Открытое коррекционно-воспитательное занятие "Наш край- Марий Эл"
материал (5 класс)

Зиновьева Елена Сергеевна

Мероприятие посвящено знакомству с историей и культурой родного края. Используются стихи и песни марийского народа. В игровой форме проводится систематизация знаний о государственных символах республики Марий Эл - гербе, флаге и гимне.  Знакомство с  национальной одеждой мари  проходит  через демонстрацию детьми марийских костюмов. В мероприятии показан один из старинных обрядов марийцев - посиделки. Дети показывают здесь удаль молодцев-парней, трудолюбие и мастерство рукодельниц-девушек.  Обобщены и продемонстрированы народные игры, без которых не обходились ни одни посиделки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvz.moloda_vyrlyk_s_foto.docx991.02 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Мероприятие посвящено знакомству с историей и культурой родного края. Используются стихи и песни марийского народа. В игровой форме проводится систематизация знаний о государственных символах республики Марий Эл - гербе, флаге и гимне. Знакомство с национальной одеждой мари проходит через демонстрацию детьми марийских костюмов. В мероприятии показан один из старинных обрядов марийцев - посиделки. Дети показывают здесь удаль молодцев-парней, трудолюбие и мастерство рукодельниц-девушек. Обобщены и продемонстрированы народные игры, без которых не обходились ни одни посиделки.

Введение

Неотъемлемой частью воспитания настоящих граждан - патриотов своей Родины является воспитание любви к своему краю. Именно поэтому в настоящее время повышается интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании гражданина и патриота особо важная роль принадлежит образовательной организации. Именно школа должна давать знания о своем родном крае, прививать соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к истории, культуре и традициям своего народа. Воспитание патриотических чувств следует проводить через сознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Целью нашего мероприятия является воспитание любви к родному краю, приобщение детей к истории, культуре и традициям родного народа. Для достижения цели необходимо решить комплекс взаимосвязанных задач:

  • систематизировать знания детей о марийских народных играх;
  • расширить знания о государственных символах, истории, об основных сведениях о республике, а также о фольклорном творчестве марийского народа;
  • воспитывать чувство гордости за свою малую родину;
  • развивать творческую активность, речь, воображение.

Содержание нашего мероприятия включает стихи о родном крае, марийские народные песни.

В игровой форме проводится систематизация знаний о государственных символах республики -гербе, флаге и гимне. Знакомство с национальной одеждой мари проходит через демонстрацию детьми марийских костюмов. В мероприятии показан один из старинных обрядов марийцев - посиделки. Дети показывают здесь удаль молодцев-парней, трудолюбие и мастерство рукодельниц-девушек. Обобщены и продемонстрированы народные игры, без которых не обходились ни одни посиделки.

Зачет по РМЭ

Краеведческая станция «Молода вырлык» («Молодое поколение»).

Цель: воспитание любви к родному краю, приобщить детей к традициям родного народа.

Задачи:

  1. Обучающая: расширение знаний о фольклорном творчестве марийского народа;
  2. Развивающая: развитие интереса к истории и культуре своего родного края;
  3. Воспитательная: воспитание чувства гордости за свою малую родину.

Оборудование: плакаты, рисунки, марийский платок, марийский пояс, музыка, марийский национальный костюм.

Ведущие: Порандайкина Ирина Николаевна и Зиновьева Елена Сергеевна

Ход занятия.

Ведущие: - Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады видеть вас на нашей станции «Молодое поколение». Сегодня мы с вами вспомним и поговорим о традициях. Так как наше занятие посвящено РМЭ, то расскажем стихи, поговорим про нашу республику и главные символы, поиграем в национальные марийские игры и потанцуем. Надеемся, что вам, ребята, будет интересно. Но для этого нужно, чтобы вы все приняли активное участие .

Ведущие: - Пуры вады, шергакан тангвла!

Мы рады приветствовать в нашем зале дорогих воспитателей и учителей!
Уважаемых гостей!

И просто сердечных друзей.

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И с необъятными полями! (Юля, 5кл.)

Привет тебе, народ родимый

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной! (Лида, 5кл.)

Что такое Родина?Марий Эл — земля.
Что такое Родина?Республика моя.
Я люблю отчизну, край свой, отчий дом. (Алина, 7а).

Мой край Марийский, земля родная,Красивых песен и озер!Мой край Марийский, тебя люблю я,В тебе живу я с давних пор. (Миша, 7а).

Земля родная могучих сосен,

Зеленых елей, тополей,

Земля Онара, ты в песнях спета,

Рождала ты богатырей. (Саша, 7а).

Козьмодемьянск! Мой город древний,

И в то же время молодой!

Ты будешь мне всё время дорог

Великой Волгою рекой! (Гуляев Сергей,5кл.)

В.: - У каждого человека есть своя Родина – место, где человек родился, вырос и живёт. Мы все родились в одной стране. Как она называется?

Правильно, Россия!

В.: -Вы знаете, что у каждой страны есть главный город - столица. Как называется

главный город нашей страны? Правильно, столица нашей необъятной родины - город Москва. В России много республик и областей, в которых живёт очень много разных народов. Поэтому Россию можно назвать нашей большой Родиной. А есть ещё и малая Родина- это республика, в которой мы с вами живём. Ребята, как называется наша малая Родина? (Марий Эл).

Марийский край родной,

На карте мира

Ты даже меньше, чем кленовый лист.

У нас в сердцах,

Мой край марийский милый,

Ты как цветок прекрасен, юн и чист. (Рома, 7а).

В.:-А теперь немного поговорим об истории возникновения нашей республики и города. Республика Марий Эл образована 4 ноября 1920 года. Сколько лет исполнилось нашей республике в этом году?-(99лет). А через год, в 2020 году мы будем отмечать вековой юбилей – 100 лет со дня образования нашей республики.

В.:- Ребята, скажите пожалуйста, сколько всего районов в нашей республике? (14 районов). Давайте их назовём. (Горномарийский, Килемарский, Юринский, Волжский, Звениговский, Мари-Турекский, Новоторъяльский, Моркинский, Медведевский, Сернурский, Советский, Параньгинский, Куженерский, Оршанский).

Сколько всего городов в нашей республике? (4 города: Йошкар-Ола, Козьмодемьянск, Волжск, Звенигово).

В.:-А как называется столица Республики Марий Эл? (Йошкар-Ола).

Йошкар-Ола – это марийское название, переводится как Красный или Красивый город. Названия главного города были изначально другими. Сначала Йошкар-Ола назывался Царев – город, позже - Царевококшайск, затем Краснококшайск, и только потом его назвали Йошкар-Ола. Действительно этот город прекрасен. Он с каждым годом хорошеет и растет. В последнее время здесь появилось много спортивных объектов, церквей, памятников архитектуры, работают много различных предприятий, и с каждым годом город привлекает внимание все больше и больше туристов.

Привет тебе, привет, Йошкар-Ола!
Издалека твою красу я вижу.
Ты новый светлый облик обрела
И стала мне ещё милей и ближе. (Антон, 5кл.)

В.- У каждой республики есть свой глава. А кто является главой нашей республики? Как его зовут? (Евстифеев Александр Александрович.)

В.- У каждой страны, республики, города есть свои государственные символы. Есть они и у Республики Марий Эл? Назовите их.

Дети отвечают:- Это герб, флаг и гимн.

В.: -Ребята, обратите внимание на доску, где висят плакаты. Перед вами 5 разных флагов. Как вы думаете, который из них флаг нашей республики Марий Эл. (Дети должны сказать).

Про государственный флаг РМЭ нам расскажет Рома Лобанов.

В.:- Дорогие ребята, проведем еще одну игру. Посмотрите внимательно на доску. Вам нужно собрать из разных кусочков картины Государственный герб РМЭ. загвоздка в том, что тут есть и лишние элементы. ( Выходят дети из разных классов).

В.:-Молодцы! Про герб РМЭ нам расскажет Гуляев Сергей, 5кл.

В.:- У каждой страны, республики есть свой гимн. Гимн – торжественная песня, главная песня страны. Гимн принято слушать стоя. Давайте прослушаем наш гимн. Звучит гимн Марий Эл.

В.:-Как и все народы, марийцы тоже имеют свои традиции, обычаи, свой национальный костюм.

Национальный костюм – это не просто одежда, это культура и история народа, его традиции и образ жизни. Дорогие гости, представляем вам показ национальных марийских костюмов.

(Проводится показ костюмов под мелодию гуслей).

В.:А теперь давайте немного окунемся в быт наших прабабушек и прадедушек.

(Выключается на время свет. И зажигается лампадка. Девочки и мальчики усаживаются за рукоделие ( вяжут, прядут, делают лапти и т. д.). Включается медленная марийская песня. Затем через 2мин. стучится группа мальчиков).

После окончания осенне-полевых работ народ собирался вечером на посиделках. В те времена не было клубов, театров. Но марийский народ всегда умел веселиться, не скучать и при этом выполнять ручную работу. Они ходили друг другу в гости, общались, играли.

(Звучит медленная марийская мелодия). Девочки и мальчики работают: прядут, вышивают, лапти плетут и т.д. В это время под музыку гармони заходит группа мальчиков.

Мальчики:- Добрый вечер! Можно к вам в гости? Чем вы тут занимаетесь?

Дети поочередно говорят о своей работе.

Мальчики оценивающе смотрят на их работу. Затем говорят: - Девочки, не устали ли работать? Давайте поиграем.

Дети все хором:- Давайте.

Ведущий: говорит игры.

Игра «Бой петухов»

Цель: развитие ловкости и быстроты действий.

