"Воспитание здорового поколения средствами музейной педагогики"
методическая разработка по теме
Проектная работа, созданная группой заместителей директоров по воспитательной работе школ Московского района г.Казани
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muzey_na_kursah_zdvr_2012.docx | 30.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Кафедра педагогики и психологии
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Воспитание здорового поколения средствами музейной педагогики
Разработчики:
М.Н.Мурзина,
заместитель директора
по воспитательной работе
МБОУ «Школа №66»
Московского района г.Казани
Л.А.Насыбуллина,
заместитель директора
по воспитательной работе
МБОУ «Школа №34»
Московского района г.Казани
И.Н.Самаркина,
заместитель директора
по воспитательной работе
МБОУ «Школа №130»
Московского района г.Казани
Координатор:
И.Г.Богуславская
Казань, 2012
Содержание
Введение 3
Теоретические основы проекта 4
Проект «Воспитание здорового поколения средствами
музейной педагогики» 6
Заключение 9
Список литературы 11
Приложение
Введение
Не зная прошлого, невозможно понять
подлинный смысл настоящего и цели будущего.
М. Горький
В настоящее время как никогда остро стоит вопрос культурно-нравственного кризиса в среде молодёжи, или, иначе говоря, вопрос её нравственного здоровья. На наших глазах растёт целое поколение, не знающее и не ценящее истории своей семьи, своего народа, имеющее весьма размытые нравственные идеалы.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Актуальность проекта состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения важно поддерживать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять и приумножать народные традиции России.
В решении этой задачи важную роль может сыграть историческое образование учащихся, приобщение их к героическому прошлому своей страны.
Теоретические основы проекта
Музей – это живая связь поколений, которая необходима как для сохранения исторической памяти народа, так и для воспитания высоких нравственных качеств человека, чувства любви к родному краю, к Отечеству, формирования гражданского самосознания подрастающего поколения.
Использование в педагогической практике принципов музейной педагогики позволяет:
- овладеть культурным наследием прошлого, превращая его в достояние настоящего дня;
- осуществлять деятельность по формированию ценностных ориентиров школьников: общечеловеческие ценности прошлого, такие как: патриотизм, любовь к Родине, непреклонность, трудолюбие, верность идее - становятся ориентирами современного поколения;
- осуществлять воспитание подрастающего поколения в образовательном пространстве культурно-исторической среды;
- сплотить учащихся, педагогов, родителей вокруг общего дела, получить навыки общения, совместного творчества, коллективного труда;
- расширить возможность образовательного учреждения в решении многих воспитательных и образовательных проблем: это расширение кругозора, развитие познавательного интереса, самообразования детей посредством реализации в школе единых музейных исследовательских проектов и программ;
- восстановить преемственность в духовном развитии, возрождении культурных, исторических традиций;
- сформировать уважительное отношение к нравственным понятиям прошлого, чувство ответственности за сохранение природных богатств, культуры родного края, чувство гордости за свое Отечество;
- использовать в образовательном процессе результатов поисков детей: исследований по истории, краеведению, культуре, литературе, экологии.
Проект
«Воспитание здорового поколения средствами
музейной педагогики»
Пояснительная записка
У каждого народа есть свои непреходящие ценности. Это – его мудрость, его искусство, его правила жизни, его обычаи и праздники. Для того, чтобы вырастить здоровое поколение с осознанием причастности и востребованности себя в своей стране и стать достойными патриотами своего поистине великого государства, именуемой Россией, необходимо прививать детям чувство любви и гордости к своей малой родине.
На основании краеведческого материала, как более близкого и знакомого источника информации об истории своего народа и исторического процесса в целом, обучающимся закладываются основы нравственного воспитания.
Данный проект призван помочь педагогу во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Проект не только расширяет знания об истории и культуре, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием так же информационных технологий, навыками общения.
Данный проект призван развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Цель проекта
Организация работы школьного музея, способствующего развитию положительных качеств учащихся и формированию у них позитивного поведения.
Задачи проекта
1) Разработать программу работы школьного музея, развивающую положительные качества личности учащихся и способствующую их позитивному поведению;
2) Апробировать проект в масштабе отдельной школы;
3) Проанализировать результаты проделанной работы и сделать выводы о степени её эффективности;
Целевая группа: учащиеся 6 -11 классов.
Участники проекта: педагоги, члены Совета ветеранов района, любой школьник, проявляющий интерес к данному направлению воспитания.
