ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА
статья на тему

Чертыкова Ирина Мироновна

В ЭТОЙ СТАТЬЕ ГОВОРИТСЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО И СТАРЕШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПРИШКОЛЬНОМ ИНТЕРНАТУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чертыкова Ирина Мироновна, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева Аскизского района Республики Хакасия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА

Возникшие проблемы в образовательном пространстве современного общества определили основную цель учебно-воспитательного процесса – подготовка школьников к жизни в демократическом, поликультурном государстве. В связи с этим основной задачей современной школы является обучение детей многоязычию как условию для личностного и профессионального роста граждан. Целями поликультурного воспитания является формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, ориентированной на уважение к ценностям своей и других цивилизаций. В воспитательном процессе формируется личность как носитель языка, способный ощущать язык как национальную и общечеловеческую ценность. Поликультурное воспитание проходит взаимосвязано и параллельно, то есть в полилингвистической системе, что способствует обогащению учащихся новым познавательным опытом. Ориентация в глобальном информационном пространстве требует знания не просто языка, а интеллектуально-речевых умений сформированной полилингвальной личности. Основой для формирования полилингвальной и поликультурной личности является системно-деятельностный подход, направленный на развитие личности через способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов (ФГОС ООО) для достижения результата в процессе сохранения языка происходит опора на самостоятельную познавательную активность учащихся. В пришкольном интернате педагоги обучают воспитанников видеть сложность и многовариантность ситуаций, формулировать и решать проблемы. Век информации требует от современной школы особого внимания к организации обучения языковым дисциплинам, поскольку интеллектуальная деятельность по производству и потреблению новых знаний и оперированию ими осуществляется именно через язык как средство познания. Таким образом, полилингвальный подход к воспитательному процессу в пришкольном интернате представляет собой совокупность целенаправленных мероприятий, основанную на межъязыковой интеграции. Система работы по сохранению родного (хакасского) языка дает возможность для создания целостной картины мира, и тем самым способствует подготовке будущего выпускника к самообразованию и дальнейшему самоопределению. 

В настоящий момент очень остро перед педагогической наукой и практикой поставлена задача становления и развития системы национального образования, способствующей развитию уважения к своей культуре, а также культурам, традициям, обычаям других народов.

Через систему воспитания Аскизского пришкольного интерната осуществляется приобщение молодого поколения к культурным ценностям человечества. Аскизский лицей-интернат является учреждением, способным удовлетворять этнокультурные потребности учащихся, ввести их в мир культуры других национальностей, познакомить с общечеловеческими ценностями и приоритетами, развивать национальную самобытность, содействовать укреплению и развитию межкультурных и межнациональных связей; формировать толерантность. Он выступает как фактор сохранения духовно-нравственного, этнопедагогического опыта и обеспечения национального согласия народов, проживающих в Республике Хакасия и России.

В повседневной жизни пришкольного интерната это выражается в использовании «живой» разговорной речи с воспитанниками, помощи на самоподготовке в приготовлении домашних заданий по предметам «Хакасский язык» и «Хакасская литература», активном привлечении детей к творческим мероприятиям, национальным праздникам - «Чыл пазы» (хакасский новый год), «Тун Пайрам» (Праздник первого молока), спортивным состязаниям - «Тынаг кунде» (тематический вечер отдыха) и т.д.

Воспитанники пришкольного интерната занимаются в детских объединениях Аскизского районного центра детского творчества по направлению «Декоративно-прикладное творчество», «Эстетическое воспитание», «Краеведение», в рамках которых также получают знания о традициях и обычаях хакасского народа – рисуют и вышивают национальные орнаменты, украшения (пого), поделки. Данными сувенирами они украшают свои жилые и классные комнаты, увозят украшения домой и дарят их друзьям и родственникам.  На четырех этажах пришкольного интерната оформлены тематические стенды с краеведческой информацией («Топонимика Аскизского района», «История интерната», «Уникальные места Хакасии», стенд, посвященный Герою Советского Союза М.И.Чебодаеву, чье имя носит лицей-интернат и др.). Таким образом, в Аскизском пришкольном интернате изучению и сохранению хакасского  языка отводится особое внимание.

Список литературы

1. Михайлова М.М. Двуязычие: принципы и проблемы – М.: Просвещение, 1978. -73с.

2. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М., 2000г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнопедагогические идеи в воспитательной работе пришкольного интерната как основа сохранения языкового наследия региона

В статье кратко описаны методы воспитательной работы этнопедагогического содежания, применяющиеся в Аскизском пришкольном интернате...

Статья "Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе школы-интерната "

Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения.Воспитанники  с интеллектуальными нарушениями  нуждаются в специал...

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе школы - интернат.

Использование средств ИКТ для развития познавательного интереса обучающихся школы-интерната....

План воспитательной работы. Пришкольный интернат.

План воспитательной работы . Пришкольный  интернат....

Влияние воспитательной системы пришкольного интерната на социализацию воспитанника

Основной целью воспитания в интернате является формирование гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, способности к успешной социализации в обществе и активной адапта...

Этнопедагогические идеи в воспитательной работе пришкольного интерната

Основная задача пришкольного интерната – последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира. Один из спос...