала, т.к. ими могли быть ранее освящены те или иные интересующие вас события или факты. Доступ к таким архивным материала является более свободным, нежели в местном архиве;
- при организации выездных поездок и экскурсий привлекать членов родительского комитета и спонсоров, настоятелей храмов;
- как можно чаще вещать о своей деятельности через средства массовой информации: стенды, выставки, газеты, объявления, Интернет, телевидение.
Ожидаемые результаты.
Реализация такой модели воспитания как технология музейной педагогики, даёт следующие результаты:
- позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников, гражданско-патриотического становления личности;
- участие учащихся в семинарах, научно-практических конференциях, форумах, смотрах, конкурсах историко-туристко-краеведческой направленности
- участие учащихся в конкурсе экскурсоводов;
- овладение учащимися навыками поисковой и проектной деятельности;
- дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в будущем наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею
- дети получат возможность расширения своего культурного пространства, освоения новых источников информации;
- у детей формируется ценностное отношение к истории и культуре своей страны, своей семьи, своего края;
- развитие творческих способностей учащихся;
Таким образом, в результате реализации такой модели воспитательной системы как «Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики», закладываются основы понимания человеком себя и своего места среди других людей, в обществе, стране и мире, т.е. происходит формирование российской гражданской идентичности подростков.
Способы определения результатоввоспитательнойдеятельности могут быть различны, например:
• Ведение «Книги отзывов».
• Анкетирование, опросы.
• Публикации материалов в школьную и районную газеты.
• Выставки, фотовыставки собранных материалов, экспонатов, творческих и
исследовательских работ.
• Систематическое подведение итогов по разным направлениям деятельности.
• Участие в исторических, краеведческих, фото-конкурсах различного уровня.
• Постоянная рефлексия.
Результаты поисковой деятельности учащихся
№ | Тема деятельности | Кл | Результат |
1 | Сбор материала по истории создания Памятника павшим воинам в Большой Тарке, уточнение списка погибших и пропавших без вести солдат – местных жителей в годы Великой Отечественной войны. | 7 |
|
2 | Сбор материала по теме «Константин Мутовкин – поэт, учитель, солдат» о годах жизни, работе в нашей школе, творческой деятельности. | 8 |
|
3 | Сбор материала по теме «Наша школа вчера, сегодня и завтра» | 9 | Реализация проекта «Учителя – ветераны школы» |
Формы и способы организации деятельности
Деятельность актива класса
№ | Направление деятельности | Содержание деятельности | Инициативная группа, Ф.И.О. |
1 | Поисковая | Поиск, сортировка и отбор материала. Сбор информации. Работа с первоисточниками, газетами, журналами, архивными материалами и документами, средствами Интернет | 1. 2. 3. |
2 | Фондовая | Ведение инвентарной книги, учёт материалов фонда |
|
3 | Экспозиционная | Классификация, комплектование материалов фонда, формирование экспозиций | 1. 2. |
4 | Художественно-оформительская | Реставрация, оформление фотовыставок, творческих работ учащихся | 1. 2. |
5 | Корреспондент ская | Фотографирование, составление презентаций, заметки в газеты | 1. 2. |
6 | Культурно-просветительская | Выбор темы, составление маршрута экскурсии, её проведение | 1. 2. |
7 | Трудовая | Наведение порядка и чистоты, проведение генеральной уборки помещения | 1. 2. |
Внутренние и внешние связи
№ | Ответственные | Содержание деятельности |
Внутренние связи | ||
1 | Администрация школы | Контроль деятельности, чествование участников и победителей конкурсов |
2 | Руководители кружков и секций: - Историки-краеведы; - фотокружка и ОПК «Всевидящее око»; - Основы православной культуры - Народный фольклор; - Волшебная кисть (по ИЗО) - Юные туристы и т.п. | Подбор материала. Помощь в оформлении стендов экспозиции. Методические рекомендации. Фотовыставки. |
3 | Школьный библиотекарь | Подбор материала и литературы библиотечных фондов. Проведение мероприятий: «Устный журнал», «Живая газета», книжные выставки. |
4 | Учителя-предметники, Классные руководители | Уроки мужества. Использование материалов фонда на уроках и внеклассных занятиях. |
5 | Учителя истории и краеведения | Методические рекомендации. Исследовательские проекты. |
6 | Актив Детского школьного объединения | Экскурсии, передвижные выставки, помощь в оформлении тематических экспозиций |
7 | Члены родительского комитета | Материальная помощь, выездные экскурсии. Поиск спонсоров. |
8 | Учителя – ветераны школы | Информация |
Внешние связи | ||
9 | Городской исторический музей | Экскурсии, методические рекомендации. |
10 | Музей Дворца Творчества Юных (УО) | Экскурсии, методические рекомендации. Конкурсы экскурсоводов, школьных музеев, тематических выставок и экспозиций. |
11 | Храмы, церкви города и района | Экскурсии, конкурсы «Пасха красная», «Рождество Христово». Материал по православной культуре, быту, народным праздникам и обрядам. |
12 | Станция юных туристов | Туристические слёты-соревнования, конкурсы краеведов, форумы. Конкурс «Отечество», «Моя семья в истории страны» |
13 | Городской архивный отдел | Работа с архивными документами и первоисточниками. |
14 | Выставочные залы | Экскурсии |
15 | Музеи предприятий | Экскурсии |
16 | Редакция местной газеты | Архивные материалы. Заметки, статьи, конкурсы. |
17 | ИДК, УО | Проекты, презентации, конкурсы «Наш край», «Наша школа», «Наша родина» и т.п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание здорового поколения средствами музейной педагогики"
Проектная работа, созданная группой заместителей директоров по воспитательной работе школ Московского района г.Казани...
ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Статья посвящена работе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии МБОУ СОШ №40 г Белгорода, работе педагогов - историков во внеурочное время по историко-патриотическому восп...
статья "Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики"
Статья и презентация "Патриотическое воспитание средствами школьного краеведческого музея"...
программа «Военно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики»
Музейная педагогика — это новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Она появилась в результате кризиса консервативной образовательной системы в нашей ст...
Доклад: « Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики»
Доклад был представлен на районных образовательных Рождественских Чтениях г.Луховицы 2016г....
ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ , ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ОТДЕЛЕНИИ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ...
ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
СТАТЬЯ ДЛЯ СТЕНДОВОГО ДОКЛАДА К ЗАСЕКЕНСКИМ ЧТЕНИЯМ 18 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА...