Коррекционно-воспитательный потенциал игры.
материал по теме
Игра – особая форма освоения ребенком окружающей действительности во всем многообразии норм и отношений между людьми путем их воспроизведения и моделирования. Именно в процессе игры ребенок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми. Экспериментальные исследования выявили, что игра воздействует на поведение дошкольника, в ней создаются оптимальные условия для овладения ребенком произвольными формами поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionno-vospitatelnyy_potencial_igry.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на МО:
Коррекционно-воспитательный потенциал игры:
ее влияние на психическое развитие детей с особыми образовательными потребностями
2009-2010 уч.г.
Игра – особая форма освоения ребенком окружающей действительности во всем многообразии норм и отношений между людьми путем их воспроизведения и моделирования. Именно в процессе игры ребенок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми. Экспериментальные исследования выявили, что игра воздействует на поведение дошкольника, в ней создаются оптимальные условия для овладения ребенком произвольными формами поведения. В психолого-педагогических исследованиях доминируют идеи широкого использования игры для воспитательного воздействия на ребенка. Игра имеет определяющее значение для самых существенных психических образований. Их появление подготавливает переход ребенка на новую, более высокую ступень развития, когда ведущей становится учебная деятельность.
Вместе с тем исследователи единодушно указывают, что тенденции психического развития, содержащиеся в игре, реализуются лишь тогда, когда игра активно формируется и направляется взрослым. Особое значение руководство игрой приобретает в том случае, когда воспитательно-образовательный процесс осуществляется с детьми, имеющими нарушение интеллекта. Поэтому детей с особыми образовательными потребностями необходимо обучать умению играть в сюжетно-ролевые игры.
Н.Д. Соколова предлагает следующую методику обучения детей с нарушением интеллекта игре:
1. демонстрация педагогом элементов сюжетно-ролевой игры с предварительным и попутным разъяснением их смысла.
2. последующее введение детей в роль и игровую ситуацию.
3. выполнение детьми игровых действий по подражанию.
4. самостоятельное выполнение детьми игровых действий.
По ее мнению, такая последовательность в работе может дать положительный результат в развитии игровой деятельности детей с особыми образовательными потребностями.
В целом обучение игре должно способствовать возникновению у детей самостоятельной игровой деятельности, становлению сюжетно-ролевой игры.
На данных занятиях у детей формируется интерес к игрушкам, предметно-игровым действиям с ними, формируются сами предметно-игровые действия, сюжетная игра и закладываются основы сюжетно-ролевой игры. В каждой группе детского сада компенсирующего вида необходимо организовать игровой уголок и оборудовать его в соответствии с поставленными задачами обучения игре.
В ходе игры происходит формирование важнейших психических процессов и действий: развиваются восприятие, образы восприятия и образы-представления, все основные виды мышления, речь, воображение. В игре дети активно усваивают нормы поведения, разнообразные правила взаимоотношений между детьми, нормы отношения детей и взрослых. Детей с особыми образовательными потребностями учат играть рядом, не отнимая игрушки друг у друга, сотрудничать, достигая общей цели. В ходе игры дети усваивают моральные нормы действенно, активно, присваивая стиль взаимоотношений взрослых людей, который складывается в процессе их личной жизни и профессиональной деятельности.
Формирование игровой деятельности начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом обязательно учитываются игровые предпочтения ребенка с нарушением интеллекта: для занятия – на первых порах индивидуального – берется любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка. Взрослый предлагает совершать предметно-игровые действия по подражанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями. В последующем действие с игрушкой переходит к сюжетно-отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом с партнером, а затем вместе со своим сверстником. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микрогруппы.
Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.
В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для человеческого общества.
Большое место в становлении игровой деятельности занимает драматизация знакомых сказок, литературных произведений. Опора на художественные произведения, в которых четко выражен характер действующих персонажей и их эмоциональное состояние, позволяет детям с особыми образовательными потребностями приобретать собственный опыт эмоционально окрашенного реагирования на ту или иную ситуацию, обогащая их чувственную сферу.
Влияние игры прослеживается и в элементарной трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта. Игровая ситуация положительно воздействует на выполнение детьми трудовых поручений, заданий, у них значительно повышается интерес к изготовлению поделок, атрибутов игры, формируется интерес к труду взрослых.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Адилова Л. «Ролевая игра в раннем возрасте» // Дошкольное воспитание.-2008.- № 11.- С. 54-57.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». – М., 2003.
3. Соколова Н.Д. «Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе направленного обучения» // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред Л.П. Носковой.- М., 1984. – С. 30 – 47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг как форма коррекционно – воспитательной работы
Данная работа содержит методические рекомендации по организации и проведению тренингов.Рекомендации адресованы классным руководителям, педагогам – организаторам, вожатым....
Темы коррекционно-воспитательной работы воспитателей.
Темы по самообразованию педагогов....
Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...
Краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИРО Тема «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».
30 октября 2013 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока был проведен краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИ...
Образовательный потенциал игры как педагогического метода на примере обществознания в старших классах средней школы: гендерный аспект
Описание и типология игр, используемых в образовательном процессе....
Дидактические игры в коррекционно-воспитательной работе, как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.
Дидактические игры в коррекционно-воспитательной работе, как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ....
Конспект коррекционно-воспитательного занятия по гражданско - патриотическому направлению Игра – путешествие «Мой любимый город»
Конспект виртуального путешествия по городу Свободный. Прогулка с детьми по достопримечательностям города....