Открытая беседа на тему: "Я и мои виртуальные друзья"
классный час (8 класс)

Клыкова Татьяна Владимировна

Цель классного часа: научить правильному использованию компьютера и сотовых телефонов, чтобы не быть затянутым в виртуальный мир.

Задачи классного часа:

  • выяснить значение слов и расширить знания о “виртуальный мир” и “реальный мир”,
  • активизировать размышления о негативных и позитивных сторонах виртуальной жизни,
  • развивать речь умение рассуждать и мыслить,
  • воспитывать ответственность в выборе своих приоритетов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytaya_beseda_virtualnye_druzya.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Открытая беседа на тему:

 "Я и мои виртуальные друзья"

Цель классного часа: научить правильному использованию компьютера и сотовых телефонов, чтобы не быть затянутым в виртуальный мир.

Задачи классного часа:

  • выяснить значение слов и расширить знания о “виртуальный мир” и “реальный мир”,
  • активизировать размышления о негативных и позитивных сторонах виртуальной жизни,
  • развивать речь умение рассуждать и мыслить,
  • воспитывать ответственность в выборе своих приоритетов.

Ход беседы: 

Вхождение в тему занятия

Сегодня, в век высоких цифровых технологий, мне хочется поднять тему, которая коснулась уже или коснется нас в будущем. В наши дни дети впервые заходят в Интернет, едва научившись ходить, а страницы в социальных сетях они создают раньше, чем идут в школу. К сожалению, является фактом, что научиться пользоваться гаджетами детям легче, чем развить физиологические навыки. По данным ученых, среди детей от 2 до 5 лет только каждый 10-й умеет завязывать шнурки, в то время, как каждый 5-й сможет запустить приложение в смартфоне. Интересная информация приводятся в сюжете «Детство в цифрах» в программе «Инфомания». На вопрос: « Какой подарок ты хотел бы получить в день рождения?»

50% школьников ответили, что они  обрадуются смартфону 2\3 – планшетному компьютеру 25% - компьютеру

Учитель:

 (Здороваясь, учитель подходит к детям – гладит по голове, здоровается за руку и т.д.)

– Как приятно, что мы сегодня встретились с вами и у нас есть возможность пообщаться.

Вдруг у учителя звонит телефон – пришло сообщение.

Учитель:

– Ребята, извините, мне пришло сообщение.

– О, от дочери: “Здравствуй мамочка, доброго дня, как твои дела?”

– Как приятно, но как хотелось бы её увидеть, обнять, прижать к себе.

– Ребята, я сейчас побывала в двух мирах.

– Мир, в котором я здесь с вами, вижу вас, могу подойти потрогать. Как называется это мир? (настоящий, реальный)

– Мир, в котором я и вы общаетесь при помощи средств связи, техники, как он называется? (виртуальный)

В течение классного часа составляется кластер: слайд 1

http://festival.1september.ru/articles/648750/img1.gif 

Учитель:

– В словаре дается такое определение слова “реальная” (жизнь, мир) – действительно существующие явления, события.

– Виртуальный мир – это вымышленный, воображаемый объект, действие, которое не присутствует в данный момент, а созданный человеческим воображением, другими словами фантазия и вымысел.

Учитель:

– Что в вашем понимании относится к реальному миру, а что к виртуальному. Поработайте в группах, подберите картинки, которые относятся:

1 группа – к реальному миру
2 группа – к виртуальному миру
прикрепите их на доску.

У детей картинки: книги, семья, спорт, компьютер, планшет, сот. телефон, друзья и т.д. Дети делят картинки на две группы и прикрепляют к кластеру.

 http://festival.1september.ru/articles/648750/img2.gif

Учитель:

– Почему одни и те же картинки оказались и в реальном мире и в виртуальном? (например, друзья, игра).

Слайд 2

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания людей, осуществляется по следующим основным каналам:

♦ речевому (вербальному, от лат  «устный, словесный»

♦ неречевому (невербальному).

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%.

Слайд 3

В конце XX в. благодаря развитию компьютерных технологий появился еще один способ общения - так называемое виртуальное общение. Это общение с виртуальным собеседником, в виртуальном пространстве с помощью электронных средств

Слайд  4

В последнее время общение между людьми из реального постепенно превращается в виртуальное. Общаться с помощью компьютера намного проще. Виртуальный мир и общение в Интернете стало настолько популярным, что многие люди порой забывают об общении реальном. Реальная встреча ставит людей в определенные рамки, обязывает к непосредственному эмоциональному контакту, а Сеть  она всегда под рукой.

 Интернет – очень мощный ресурс, который значительно облегчает жизнь человека и открывает почти неограниченные возможности для самореализации и саморазвития юной личности, общения, обучения, досуга.

Слайд  5,6

Но, вместе с тем, в интернете достаточно много опасностей как для детей, так и для взрослых. Знание этих опасностей позволит их избежать.