Срок реализации: 2010-2011, 2011-2012 и 2012-2013 учебные годы
Место реализации: МБОУ «Школа № 34», МБОУ «Школа № 66»,
МБОУ «Школа № 130»
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап: 2010- 2011 учебный год.
2. Основной этап: 2011-2012 учебный год
3. Заключительный этап: 2012-2013 учебный год
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1) воспитание патриотизма;
2) повышение уровня знаний учащихся об истории своей малой родины и своего рода;
3) воспитание позиции исследователя и хранителя духовных и материальных богатств своего народа;
4) нравственное и духовное обогащение учащихся историческим опытом поколений;
5) воспитание толерантности по отношению к другим национальностям;
6) профилактика подростковой преступности путём вовлечения их в увлекательное дело;
7) развитие социальной активности учащихся через культурно-просветительскую деятельность;
8) развитие коммуникативных навыков.
Заключение
Каждый ребёнок неповторим, но каждый – это личность и много есть различных путей, ведущих к одной цели – воспитанию здорового, творческого и нравственного человека.
Занятия, проводимые в музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют школьникам возможность прикоснуться к культуре своего народа, обогащают духовный мир, вызывают у них желание самосовершенствоваться, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми. Приобщение детей и культуре своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Духовный патриотизм прививается ребенку с раннего детства, но подобно любому другому чувству патриотизм, обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Духовно–нравственное образование в педагогической литературе трактуется, как процесс содействия формированию у детей мировоззрения, основанного на базовых ценностях традиционной и общенациональной культуры. Духовно–нравственное образование затрагивает весь спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру (семье, соотечественникам и т.д.) и определяет направления и пути профилактики асоциальных и антигуманных проявлений.
По итогам реализации первых двух этапов данного проекта можно сказать следующее: данная программа позволила учащимся школ освоить знания, овладеть умениями работать с различными источниками информации, развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе исследования, самостоятельного приобретения новых умений.
Проект дает учащимся сведения исторического и краеведческого характера, знакомит их с событиями и фактами, документами, а также с историческими личностями. Анализ конкретно-исторических проблем и поиск необходимой информации, а также ее последующая обработка и оформление развивает исследовательские навыки учащихся и дает опыт публичных выступлений. Музейное дело помогает реализоваться как личности и повысить личную самооценку через участие в различных конкурсах, викторинах, мероприятиях разного уровня, развивать интеллектуальные, творческие и исследовательские умения у учеников в области истории, способствует развитию нравственной культуры школьников, формирует гражданские качества личности на примерах героического прошлого своей страны.
Список литературы
- Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,1988.
- Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
- Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев. М.,1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
- Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,1999 г.
ИПРИКТ, Каф. Музейного дела. - Васичева Э.В., Иванова Л.М., Соколова Т.А. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы //Методист. – № 7. – 2007.– С. 53-59.
- Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма. //Воспитание школьников. – 2007,№5. – с.17-21
- Шпенглер Т.В. «Музейная педагогика как эффективное средство воспитания патриотов» //Внешкольник.-№ 1, 2008. – с. 16-18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Статья посвящена работе музея боевой славы 100-й стрелковой дивизии и музея этнографии МБОУ СОШ №40 г Белгорода, работе педагогов - историков во внеурочное время по историко-патриотическому восп...
Воспитание личности школьника средствами музейной педагогики
Детство, и в особенности подростковый возраст и юность, - это время, когда взрослеющий человек активно ищет способы удовлетворения своей потребности деятельного участия в жизни, пробы себя, само...
статья "Воспитание патриотизма средствами музейной педагогики"
Статья и презентация "Патриотическое воспитание средствами школьного краеведческого музея"...
программа «Военно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики»
Музейная педагогика — это новая научная дисциплина, которая возникла на стыке музееведения, педагогики, психологии. Она появилась в результате кризиса консервативной образовательной системы в нашей ст...
Доклад: « Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики»
Доклад был представлен на районных образовательных Рождественских Чтениях г.Луховицы 2016г....
Воспитательная практика «Воспитание юного петербуржца средствами музейной педагогики»
Одной из актуальных проблем является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы обучения, основанные на использовании современн...
Воспитательная практика «Воспитание юного петербуржца средствами музейной педагогики»
Одной из актуальных проблем является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы обучения, основанные на использовании современн...
Комментарии
Проектная работа
Проект поможет педагогам в работе с музейными экспонатами
Ваша работа не соответствует
Ваша работа не соответствует тематике конкурса