Этнопедагогические идеи в воспитательной работе пришкольного интерната
статья

Бурнаков Артем Афанасьевич

Основная задача пришкольного интерната – последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира. Один из способов внедрения этнокультурного компонента – корректировка учебного плана и программ, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских, модифицированных программ, отражающих основные направления школы с этнокультурным компонентом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бурнаков Артем Афанасьевич, воспитатель МБОУ Усть-Чульская СОШ им.М.Е.Кильчичакова Аскизского района Республики Хакасия

Этнопедагогические идеи в воспитательной работе пришкольного интерната

Основная задача пришкольного интерната – последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира. Один из способов внедрения этнокультурного компонента – корректировка учебного плана и программ, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских, модифицированных программ, отражающих основные направления школы с этнокультурным компонентом.

Система образования Усть-Чульской школы имеет богатый опыт реализации национально-регионального компонента. В рамках школьной программы обеспечено изучение родного (хакасского) языка и национальной культуры, а также индивидуальный подход в воспитании детей, проживающих в пришкольном интернате, где организована воспитательная работа с включением элементов этнопедагогики.

Приоритетными направлениями работы пришкольного интерната с детьми являются поиск оптимальных форм обучения детей хакасской национальности, обеспечение реализации их прав на получение образования и воспитания в традициях культуры и истории своего народа.

В этом направлении большую роль играет детское творческое объединение школьный музей «Тореен чирiм». В рамках занятий этого объединения ребята приобретают навыки работы с национальными ремеслами, шьют национальные костюмы, занимаются резьбой по дереву, готовят национальные блюда.

В целях сохранения навыков традиционного образа жизни воспитанников интерната в музее школы установлено переносное жилище хакасов – юрта. Этническое жилище «юрта» используется как дополнительное учебное помещение для проведения внеклассных мероприятий, бесед и экскурсий. Школьный музей играет определяющую роль в этнокультурном воспитании школьников, на его базе проводятся обзорные, тематические экскурсии, семинары по этнокультуре, уроки истории, географии и биологии, акция «Ночь в музее», интегрированные уроки с участием Детской школы искусств, Центром культуры «Солбан»; развивается исследовательская и проектная деятельность. Обучающимся обеспечена возможность участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, в том числе олимпиаде по хакасскому языку и литературе, краеведению.

В школе создана целостная система национального воспитания на основе этнопедагогики. На базе школы проводятся семинары, конкурсы, национальные игры. С целью создания условий для социальной адаптации воспитанников коренной в Республик Хакасия национальности, с сохранением национального уклада жизни и дальнейшей их самореализации в школе разрабатываются и внедряются программы по родному (хакасскому) языку, литературному краеведению, географии, национальным промыслам и прикладному искусству.

Социализация воспитанников пришкольного интерната происходит через реализацию почти всех модулей программы воспитания школы.

В результате целенаправленной работы с использованием этнопедагогического подхода в воспитании воспитанники достигают высоких результатов – участвуют в мероприятиях, связанных с изучением и развитием родного (хакасского) языка на муниципальном и региональном уровнях, становятся победителями и призерами.

Важнейший момент в воспитании – бережное отношение к ценностям, труду и человеку, поэтому у хакасов всегда обожествлялись земля, вода, укоренились обычаи, связанные с хлебом (попробовать хлеб считалось выражением искреннего уважения к хозяину; любая клятва, закреплялась богом и хлебом). Факторами воспитания в традициях хакасского народа выступают: природа, игра, слово-мысль, труд (действие, дело, деятельность), опыт, общение, быт, обычаи, искусство, религия, пример, нравственные образцы. Тут как раз уместны материалы (средства) народного творчества – пословицы, поговорки, сказки, легенды и т.д. В этой педагогической мудрости народа наблюдается четкая дифференциация форм воспитания: пословицы – для социально-этического воспитания, загадки – для умственного, песни – для эстетического и патриотического, сказки – для всех форм воспитания.

В учебно-воспитательный процесс Усть-Чульской школы включаются воспитательные идеи народа. Основные правила этнопедагогики имеют очень четкие требования: уважение старших, заботливое отношение к детям, больным, слабым, обожествление хлеба, воды, земли, бережное отношение к продуктам питания, материальным и духовным ценностям, ко всему живому в природе, трудолюбие, терпеливость, скромность, доброта, милосердие, гостеприимство, умение выслушать собеседника.

Таким образом, в Усть-Чульской школе среди обучающихся, в том числе среди воспитанников пришкольного интерната, реализуется этнокультурное образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Этнокультурный компонент способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

Литература

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000.

2. Народная педагогика /Сост. Л.Н.Воронецкая, Ю.В. Мелешко. - Минск: Красико-Принт, 2007. – 173с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы школы-интерната на 2012-2013 учебный год

Представлен общешкольный план воспитательной работы на учебный год по основным направлениям воспитательной работы школы....

Роль патриоитческого воспитатния в системе воспитательной работы школы-интерната

Опыт  моей  работы  по  патриотическому  воспитанию  воспитанников – это  один  из  наших  примеров,  создания  эффективной  системы...

Этнопедагогические идеи в воспитательной работе пришкольного интерната как основа сохранения языкового наследия региона

В статье кратко описаны методы воспитательной работы этнопедагогического содежания, применяющиеся в Аскизском пришкольном интернате...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА

В ЭТОЙ СТАТЬЕ ГОВОРИТСЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО И СТАРЕШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПРИШКОЛЬНОМ ИНТЕРНАТУ...

План воспитательной работы. Пришкольный интернат.

План воспитательной работы . Пришкольный  интернат....

Влияние воспитательной системы пришкольного интерната на социализацию воспитанника

Основной целью воспитания в интернате является формирование гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе и активной адапта...