Учащиеся комментируют свои ответы:
- это вирусы и черви;
- нелегальные и вредные материалы, не соответствующие возрастным особенностям и негативно влияют на физическое и психическое здоровье детей;
- спам;
- кибер – хулиганство (информационные атаки на ребенка через интернет);
- выманивание информации о ребенке и его семье с целью последующего ограбления или шантажа.


Одним из ваших ответов  положительным является  «Можно найти много друзей и общаться с ними и переписываться». Вот сегодня  на нашем занятии  мы внимательно рассмотрим  плюсы и минусы данного «плюса» общения в Интернете.

Учитель:

– Может человеку необходимо отказаться от виртуальной жизни?

– Я предлагаю вам сделать свой выбор, посовещаться и определить положительные и отрицательные стороны виртуального общения, жизни. Затем прикрепить на доску.

Работа в группах.

Детям раздаются карточки, они выбирают положительное и отрицательное, на пустых карточках пишут сами.

1 группа – положительное, 2 группа – отрицательное.

Положительные стороны:

  • Быстро, доступно в любое время.
  • Общение на большом расстоянии.
  • Яркие игры.
  • Получение образования на расстоянии.

Отрицательные стороны:

  • Мало читают, не развита речь, отвлекаемость на рекламу, бесполезную информацию.
  • Нет возможности пообщаться с глазу на глаз, нет взаимопомощи.
  • Можно придумать для себя любой образ, надеть маску.
  • Незнание людей, с которыми общаешься.
  • Невозможно выразить эмоции.
  • Вред здоровью.
  • Становится вредной привычкой, невозможно оторваться от игр.
  • Проблемы с учебой.

Затем карточки прикрепляются к кластеру.

– Чего оказалось больше положительного или отрицательного?

– Почему?

– От кого зависит, чтобы мир виртуальный приносил только пользу?

Слайд  7

В настоящее время 40-42 % аудитории российского Интернета составляют лица молодого возраста (от 16 до 24 лет), при этом отмечается, что количество молодежи в Интернете растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп.

Вопрос: сколько у тебя друзей в Интернете?

Вопрос: А сколько друзей на которых ты действительно можишь положиться?

Вопрос: Тогда почему так затягивает виртуальное общение как взрослых так и детей?

Вот некоторые высказывания.

Женя пишет: лично у меня в чатах много людей в друзьях, которых я ни разу не видела, и я считаю их своими друзьями хотя бы потому, что меня увлекает общение с ними, а без них я скучаю. Им можно открыться и можно не врать.

Вопрос: можно ли открываться незнакомым людям?

Ответы….

Вывод : К сожалению, в интернете мы имеем дело не с реальным человеком, а с его образом, который всегда создается самим этим человеком. Причем чем человек менее порядочен, тем более он склонен рисовать идеальный образ. Проверка его реальности обычно невозможна. Этот  психологический нюанс позволяет причинить с помощью интернета огромный вред наивным и доверчивым.

Оля: мне интересно общаться с друзьями в чатах. У меня их ну очень много! И я их считаю настоящими, они могут дать совет, подсказать. Стараюсь отвечать всем, чтоб не обидеть. Правда, на это требуется много времени, но это здорово: я знаю их проблемы, они – мои.

Вопрос: Почему девочка пишет всем, нужно ли это?

Ответы:

Вывод : Так называемые «тролли» — это  известная категория вредоносных пользователей интернета, которые поглощают чужое внимание, различным образом провоцируя других пользователей. Они несут какую-то чушь, требуют к себе жалости, придумывают про себя различные истории, выспрашивают у вас ваше мнение по какому-нибудь вопросу? Вам же надо учиться, работать, встречаться с друзьями, созидать свою жизнь, зачем же отвлекаться на этих «троллей», которым нет числа, они заполонили все форумы и блоги.

В Интернете можно создать любой образ. При должной игре тебе будут все верить. В Сети человек чувствует себя спокойнее. Здесь не надо думать о внешности и других проблемах.

Вопрос: Хорошо ли, что человек придумывает себе некий образ, прячась за экраном?

Ответы:….

Вывод: Находя себе в сети новых друзей, пользователи начинают верить в те образы, которые им предлагаются. Если к девочке в интернете обратился очень красивый, судя по выложенным фотографиям, мальчик и сказал ей несколько комплиментов, то девочка очень хочет верить в то, что этот мальчик настоящий, что он действительно красив, и очень к ней расположен. И девочка поддается обаянию виртуального образа, начинает мечтать о счастливой встрече в «реале», и поэтому легко выбалтывает этому мальчику о себе все, что выбалтывать незнакомцу совсем не следовало бы.

Марк: Друзей у меня очень много. Их я хорошо знаю, потому что многие из них мои одноклассники или ребята из нашей школы,  с некоторыми мы живет по соседству.

Вопрос: Так ли нужно такое общение?

Ответы:….

