Открытая беседа на тему: «Бродяжничество. Беспризорность»
классный час (8 класс)

Клыкова Татьяна Владимировна

Цель беседы:

-сформировать представление и отношение  учащихся к проблеме детской беспризорности;

- познакомить подростков с нормативной базой и системой организаций, функционирование которых, направлено на предупреждение правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

- рассмотреть понятия «детская беспризорность», «безнадзорный ребенок», «социальное и биологическое сиротство»;  причины и последствия  детской беспризорности;

 - учиться умению разрешения трудных жизненных ситуаций и преодоления их;

-способствовать формированию у учащихся таких качеств личности как гуманность, милосердие,  толерантность, ценность семьи;

- формирование у учащихся позитивного отношения к себе и окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytaya_beseda_na_temu.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Открытая беседа на тему: «Бродяжничество. Беспризорность»

 Цель беседы:

-сформировать представление и отношение  учащихся к проблеме детской беспризорности;

- познакомить подростков с нормативной базой и системой организаций, функционирование которых, направлено на предупреждение правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

- рассмотреть понятия «детская беспризорность», «безнадзорный ребенок», «социальное и биологическое сиротство»;  причины и последствия  детской беспризорности;

 - учиться умению разрешения трудных жизненных ситуаций и преодоления их;

-способствовать формированию у учащихся таких качеств личности как гуманность, милосердие,  толерантность, ценность семьи;

- формирование у учащихся позитивного отношения к себе и окружающим.

Оборудование:

- мультимедийный проектор, призентация.

Ход занятия.

Вступительное слово: Сегодня существует много социальных проблем в современной России: низкая рождаемость и высокая смертность, социальное расслоение общества и социальное  неравенство, межнациональные отношения и национальные конфликты и др. Сегодня мы остановимся на  проблеме, которая волновала Россию еще в начале прошлого века и остается актуальной по сей день.

О какой проблемы мы сегодня будем вести разговор – внимание на экран. (компьютерная презентация, слайд №1)

Ответы учащихся. Детская беспризорность.

Как вы считаете, кто такой беспризорный ребенок?

Ответы учащихся. Дети, у которых нет жилья и они живут на улице.

Детская беспризорность — социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств к  жизни способами, не признаваемыми в обществе; подчинение неформальным законам (компьютерная презентация,  слайд №3)

Существует еще один термин, который ошибочно считают синонимом «беспризорности» - «безнадзорность». Но эти понятия различны. В Федеральном Законе от 25 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  даны следующие определения:

безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Дети как вы думаете, как появились  беспризорные  и давно ли это было? Ответы детей.

 В следствии страшных событий происходивших в жизни людей ,таких как войны или стихийные бедствия. Беспризорные дети в России появлялись с незапамятных времен. При этом во времена Древней Руси в родовой общине существовала установка всем вместе заботиться о ребенке, если он оставался сиротой.

Уже со времен Ивана Грозного для «сирых и немощных» создавались богадельни при церквях для беспризорников. В них используется педагогический принцип, который основывается на воспитании при умеренном наказании.

Петр I поощрял открытие приютов, куда принимали незаконнорожденных. Были сиротские монастыри. Одним из таких сиротских монастырей был Новодевичий.

В июне 1718г. Петр I издает указ, по которому было велено малолетних и нищих ребят посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». А т.к. госпитали были переполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание в семьи, а кому было 10 лет и более - в матросы.

При Екатерине I существовали  дома и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка от беды, а затем определить в «семью благонравного поведения»..

Православная церковь не могла оставаться в стороне от решения проблемы беспризорности. Были созданы монастыри, где находили приют обездоленные дети. Русская церковь взяла на себя выполнение важнейших функций: воспитания, обучения, лечения, защиты детей, оставшихся без родителей.

Деятельность общественных организаций была направлена на решение вопросов, связанных с защитой детей от развращающего влияния тюрем, создания спец. учреждений для несовершеннолетних осужденных.

После октябрьской революции в 1917г. заботу о детях сиротах государство взяло на себя,  так как именно в это время  резко увеличилось число беспризорных детей.

 После Первой мировой войны и Гражданской войны, когда шло становление советской власти в России, а  это  было очень сложное временя- время разрухи, голода, бедствий. Появилось много осиротевших, беспризорных детей.

По одним данным в 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн беспризорников, по другим - в 1922 году было 7 млн беспризорников.

С началом Великой Отечественной войны вновь начался рост численности безнадзорных и беспризорных детей, выросла детская преступность. После Великой Отечественной войны было 4-5 млн беспризорных детей. В 1952 году Совет Министров СССР принял постановление «О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР» .

В этот период слово беспризорники исчезает со страниц периодической печати и официальных документов. Считалось, что имеются лишь единичные случаи временного ухода детей из семьи или детских домов.