Дети делятся на две команды. Посреди площадки чертится круг, в который входят игроки, по одному из двух противоборствующих команд. Каждый из этих игроков поднимает левую ногу назад и удерживает ее левой рукой. Правую руку игроки закладывают за спину. Задача этих участников, прыгая на одной ноге вытолкнуть соперника. Тот, кому удастся остаться в круге и не встать на обе ноги, становится победителем поединка. В игре побеждает та команда, которая наберет наибольшее количество побед.

Игра «По кругу»

Цель: развитие мелкой моторики, быстроты действий, выносливости, укрепление здоровья, музыкальности, творческих способностей.

Звучит марийская мелодия. Дети сзади передают марийский платок. Когда музыка останавливается, ребенок с платком выходит в центр и исполняет какой-нибудь номер.

Игра «Печка топится»

Цель: развитие скорости, ловкости, музыкальности и сообразительности.

Дети делятся на три команды по три человека. Выбирает один ведущий. Ведущий подходит и спрашивает: «Печка топится»? Дети отвечают: «Топится». Ведущий еще спрашивает: «А что печете»? Команды должны быстро найти ответ. Команда, которая замешкалась, выбывает из игры.

Ведущий:

-В старину наши бабушки и дедушки собирались на посиделки. Они там пряли, вышивали, вязали, выполняли различную ручную работу. Но в это же время пели, танцевали и играли в различные игры. Познакомимся еще с одной веселой игрой «Ремешки».

Игра «Ремешки»

Цель: формирование скорости, ловкости, любви к марийским обычаям.

Звучит марийская мелодия. На стульчик кладется марийский пояс. Дети садятся в ряд на лавочку. Выбирается ведущий. Он подходит к кому-нибудь и ударяет по коленке. Затем ведущий должен быстро положить ремешок на стул. Ребенок, которого ударили, должен добежать до стула и дотронуться. Если успеет, то обратно встает. Если не успеет, вдвоем встают спиной друг другу. На счет 1, 2, 3 поворачиваются, посмотрели в одну сторону, то обнимаются. Если в разные стороны, то пожимают друг другу руки.

Ведущий:- Ребята, мы все весело поиграли. Приглашаем всех на веселый танец «Весела, весела».

-Танец марийский «По кругу».

В.- Ребята, понравился ли вам наш праздник, посвященный республике Марий Эл? А что больше всего понравилось и запомнилось? (Ответы детей).

Вед. – В завершение нашей встречи хочется прочитать замечательные строчки нашей местной поэтессы Марины Николаевны Обориной из стихотворения «Марийский край»:

Ты береги свой край родной,

Похожий так на Рай земной.

Чтоб жил сохатый и сверчок

И цвёл кукушкин башмачок.

Чтоб пахло липой и сосной

И ландыш расцветал весной.

Чтобы пестрел в ромашках луг,

А там, где пашет землю плуг,

Был изобильным урожай,

Чтоб процветал Марийский край.

Ты береги свой край родной,

Похожий так на Рай земной.

Чтоб были полны закрома

И было всем всего сполна.

В озёрах чистая вода

Полнила рыбой невода.

Стада чтоб были и поля,

Не оскудела чтоб земля,

Был изобильным урожай,

Чтоб процветал марийский край.

Вед.: - От всей души благодарим всех присутствующих за ваше активное участие. До новых встреч!

Вед.: - Цилалан пиш когон кого тау! Угыц вашлимеш!

Встреча дорогих гостей хлебом - солью.

Начало игры «Ремешки»

Показ марийских нарядов

Наши руки не знают скуки

Заключение

Изучение этнической истории и культуры марийского народа представляет интерес, позволяет сохранить и передать подрастающему поколению знания, накопленные предшествующими поколениями, и богатый практический жизненный опыт предков формирует историческую память.

Мы надеемся, что данное мероприятие будет полезным для проведения классных часов, внеклассных мероприятий для учителей и воспитателей.

Библиографический список

1. Айплатов Г.Н. История марийского края. – Йошкар-Ола, 1993.

2. Кудряшов М.И. Знаешь ли ты родной край? – Йошкар-Ола, 1997.

3. Марийцы (историко-этнографические очерки). – Йошкар-Ола, 2013.

4. Оборина М.Н. Это всё Россия. – Йошкар-Ола, 2008.

5. Степанова И.А. Маритур. – Йошкар-Ола, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-воспитательный потенциал игры.

Игра – особая форма освоения ребенком окружающей действительности во всем многообразии норм и отношений между людьми путем их воспроизведения и моделирования. Именно в процессе игры ребенок усваивает ...

Тренинг как форма коррекционно – воспитательной работы

Данная работа  содержит методические рекомендации по организации и проведению тренингов.Рекомендации адресованы классным руководителям, педагогам – организаторам, вожатым....

История открытия и исследования Приморского края.

Используется на уроках Географии Приморкого края....

Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...

Краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИРО Тема «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».

30 октября 2013 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока был проведен краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИ...

Открытое внеклассное коррекционно- воспитательное занятие «Все о привычках»

Открытое внеклассное коррекционно- воспитательное занятие «Все о привычках»...