Вывод: Очень часто дети совмещают общение с реальными друзьями и общение с ними же в виртуале. Вряд ли существует необходимость этой второй реальности, но дети ее предпочитают. Это большая легкость, хотя виртуальное общение – это суррогат, псевдолегкость.

Действительно, общение в интернете проще. Оно не требует никаких расходов. Виртуальное общение более примитивно. При личном общении задействованы зрение, мимика, тактильные ощущения, слух, все другие чувства. Общение в интернете охватывает более узкий спектр чувств. Да и внимания виртуальному собеседнику мы уделяем гораздо меньше, так как можем в то же самое время заниматься еще десятком других дел. И улыбаться или плакать не нужно – для этого есть смайлики.

: я не общаюсь в чатах, зато у меня много друзей, с которыми я играю в онлайновые игры. Такая дружба ни к чему не обязывает. Мы только партнеры по игре и не больше.

Вопрос: видите ли вы в таком общении отрицательные стороны или их действительно нет?

Ответы:….

Вывод: мальчики, которым необходимо хотя бы один-два часа в день поиграть в «стрелялку», компенсируют ощущение собственной беспомощности эффектом от виртуальных достижений. Но этот опыт применим только в виртуальном мире. Это опасная тенденция – ребенок целенаправленно «приучает» свой мозг действовать только в ситуациях, которые встречаются на экране компьютера. Дети отдают предпочтение виртуальным контактам, а в реальной жизни со сверстниками стараются не общаться. Возникает постоянное желание «быть в сети». В итоге «электронный пациент» начинает мириться с потерей друзей, других интересов.

А там уже и до Интернет- зависимости недалеко!

Общение с компьютером, так же  как и общение с другими людьми через сеть  не может заменить настоящих  друзей и живого общения с ними.

Слайд  8-10

Но все же я считаю, что пользы от интернета больше, чем зла, особенно в современном мире, где жизнь бурлит все быстрее и быстрее. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем интернет полностью или почти полностью заменит все остальные средства связи. И возможно многим людям надо просто задуматься, действительно ли они хотят провести всю жизнь в виртуальном мире? Устраивает ли их такое существование? Следует всем помнить, что интернет - это лишь инструмент, которым Вы пользуетесь, чтобы получить ответы на свои вопросы. Учиться пользоваться интернетом с умом, а лучше – найдите себя в реальной жизни и станьте в нем авторитетным и весомым человеком.
Шесть правил разумного пользователя интернета:
1. Я буду вести себя в интернете вежливо и не оскорблять других.
2. Я буду оставлять хорошие веб-сайты.
3. Я буду хранить свой пароль в тайне.
4. Я буду рассказывать своим родителям о проблемах и пользоваться их поддержкой.
5. Я буду искать интересные веб-сайты и делиться ссылками со своими друзьями.
6. Я знаю, что можно быть легко обманутым и не буду сообщать реальные имена, адреса и номера телефонов.

Учитель:

– Что же выбираете вы: жизнь реальную ли виртуальную?

Рефлексия

Я ПОСТАРАЮСЬ……..
ТЕПЕРЬ Я ПОНЯЛ(А)……

Быстро, доступно в любое время.

Вред здоровью.

Становится вредной привычкой, невозможно оторваться от игр.

Получение образования на расстоянии.

Мало читают, не развита речь, отвлекаемость на рекламу, бесполезную информацию.

Общение на большом расстоянии.

Можно придумать для себя любой образ, надеть маску.

Яркие игры.

Незнание людей, с которыми общаешься.

Нет возможности пообщаться с глазу на глаз, нет взаимопомощи.

Невозможно выразить эмоции.

Проблемы с учебой.

Жизнь, общение.

Реальный

Виртуальный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: Мои друзья

Разработка урока во 2 классе...

Открытый урок по теме" Дружба, друзья" в 10 классе.

Конспект урока с компьютерной презентацией для 10 класса....

Открытый урок по теме: «Путешествие за новыми друзьями: встреча десятиклассников на заседании диско – клуба».

Материал к учебнику Кузовлева В.П. "Английский язык 10-11 класс". Форма проведения: "Ролевая игра". Работа ориетирована на совершенствование образовательного и воспитательного процесса, и предназ...

Беседа .Я и мои виртуальные друзья.

Целью данной беседы является выяснение влияния интернета на жизнь подростков....

Открытая беседа на тему:" Правила этикета при знакомстве"

Задачи:1. Способствовать формированию у детей навыков культурного поведения.2. Научить детей правильно знакомиться....

Открытая беседа на тему: «Бродяжничество. Беспризорность»

Цель беседы:-сформировать представление и отношение  учащихся к проблеме детской беспризорности;- познакомить подростков с нормативной базой и системой организаций, функционирование которых, напр...

Открытая беседа на тему : "Опасные приключения"

Цель: определить понятия «опасные игры», а также «альтернатива данным играм».Задачи:1. Показать небезопасность современных детских и подростковых игр, выяснить причину их распр...