Первая и вторая волна беспризорности связана с трагическими страницами в истории нашего народа. Но почему, же и в наше мирное время так много беспризорных детей? На ваш взгляд, каковы причины детской беспризорности в современной России?

Новый рост числа беспризорных наблюдается в России с начала 1990-х годов. Факторами детской беспризорности являются экономический кризис, бедность, безработица, ослабление семейных устоев, морально-психологический кризис, распространение психических заболеваний.

Одними из причин в это период являются криминализация общества, широкое распространение новых для России видов правонарушений (проституция, наркоторговля), слабый контроль за работодателями, вовлекающими детей в нелегальные виды деятельности.

В настоящее время отсутствует полная и достоверная статистика численности беспризорных детей. Экспертные оценки обнаруживают значительный разброс в цифрах, что может быть связано с используемыми методами и скрытостью самого явления.

Причины детской беспризорности различны. ( презентация, слайд №6)

Беспризорность вызывается причинами социально-экономического характера, такими как войныреволюцииголодстихийные бедствия и другие изменения условий жизни, влекущие за собой сиротство детей.

Росту беспризорности способствуют экономические кризисыбезработица, нужда и детская эксплуатация. 

Недостаток финансовых средств в семье может стать причиной детской беспризорности. Если родители не могут обеспечить детей материально, они могут быть вынуждены оставить их без присмотра, чтобы работать или искать работу в другом городе или стране. Это может привести к тому, что дети остаются без попечения и подвергаются различным опасностям. 

Выделяются также медико-психологические причины (склонность некоторых несовершеннолетних к асоциальному поведению).

Одной из основных причин детской беспризорности являются семейные проблемы.  Это может быть связано с разводом родителей, насилием в семье, алкоголизмом или наркоманией родителей. В таких ситуациях родители не могут или не хотят обеспечить надлежащее воспитание и заботу о своих детях, что приводит к их беспризорности.

Беспризорник – это не обязательно ребенок из неблагополучной семьи.

Занятые работой по 24 часа в сутки папы и мамы перекладывают воспитание детей на совершенно чужих им людей. Любовь же свою родители выражают чрезмерным количеством подарков. Дети подсознательно чувствуют, что подарки – это откуп за невнимание. Они понимают, что никому не нужны. Отсюда в душе ребенка копится злость, растут жестокость и желание идти против всех и вся».  Эти дети идут на преступления не ради куска хлеба, как делают их обездоленные ровесники, а из подсознательного чувства мести за невнимание. Многие психологи утверждают, что сегодня  в России существует кризис  семьи, что снизились ценности семейной жизни у молодого поколения (презентация, слайд №10)

Посмотрите на эти слайды и скажите мне ,как вы думаете, опасно  ли существование  детской беспризорности и безнадзорности для общества?  К каким последствиям это может привести?

Последствия детской беспризорности для общества ( презентация, слайд №11-14) 

Детская беспризорность имеет серьезные социальные последствия, которые затрагивают как самих детей, так и общество в целом. Рассмотрим некоторые из них:

 В первую очередь, это рост преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.  Они могут попасть в неблагополучные семьи, где им грозит насилие, злоупотребление алкоголем или наркотиками, а также эксплуатация. Возникает распространение серьезных заболеваний - туберкулеза, гепатита, половых инфекций. Все это связано с серьезными рисками для социального и психологического развития, физического здоровья. С 90-х годов в стране увеличивается количество несовершеннолетних, пораженных наркоманией, алкоголизмом и токсикоманией, больных сифилисом и СПИДом.

Отсутствие доступа к образованию

Дети-беспризорники часто не имеют возможности получить полноценное образование. Они либо не посещают школу вовсе, либо пропускают занятия, что снижает их шансы на успешное будущее и интеграцию в общество.

Риск попадания в преступную среду

Безнадзорные дети становятся легкой добычей для преступников, которые могут использовать их в качестве наркоторговцев, проституток или совершать другие преступления с их участием. Их вовлекают в различные сферы незаконного бизнеса:  порнографический бизнес, попрошайничество. Это может привести к дальнейшей криминализации  детей.

Психологические проблемы

Детская беспризорность оставляет глубокий след на психологическом благополучии детей. Они могут испытывать чувство брошенности, одиночества, низкой самооценки и депрессии. Это может привести к развитию различных психологических проблем и затруднить их адаптацию в будущем.

Увеличение социальных расходов

Детская беспризорность требует значительных социальных расходов. Государство вынуждено тратить средства на содержание детских домов, приютов и других учреждений, а также на реализацию программ по предотвращению беспризорности и социальной поддержке семей.

Дети – это будущее нации. Какая будет Россия через 10-20 и т.д. лет? Будет зависеть от вас, от вашего поколения. Человеческий потенциал представляет собой главное богатство любого государства.

Какие чувства вы испытываем, когда видите таких детей? Давайте зададим себе этот вопрос.(слайд 15)

Ответы учащихся.

Оказывается, что чувства, которые мы испытываем, очень разные. Это и чувство жалости, и чувство обиды, что в нашей стране этот феномен приобретает все более массовый характер. Это и грусть оттого, что детство данного конкретного ребенка протекает в таких условиях. Но возникают и другие чувства. Мы видим, что люди очень часто равнодушно и спокойно проходят мимо этих детей. Мы видим, что в салоне автобуса люди отсаживаются от этого ребенка, потому что от него, как и от взрослого бомжа, плохо пахнет. Мы видим, что возникает серьезная социально-психологическая проблема – проблема терпимости, толерантности общества к присутствию рядом в повседневной жизни этих детей. А вы хотели бы оказаться в такой ситуации. Когда ты не кому не нужен. Нет.

Около 30% из них нуждаются в помощи психолога, около 50% – нуждаются в услугах врача (различных конкретных специальностей), 70% необходима активная помощь и сотрудничество со стороны родителей, почти 80% нужна широкая, помощь социальных служб (презентация, слайд №16)

Наше государство предпринимает меры для решения проблемы детской беспризорности и безнадзорности. 

В России существуют центры помощи беспризорным детям. Они занимаются социальным сопровождением подростков, которые имеют опыт криминальной деятельности, бродяжничества, употребления наркотических или психотропных веществ. Их деятельность направлена на недопущение негативных последствий для ребенка, поддержание воспитательных функций семьи, если она еще существует.

Семья — основной носитель моральных ценностей. Дети и подростки в возрасте 9–15 лет, покидающие свои дома вследствие домашнего насилия, к которому относят лишение еды, избиение, изнасилование, оскорбление, принуждение к чему — либо, считают, что «улица» научит большему, в отличие от семьи, в которой они живут. Домашнее насилие зачастую скрыто от глаз соседей, школы, от органов опеки и потому остается длительное время безнаказанным. Именно домашнее насилие является основной причиной беспризорности. Попадая на улицу дети оказываются не в менее опасной обстановке ,ребенок перестает различать хорошее и плохое.


Давайте мы с вами теперь подумаем, по рассуждаем. Вот вы скоро выпускаетесь из школы – интерната. Получите профобразование. Создадите семью
.Скажите ,какой она должна быть у вас? Что вы должны делать в жизни, что бы ваши дети были в семье. Ответы детей.

Запомните навсегда! «Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым».  (Оскар Уайльд)( слайд 17)Закончим наш разговор вашим ответом на вопрос - «Счастливое детство – это…?Ответы учащихся.

В итоге нашей беседы , хочу вам сказать. Ведите себя достойно уважения, культурно, соблюдайте правила и законы поведения общества, о которых мы с вами неоднократно беседуем, будьте добрее и дружнее. Не забывайте, что в вас  будущее нашей страны, вы должны быть хорошим примером своим детям , вы должны быть  в чём- то  лучше своих родителей. Честность, порядочность, трудолюбие, здоровый образ жизни - залог вашей  благополучной жизни ,и залог процветания нашей России!

Всем огромное спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку-беседе по теме "Nobel Peace Prize Winners"

Презентация является иллюстрацией - сопутствующим материалом к плану проведения открытого урока-дискуссии по теме "Nobel Prize Winners"...

Открытая беседа на тему:" Правила этикета при знакомстве"

Задачи:1. Способствовать формированию у детей навыков культурного поведения.2. Научить детей правильно знакомиться....

Открытая беседа на тему : "Опасные приключения"

Цель: определить понятия «опасные игры», а также «альтернатива данным играм».Задачи:1. Показать небезопасность современных детских и подростковых игр, выяснить причину их распр...

Открытая беседа на тему: "Я и мои виртуальные друзья"

Цель классного часа: научить правильному использованию компьютера и сотовых телефонов, чтобы не быть затянутым в виртуальный мир.Задачи классного часа: выяснить значение слов и расширить знания о &ldq...

Открытая беседа-презентация на тему: "Правила поведения на улице"

Цель: углубить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения и способах выхода из опасных ситуаций. Задачи:1. Способствовать формированию у детей осознанной потребности в...

"Бродяжничество, беспризорность, самовольный уход".

19.02.2023 года с подростками в рамках межведомственной профилактической акции "Дети улиц" проведен круглый стол на тему "Бродяжничество, беспризорность, самовольный уход". С целью...

«Бродяжничество. Беспризорность»

Цель беседы: -сформировать представление и отношение воспитанников к проблеме детской беспризорности; -познакомить подростков с нормативной базой и системой организаций, функционирование которых,...